Устройство крепления подголовника сиденья транспортного средства
Реферат
Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к креплению подголовников сидений транспортных средств. Устройство крепления подголовника сиденья транспортного средства содержит подголовник с парой вертикальных стоек, установленных в направляющих, размещенных в спинке сиденья и соединенных в своей нижней части общей перекладиной. Устройство снабжено механизмом блокировки от вертикального перемещения. Направляющие в своей верхней части жестко соединены со втулками, установленными с возможностью поворота на верхней части каркаса спинки и зафиксированными от осевого перемещения П-образными упорами, закрепленными на верхней части каркаса. Направляющие установлены с возможностью взаимодействия с перемычками П-образных упоров. Кроме того, устройство снабжено пружинными элементами в виде зигзагообразных пружин, верхние концы которых закреплены на общей перекладине, а нижние на нижней части каркаса спинки. Технический результат - повышение травмобезопасности в аварийных ситуациях при фронтальном ударе автомобиля, обеспечение простоты и надежности конструкции. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к креплению подголовников сидений транспортных средств.
Из уровня техники известна конструкция крепления подголовника сиденья транспортного средства с фиксирующим устройством (см., например, патент РФ №218695, кл. В 60 N 2/48 от 08.02.2000), содержащая подголовник со стержнем установленными в фиксирующем устройстве, которое размещено в направляющей втулке спинки сиденья, фиксирующее устройство включает в себя рычаг и упругий блокирующий элемент, причем рычаг выполнен монолитным, нижняя часть его представляет собой пластину со сквозным отверстием для стержня подголовника, а верхняя часть выполнена в виде скобы, при этом один из концевых участков верхней части зафиксирован в упругом блокирующем элементе.
В указанной конструкции направляющая втулка с фиксирующим устройством жестко закреплена на каркасе спинки, а подголовник имеет только вертикальную регулировку. Конструкция жесткого крепления направляющей втулки подголовника обеспечивает предотвращение травмирования шейных позвонков, но не снижает риск травмирующего воздействия на шейный отдел. Не исключено также получение черепно-мозговых травм из-за большой амплитуды отклонения назад головы человека при ударе ее о жестко закрепленный подголовник.
Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является устройство крепления подголовника сиденья транспортного средства(см. заявку DE №4034120, кл. В 60 N 2/48 от 10.10.1991), содержащее подголовник с парой вертикальных стоек, находящихся в направляющих, установленных в полости, размещенной в спинке сиденья и сужающейся книзу, при этом направляющие стоек в своей нижней части соединены общей осью, а в верхней широкой части полости установлены направляющие вставки, определяющие величину наклона подголовника, в средней части полости размещены демпфирующие элементы, выполненые в виде надувных камер, соединенных с воздушным компрессором.
Известная конструкция активного подголовника позволяет получить высокие демпфирующие свойства и большую амплитуду качания подголовника.
Однако, использование для настройки упругих свойств системы воздушного компрессора приводит к следующим недостаткам: конструкция сложна для практического применения, требуется подвод к спинке сиденья сжатого воздуха; для размещения элементов механизма требуется точная полость внутри спинки; малая надежность из-за возможных утечек в системе подачи сжатого воздуха; отклонение подголовника назад может привести к увеличению расстояния между головой и поверхностью подголовника более допустимого, что снижает травмобезопасность.
Техническим результатом изобретения является повышение травмобезопасности в аварийных ситуациях при фронтальном ударе автомобиля как непосредственно сидящего на сиденье человека, так и пассажира, сидящего сзади, обеспечение простоты и надежности конструкции.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что известное устройство крепления подголовника сиденья транспортного средства, содержащее подголовник с парой вертикальных стоек, установленных в направляющих, размещенных в спинке сиденья и соединенных в своей нижней части общей перекладиной, снабжено механизмом блокировки от вертикального перемещения, а указанные направляющие в своей верхней части жестко соединены со втулками, установленными с возможностью поворота на верхней части каркаса спинки и зафиксированными от осевого перемещения П-образными упорами, закрепленными на верхней части каркаса, при этом направляющие установлены с возможностью взаимодействия с перемычками П-образных упоров, кроме того устройство снабжено пружинными элементами, верхние концы которых закреплены на общей оси, а нижние на нижней части каркаса спинки.
Механизм блокировки от вертикального перемещения выполнен в виде поперечных пазов на вертикальных стойках и фиксаторов, установленных на вертикальных стойках с возможностью перемещения с ними.
П-образные упоры закреплены на верхней части каркаса под углом.
Пружинные элементы выполнены в виде зигзагообразных пружин "змеек".
Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".
Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид устройства крепления подголовника сиденья и силы, приводящие его в действие; на фиг.2 - вид спереди (без подголовника); на фиг.3 - вид сбоку (без подголовника).
Устройство крепления подголовника сиденья транспортного средства содержит подголовник 1 с парой вертикальных стоек 2, установленных в направляющих 3, размещенных в спинке 4 сиденья. Спинка 4 сиденья имеет каркас 5, к которому крепится устройство, и заливается, например, пенополиуретаном или другим набивочным материалом для создания монолитной единой конструкции.
Направляющие 3 соединены в своей нижней части общей перекладиной 6, а в своей верхней части жестко соединены со втулками 7, установленными с возможностью поворота на верхней части каркаса 5 спинки и зафиксированными от осевого перемещения П-образными упорами 8, охватывающими втулки 5 по торцам, и закрепленными на верхней части каркаса 5.
Направляющие 3 установлены с возможностью взаимодействия с перемычкой П-образных упоров 8. Ограничение угла наклона подголовника 1 назад (фиг.1) происходит за счет контакта цилиндрической части направляющих 3 с перемычками П-образных упоров 8.
П-бразные упоры 8 позволяют задать угол наклона всего подголовника 1 за счет своего пространственного положения, а именно жесткого крепления на каркасе 5 спинки под необходимым углом.
Устройство снабжено пружинными элементами, верхние концы которых закреплены на общей перекладине 6, а нижние на нижней части каркаса 5 спинки. Пружинные элементы выполнены в виде зигзагообразных пружин 9 "змеек" из пружинной стали.
Устройство имеет механизм блокировки от вертикального перемещения, выполненный в виде поперечных пазов 10 на вертикальных стойках 2 и фиксаторов 11, установленных на вертикальных стойках 2 с возможностью перемещения с ними.
Работа устройства.
наклон подголовника 1 вперед происходит из-за вдавливания спины человека в спинку своего сиденья или при ударе сидящего сзади по подголовнику 1 переднего сиденья в аварийной ситуации.
Направляющие 3 подголовника 1, жестко соединенные со втулками 7, установленными с возможностью поворота на верхней части каркаса 5 спинки, обеспечивают возможность его наклона вперед в момент аварии.
Рабочее положение подголовника 1 и его блокировка от наклона назад определяется положением П-образных упоров 8, закрепленных на верхней части каркаса 5.
Наклон подголовника 1 является упругим и обеспечивается за счет зигзагообразных пружин 8 "змеек". Пружины 9 упруго связывают между собой общую перекладину 6 направляющих 3 с нижней частью каркаса 5 спинки.
Величина упругого наклона подголовника 1 вперед и усилие, необходимое для этого, определяется свойствами пружин 9 и величиной их предварительного натяжения.
Предварительное натяжение пружин 8 может быть создано за счет уменьшения их длины или подъема перекладины 6
Одновременная работа пружин 8 и набивочного материала спинки 4 придает спинке сиденья необходимую несущую способность.
Упругая характеристика системы в совокупности с упругими характеристиками подголовника 1 отвечает требованиям правил ЕЭК ООН №25 в отношении энергопоглощения и времени замедления удара о подголовник
Такое выполнение изобретения позволяет обеспечить травмобезопасность в аварийных ситуациях при фронтальном ударе автомобиля, как непосредственно сидящего на сиденье человека, так и пассажира, сидящего сзади, обеспеченить простоту и надежность конструкции.
Формула изобретения
1. Устройство крепления подголовника сиденья транспортного средства, содержащее подголовник с парой вертикальных стоек, установленных в направляющих, размещенных в спинке сиденья и соединенных в своей нижней части общей перекладиной, отличающееся тем, что оно снабжено механизмом блокировки от вертикального перемещения, а направляющие в своей верхней части жестко соединены с втулками, установленными с возможностью поворота на верхней части каркаса спинки и зафиксированными от осевого перемещения П-образными упорами, закрепленными на верхней части каркаса, при этом направляющие установлены с возможностью взаимодействия с перемычками П-образных упоров, кроме того, устройство снабжено пружинными элементами, верхние концы которых закреплены на общей перекладине, а нижние на нижней части каркаса спинки.
2. Устройство крепления подголовника сиденья транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что механизм блокировки от вертикального перемещения выполнен в виде поперечных пазов на вертикальных стойках и фиксаторов, установленных на вертикальных стойках с возможностью перемещения с ними.
3. Устройство крепления подголовника сиденья транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что П-образные упоры закреплены на верхней части каркаса под углом.
4. Устройство крепления подголовника сиденья транспортного средства по п.1, отличающееся тем, что пружинные элементы выполнены в виде зигзагообразных пружин “змеек”.
РИСУНКИ