Способ ликвидации крупногабаритного заряда ракетного двигателя на твердом топливе

Реферат

 

Изобретение относится к области утилизации крупногабаритных ракетных двигателей на твердом топливе. Сущность изобретения заключается в упрочнении и повышении надежности флегматизирующей поверхность канала крупногабаритного заряда гелевой системы, заполняющей канал, путем введения в водный гель упрочняющего сгораемого каркаса в виде решетки, фермы или трубы. Техническим результатом является повышение прочности геля. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области ракетных двигателей на твердом топливе.

Известны способы ликвидации зарядов РДТТ: методом замедленного регулируемого выжигания на вертикальном стенде с заполнением канала водой (1), методом выжигания заряда в горизонтальном положении на стенде с заполнением канала водным гелем (2).

Последний способ, изложенный в патенте №2123991, взят за прототип.

Недостатком способа, изложенного в прототипе, является недостаточная прочность и адгезия геля, что приводит в крупногабаритных двигателях к деформации поверхности геля при сжигании заряда в горизонтальном положении. При сжигании такого заряда может происходить проскок пламени в канал и нерасчетный режим горения заряда.

Для устранения указанного недостатка необходимо увеличить прочность гелевой системы. Настоящей заявкой предлагается повысить прочность геля введением в канал сгораемого каркаса в виде фермы, решетки, трубы и др.

Сущность изобретения заключается также в том, что при использовании трубы гель располагается в зазоре между трубой и каналом заряда. При этом уменьшается расход дорогостоящего геля, а прочностные характеристики флегматизирующей системы с гелем возрастают.

Чтобы усилить эффект охлаждения продуктов сгорания топлива, в трубу со стороны переднего дна устанавливается одна или несколько форсунок, подающих охлаждающую жидкость по трубе в ядро потока продуктов сгорания. С целью нейтрализации вредных продуктов сгорания в воду, которую подают форсунки, вводят специальные вещества, например, для нейтрализации HCl содовый раствор, щелочь и др.

С целью проверки эффективности предложенного способа были проведены эксперименты на модельных изделиях.

В канал заряда весом 6 кг помещали деревянный стержень, а в зазор между стержнем и каналом заливали водногелевый раствор, содержащий 6% желатина. Процесс горения был стабильным.

Для упрочнения геля в канал изделия перед заливкой геля помещался каркас из картона в виде крестовины с отверстиями в каркасе. Результаты испытания удовлетворительны. С этой же целью в канал другого изделия помещалась труба из полипропилена, гель заливался в зазор между трубой и изделием, а внутри трубы со стороны переднего дна помещалась форсунка для подачи воды по трубе в зону горения. Результаты испытания положительны и соответствовали ожидаемым.

Эффективность применения форсунок с подачей воды в продукты сгорания твердого топлива с целью их нейтрализацией и снижения температуры так же подтверждена эксплуатацией ряда устройств, используемых в качестве пожарной защиты в производствах пожароопасных материалов.

Литература

1. Патент №2021560 от 15.04.93 г. “Способ ликвидации заряда ТРТ”. БИ №19, 1994, с.151.

2. Патент №2123991 от 27.12.98 г. “Способ ликвидации заряда ТРТ”. БИ №36, 1998, с.336.

Формула изобретения

1. Способ ликвидации крупногабаритного заряда ракетного двигателя на твердом топливе, заключающийся в сжигании на горизонтальном стенде заряда ракетного двигателя, скрепленного с корпусом без соплового блока, имеющего канал, заполненный водным гелем, отличающийся тем, что в канал заряда вводится сгораемая армирующая вставка в виде фермы, решетки или трубы для упрочнения водного геля.

2. Способ ликвидации по п.1, отличающийся тем, что при упрочнении водного геля трубой, гель располагается в зазоре между трубой и каналом, стык трубы со стороны переднего дна герметизируется, а внутри трубы со стороны переднего дна размещается одна или несколько форсунок для подачи охлаждающей и нейтрализующей продукты сгорания жидкости.