Способ радиосвязи между подвижными объектами, маршруты движения которых имеют общий начальный пункт

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к радиосвязи, а именно к способам односторонней радиосвязи между подвижными объектами, маршруты движения которых имеют общий начальный пункт. Достигаемым техническим результатом является улучшение массогабаритных показателей приемопередающих станций подвижных объектов, маршруты движения которых имеют общий начальный пункт, увеличение помехоустойчивости различных бортовых радиоэлектронных средств, повышение электромагнитной безопасности людей, находящихся на подвижных объектах, сокращение объема геометрического пространства, занимаемого данной системой радиосвязи, а, следовательно, повышение эффективности способа в условиях одновременной эксплуатации нескольких систем радиосвязи. Для этого осуществляют радиосвязь с помощью сбрасываемых с подвижных объектов маломощных промежуточных приемопередающих станций, оснащенных ненаправленными антеннами. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Реферат

Техническое решение относится к радиосвязи, а именно к способам односторонней радиосвязи между подвижными объектами, маршруты движения которых имеют общий начальный пункт.

Известен способ спутниковой радиосвязи (см., например, О.В.Головин, Н.И.Чистяков, В.Шварц, И.Хардон Агиляр. Радиосвязь. Под ред. О.В.Головина. - М.: Горячая линия - Телеком, 2001, с.224-279), заключающийся в том, что передают радиосигналы с первого подвижного объекта, принимают эти радиосигналы на искусственном спутнике Земли, передают эти радиосигналы с искусственного спутника Земли, принимают эти радиосигналы на втором подвижном объекте, передают радиосигналы со второго подвижного объекта, принимают эти радиосигналы на искусственном спутнике Земли, передают эти радиосигналы с искусственного спутника Земли, принимают эти радиосигналы на первом подвижном объекте.

Указанный способ позволяет обеспечить большую дальность радиосвязи между подвижными объектами, находящимися на поверхности Земли или вблизи нее, независимо от их маршрутов движения, однако требует выведения спутников радиосвязи на околоземные орбиты и управления их движением и функционированием, что усложняет способ.

Вместе с тем значительные высоты орбит спутников (от сотен километров в системах с низкими околоземными орбитами до десятков тысяч километров в системах с высокоэллиптическими и геостационарными орбитами - см., например, Ю.М.Горностаев, В.В.Соколов, Л.М.Невдяев. Перспективные спутниковые системы связи. - М.: Горячая линия - Телеком, 2000, с.71) требуют применения на космической станции и на подвижных объектах приемопередающих устройств большой мощности, оснащенных высоконаправленными антеннами.

Однако увеличение мощности приемопередающих устройств вызывает ухудшение их массогабаритных показателей, уменьшение помехоустойчивости различных бортовых радиоэлектронных средств, а также снижение электромагнитной безопасности людей, находящихся на подвижных объектах.

Указанный недостаток в сочетании с ограниченными возможностями создания антенн с большим коэффициентом усиления приводит к увеличению объема геометрического пространства, занимаемого данной системой радиосвязи (размеры зоны покрытия земной поверхности одним лучом спутникового ретранслятора достигают сотен километров в диаметре - см. там же, с.78-110), что снижает эффективность способа в условиях одновременной эксплуатации нескольких систем радиосвязи.

Термин “объем геометрического пространства” характеризует одну из трех основных (наряду с полосой частот и временем работы) составляющих радиочастотного пространства, занимаемого системой радиосвязи (см. Н.А.Логинов. Актуальные вопросы радиоконтроля в Российской Федерации. - М.: Радио и связь, 2000, с.11-12).

Известен способ радиосвязи между летательными аппаратами (см., например, П.С.Давыдов, П.А.Иванов. Эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования. Справочник. - М.: Транспорт, 1990, с.88-92), заключающийся в том, что передают радиосигналы с первого летательного аппарата, принимают эти радиосигналы на втором летательном аппарате, передают радиосигналы со второго летательного аппарата, принимают эти радиосигналы на первом летательном аппарате.

Указанный способ не требует решения сложных задач, присущих спутниковой радиосвязи, и позволяет обеспечить большую дальность радиосвязи между летательными аппаратами, совершающими полет на больших высотах по произвольным маршрутам.

Однако дальность радиосвязи между низколетящими летательными аппаратами существенно уменьшается в результате влияния отражения электромагнитных волн от поверхности Земли (см., например, Теоретические основы радиолокации. Под ред. В.Е.Дулевича. - М.: Советское радио, 1978, с.410).

Для увеличения дальности радиосвязи необходимо повышать мощности бортовых приемопередающих станций и направленность их антенн.

Однако увеличение мощности бортовых приемопередающих станций вызывает ухудшение их массогабаритных показателей, уменьшение помехоустойчивости различных бортовых радиоэлектронных средств, а также снижение электромагнитной безопасности людей, находящихся на летательных аппаратах.

Указанный недостаток в сочетании с ограниченными возможностями создания антенн с большим коэффициентом усиления приводит к увеличению объема геометрического пространства, занимаемого данной системой радиосвязи, что снижает эффективность способа в условиях одновременной эксплуатации нескольких систем радиосвязи.

Решаемой технической задачей является улучшение массогабаритных показателей приемопередающих станций подвижных объектов, маршруты движения которых имеют общий начальный пункт, увеличение помехоустойчивости различных бортовых радиоэлектронных средств, повышение электромагнитной безопасности людей, находящихся на подвижных объектах, сокращение объема геометрического пространства, занимаемого данной системой радиосвязи, а, следовательно, повышение эффективности способа в условиях одновременной эксплуатации нескольких систем радиосвязи на основе осуществления радиосвязи с помощью сбрасываемых с подвижных объектов маломощных промежуточных приемопередающих станций, оснащенных ненаправленными антеннами.

Решение технической задачи в способе радиосвязи между подвижными объектами, маршруты движения которых имеют общий начальный пункт, заключающемся в том, что передают на заданных рабочих частотах радиосигналы с первого подвижного объекта, принимают на заданных рабочих частотах радиосигналы на втором подвижном объекте, достигается тем, что с момента времени первого удаления первого подвижного объекта от общего начального пункта маршрутов на расстояние, определяемое по заданным дальностям действия радиопередающей станции, размещенной на первом подвижном объекте, и промежуточных приемопередающих станций, с первого подвижного объекта осуществляют сброс промежуточных приемопередающих станций с интервалами по дальности, определяемыми по заданным дальностям действия радиопередающей и промежуточных приемопередающих станций, с момента времени первого удаления второго подвижного объекта от общего начального пункта маршрутов на расстояние, определяемое по заданным дальностям действия радиопередающей станции и промежуточных приемопередающих станций, со второго подвижного объекта осуществляют сброс промежуточных приемопередающих станций с интервалами по дальности, определяемыми по заданным дальностям действия радиопередающей и промежуточных приемопередающих станций, причем передача радиосигналов с первого подвижного объекта на второй подвижный объект состоит в том, что если сброс промежуточных приемопередающих станций осуществляют с обоих подвижных объектов, то принимают переданные с первого подвижного объекта радиосигналы на последней сброшенной с первого подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции и передают их, принимают переданные с данной промежуточной приемопередающей станции радиосигналы на предпоследней сброшенной с первого подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции и передают их, аналогичным образом осуществляют прием и передачу радиосигналов с помощью других ранее сброшенных с первого подвижного объекта промежуточных приемопередающих станций по направлению передачи радиосигналов от сброшенных промежуточных приемопередающих станций в более поздние моменты времени к сброшенным в более ранние моменты времени, принимают переданные с первой сброшенной с первого подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции радиосигналы на первой сброшенной со второго подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции и передают их, принимают переданные с первой сброшенной со второго подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции радиосигналы на второй сброшенной со второго подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции и передают их, аналогичным образом осуществляют прием и передачу радиосигналов с помощью других сброшенных в более позднее время со второго подвижного объекта промежуточных приемопередающих станций по направлению передачи радиосигналов от сброшенных промежуточных приемопередающих станций в более ранние моменты времени к сброшенным в более поздние моменты времени, принимаемыми на втором подвижном объекте радиосигналами являются радиосигналы, переданные с последней сброшенной со второго подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции, причем если сброс промежуточных приемопередающих станций осуществляют только с первого подвижного объекта, то прием переданных с первой сброшенной с первого подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции радиосигналов осуществляют на втором подвижном объекте, если сброс промежуточных приемопередающих станций осуществляют только со второго подвижного объекта, то прием переданных с первого подвижного объекта радиосигналов осуществляют на первой сброшенной со второго подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции.

При передаче радиосигналов с первого подвижного объекта на второй подвижный объект заданной рабочей частотой радиосигналов, принимаемых на каждой сброшенной с первого подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции, кроме последней сброшенной с первого подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции, является заданная рабочая частота радиосигналов, передаваемых с промежуточной приемопередающей станции, сброшенной с первого подвижного объекта в ближайший к моменту времени сброса данной промежуточной приемопередающей станции более поздний момент времени, заданной рабочей частотой радиосигналов, принимаемых на последней сброшенной с первого подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции, является заданная рабочая частота радиосигналов, передаваемых с первого подвижного объекта, заданной рабочей частотой радиосигналов, принимаемых на каждой сброшенной со второго подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции, кроме первой сброшенной со второго подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции, является заданная рабочая частота радиосигналов, передаваемых с промежуточной приемопередающей станции, сброшенной со второго подвижного объекта в ближайший к моменту времени сброса данной промежуточной приемопередающей станции более ранний момент времени, заданной рабочей частотой радиосигналов, принимаемых на первой сброшенной со второго подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции, является заданная рабочая частота радиосигналов, передаваемых с первой сброшенной с первого подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции, если с первого подвижного объекта сброшена хотя бы одна промежуточная приемопередающая станция, или, в противном случае, заданная рабочая частота радиосигналов, передаваемых с первого подвижного объекта, заданной рабочей частотой радиосигналов, принимаемых на втором подвижном объекте, является заданная рабочая частота радиосигналов, передаваемых с последней сброшенной со второго подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции, если со второго подвижного объекта сброшена хотя бы одна промежуточная приемопередающая станция, или заданная рабочая частота радиосигналов, передаваемых с первой сброшенной с первого подвижного объекта промежуточной приемопередающей станции, если промежуточные приемопередающие станции сброшены только с первого подвижного объекта.

Термин “подвижный объект” является общепринятым (см., например, Соловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. - М.: Эко-трендз, 2000, с.49). К подвижным объектам относятся, в частности, средства наземного, водного и воздушного транспорта, оснащенные средствами радиосвязи, причем подвижные объекты могут не только находиться в движении, но и совершать остановки.

На фиг.1 условно изображены первый подвижный объект и второй подвижный объект, радиопередающая станция и радиоприемная станция, размещенные соответственно на первом подвижном объекте и на втором подвижном объекте, промежуточные приемопередающие станции, сброшенные с первого подвижного объекта и со второго подвижного объекта, для случая, при котором первый подвижный объект является наземным транспортным средством, второй подвижный объект является низколетящим летательным аппаратом, число сброшенных промежуточных приемопередающих станций равно восьми.

На фиг.2 условно изображены радиопередающая станция, первый блок задания, первый измеритель скорости, первый блок управления, первый блок сброса, содержащий первый электропривод, первый конвейер, размещенные на первом подвижном объекте, первые несущие элементы, закрепленные на первой ленте первого конвейера, магниты, закрепленные по одному в каждом из первых несущих элементов, промежуточные приемопередающие станции, размещенные по одной в каждом из первых несущих элементов, находящихся в верхнем положении, для случая, при котором число промежуточных приемопередающих станций равно шести.

На фиг.3 условно изображены радиоприемная станция, второй блок управления, второй измеритель скорости, второй блок задания, второй блок сброса, содержащий второй электропривод, второй конвейер, размещенные на втором подвижном объекте, вторые несущие элементы, закрепленные на второй ленте второго конвейера, магниты, закрепленные по одному в каждом из вторых несущих элементов, промежуточные приемопередающие станции, размещенные по одной в каждом из вторых несущих элементов, находящихся в верхнем положении, причем к каждой из этих промежуточных приемопередающих станций прикреплен с помощью стропов парашют, для случая, при котором число промежуточных приемопередающих станций равно шести.

На фиг.4 условно изображена радиопередающая станция.

На фиг.5 условно изображена радиоприемная станция.

На фиг.6 условно изображен приемопередающий блок промежуточной приемопередающей станции.

На фиг.7 условно изображена промежуточная приемопередающая станция.

Система для осуществления способа, представленная на фиг.1-7, содержит размещенные на первом подвижном объекте 1 и на втором подвижном объекте 2 радиопередающую станцию 3 и радиоприемную станцию 4 соответственно, промежуточные приемопередающие станции 5, размещенные на первом подвижном объекте 1 и на втором подвижном объекте 2, первый блок 6 задания, первый измеритель 7 скорости, первый блок 8 управления, первый блок 9 сброса, размещенные на первом подвижном объекте 1, второй блок 10 управления, второй измеритель 11 скорости, второй блок 12 задания, второй блок 13 сброса, размещенные на втором подвижном объекте 2, первый блок 9 сброса содержит первый электропривод 14, первый конвейер 15, размещенные на первом подвижном объекте 1, на первой ленте 16 первого конвейера 15 закреплены первые несущие элементы 17, причем промежуточные приемопередающие станции 5 размещены по одной в каждом из первых несущих элементов 17, находящихся в верхнем положении, второй блок 13 сброса содержит второй электропривод 18, второй конвейер 19, размещенные на втором подвижном объекте 2, на второй ленте 20 второго конвейера 19 закреплены вторые несущие элементы 21, причем промежуточные приемопередающие станции 5 размещены по одной в каждом из вторых несущих элементов 21, находящихся в верхнем положении, причем к каждой промежуточной приемопередающей станции 5, размещенной во втором несущем элементе 21, прикреплен с помощью стропов 22 парашют 23, уложенный в данном втором несущем элементе 21, первый блок 9 сброса и второй блок 13 сброса содержат магниты 24, размещенные по одному в каждом из первых несущих элементов 17 и вторых несущих элементов 21, первый корпус 25 первого подвижного объекта 1 имеет первое отверстие 26, второй корпус 27 второго подвижного объекта 2 имеет второе отверстие 28, радиопередающая станция 3 содержит источник 29 сообщений, первый преобразователь 30 частоты, первый управляемый генератор 31, первый усилитель 32 мощности, первую передающую антенну 33, радиоприемная станция 4 содержит первую приемную антенну 34, первый полосовой фильтр 35, первый малошумящий усилитель 36, второй преобразователь 37 частоты, второй управляемый генератор 38, первый усилитель 39 промежуточной частоты, демодулятор 40, получатель 41 сообщений, каждая промежуточная приемопередающая станция 5 содержит приемопередающий блок 42 и блок 43 питания, приемопередающий блок 42 содержит вторую приемную антенну 44, второй полосовой фильтр 45, второй малошумящий усилитель 46, третий преобразователь 47 частоты, первый гетеродин 48, второй усилитель 49 промежуточной частоты, четвертый преобразователь 50 частоты, второй гетеродин 51, второй усилитель 52 мощности, вторую передающую антенну 53, блок 43 питания содержит электромагнитное реле 54, геркон 55, аккумулятор 56.

Выходы первого блока 6 задания и первого измерителя 7 скорости соединены с соответствующими входами первого блока 8 управления, один из выходов которого соединен с управляющим входом первого управляемого генератора 31 радиопередающей станции 3, другой выход первого блока 8 управления соединен с входом первого электропривода 14 первого конвейера 15, выходы второго блока 12 задания и второго измерителя 11 скорости соединены с соответствующими входами второго блока 10 управления, один из выходов которого соединен с управляющим входом второго управляемого генератора 38 радиоприемной станции 4, другой выход второго блока 10 управления соединен с входом второго электропривода 18 второго конвейера 19, в радиопередающей станции 3 выход источника 29 сообщений соединен с первым входом первого преобразователя 30 частоты, второй вход которого соединен с выходом первого управляемого генератора 31, выход первого преобразователя 30 частоты соединен с входом первого усилителя 32 мощности, выход которого соединен с входом первой передающей антенны 33, в радиоприемной станции 4 выход первой приемной антенны 34 соединен с входом первого полосового фильтра 35, выход которого соединен с входом первого малошумящего усилителя 36, выход которого соединен с первым входом второго преобразователя 37 частоты, второй вход которого соединен с выходом второго управляемого генератора 38, выход второго преобразователя 37 частоты соединен с входом первого усилителя 39 промежуточной частоты, выход которого соединен с входом демодулятора 40, выход которого соединен с входом получателя 41 сообщений, в приемопередающем блоке 42 каждой промежуточной приемопередающей станции 5 выход второй приемной антенны 44 соединен с входом второго полосового фильтра 45, выход которого соединен с входом второго малошумящего усилителя 46, выход которого соединен с первым входом третьего преобразователя 47 частоты, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина 48, выход третьего преобразователя 47 частоты соединен с входом второго усилителя 49 промежуточной частоты, выход которого соединен с первым входом четвертого преобразователя 50 частоты, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина 51, выход четвертого преобразователя 50 частоты соединен с входом второго усилителя 52 мощности, выход которого соединен с входом второй передающей антенны 53, в блоке 43 питания каждой промежуточной приемопередающей станции 5 первый вывод обмотки электромагнитного реле 54 соединен с положительным полюсом аккумулятора 56, второй вывод соединен с первым выводом геркона 55, второй вывод которого соединен с отрицательным полюсом аккумулятора 56, положительный полюс аккумулятора 56 соединен через нормально замкнутые контакты электромагнитного реле 54 с положительной клеммой питания приемопередающего блока 42, отрицательная клемма питания которого соединена с отрицательным полюсом аккумулятора 56.

Дальность действия радиопередающей станции 3 задана по заданным дальностям действия промежуточных приемопередающих станций 5, частота настройки первого гетеродина 48 каждой промежуточной приемопередающей станции 5 отличается от заданной частоты приема данной промежуточной приемопередающей станции 5 на заданное значение промежуточной частоты последней, частота настройки второго гетеродина 51 каждой промежуточной приемопередающей станции 5 отличается от заданной частоты передачи данной промежуточной приемопередающей станции 5 на заданное значение промежуточной частоты последней, заданная частота передачи каждой промежуточной приемопередающей станции 5 отличается от заданных частот передачи других промежуточных приемопередающих станций 5, заданной частотой приема каждой промежуточной приемопередающей станции 5, размещенной на первом подвижном объекте 1, кроме промежуточной приемопередающей станции 5, размещенной на максимальном удалении вдоль первого конвейера 15 от первого отверстия 26, является заданная частота передачи промежуточной приемопередающей станции 5, размещенной на минимальном удалении от данной промежуточной приемопередающей станции 5 по направлению вдоль первого конвейера 15 от первого отверстия 26, заданной частотой приема каждой промежуточной приемопередающей станции 5, размещенной на втором подвижном объекте 2, кроме промежуточной приемопередающей станции 5, размещенной на минимальном удалении вдоль второго конвейера 19 от второго отверстия 28, является заданная частота передачи промежуточной приемопередающей станции 5, размещенной на минимальном удалении от данной промежуточной приемопередающей станции 5 по направлению вдоль второго конвейера 19 ко второму отверстию 28, заданной частотой приема промежуточной приемопередающей станции 5, размещенной на втором подвижном объекте 2 на минимальном удалении вдоль второго конвейера 19 от второго отверстия 28, является заданная частота передачи промежуточной приемопередающей станции 5, размещенной на первом подвижном объекте 1 на минимальном удалении вдоль первого конвейера 15 от первого отверстия 26.

Сущность способа заключается в следующем.

Рассмотрим ситуацию, при которой первым подвижным объектом 1 является наземное транспортное средство, вторым подвижным объектом 2 является низколетящий летательный аппарат, например, вертолет или дирижабль.

Термин “низколетящий летательный аппарат” является общепринятым (см., например, Радиотехнические системы. Под ред. проф. Ю.М.Казаринова. - М.: Высшая школа, 1990, с.221). Второй подвижный объект 2, в частности летательный аппарат, является низколетящим, если выполняется условие (см. Теоретические основы радиолокации. Под ред. В.Е.Дулевича. - М.: Советское радио, 1978, с.410)

где с - скорость света; ha - высота расположения первой передающей антенны 33 радиопередающей станции 3, размещенной на первом подвижном объекте 1; hb - высота расположения первой приемной антенны 34 радиоприемной станции 4, размещенной на втором подвижном объекте 2; d - расстояние между первым подвижным объектом 1 и вторым подвижным объектом 2.

Выражение (1) справедливо, если выполняется условие зеркального отражения радиоволн от подстилающей поверхности (см. там же, с.405)

где ψ - угол скольжения; δ - высота неровностей подстилающей поверхности.

Для определенности примем, что подстилающая поверхность, являющаяся поверхностью Земли, представляет собой зеркально отражающую горизонтальную плоскость, т.е. условие (2) выполняется.

Первый подвижный объект 1 совершает движение только по подстилающей поверхности.

На первом подвижном объекте 1 размещают радиопередающую станцию 3 и М промежуточных приемопередающих станций 5 с номерами m=1,2,... ,М, где m - целые положительные числа. На втором подвижном объекте 2 размещают радиоприемную станцию 4 и N промежуточных приемопередающих станций 5 с номерами n=1,2,... ,N, где n - целые положительные числа.

В общем случае с первого подвижного объекта 1 и со второго подвижного объекта 2 в каждой точке сброса могут осуществлять сброс по несколько промежуточных приемопередающих станций 5.

Примем, что с первого подвижного объекта 1 и со второго подвижного объекта 2 в каждой точке сброса осуществляют сброс только по одной промежуточной приемопередающей станции 5.

Более ранним моментам времени сброса промежуточных приемопередающих станций 5 с первого подвижного объекта 1 соответствуют промежуточные приемопередающие станции 5 с меньшими номерами

где tm, tμ - моменты времени сброса m-й и μ -й промежуточных приемопередающих станций 5 соответственно; μ =1,2,... ,М целые положительные числа.

На первом подвижном объекте 1 отсчет времени ta ведут от момента времени , при котором первый подвижный объект 1 находился в общем начальном пункте О (фиг.1).

Более ранним моментам времени сброса промежуточных приемопередающих станций 5 со второго подвижного объекта 2 соответствуют промежуточные приемопередающие станции 5 с меньшими номерами

где tn, tν - моменты времени сброса n-й и ν -й промежуточных приемопередающих станций 5 соответственно; ν =1,2,... ,N целые положительные числа.

На втором подвижном объекте 2 отсчет времени tb ведут от момента времени , при котором второй подвижный объект 2 находился в общем начальном пункте О (фиг.1).

В общем случае моменты времени и могут не совпадать.

Последней сброшенной с первого подвижного объекта 1 промежуточной приемопередающей станцией 5 является промежуточная приемопередающая станция 5, сброс которой осуществлен в наиболее поздний момент времени

где mmax=1,2,…,М.

Последней сброшенной со второго подвижного объекта 2 промежуточной приемопередающей станцией 5 является промежуточная приемопередающая станция 5, сброс которой осуществлен в наиболее поздний момент времени

где nmax=1,2,…,N.

При выполнении условия (2) дальность действия m-й сброшенной с первого подвижного объекта 1 промежуточной приемопередающей станции 5, кроме первой сброшенной с первого подвижного объекта 1 промежуточной приемопередающей станции 5 (m=1), определяют по формуле (см. там же, с.402-410, формулы (14.10), (14.20), (14.30))

где Рm изл - мощность радиосигналов, передаваемых с m-й сброшенной промежуточной приемопередающей станции 5; Рm-1 пр. мин – некоторая пороговая величина, характеризующая чувствительность m-1 сброшенной промежуточной приемопередающей станции 5; hm, hm-1 - высоты расположения второй передающей антенны 53 m-й и второй приемной антенны 44 (m-1)-й сброшенных промежуточных приемопередающих станций 5 соответственно.

Дальность действия n-й сброшенной со второго подвижного объекта 2 промежуточной приемопередающей станции 5, кроме последней сброшенной со второго подвижного объекта 2 промежуточной приемопередающей станции 5 (n=nmax), равна

где Рn изл - мощность радиосигналов, передаваемых с n-й сброшенной промежуточной приемопередающей станции 5; Рm+1 пр. мин - некоторая пороговая величина, характеризующая чувствительность (n+1)-й сброшенной промежуточной приемопередающей станции 5; hn, hn+1 - высоты расположения второй передающей антенны 53 n-й и второй приемной антенны 44 (n+1)-й сброшенных промежуточных приемопередающих станций 5 соответственно.

Дальность действия первой сброшенной с первого подвижного объекта 1 промежуточной приемопередающей станции 5 равна

где - мощность радиосигналов, передаваемых с первой сброшенной с первого подвижного объекта 1 промежуточной приемопередающей станции 5; некоторая пороговая величина, характеризующая чувствительность первой сброшенной со второго подвижного объекта 2 промежуточной приемопередающей станции 5; , - высоты расположения второй передающей антенны 53 первой сброшенной с первого подвижного объекта 1 и второй приемной антенны 44 первой сброшенной со второго подвижного объекта 2 промежуточных приемопередающих станций 5 соответственно.

Дальность действия последней сброшенной со второго подвижного объекта 2 промежуточной приемопередающей станции 5 равна

где - мощность радиосигналов, передаваемых с последней сброшенной со второго подвижного объекта 2 промежуточной приемопередающей станции 5; Рb пр.мин - некоторая пороговая величина, характеризующая чувствительность радиоприемной станции 4 второго подвижного объекта 2; высота расположения второй передающей антенны 53 последней сброшенной со второго подвижного объекта 2 промежуточной приемопередающей станции 5.

Дальность действия радиопередающей станции 3 первого подвижного объекта 1 равна

где Ра изл - мощность радиосигналов, передаваемых с первого подвижного объекта 1; - некоторая пороговая величина, характеризующая чувствительность последней сброшенной с первого подвижного объекта 1 промежуточной приемопередающей станции 5; - высота расположения второй приемной антенны 44 последней сброшенной с первого подвижного объекта 1 промежуточной приемопередающей станции 5.

Под высотой расположения антенны понимаем расстояние до находящейся под антенной точки подстилающей поверхности.

В общем случае высота ha расположения первой передающей антенны 33 радиопередающей станции 3 изменяется в диапазоне от ha min до ha max. Минимальное значение высоты ha min достигается, когда первый подвижный объект 1 находится на подстилающей поверхности, и определяется особенностями конструкций и компоновки первого подвижного объекта 1 и радиопередающей станции 3. Максимальное значение высоты ha max не превышает сумму значений ha min и максимальной высоты полета Ha max первого подвижного объекта 1.

В рассматриваемом случае первым подвижным объектом 1 является наземное транспортное средство, в связи с чем ha min=ha max.

Высота hb, расположения первой приемной антенны 34 радиоприемной станции 4 изменяется в диапазоне от hb min до hb max. Минимальное значение высоты hb min достигается, когда первый подвижный объект 1 находится на подстилающей поверхности, и определяется особенностями конструкций и компоновки первого подвижного объекта 1 и радиоприемной станции 4. Максимальное значение высоты hb max не превышает сумму значений hb min и максимальной высоты полета Hb max первого подвижного объекта 1.

Высоты hm расположения вторых приемных антенн 44 и вторых передающих антенн 53 сброшенных с первого подвижного объекта 1 промежуточных приемопередающих станций 5 изменяются в диапазоне значений от hm min до hm max. Минимальное значение высоты hm min достигается, когда m-я промежуточная приемопередающая станция 5 находится на подстилающей поверхности, и определяется особенностями конструкции данной промежуточной приемопередающей станции 5. Максимальное значение высоты hm max соответствует моменту времени сброса m-й промежуточной приемопередающей станции 5 с первого подвижного объекта 1 и не превышает величины hm max.

Высоты hn расположения вторых приемных антенн 44 и вторых передающих антенн 53 сброшенных со второго подвижного объекта 2 промежуточных приемопередающих станций 5 изменяются в диапазоне значений от hn min до hn max. Минимальное значение высоты hn min достигается, когда n-я промежуточная приемопередающая станция 5 находится на подстилающей поверхности, и определяется особенностями конструкции данной промежуточной приемопередающей станции 5. Максимальное значение высоты hn max соответствует моменту времени сброса n-й промежуточной приемопередающей станции 5 со второго подвижного объекта 2 и не превышает величины hb max.

Выражения (1), (2) и (7)-(11) являются приближенными и не учитывают геометрию первого подвижного объекта 1, второго подвижного объекта 2 и промежуточных приемопередающих станций 5.

С учетом изложенного примем, что для всех m и n справедливы равенства

Из выражений (7)-(10) следует, что при выполнении условий (12)-(15) минимально допустимая дальность действия промежуточных приемопередающих станций 5 равна

По заданным величинам Ризл, Рпр.мин и hmin с учетом формулы (16) дальности действия промежуточных приемопередающих станций 5 задают равными

Дальность действия радиопередающей станции 3 задают по заданным значениям дальностей действия промежуточных приемопередающих станций 5, например, по формуле

Маршруты движения первого подвижного объекта 1 и второго подвижного объекта 2 имеют общий начальный пункт О.

В общем случае при движении по своим маршрутам первый подвижный объект 1 и второй подвижный объект 2 могут совершать остановки на произвольные по продолжительности интервалы времени. Кроме того, в общем случае первый подвижный объект 1 и второй подвижный объект 2 могут начинать движение по своим маршрутам в произвольные моменты времени и .

Предположим, что первый подвижный объект 1 совершает по подстилающей поверхности прямолинейное движение из общего начального пункта О, расположенной на оси х (фиг.1); движение происходит с постоянной скоростью Vа вдоль оси х по направлению в сторону убывающих значений х; максимальное расстояние от общего начального пункта О до первого подвижного объекта 1 равно da mах и характеризует протяженность маршрута первого подвижного объекта 1.

Второй подвижный объект 2 осуществляет из общего начального пункта О вертикальный подъем на высоту hb max а затем совершает горизонтальный полет на высоте hb max с постоянной скоростью Vb вдоль оси х по направлению в сторону возрастающих значений х; максимальное расстояние от общего начального пункта О до второго подвижного объекта 2 равно db max и характеризует протяженность маршрута движения второго подвижного объекта 2.

До момента времени ta min первого удаления первого подвижного объекта 1 от общего начального пункта О на расстояние da min и до момента времени tb min первого удаления второго подвижного объекта 2 от общего начального пункта О на расстояние db min ни с первого подвижного объекта 1, ни со второго подвижного объекта 2 сброс промежуточных приемопередающих станций 5 не осуществляют. При этом осуществление способа состоит в том, что передают радиосигналы с первого подвижного объекта 1, принимают эти радиосигналы на втором подвижном объекте 2.

Величины da min и db min определяют по заданным дальностям Ra=Rm=Rn=Rmin действия радиопередающей станции 3 и промежуточных приемопередающих станций 5.

В частности, величины da min и db min можно задать равными

где k11 - коэффициент запаса, учитывающий приближенный характер применяемых формул.

С момента времени ta m