Отопительно-варочное устройство

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к отопительным и варочным устройствам и может быть использовано в помещениях, связанных с сезонным и временным пребыванием людей, например, в палатках и других подобных помещениях. Технический результат: создание отопительно-варочного устройства с низкой степенью пожароопасности за счет использования жидкого топлива, разрешенного ГОСТ 26432-85 для помещений, в которых находятся люди, при этом устройство должно быть универсальным, позволяющим работать как на жидком, так и на твердом топливе. Отопительно-варочное устройство включает цилиндрический корпус с поддоном и топливным бачком с горелочным устройством, воздухозаборником и дымоходом, причем бачок установлен в корпусе с зазором, образующим воздухоподводящий канал, в топливном бачке размещен фитиль, снабженный механизмом его регулирования, воздухоподводящий канал оснащен шибером, а корпус имеет ножки с отверстиями для крепления к полу. Корпус снабжен съемной крышкой с отверстием, перекрываемым при необходимости заслонкой и имеющим закрепленную снизу решетку для установки варочной посуды, на съемной крышке закреплен дымоход, внутри корпуса установлена колосниковая решетка, между решеткой и крышкой на корпусе вырезано окно для загрузки твердого топлива, оснащенное дверцей, снабженной механизмом запирания, а между решеткой и дном в поддоне корпуса имеется окно для удаления золы, служащее воздухозаборником при работе устройства на жидком топливе, также оснащенное дверцей, имеющей возможность фиксации в любом промежуточном положении между полностью открытым и закрытым окном, выполняющей, таким образом, роль шибера, регулирующего подачу воздуха внутрь корпуса, на поверхности корпуса между его нижним краем и дном поддона выполнен ряд отверстий, через которые может циркулировать воздух, охлаждающий дно. Топливный бачок цилиндрической формы имеет диаметр меньший внутреннего диаметра корпуса и устанавливается на колосниковую решетку, на верхнем торце бачка размещено горелочное устройство, выполненное в виде щелевого отверстия, по периметру которого закреплена гильза для фитиля, проходящего через гильзу и щелевое отверстие внутрь бачка, к гильзе примыкает механизм регулирования подачи фитиля, рукоятка которого располагается со стороны окна для загрузки твердого топлива, что обеспечивается при установке бачка внутрь корпуса, при этом над фитилем размещена трубка, свернутая в форме плоской спирали, один конец которой повернут вертикально и оснащен форсункой, а второй конец выведен наружу через штуцер с накидной гайкой, закрепленный в корпусе, и через игольчатый клапан и тройник соединен трубкой через вентиль с расположенным выше топливного бачка питающим баком, установленным на ножках, снабженных отверстиями для крепления к полу, причем через упомянутый выше тройник питающий бак соединен трубкой через другой штуцер с накидной гайкой, также закрепленный в корпусе, с топливным бачком через поплавковый регулятор уровня, размещенный внутри топливного бачка. 7 ил.

Реферат

Изобретение относится к отопительным и варочным устройствам и может быть использовано в помещениях, связанных с сезонным и временным пребыванием людей, например в палатках и других подобных помещениях.

Известен патент Российской Федерации №2017051, кл. F 24 F С 5/12, 1990 г., опубликованный 30.07.94 г. в бюллетене №14, на устройство, представляющее собой примус, содержащий топливный бак, горелку, устройство автоматической стабилизации режима с теплопередающим элементом, концевой участок которого контактирует с подвижным тепловоспринимающим элементом, концевой участок которого размещен в топливном бачке, снабжен насосом, а соединенный с полостью топливного бачка пневмопривод выполнен взаимодействующим с тепловоспринимающим элементом.

Недостатком такого устройства является сложность конструкции и обслуживания, а также необходимость периодической подкачки насосом давления в топливном бачке.

Известен патент СССР №1825414 “Отопительно-варочное устройство”, кл. F 24 C 5/12, 1991 г., опубликованный 30.06.93 г. в бюллетене №24 - ближайший аналог, содержащий цилиндрический корпус с поддоном и цилиндрическим топливным фитильным бачком, варочным экраном, огражденным по периметру обносом. Цилиндрический корпус снабжен опорными ножками, имеющими опорные планки с отверстиями для крепления к полу. Корпус снабжен дверцей на шарнирах, между корпусом и топливным бачком предусмотрен кольцевой зазор, образующий канал для подвода наружного воздуха. Устройство снабжено дымоходом, сажесборником, который служит также в качестве гасителя пламени при необходимости остановки работы устройства. Устройство также снабжено механизмом регулировки подачи фитиля, размещенного в канале между двойными стенками бачка.

Недостатками такого устройства являются:

- высокая пожароопасность из-за использования низкосортного жидкого топлива и отходов ГСМ, в то время когда ГОСТ 26432-85 разрешает использовать в качестве жидкого топлива для помещений, где находятся люди, только керосин и топливо ТПБ (таблица 1 упомянутого ГОСТа);

- невозможность использования твердого топлива, что делает устройство неуниверсальным.

Целью заявляемого изобретения является создание отопительно-варочного устройства с низкой степенью пожароопасности за счет использования топлива, разрешенного ГОСТ 26432-85, для помещений, в которых находятся люди, при этом устройство должно быть универсальным - позволяющим работать как на жидком, так и на твердом топливе.

Поставленная цель достигается за счет того, что в предлагаемой конструкции цилиндрический корпус устройства снабжен съемной крышкой с отверстием, перекрываемым при необходимости заслонкой, в котором закреплена снизу решетка для установки варочной посуды, и дымоходом, внутри корпуса установлена колосниковая решетка, между решеткой и крышкой на поверхности корпуса имеется окно для загрузки твердого топлива, оснащенное дверцей, снабженной механизмом запирания. Между колосниковой решеткой и дном в поддоне корпуса имеется окно для удаления золы, служащее воздухозаборником при работе устройства на жидком топливе, также оснащенное дверцей, имеющей возможность фиксации в любом промежуточном положении между полностью открытым и закрытым окном, выполняющей, таким образом, роль шибера, регулирующего подачу воздуха внутрь корпуса. На поверхности корпуса между его нижним краем и дном поддона выполнен ряд отверстий, через которые может циркулировать воздух, охлаждающий дно. Топливный бачок цилиндрической формы имеет диаметр, меньший внутреннего диаметра корпуса, и устанавливается на колосниковую решетку, а на верхнем торце бачка размещено горелочное устройство, выполненное в виде щелевого отверстия, по периметру которого закреплена гильза для фитиля, проходящего через гильзу и щелевое отверстие внутрь бачка, к гильзе примыкает механизм регулирования подачи фитиля, рукоятка которого располагается со стороны окна для загрузки твердого топлива, что обеспечивается при установке бачка внутрь корпуса. При этом над фитилем размещена трубка, свернутая в форме плоской спирали, один конец которой повернут вертикально и оснащен форсункой, а второй конец выведен наружу через штуцер с накидной гайкой, закрепленный в корпусе, и через игольчатый клапан и тройник соединен трубкой через вентиль с расположенным выше топливного бачка питающим баком, установленным на ножках, снабженных отверстиями для крепления к полу, причем через упомянутый выше тройник питающий бак соединен трубкой через другой штуцер с накидной гайкой, также закрепленный в корпусе, с топливным бачком через поплавковый регулятор уровня, размещенный внутри топливного бачка.

Такая конструкция предлагаемого устройства позволяет использовать как твердое, так и жидкое топливо по ГОСТ 26432-85 для обогрева помещения и приготовления пищи. При этом обеспечивается не только универсальность устройства по топливу, но и низкая пожароопасность за счет использования разрешенного ГОСТом жидкого топлива, а использование спирали из трубки, которая нагревается пламенем горящего фитиля, позволяет обеспечивать сгорание паров топлива, поступающего из нагретой спирали в форсунку, что обеспечивает интенсивный и быстрый нагрев отопительно-варочного устройства.

Таким образом, при реализации заявляемого технического решения достигается технический результат, заключающийся в обеспечении снижения пожароопасности при эксплуатации устройства за счет использования разрешенного ГОСТом топлива, а также универсальности его, заключающейся в возможности использования как жидкого, так и твердого топлива.

Анализ аналогов показал, что заявляемое техническое решение является новым. Новизна решения заключается в том, что для использования жидкого топлива устройство снабжено топливным бачком, устанавливаемым на колосниковую решетку, снабженным фитилем, над которым размещена свернутая в плоскую спираль трубка, один конец которой повернут вертикально и оснащен форсункой, а другой конец соединен через игольчатый клапан, тройник и вентиль с питающим баком, расположенным выше топливного бачка устройства, при этом через тот же тройник топливо подается в топливный бачок через размещенный в нем поплавковый регулятор уровня. Перевод устройства на твердое топливо осуществляется после отсоединения трубок штуцеров внутри корпуса и удаления спирали и бачка из корпуса.

Таким образом, заявляемое техническое решение характеризуется новой совокупностью существенных признаков, дающих положительный эффект, и обладает признаками соответствия критерию sec;изобретательский уровеньsec;.

На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, работающее на твердом топливе, на фиг.2 - тоже устройство, работающее на жидком топливе, на фиг.3 - заслонка, на фиг.4 - гильза с механизмом регулирования подачи фитиля, на фиг.5 - приспособление для поджигания фитиля, на фиг.6 - приспособление для тушения фитиля, на фиг.7 - приспособление для установки и удаления топливного бачка. Изображенные на фиг.5, 6, 7 приспособления, а также механизм регулирования подачи фитиля в предмет изобретения не входят.

Отопительно-варочное устройство содержит корпус 1, съемную крышку 2 с отверстием 3, в котором закреплена решетка 4, для установки варочной посуды, дымоход 5, колосниковую решетку 6, дверцу 7 с механизмом запирания 8 (на фиг.1 обозначен условно), закрывающую окно для загрузки твердого топлива, дно 9, дверцу 10, перекрывающую окно для выгрузки золы, снабженную механизмом фиксации 11 в любом промежуточном положении (на фиг.1 показано условно), ряд отверстий 12, расположенных между нижним краем корпуса и дном, служащих для циркуляции воздуха, охлаждающего дно 9, ножки 13 с отверстием 14 для крепления к полу. Топливный бачок 15 (фиг.2) устанавливается на колосниковую решетку 6 при работе устройства на жидком топливе. На верхнем торце бачка вырезано щелевое отверстие (на фиг.2 не показано), по периметру которого закреплена гильза 16 (фиг.4), сквозь которую через щелевидное отверстие пропущен в бачок 15 фитиль 17. К гильзе 16 примыкает механизм регулирования подачи 18 фитиля, рукоятка 19 которого выведена к окну для загрузки топлива, перекрываемому дверцей 7. В бачке 15 размещен поплавковый регулятор уровня топлива 20. Над фитилем 17 бачка 15 размещена свернутая в плоскую спираль трубка 21, один конец которой повернут вертикально и оснащен форсункой 22, а другой конец через штуцер 23 с накидной гайкой (на фиг.2 показаны условно), закрепленный в корпусе 1, выведен наружу и через игольчатый клапан 24 и тройник 25 подсоединен через вентиль 26 к питающему баку 27, установленному выше бачка 15 на ножках 28, снабженных отверстиями 29 для крепления к полу. Поплавковый регулятор уровня 20 топливного бачка 15 подсоединен через другой штуцер 30 к тройнику 25 (штуцер 30 также снабжен накидной гайкой, закреплен в корпусе 1 и на фиг.2 показан условно). Топливный бачок 15 оснащен дугообразной ручкой 31, которая свободно может занимать как вертикальное положение, так и положение по одну из сторон бачка 15. Упоры 32 служат для поддержания крышки 2 в корпусе 1. На фиг.3 изображена заглушка 33, служащая для перекрытия отверстия 3 при необходимости. Резьбовая пробка 34 (на фиг.2) закрывает отверстие для слива топлива, если это необходимо после удаления бачка 15 из корпуса 1. Трубки 35 служат для присоединения за пределами корпуса 1 топливного бачка 15 и спирали 21 к игольчатому клапану 24, тройнику 25, вентилю 26 и далее - к питающему баку 27.

Отопительно-варочное устройство работает в одном из двух режимов - либо на твердом топливе, либо на жидком топливе, разрешенном действующим ГОСТом.

Работа устройства на твердом топливе осуществляется при удаленных из корпуса 1 свернутой в спираль трубки 21 с форсункой 22 и топливного бачка 15. Для их удаления следует снять крышку 2, отвернуть накидные гайки штуцеров 23 и 30, вынуть спираль 21 из корпуса 1, а затем удалить из корпуса 1 бачок 15, используя в обеих операциях при необходимости приспособление, изображенное на фиг.7, которым можно подцепить и удалить сначала спираль, а затем бачок (используя ручку 22). После этих операций необходимо установить на место крышку 2. Работа устройства на твердом топливе осуществляется также, как в любой печке, и в особых пояснениях не нуждается.

Для работы устройства на жидком топливе необходимо установить на колосниковую решетку 6 бачок 15 (сняв предварительно крышку 2), подсоединить его к штуцеру 30, завернув до упора гайку штуцера, а затем установить в корпусе 1 спираль 21, присоединив ее к штуцеру 23, затянув также до упора его накидную гайку. Далее в питающий бак 27 заливают жидкое топливо (при закрытом вентиле 26 и игольчатом клапане 24), далее открывают вентиль 26. Поступающее самотеком за счет более высокого расположения бака 27 в топливной бачок 15 топливо установится на уровне, на который настроен поплавковый регулятор 20. Затем через открытую дверцу 7 механизма регулирования подачи 18 фитиля 17 устанавливают нужную высоту фитиля 17. Далее в приспособление для поджига (фиг.5) вставляют кусочек фитиля или ветоши, поджигают его спичкой, а затем через открытую дверцу 7 поджигают фитиль 17 с помощью приспособления (фиг.5).

Через несколько минут пламя от фитиля 17 нагреет свернутую в спираль 21 трубку, после этого плавно открывают игольчатый клапан 24, через который в спираль 21 начнет поступать жидкое топливо, которое будет испаряться в нагретой спирали 21, и пары его поступят в форсунку 22, на выходе из которой они загораются от тепла, выделяемого фитилем 17 (температура вспышки керосина и топлива ТПБ составляет примерно 50°С). Поступление топлива в спираль 21 регулируется игольчатым клапаном 24, а подача воздуха в корпус 1 для обеспечения нормального горения пламени может регулироваться дверцей 10, которая выполняет, таким образом, роль шибера. Дверцу 7 следует закрыть. Для приготовления пищи используют отверстие 3, устанавливая на решетку 4 варочную посуду. Образовавшиеся при горении паров жидкого топлива газообразные вещества, а также возможная копоть удаляются из устройства через дымоход 5 за счет образовавшейся тяги нагретого воздуха. Для остановки работы устройства необходимо закрыть игольчатый клапан 24 и вентиль 26, затем после прекращения горения паров, выходящих из форсунки 22, нужно потушить пламя на фитиле 17 с помощью приспособления (фиг.6) через открытую предварительно дверцу 7, накрывая лотком пламя фитиля 17, предварительно убавив его высоту с помощью механизма регулирования 18.

Предлагаемое отопительно-варочное устройство является промышленно применимым, так как не содержит в себе элементов, представляющих сложность при их изготовлении и монтаже.

Предлагаемое устройство по принципу действия позволяет осуществлять отопление помещений и приготовление пищи как на твердом, так и на жидком топливе, т.е. является универсальным и обеспечивает низкую степень пожароопасности, так как предназначено для работы с топливом, разрешенным действующим ГОСТом.

Отопительно-варочное устройство, включающее цилиндрический корпус с поддоном и топливным бачком с горелочным устройством, воздухозаборником и дымоходом, причем бачок установлен в корпусе с зазором, образующим воздухоподводящий канал, в топливном бачке размещен фитиль, снабженный механизмом его регулирования, воздухоподводящий канал оснащен шибером, а корпус имеет ножки с отверстиями для крепления к полу, отличающееся тем, что корпус снабжен съемной крышкой с отверстием, перекрываемым при необходимости заслонкой и имеющим закрепленную снизу решетку для установки варочной посуды, на съемной крышке закреплен дымоход, внутри корпуса установлена колосниковая решетка, между решеткой и крышкой на корпусе вырезано окно для загрузки твердого топлива, оснащенное дверцей, снабженной механизмом запирания, а между решеткой и дном в поддоне корпуса имеется окно для удаления золы, служащее воздухозаборником при работе устройства на жидком топливе, также оснащенное дверцей, имеющей возможность фиксации в любом промежуточном положении между полностью открытым и закрытым окном, выполняющая, таким образом, роль шибера, регулирующего подачу воздуха внутрь корпуса, на поверхности корпуса между его нижним краем и дном поддона выполнен ряд отверстий, через которые может циркулировать воздух, охлаждающий дно; топливный бачок цилиндрической формы имеет диаметр, меньший внутреннего диаметра корпуса, и устанавливается на колосниковую решетку, на верхнем торце бачка размещено горелочное устройство, выполненное в виде щелевого отверстия, по периметру которого закреплена гильза для фитиля, проходящего через гильзу и щелевое отверстие внутрь бачка, к гильзе примыкает механизм регулирования подачи фитиля, рукоятка которого располагается со стороны окна для загрузки твердого топлива, что обеспечивается при установке бачка внутрь корпуса, при этом над фитилем размещена трубка, свернутая в форме плоской спирали, один конец которой повернут вертикально и оснащен форсункой, а второй конец выведен наружу через штуцер с накидной гайкой, закрепленный в корпусе, и через игольчатый клапан и тройник соединен трубкой через вентиль с расположенным выше топливного бачка питающим баком, установленным на ножках, снабженных отверстиями для крепления к полу, причем через упомянутый выше тройник питающий бак соединен трубкой через другой штуцер с накидной гайкой, также закрепленный в корпусе, с топливным бачком через поплавковый регулятор уровня, размещенный внутри топливного бачка.