Устройство для передачи момента вращения и способ его монтажа и/или технического обслуживания
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи момента вращения в автотранспортных средствах. Устройство содержит закрепленный на коленчатом валу двигателя первый дисковый блок и соединенное с ним фрикционное сцепление. Сцепление содержит нажимной диск, крышку картера, которая с возможностью перемещения по оси и устойчиво к повороту подхватывает опорный диск и охватывает его в радиальном направлении, причем по оси между нажимным диском и опорным диском расположен диск сцепления с предусмотренными снаружи радиальными фрикционными обкладками, приводимыми во фрикционное сцепление с опорным диском и нажимным диском посредством действующего в осевом направлении между опорным диском и крышкой картера аккумулятора энергии. Диск сцепления соединен с невозможностью проворота с входным валом редуктора в последующей жесткой кинематической цепи коробки передач. Устройство выполнено с возможностью монтирования в виде общего блока на коленчатом валу, и фрикционное сцепление при помощи разъединяемых со стороны коробки передач соединительных элементов соединено с дисковым блоком. Способ монтажа и технического обслуживания указанного устройства заключается в том, что сцепление предварительно полностью монтируют, один дисковый блок полностью монтируют на коленчатом валу, для технического обслуживания одну часть сцепления, содержащую принимающую нажимной диск деталь, опорный диск, крышку картера сцепления и диск сцепления, легко, за счет разъемного самоблокирующегося устройства со стороны сцепления, отделяют от дискового блока, соединенного с коленчатым валом, осуществляют техническое обслуживание снятой части сцепления, снятую часть сцепления после осуществления технического обслуживания соединяют с соединенным с коленчатым валом дисковым блоком посредством самоблокирующегося устройства. Техническим результатом является упрощение монтажа и демонтажа устройства для передачи момента вращения, его изношенных деталей, а также его унификация. 2 н. и 103 з.п. ф-лы, 8 ил.
Реферат
Изобретение касается устройства для передачи момента вращения, которое содержит, по меньшей мере, один косвенно или непосредственно закрепленный на коленчатом валу двигателя внутреннего сгорания дисковый блок и одно выполненное как унифицированный узел сцепление, причем дисковый блок со сцеплением может монтироваться как унифицированный узел на коленчатом валу, и унифицированный узел сцепления для целей технического обслуживания выполнен с возможностью отделения от дискового блока, а также способа его монтажа и технического обслуживания.
Одно из такого рода устройств для передачи момента вращения, описанное, например, в DE-PS 4428829, может монтироваться в сборе на коленчатом валу и имеет унифицированный узел сцепления, который может быть соединен со вторичной маховой массой секционированного маховика, так что для целей технического обслуживания секционированный маховик может оставаться на коленчатом валу, и должен сниматься только унифицированный узел сцепления.
Демонтировать унифицированный узел сцепления трудно из-за того, что для отвинчивания установленных во вторичный блок снаружи со стороны двигателя винтов должны удаляться также заклепки со стороны двигателя, причем в очень узкий во многих случаях промежуток между корпусом двигателя и маховым колесом должны вводиться инструменты, которые в осевом направлении должны проводиться через отверстия первой детали с маховой массой к соединительным элементам, чтобы разъединить по отдельности большое количество этих распределенных по окружности соединительных средств, что требует соответствующих затрат на техническое обслуживание. Устройство не может использоваться при многих случаях применения, при которых этот промежуток не доступен для инструментов.
Поэтому задача изобретения состоит в том, чтобы предложить устройство для передачи момента вращения и соответствующий способ, при котором быстрее и проще могут заменяться изношенные детали. Далее устройство должно быть применимым для расширенного числа применений и, вместе с тем, должно быть более дешевым за счет большего количества взаимозаменяемых деталей. Процесс монтажа и технического обслуживания изобретения должен проводиться с небольшим количеством операций и простыми инструментами, причем сцепление должно быть модульно сменным, и требующие ремонта модули должны заменяться на новые модули сцепления без дополнительных наладочных работ.
Задача в устройстве для передачи момента вращения, в частности, для автомашин, содержащем, по меньшей мере, один косвенно или непосредственно закрепленный на коленчатом валу двигателя внутреннего сгорания первый дисковый блок, соединенное с этим дисковым блоком фрикционное сцепление, содержащее нажимной диск, крышку картера сцепления, которая с возможностью перемещения по оси и устойчиво к повороту подхватывает опорных диск и охватывает его в радиальном направлении, причем по оси между нажимным диском и опорным диском расположен диск сцепления с предусмотренными снаружи радиальными фрикционными обкладками, приводимыми во фрикционное сцепление с опорным диском и нажимным диском посредством, по меньшей мере, одного действующего в осевом направлении между опорным диском и крышкой картера сцепления аккумулятора энергии, и диск сцепления соединен с невозможностью проворота с входным валом редуктора в последующей жесткой кинематической цепи коробки передач, согласно изобретению решается тем, что устройство выполнено с возможностью монтирования в виде общего блока на коленчатом валу, и фрикционное сцепление при помощи разъединяемых со стороны коробки передач соединительных элементов соединено с дисковым блоком.
Фрикционное сцепление, предварительно изготовленное, например, как модуль, посредством винтов, заклепок и/или других соединительных элементов может быть соединено с дисковым блоком, особенно предпочтительным все же является закрепление с помощью самоблокирующихся соединительных элементов, так что сцепление при первоначальном монтаже, а также после технического обслуживания может запрессовываться на дисковый блок без крепежного инструмента. Демонтаж сцепления при этом производится со стороны коробки передач, после отделения коробки передач от корпуса двигателя или же, по меньшей мере, после удаления входного вала редуктора из ступицы диска сцепления, так что сцепление может сниматься после расцепления соединения с дисковым блоком. Для этого необходимые для разъединения соединительных элементов инструменты проводятся через соответствующие выемки в выступах тарельчатых пружин, которые могут служить также для закрепления устройства на коленчатом валу и наоборот. При этом может быть особенно предпочтительно предусмотреть соединительные элементы или же соединение между дисковым блоком и сцеплением на радиальном участке крепления устройства на коленчатом валу, например радиально снаружи или радиально внутри него. Согласно изобретению, также может быть предусмотрено расположение соединительных элементов непосредственно на радиальной высоте ступицы диска сцепления, так что необходимые для разъединения соединительных элементов инструменты проводят через соответствующие выемки в ступице или через отверстие для крепления вала коробки передач.
Предпочтительным при этом может быть применение штекерного соединения, с помощью которого обе части втыкаются одна в другую и фиксируются друг на друге по оси и по обхвату, причем, по меньшей мере, одно или несколько, например, распределенных по окружности штекерных соединений могут образовывать соединение с дисковым блоком. В простейшем случае такого рода штекерное соединение может быть образовано из выпуклой в осевом направлении консоли, которая втыкается в соответствующую выемку ответной детали и там удерживается, например, при помощи фиксирующего винта. Особенно предпочтительно выполнять штекерное соединение как блокирующееся по оси или лучше автоматически блокирующееся по оси защелкивающееся соединение, которое может быть сконструировано так, что оно может разъединяться за одну операцию.
Предпочтительная конструкция устройства в соответствии с изобретением предусматривает осевую консоль фрикционного сцепления на втором, принимающем нажимной диск дисковом блоке, который по своему наружному обхвату жестко соединен с крышкой картера сцепления. Таким образом, из сцепления может быть образован модуль, который комплектным и завершенным может сниматься с первого дискового блока путем расцепления соединения на осевых консолях.
Предпочтительно расположить несколько, например от двух до десяти, предпочтительно три-шесть, осевых консолей или опорных точек по окружности дискового блока, причем они жестко соединяются с таким же количеством осевых консолей другого дискового блока или же с другой деталью сцепления.
Для формирования дешевого и автоматически фиксирующегося крепежного механизма оказались далее предпочтительными устройства, которые на образующей соединение детали имеют защелкивающиеся выступы, которые западают в предусмотренные для них комплементарные отверстия ответной детали, образующей соединение. При этом защелкивающиеся выступы могут быть расположены так, что все защелкивающиеся выступы расположены на одном узле, например на креплениях со стороны сцепления, или же на обоих креплениях, со стороны сцепления и со стороны двигателя, предпочтительно попеременно по обхвату. Ориентация защелкивающихся выступов может производиться в любом направлении, причем оказалось предпочтительной ориентация в радиальном направлении наружу, причем защелкивающиеся выступы западают в соответствующие отверстия ответной детали. Для многих применений и примеров конструктивного исполнения может быть предпочтительным или даже необходимым, если закрепленный на коленчатом валу дисковый блок и сцепление выполнены хотя и неподвижными по оси, однако с возможностью поворота по обхвату, по меньшей мере, в ограниченном угловом интервале, например, посредством второго дискового блока, охватывающего нажимной диск и связанного с крышкой картера сцепления.
Для этого соединительные элементы, например распределенные по обхвату консоли с защелкивающимися выступами, одной подлежащей соединению стороны могут быть подхвачены на общем кольце, которое может иметь ответные отверстия для западания защелкивающихся выступов, другой стороны, которое закреплено жестко в осевом направлении и с возможностью поворота на одном из двух дисковых блоков. Таким образом, соединительные элементы одной детали образуют с другой деталью жесткое в осевом направлении, но поворотное соединение, которое может доступно разъединяться со стороны коробки передач.
Предпочтительная форма конструктивного исполнения предусматривает для этого кольцо, которое установлено по оси между дисковым блоком, например захватывающим нажимной диск со стороны сцепления дисковым блоком, и соединяющейся с этим дисковым блоком, радиально перекрывающей кольцо деталью. Эта деталь для соединительных элементов, например для западающих в кольцо защелкивающихся выступов, в зоне предусмотренного поворота обоих дисковых блоков по отношению друг к другу может иметь соответствующие выемки. Далее кольцо может зажиматься по оси между этой деталью и дисковым блоком при помощи действующего в осевом направлении аккумулятора энергии, так что при относительном повороте обоих дисковых блоков относительно друг друга посредством разъемного соединения производится поворот кольца относительно принимающего его дискового блока, а также относительный поворот с созданием момента сил трения, который, например, при применении тарельчатой пружины в качестве осевого аккумулятора энергии определяется, между прочим, ее коэффициентом жесткости.
Согласно изобретению устанавливаемый на коленчатом валу дисковый блок может выполняться гибким в осевом направлении, чтобы демпфировать появляющиеся при определенных обстоятельствах шумы, которые возникают из-за изгибающих колебаний коленчатого вала и через дисковый блок могут передаваться на приводную группу.
Другая изобретательская идея предусматривает проворачивание обоих дисковых блоков в направлении вращения по отношению друг к другу под действием демпфирующего устройства с, по меньшей мере, одним аккумулятором энергии, то есть закрепленный на коленчатом валу дисковый блок может проворачиваться относительно принимающего нажимной диск дискового блока, предпочтительно в ограниченном угловом интервале. Разъемное соединение между сцеплением и входным дисковым блоком образуется, например, за счет вышеописанного защелкивающегося соединения, у которого часть защелкивающегося соединения с одним дисковым блоком может прокручиваться, по меньшей мере, в ограниченном угловом интервале относительно захватывающего его в осевом направлении и/или радиально фиксированного дискового блока, причем это зацепляющееся соединение также может выполнять роль подшипниковой опоры обеих частей друг на друге.
Устройство демпфирования из, по меньшей мере, одного сжимаемого по обхвату аккумулятора энергии, например, в форме, по меньшей мере, одной, короткой по сравнению с периметром ее укладывания винтовой пружины сжатия, причем соотношение между протяженностью, по меньшей мере, одного аккумулятора энергии и периметром может быть меньше 0,5, предпочтительно меньше 0,25, или, по меньшей мере, одной длинной, предварительно изогнутой до состояния установки винтовой пружины сжатия, предпочтительно может быть известным способом размещено в образованной дисковым блоком камере, снабженной соответствующими элементами для их нагружения по обхвату посредством обоих дисковых блоков. Особенно предпочтительной может быть установка аккумуляторов энергии в пружинном сепараторе в качестве зажимного приспособления, которое описано в заявке с регистрационным номером DE 19843298 и содержание которой в полной мере использовано в данной заявке, с помощью которого, по меньшей мере, один аккумулятор энергии может нагружаться с ведущей и ведомой стороны. Предпочтительной может быть установка в зажимное приспособление от двух до восьми, предпочтительно от четырех до шести, работающих как аккумуляторы энергии, коротких винтовых пружин, которые могут быть смонтированы, по меньшей мере, безопасно к утере, с предварительным натягом и/или могут работать без добавки смазочных средств.
Разумеется, что такого рода магазины аккумуляторов энергии не должны быть ограничены одной окружностью, а что, по меньшей мере, на еще одной радиально внутренней и/или радиально наружной окружности могут быть между обоими дисковыми блоками эффективно размещены другие аккумуляторы энергии с одинаковым или различным коэффициентом жесткости пружины.
В деталь сепараторного типа аккумуляторы энергии предпочтительно могут устанавливаться так, что образуется демпфирующий модуль с предварительно смонтированными аккумуляторами энергии, который может устанавливаться в устройство в сборе. При этом предпочтительно закреплять пружинный сепаратор на одном из двух дисковых блоков с защитой от потери, например, при помощи самоблокирующегося устройства или защелкивающегося соединения, причем можно также предпочтительно закреплять пружинный сепаратор на устройствах нагружения дискового блока. В некоторых случаях применения при этом может быть удобно закреплять пружинный сепаратор на дисковом блоке со стороны привода и оставлять там при отделении сцепления от дискового блока со стороны привода, за счет чего подлежащий замене модуль сцепления будет проще, легче и дешевле, в других случаях применения, в частности, когда ожидается высокий износ демпфирующего устройства, пружинный сепаратор может быть закреплен на дисковом блоке модуля сцепления и может сниматься и обслуживаться с модулем сцепления.
Пример конструкции для закрепления пружинного сепаратора на дисковом блоке со стороны привода предусматривает, что его соединительные элементы установлены на винтах для крепления блока на коленчатом валу и имеют накладки, которые охватывают по оси деталь сепараторного типа и в радиальном направлении входят в зацепление в соответствующие выемки в детали сепараторного типа.
Пример конструктивного исполнения установки пружинного сепаратора на принимающем нажимной диск дисковом блоке со стороны сцепления предусматривает закрепление при помощи накладок, которые соединены с дисковым блоком со стороны сцепления и охватывают по оси деталь сепараторного типа и в радиальном направлении блокируются соответствующими, предусмотренными на отвернутой от дискового блока стороне, отливами. Эти накладки дополнительно могут принимать нагружение со стороны сцепления аккумуляторов энергии.
При необходимости к аккумуляторам энергии для лучшей эффективности демпфирующего устройства может подключаться фрикционное устройство, которое действует в жесткой кинематической цепи между дисковыми блоками, по меньшей мере, в части пути проворота дисковых блоков по отношению друг к другу, причем оно может состоять из непрерывно действующего при провороте дисковых блоков по отношению друг к другу основного трения и наводимого в зависимости от угла поворота трения.
При этом основное трение может производиться при помощи фрикционного диска, который закреплен в зоне размещения обоих дисковых блоков друг на друге в осевом направлении между обоими дисковыми блоками или между одним дисковым блоком и соединенной без возможности проворота с другим дисковым блоком подшипниковой втулкой. Необходимая для этого осевая затяжка может производиться, например, при помощи соединительных элементов между обоими дисковыми блоками, то есть посредством соединительных элементов разъемного соединения между сцеплением и дисковым блоком со стороны привода.
Предпочтительный пример конструктивного исполнения предусматривает основное трение между проворачиваемым по отношению к принимающему его дисковому блоку, по меньшей мере, в рабочей зоне демпфирующего устройства кольцом для установки соединительных элементов и принимающим кольцо дисковым блоком, причем кольцо и дисковый блок по отношению друг к другу могут быть разделены расстоянием за счет действующего в осевом направлении аккумулятора энергии.
Далее основное трение может производиться за счет двух находящихся в осевом фрикционном сцеплении устройств нагружения, например двух проворачиваемых друг относительно друга, прилегающих друг к другу в осевом направлении установочных колец для закрепления аккумуляторов энергии детали сепараторного типа, причем устройства нагружения соответственно своей отвернутой от трущейся поверхности стороной прилегают к дисковому блоку и таким образом зажаты относительно друг друга за счет выполненного ограничено эластичным по оси соединения между обоими дисковыми блоками.
Наведенное трение может создаваться за счет того, что фрикционный диск сцепляется с геометрическим замыканием, предпочтительно с поворотным люфтом, с одним из дисковых блоков и косвенно или непосредственно находится во фрикционном сцеплении с другим дисковым блоком. При этом геометрическое замыкание может создаваться, например, при помощи зубчатого зацепления между фрикционным диском, образующим фрикционное сцепление с одним дисковым блоком, и другим дисковым блоком, причем фрикционный диск может быть расположен по оси между обоими дисковыми блоками и, например, на дисковом блоке со стороны коленчатого вала.
Особенно предпочтительное усовершенствование управляющего трением устройства предусматривает расположение фрикционного диска или отдельных, например, 3-9 распределенных по обхвату фрикционных сегментов на отвернутой от демпфирующего устройства стороне дискового блока, например на дисковом блоке со стороны привода. Для этого фрикционный диск с защитой от его утери может быть вставлен при помощи ориентированных по оси цапф в предусмотренные в дисковом блоке, проходящие по обхвату продолговатые отверстия и скреплен при помощи действующего в осевом направлении аккумулятора энергии с дисковым блоком. Расположенный также предпочтительно на наружной стороне дискового блока аккумулятор энергии в предпочтительном примере конструктивного исполнения может нагружать в радиальном направлении снаружи фрикционный диск, причем он опирается на радиально охватывающий его выступ дискового блока или на предусмотренную для образования такого рода выступа деталь и может быть выполнен из тарельчатой пружины или мембранной пружины. Разумеется, что фрикционный управляющий диск при нагружении действующим в осевом направлении аккумулятором энергии может расширять в радиальном направлении цапфы, чтобы стабилизировать фрикционный управляющий диск в зоне удлиненных отверстий, и что, в принципе, такого рода расположение может быть предпочтительным также в осевом направлении между обоими дисковыми блоками, причем действующий в осевом направлении аккумулятор энергии может устанавливаться на обеих сторонах, например, как пружина растяжения или сжатия. Далее, может быть выгодно, когда аккумулятор энергии и/или выступ перекрывает фрикционный управляющий диск настолько, что устраняется его загрязнение, в частности, снаружи в радиальном направлении.
В одном примере конструктивного исполнения образующая выступ деталь может выполняться из расширяющейся в радиальном направлении внутрь фальцованной детали из листового металла, которая соединена с дисковым блоком и предусмотрена для приема или формирования зубчатого обода маховика, который расположен в области наружного обхвата устройства для передачи момента вращения, причем эта фальцованная деталь из листового металла дополнительно может создавать момент инерции дискового блока как маховая масса.
Управление находящимся снаружи фрикционным управляющим диском осуществляется предпочтительно за счет того, что в цапфах фрикционного управляющего диска предусмотрены отверстия, через которые ориентированные по оси консоли другого дискового блока или соединенной с ним детали входят в зацепление с поворотным замыканием и в предусмотренном, предварительно заданном протяженностью продолговатых отверстий по обхвату интервале угла трения поворачивают фрикционный диск относительно одного дискового блока с образованием момента сил трения. Разумеется, в некоторых случаях в качестве такого рода фрикционного диска может быть размещен дисковый блок со стороны сцепления, и фрикционный диск может располагаться произвольно по радиусу устройства, предпочтительно в радиальном направлении снаружи, например, для получения более длинного фрикционного хода демпфирующего устройства, например, в радиальном направлении снаружи пружинного сепаратора.
Для достижения эффекта махового колеса особенно предпочтительно оснащать маховой массой, по меньшей мере, один принимающий нажимной диск дисковый блок, однако предпочтительно оба дисковых блока, со стороны привода и/или со стороны сцепления. При оснащении обоих дисковых блоков не пренебрежимо малой по отношению к ее массе инерции маховой массой может достигаться положительный эффект известного самого по себе секционированного махового колеса.
При этом первичную маховую массу, то есть маховую массу со стороны привода, предпочтительно создавать из дискового блока и/или дополнительных, расположенных предпочтительно радиально снаружи скоплений материала, таких как фальцованные детали из листового металла. Такого рода маховые массы могут создаваться путем однократного процесса или многократных процессов загибания соответствующих деталей, причем детали могут иметь дополнительно отформованные крепления для зубчатого обода маховика и/или маркировки для управления двигателем, такие как маркировки зажигания, или могут образовывать их сами.
Так, в предпочтительном примере конструктивного исполнения фальцованная деталь из листового металла может быть наложена на дисковый блок, и обе детали могут быть отформованы наружу в радиальном направлении в радиальный фланец, который на своем наружном обхвате имеет один, предпочтительно, по меньшей мере, частично закаленный зубчатый венец для зацепления пускового двигателя.
Вторичная маховая масса со стороны сцепления образуется, по существу, деталями, создающими фрикционное сцепление с диском сцепления, такими как нажимной диск и/или опорный диск, а также крышка картера сцепления, причем также дисковый блок со стороны сцепления и диск сцепления могут вносить положительный вклад в момент инерции.
Далее, согласно изобретению, может быть выгодным, по меньшей мере, на одном дисковом блоке, предпочтительно на дисковом блоке со стороны сцепления, между дисковым блоком и маховой массой предусмотреть проскальзывающую муфту, которая может быть ограничена в своем поворотном ходе. При этом далее предпочтительно рассчитать момент размыкания проскальзывающей муфты так, чтобы передаваемый момент проскальзывающей муфты был меньше максимального и больше среднего момента вращения двигателя внутреннего сгорания, так чтобы пики момента вращения, например, во время запуска двигателя внутреннего сгорания за счет момента трения передавались на коробку передач, по меньшей мере, в уменьшенном размере. Для блокирования полного проскальзывания проскальзывающей муфты, например при ее перегретых фрикционных обкладках, оно имеет предпочтительно ограниченную способность к прокручиванию, причем по предварительно заданному углу поворота обе проворачиваемые относительно друг друга детали ограничены упорами.
Предпочтительный пример конструктивного исполнения имеет для этого проскальзывающую муфту на выполненном из двух частей дисковом блоке со стороны сцепления, причем образующая опорный узел для дискового блока со стороны привода фланцевая деталь может ограниченно прокручиваться относительно принимающей сцепление фланцевой детали за счет промежуточного включения проскальзывающей муфты в соответствующем случае при помощи осевых упоров первой фланцевой детали, которые входят в зацепление в соответствующие углу поворота выемки второй фланцевой детали.
Устройство для передачи момента вращения в соответствии с изобретением, выполненное как секционированное маховое колесо с первичным и вторичным дисковым блоком, для монтажа обоих блоков друг на друге предусматривает скользящую опору, предпочтительно за счет промежуточной установки буксы подшипника скольжения, или монтаж посредством подшипника качения, причем скользящая опора при соответствующем исполнении, например при исполнении буксы подшипника скольжения с радиальным буртиком, который при затяжке расположен в осевом направлении между обоими подшипниками, может действовать как фрикционное устройство для создания основного трения.
Далее предпочтительно центрировать и располагать на подшипниках устройство для передачи момента вращения на коленчатом валу, причем первичный дисковый блок непосредственно может быть установлен на подшипниках на коленчатом валу, и вторичный дисковый блок может быть установлен на подшипниках на первичном дисковом блоке, или фланец крепления подшипника установлен на коленчатом валу и может быть жестко закреплен, причем монтаж фланца крепления подшипника и поворотная установка вторичного дискового блока производится при разных диаметрах, и первичный дисковый блок жестко соединен фланцем крепления подшипника. Предпочтителен также пример конструктивного исполнения, при котором шарнирная опора обоих дисковых блоков друг на друге выполняется посредством разъемного соединения, или, иначе говоря, общий подшипник дисковых блоков дополнительно образует разъемное соединение, например, за счет интеграции самоблокирующегося устройства.
Далее в зависимости от случая применения предпочтительно дисковый блок со стороны сцепления устанавливать на подшипнике на наружном обхвате дискового блока со стороны привода или фланца крепления подшипника, или первичный дисковый блок или фланец крепления подшипника закреплять на наружном обхвате дискового блока со стороны сцепления. Кроме того, сообразно с опытом по характеристикам износа буксы подшипника скольжения, она может сниматься при отделении обоих дисковых блоков друг от друга, то есть при снятии сцепления с захватом вторичного дискового блока секционированного махового колеса, с дисковым блоком со стороны сцепления, чтобы произвести возможно необходимую замену буксы подшипника скольжения на предназначенном для переделки модуле сцепления или при очень износостойких буксах оставить его на первичном дисковом блоке, чтобы ограничить многообразие деталей и вес подлежащего переделке модуля, причем букса в каждом случае безопасно к ее утере может быть вставлена в желаемый дисковый блок или соединена с ним, например, посредством самоблокирующегося устройства путем соединения при помощи накладок, предусмотренных на дисковом блоке или блоке букс, с другой деталью, посредством формовки, запрессовки в горячем состоянии и/или тому подобного.
В соответствии с другим вариантом исполнения снимаемый с устройства модуль сцепления сконструирован так, что возможно простое отделение принимающего нажимной диск дискового блока от крышки картера сцепления, например, за счет разъемного соединения в области наружного обхвата модуля сцепления, чтобы иметь возможность быстро и простыми средствами заменить подлежащий техническому обслуживанию или замене диск сцепления. Для этого в предпочтительном примере исполнения на дисковом блоке и на крышке картера сцепления могут быть предусмотрены обращенные друг к другу, ориентированные по оси насадки в форме втулок, которые взаимно перекрываются по оси, причем крышка картера сцепления в радиальном направлении может перекрывать дисковый блок или дисковый блок крышку картера сцепления. Вставленные друг в друга в осевом направлении насадки взаимно центрированы и как по оси, так и по обхвату жестко соединены друг с другом, причем свободный вращающийся конец одной насадки может быть, например, сварен с другой насадкой, и в случае технического обслуживания этот сварной шов или сварные точки вскрываются, и за счет этого могут разъединяться обе детали.
Другой формой разъемного соединения может быть опять же разъемное самоблокирующееся устройство, которое жестко соединяет обе насадки по оси и по обхвату. Предпочтительным примером исполнения при этом может быть предусмотренная на одной из двух насадок задняя прорезь, которая после преодоления предварительно заданного перекрывания по оси обеих насадок заскакивает в другую насадку. Например, может быть предусмотрено сужение внутреннего обхвата на наложенной в радиальном направлении поверх второй насадки насадке, которая заскакивает в сужение наружного обхвата другой насадки после преодоления перекрывания по оси для центрирования обеих насадок. Этот тип соединения по тому же самому принципу может быть расположен также на наружном обхвате расположенной радиально внутри насадки, причем здесь на свободном конце насадки расширяется радиус насадки и после преодоления перекрывания защелкивается во внутренний обхват наружной в радиальном направлении насадки, которая для этого расширена в радиальном направлении.
Разъединение этого замыкания возможно при помощи оттягивающего приспособления или путем применения рычагов, которые действуют через предусмотренные по обхвату обеих насадок отверстия, причем эти отверстия находятся на одной прямой по обхвату и в осевом направлении пересекаются для вставки рычага, вводимого через отверстия снаружи в радиальном направлении. Разумеется, этот рычаг также может быть частью оттягивающего приспособления, причем оттягивающее приспособление может быть скомбинировано из нескольких рычагов, соответствующих, например, количеству отверстий рычагов.
Другой предпочтительный вариант конструкции предусматривает в насадке применение распределенных по обхвату защелкивающихся выступов, которые защелкиваются в соответственно распределенные по окружности другой насадки отверстия, причем здесь также может быть предпочтительным осевое перекрытие обеих насадок, и соединение может размыкаться посредством рычажных инструментов аналогично вышеописанной конструкции.
Согласно изобретению для заменяемого в сборе модуля сцепления очень большим преимуществом может быть выполнение модуля сцепления таким образом, что сцепление может устанавливаться в устройство передачи момента вращения или может заменяться в случае технического обслуживания полностью отрегулированным, то есть с подобранным расположением (рабочей точкой) нажимного диска, диска сцепления и опорного диска по отношению друг к другу. Для этого предпочтительно выполнять сцепление регулируемым по оси во время процесса изготовления. Вариант конструкции может предусматривать для этого один или несколько распределенных по обхвату, деформируемых в осевом направлении упоров, например в качестве ориентированных в осевом направлении и на их свободном конце сформованных по обхвату выступов, на дисковом блоке со стороны сцепления или на крышке картера сцепления, например на одной из двух осевых насадок, которые приводятся в соприкосновение с другой деталью. Для регулировки сцепления осевые насадки деформируются в осевом направлении вплоть до достижения рабочей точки, и крышка картера сцепления соединяется устойчиво к повороту и жестко по оси с дисковым блоком, например, в области обеих осевых насадок, например сваривается, расчеканивается или фиксируется с помощью самоблокирующегося устройства в соответствии с вышеописанным методом. Действующее в осевом направлении усилие деформации упоров при этом может регулироваться в зависимости от усилия срабатывания тарельчатой пружины, так что, например, в зависимости от характеристики усилия срабатывания сцепления может регулироваться рабочая точка.
Другой пример конструктивного исполнения может предусматривать резьбовое или байонетное соединение обеих деталей (крышки картера сцепления и дискового блока со стороны сцепления), при котором регулировка рабочей точки сцепления производится посредством осевого перемещения во время поворота обеих деталей, и при достижении рабочей точки поворот прекращается, и обе детали предохраняются от последующего поворота, например, при помощи храпового механизма, сварки или стопорных винтов.
В другом предпочтительном примере исполнения саморегулирующееся сцепление, известное, например, из заявок DE-OS 4239291, DE-OS 4306505 и DE-OS 4322677, может интегрироваться в заготовленный модуль сцепления, так что могут удлиняться интервалы технического обслуживания.
Согласно изобретению, далее может предусматриваться способ монтажа и/или технического обслуживания, который, в частности, в соединении с заявленным устройством для передачи момента вращения может иметь особенно большое преимущество по сравнению с уровнем техники.
При этом предпочтительны следующие технологические операции, а также их комбинация:
- сцепление, содержащее, по меньшей мере, один дисковый блок, нажимной диск, опорный диск и диск сцепления, предварительно полностью собирают,
- по меньшей мере, дисковый блок полностью монтируют на коленчатом валу,
- для технического обслуживания одну часть сцепления, содержащую, по меньшей мере, принимающую нажимной диск деталь, опорный диск, крышку картера сцепления и диск сцепления, легко отделяют от, по меньшей мере, одного дискового блока, который соединен с коленчатым валом, на разъемном самоблокирующемся устройстве со стороны сцепления,
- осуществляют техническое обслуживание снятой части сцепления,
- снятую часть сцепления после осуществления технического обслуживания соединяют с соединенным с коленчатым валом дисковым блоком при помощи самоблокирующегося устройства.
Способ в соответствии с изобретением при этом может содержать технологическую операцию, которая предусматривает, что демонтированный модуль сцепления не подвергается предварительному техническому обслуживанию, а что может быть выгодным произвести техническое обслуживание детали в предусмотренной для этого мастерской или заменить и снова смонтировать соответствующую запасную деталь на дисковом блоке. Определяемая таким принципом действий полная совместимость унифицированного узла сцепления поэтому может быть особенно выгодной.
Для восстановления замененных модулей сцепления может быть выгодным разъединять модуль сцепления на его наружном обхвате так, чтобы диск сцепления был доступным или мог быть заменен, например за счет того, что принимающий нажимной диск дисковый блок отъединяется от крышки картера сцепления, причем особенно предпочтительно предусмотренное на этом месте разъемное самоблокирующееся устройство размыкать при помощи подобранного для этого инструмента. После завершения работ по обслуживанию соединение снова может замыкаться на этом месте, причем, согласно изобретению, замыкание модуля сцепления выполняют так, что сцепление устанавливается на свою рабочую точку, и затем осуществляется жесткое соединение по оси и по обхвату.
Способ также относится к устройству для передачи момента вращения в форме секционированного махового колеса или махового колеса с двумя массами, принимающий сцепление дисковый блок которого под действием демпфирующего устройства относительно и с ограничением по углу закреплен с возможностью проворачивания на дисковом блоке со стороны приводного вала, опосредованно на коленчатом валу, причем два дисковых блока соответственно могут иметь одну маховую массу. Здесь может быть предпочтительным в технологической операции разъединения оставлять дисковый блок со стороны привода на коленчатом валу и разъединять устройство для передачи момента вращения между первым и вторым дисковым блоком. В некоторых случаях применения можно также оставлять на коленчатом валу оба дисковых б