Способ диагостики сопряженных деталей

Иллюстрации

Показать все

Способ диагностики может быть использован для оценки технического состояния поршневой машины. Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей на неработающем двигателе при воздействии постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV; kпер - коэффициент передачи датчика, mV; f - частота, на которой проводится диагностирование. Изобретение обеспечивает повышение универсальности, точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины и снижение трудоемкости. 2 ил. 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки технического состояния поршневой машины.

Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР №302647, G 01 M 17/00, 1982 г.)

Однако при диагностировании сопряженных деталей необходимо использовать устройство для создания знакопеременных нагрузок, что значительно затрудняет оценку их технического состояния. Следующим недостатком известного способа является низкая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из общего спектра колебаний, так как каждое сопряжение, участвующее в движении деталей, создает свой спектр частот и в некоторых случаях частотный спектр одного сопряжения может совпадать с частотным спектром другого сопряжения.

Технический результат направлен на повышение универсальности, точности и достоверности контроля оценки технического состояния поршневой машины и снижение трудоемкости.

Технический результат достигается тем, что оценку технического состояния поршневой машины производят по величине зазоров в сопряженных деталях кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и формы ударных импульсов, воздействующих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременных нагрузок. На неработающем двигателе возбуждают гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

kпep - коэффициент передачи датчика, mV·м·сек2;

f - частота, Гц.

Отличительным признаком от прототипа является то, что на неработающем двигателе возбуждают гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

kпep - коэффициент передачи датчика, mV·м·сек2;

f - частота, Гц.

На фиг.1 представлен график семейства характеристик зависимости величины поперечного отклонения вала от амплитуды виброимпульса; на фиг.2 - графики зависимости величины поперечного отклонения вала от амплитуды виброимпульса: а - для частоты f1=100 Гц; б - для частоты f2=200 Гц.

Использование предлагаемого способа позволяет повысить точность и достоверность контроля, сократить материальные затраты и трудоемкость на проведение контроля.

Например, известно, что на неработающем двигателе при возбуждении его посторонним источником (вибратором) происходят соударения механических объектов. При соударении механических объектов возникают их колебания. В результате взаимодействия соударяющихся объектов возникает возмущающая сила Р, под действием которой коленчатый вал приходит в движение по закону

где υo - скорость в момент удара в соединении, м/с;

ω - собственная частота колебаний вала, Гц.

Максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями на его собственной частоте будет равно

В результате преобразования выражения (2) получим окончательное соотношение для определения максимального отклонения вала

где ав - ускорение вала, м/с2;

f - частота, на которой проводится диагностирование, Гц.

Выражение (3) является общей математической зависимостью, описывающей колебания коленчатого вала любого двигателя. Используя это соотношение, определяют остаточный ресурс коленчатого вала любого двигателя. В частности по данной формуле рассчитывают, а затем строят график зависимости отклонения вала от ускорения αв, которое в итоге получает вал от внешнего возбуждения (вибратора), а также тогда, когда неизвестна резонансная частота коленчатого вала.

Ускорение вала αв определяется из соотношения

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика, mV;

Тогда соотношение (3) с учетом (4) получаем в виде

На основе соотношения (5) производят исследования технического состояния коленчатых валов любой марки, используя датчики ускорения.

Характер зависимости у=f (А) в общем виде для каждой i-ой частоты выглядит, как показано на фиг.1, при этом f1<f2<f3<f4<f5<...<fП.

Семейство характеристик строят для частот, отстающих друг от друга по частоте, например, через 25 Гц. Тогда проводят диагностирование подшипниковых узлов коленчатого вала не только на резонансных частотах, а на любых других частотах, на которых наблюдается наибольшая амплитуда колебаний вала.

Пример расчета для двух частот f1=100 Гц и f2=200 Гц представлен в таблице. Коэффициент передачи датчика kпep=12,5mV·м·сек2.

Расчет зависимости величины поперечного отклонения вала от величины амплитуды виброимпульса.

Таблица
Частоты
100Гц200 Гц
A, mVУ, мкмA, mVУ, мкм
100321008
1504815012
2006420016
3009630024
40012840032
50016050040

Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременных нагрузок, отличающийся тем, что на неработающем двигателе возбуждаются гармонические колебания в коленчатом вале от постороннего источника (вибратора), где максимальное отклонение вала при взаимодействии с сопрягаемыми деталями задается уравнением

где А - амплитуда колебаний, принимаемая от датчика;

kпер - коэффициент передачи датчика;

f - частота.