Вяжущее для дорожного строительства
Изобретение относится к вяжущим для дорожного строительства и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве. Вяжущее для дорожного строительства содержит битум и пентамеры пропилена - отход процесса ректификации олигомеров пропилена в производстве тримеров и тетрамеров пропилена при следующем содержании компонентов, мас.%:
Битум 95-98,5
Пентамеры пропилена 1,5-5,0
Достигается понижение температуры хрупкости, улучшение адгезии и повышение эластичности. 3 табл.
Реферат
Изобретение относится к вяжущим для дорожного строительства и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве.
Известно вяжущее для дорожных покрытий, включающее в мас.%: госсиполовая смола 20-24, известковое молоко 25%-ной концентрации 1,2-1,5, тяжелая нефть - остальное (авторское свидетельство СССР №887601, кл. С 08 L 95/00, 1980). Недостатком указанного вяжущего является низкая адгезия к поверхности минеральной части асфальтобетонной смеси.
Наиболее близким изобретению является вяжущее для дорожного строительства, включающее битум и смолу регенерации диметилформамида (авторское свидетельство СССР №1567588, кл. С 08 L 95/00, 1990 г.) при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Битум 80-97
Смола регенерации диметил-
формамида 3-20
Вяжущее позволяет повысить прочность и морозостойкость асфальтобетона. Однако известное вяжущее обладает недостаточной адгезией и сравнительно высокой температурой хрупкости, что ограничивает область его применения.
Задачей изобретения является понижение температуры хрупкости, улучшение адгезии и эластичности вяжущего.
Поставленная задача решается созданием вяжущего для дорожного строительства, включающего битум и дополнительный компонент, отличающегося тем, что в качестве дополнительного компонента вяжущее содержит пентамеры пропилена - отход процесса ректификации олигомеров пропилена в производстве гримеров и тетрамеров пропилена при следующем соотношении компонентов, % масс.:
Битум 95-98,5
Пентамеры пропилена 1,5-5,0
Пентамеры пропилена - остаточный продукт ректификации олигомеров пропилена в производстве тримеров и тетрамеров пропилена по ТУ 2411-020-05766801-94 и представляют собой смесь изоолефинов C13-C15.
Для приготовления вяжущего используют битумы марок БНД по ГОСТ 9548-74.
Приводим пример выполнения вяжущего.
Пример 1. 1,5 г пентамеров пропилена вводим при переманивании в 98,5 г битума, нагретого до 100°С.
Аналогично приготовлены вяжущие по примерам 2-5. Пример 6 - приготовленный образец вяжущего-прототипа. Составы вяжущих по примерам 1-6 приведены в табл. 1, а их характеристики - в табл.2.
Таблица 1 | ||||||
Состав вяжущего, % мас. | №№примеров | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Битум | 98,5 | 98,0 | 97,0 | 96,0 | 95,0 | 95,0 |
Пентамеры пропилена | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | - |
Смола регенерации диметил-формамида | - | - | - | - | - | 5,0 |
Таблица 2 | ||||||
Показатели | Примеры вяжущего, №№ | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 (прототип) | |
Температура размягчения по КиШ, °С | 46,5 | 47,0 | 47,5 | 47,5 | 48,0 | 50,0 |
Температура хрупкости по Фраасу, °С | -25,5 | -26,0 | -26,5 | -27,5 | -28,7 | -21,8 |
Глубина проникания иглы при 25°C, 0,1 мм | 100 | 110 | 115 | 120 | 130 | 110 |
Сцепление с мрамором или | Соответствует образцу №№ | |||||
песком по ГОСТ 11508-74 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
Растяжимость, см при 25°С | 75,0 | 97,5 | 97,0 | 96,0 | 95,0 | 42,0 |
Эластичность, см при 25°С | 74,5 | 78,0 | 80,0 | 81,0 | 80,5 | 69,0 |
Как следует из табл.2, предлагаемое вяжущее обладает более низкой температурой хрупкости по сравнению с известным и превосходит по адгезии и эластичности.
На основе предлагаемого вяжущего были приготовлены образцы асфальтобетона с содержанием 7% мас. вяжущего. В качестве минерального наполнителя использовали смесь, % мас.: щебень Уральский (фракция 5-15 мм) - 30, доломитовая крошка - 30, песчано-гравийная смесь Камская (гравий 13%) - 40. Характеристики приготовленных образцов асфальтобетона на основе предлагаемого вяжущего приведены в табл. 3. В этой же таблице приведены данные для асфальтобетона на основе вяжущего-прототипа.
Таблица 3 | ||||||
Показатели | Асфальтобетон на основе вяжущего, приготовленного согласно примерам №№1-6. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 (прототип) | |
Водонасыщение, % об. | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,5 | 1.4 | 1,8-2,6 |
Насыщение, % об. | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,5-0,8 |
Коэффициент водостойкости | 0,99 | 0,98 | 0,99 | 1,0 | 0,99 | 0,95-0,98 |
Предел прочности при сжатии, МПа при температурах, °C. | ||||||
Р20 | 4,2 | 4,5 | 4,4 | 4,5 | 4,6 | 3,7-3,85 |
Р50 | 1,90 | 2,2 | 2,4 | 2,4 | 2,3 | 1,65-1,75 |
р0 | 7,2 | 7,3 | 7,4 | 7,5 | 7,4 | 6,2-6,57 |
Как следует из табл.3, асфальтобетон на предлагаемом вяжущем по всем свойствам превосходит асфальтобетон на известном вяжущем.
Вяжущее для дорожного строительства, включающее битум и дополнительный компонент, отличающееся тем, что в качестве дополнительного компонента вяжущее содержит пентамеры пропилена - отход процесса ректификации олигомеров пропилена в производстве тримеров и тетрамеров пропилена при следующем содержании компонентов, мас.%:
Битум 95-98,5
Пентамеры пропилена 1,5-5,0