Устройство спасения вертолета

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к аварийным устройствам летательных аппаратов. Устройство спасения вертолета содержит парашют принудительного раскрытия купола с закрепленными над приводными элементами лопастей подъема стропами и выполнено с выступающей вверх парашютно-укладочной обтекаемой емкостью, жестко связанной с расположенным внутри приводного полого вала лопастей неподвижным вертикальным полым валом по периметру последнего ниже уровня крепления стропов к выступающим проушинам этого вала, связанного с приводными элементами лопастей через центрирующий несущий корпус и размещенный в последнем опорно-подшипниковый узел. Нижний конец неподвижного вертикального полого вала соединен с опорными элементами фюзеляжа и оборудования привода лопастей, а также с коммуникациями подвода воздуха от ресивера фюзеляжа для выброса парашюта из обтекаемой емкости при нажатии кнопки управления в кабине пилота в случае аварийной ситуации для подачи избыточного давления воздуха в центр уложенного в обтекаемой емкости парашюта из выступающего конца полого вала, а также в герметичную замкнутую полость бортовой кромки парашюта. Технический результат - обеспечение мягкой посадки на грунт. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Известен патент USA 2812147 от 05.11.1957 г., грузовой парашют спасения вертолета, содержащий на приводном валу поверх несущих элементов лопастей рычажно-замочную и пружинно несущую крестовину с укладочной платформой для грузового и вытяжного парашютов с закрепленными стропами, со свободной подшипниковой посадочной связью на приводном валу от поворотов и с боковыми рычажными механизмами отсцепа замка крышки управлением пилота на укладочной платформе, катапультирующим пружинным толчком или катушечно-соленоидной электрической цепью воздействия подъема укладочной платформы для раскрытия вытяжного и грузового куполов парашютов встречно-напорным потоком воздуха при аварийной ситуации посадки вертолета.

Известен аналогичный патент DЕ №3617294 от 26.11.87 г. Cпасательное устройство для вертикальных аппаратов, в частности вертолетов, выполнен с некоторым упрощением крепления стропов у кромки укладочной камеры и процесса укладки грузового парашюта на сжатом пружинном основании платформы укладочной камеры с рычажной системой фиксации пружины и с посадкой последнего через обгонную муфту на приводном валу над несущими элементами лопастей, раскрытие парашюта выполнено отсцепом замка рычагом пружинно-толчковым подъемом платформы и раскрытия крышки и купола вытяжного и грузового парашютов захватом потока воздуха при аварийной ситуации посадки вертолета.

Известен патент RU 2162810 от 24.11.1998 г. Аварийно спасательная система вертолета, содержащий принудительно-раскрываемые грузовые парашюты над бортами фюзеляжа посредством пиротехнических средств и с отстрелом несущих лопастей и крышек контейнеров укладки парашютов, а также с дополнительными наплавными надувными элементами снизу фюзеляжа для посадки на воду и с пороховыми двигателями амортизации посадки на сушу и водную поверхность.

Перечисленные устройства сложны конструктивно, имеют трудозатратную технологию изготовления и не безопасны в действии в эксплуатации, требуют регламентную укладку парашютов на платформах, которые выполнены с подшипниковыми успокоителями противовращения платформы со стропами парашютов и нечетко действуют в условиях переохлаждения на высоте, последние могут сворачивать свивкой стропы купола. Пиротехническая система в условиях падения требует ориентации положения центра тяжести и направленности воздействия с учетом положения вертолета в условиях беспорядочного падения и раскрытия парашютов.

Известно Авт. свидетельство RU 1837035 от 24.11.91 г. Несущая система летательного аппарата вертикального взлета и посадки, с постоянно открытым несущим парашютом на лету при постоянном наддуве воздуха под двухслойный купол через гибкую трубу подачей воздуха из ресивера компрессора, действующего от приводного вала несущих элементов лопастей при работе силовой установки.

Данная система не приспособлена к спасению экипажа и вертолета в условиях аварийной ситуации полета, однако постоянно раскрытый купол несущего парашюта дутьевой подачей воздуха от ресивера компрессора является отдаленным аналогом.

Устройство спасения вертолета, содержащее парашют принудительного раскрытия купола с закрепленными над приводными элементами лопастей подъема аппарата стропами, оно выполнено с выступающей вверх парашютно-укладочной обтекаемой емкостью, жестко связанной с неподвижными вертикальным полым валом ниже уровня выступающих по периметру проушин крепления стропов со встроенным расположением неподвижного вертикального полого вала внутри полого вала приводных элементов лопастей с посадочной связью с приводными элементами лопастей через центрирующий несущий корпус и размещенный в последнем опорно-подшипниковый узел, причем нижний конец неподвижного вертикального полого вала соединен с опорными элементами фюзеляжа и с оборудованием привода лопастей, а также с коммуникациями подвода воздуха от ресивера фюзеляжа для выброса парашюта из укладочной обтекаемой емкости при нажатии кнопки управления в кабине пилота в случае аварийной ситуации подачей избыточного давления воздуха из выступающего конца полого вала под центр уложенного в обтекаемой емкости парашюта, а также в герметичную замкнутую полость бортовой кромки парашюта посредством размещенных внутри указанного неподвижного вертикального полого вала блокирующих трубчатых и шланговых каналов, соединенных между собой регулирующими давление промежуточными ниппелями, расположенными в парашютно-укладочной обтекаемой емкости.

Бортовая полость кромки купола парашюта усилена, например, анилиновой веревкой.

Парашютно-укладочная обтекаемая емкость имеет отбрасываемый при подаче подаче избыточного давления воздуха фиксирующий парашют “крабовидный элемент”.

Изобретение поясняется чертежами:

на фиг.1 - вид сбоку, устройство спасения вертолета,

на фиг.2 - вид в плане устройства и фиксирующего парашют “крабовидного элемента”.

на фиг.3 - вид сбоку, устройство спасения в режиме работы,

на фиг.4 - вид сечения В-В на фиг.3,

на фиг.5 - вид сечения А-А на фиг.2.

Устройство спасения вертолета на фиг.1-5, содержащее парашют /1/ принудительного раскрытия купола /К/ с закрепленными над приводным элементами /9/ лопастей подъема аппарата стропами /2/, оно выполнено с выступающим вверх парашютно-укладочной обтекаемой емкостью /3/, жестко связанной соединениями /7/ с неподвижным вертикальным полым валом /4/ ниже уровня выступающих по периметру проушин /6/ крепления стропов /2/ со встроенным расположением неподвижного вертикального полого вала /4/ внутри полого вала /5/ приводных элементов /9/ лопастей с посадочной связью /8/ с приводными элементами /9/ лопастей через центрирующий несущий корпус /10/ и размещенный в последнем опорно-подшипниковый узел с упорными /11/ радиально-упорными /12/ и скреплениями гайкой /13/ контргайкой /14/, причем нижний конец указанного неподвижного вертикального полого вала /4/ соединен с опорными элементами фюзеляжа и с оборудованием привода лопастей, а также с коммуникациями подвода воздуха от ресивера фюзеляжа /в схеме не показаны/ для выброса парашюта /1/ из укладочной обтекаемой емкости /3/ при нажатии кнопки управления в кабине пилота в случае аварийной ситуации подачей исбыточного давления воздуха из выступающего конца полого вала /4/, см. сеч. А-А фиг.5, под центр уложенного в укладочной обтекаемой емкости /3/ парашюта /1/, а также в герметичную полость /17/ кромки купола парашюта /1/ подачей воздуха посредством размещенных внутри неподвижного вертикального полого вала /4/ блокирующих трубчатых /15/ и шланговых /18/ каналов, соединенных между собой регулирующими давление промежуточными ниппелями /16/, расположенными в парашютно-укладочной обтекаемой емкости /3/.

Герметичная замкнутая бортовая полость /17/ кромки купола парашюта /1/ усилена, например, анилиновой веревкой /19/.

Парашютно-укладочная обтекаемая емкость /3/ имеет отбрасываемый при подаче избыточного давления воздуха фиксирующий парашют /1/ “крабовидный элемент” /20/.

Ресивер фюзеляжа всегда заполнен воздухом.

Устройство спасения вертолета работает следующим образом: при аварийной ситуации двигатель повредило и не работает, перебита подъемная лопасть, нет реверса вращения - аппарат падает и пилот нажимает на кнопку управления аварийной посадки - воздух избыточного давления подается из ресивера фюзеляжа в полый вал /4/ и через выступающий конец полого вала /4/ под центр уложенного парашюта /1/ в обтекаемой емкости /3/, при этом вершина купола парашюта, наполняясь напорной силой, отбрасывает “крабовидный элемент” /20/ и купол парашюта /1/ вытесняется воздухом из обтекаемой емкости /3/, одновременно воздух избыточного давления подается для завершения раскрытия купола парашюта /1/ по блокирующим трубчатым /15/ и шланговым /18/ каналам через регулирующие давление промежуточные ниппели /16/ усиленным проходом воздуха в замкнутую полость /17/ кромки парашюта /1/ при любом изгибе кромки купола проходом воздуха вдоль прядей анилиновой веревки /19/ и завершается раскрытие купола парашюта /1/ с переходом падения на плавный спуск вертолета с посадкой на грунт.

Устройство спасения вертолета предназначается как для модернизации ранее выпущенных летательных аппаратов, так и для серийно выпускаемых вертолетов, при этом потребуется небольшие трудозатраты и финансовые ресурсы, а также модернизация производства, т.к. технология легко вписывается в существующее поточное производство. Использование устройства на вертолетах гражданского и армейского назначения своей безопасностью усиливают обороноспособность и моральный дух армии и личного состава авиации повышением стремления личности к подвигам и геройству. Это не измеряется никакими сравнениями в денежных измерениях.

1. Устройство спасения вертолета, содержащее парашют принудительного раскрытия купола с закрепленными над приводными элементами лопастей подъема стропами, отличающееся тем, что оно выполнено с выступающей вверх парашютно-укладочной обтекаемой емкостью, жестко связанной с расположенным внутри приводного полого вала лопастей неподвижным вертикальным полым валом по периметру последнего ниже уровня крепления стропов к выступающим проушинам этого вала, связанного с приводными элементами лопастей через центрирующий несущий корпус и размещенный в последнем опорно-подшипниковый узел, причем нижний конец указанного неподвижного вертикального полого вала соединен с опорными элементами фюзеляжа и оборудования привода лопастей, а также с коммуникациями подвода воздуха от ресивера фюзеляжа для выброса парашюта из обтекаемой емкости при нажатии кнопки управления в кабине пилота в случае аварийной ситуации для подачи избыточного давления воздуха в центр уложенного в обтекаемой емкости парашюта из выступающего конца полого вала, а также в герметичную замкнутую полость бортовой кромки парашюта посредством размещенных внутри указанного неподвижного вертикального полого вала блокирующих трубчатых и шланговых каналов, соединенных между собой регулирующими давление промежуточными ниппелями, расположенными в парашютно-укладочной обтекаемой емкости.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что бортовая замкнутая кромка парашюта усилена, например, анилиновой веревкой.

3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что парашютно-укладочная обтекаемая емкость имеет отбрасываемый при подаче избыточного давления воздуха фиксирующий парашют “крабовидный” элемент.