Способ нейропсихологической реабилитации больных цереброваскулярной болезнью при дисциркуляторной энцефалопатии и инсультах

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, и может быть использовано для нейропсихологической реабилитации больных цереброваскулярной болезнью при дисциркуляторной энцефалопатии и инсультах. Способ включает проведение на фоне восстановительного лечения комплекса упражнений. Вначале определяют доминантное полушарие; затем выполняют упражнения, которые последовательно вовлекают все более высокие уровни нервной системы, начиная с гомолатеральных движений конечностями. Затем совершают гетеролатеральные движения - вначале без пересечения средней линии тела, затем с вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового пояса - в другую и с пересечением средней линии тела. Далее сочетают гетеролатеральные движения с движениями глаз и функциональными нагрузками на полушария. Выполняют рисование знака бесконечности в воздухе правой рукой, левой рукой и двумя руками вместе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую. Затем рисуют симметричные фигуры одновременно двумя руками. После гимнастики выполняют аутотренинг, создают и запоминают образ совместно работающих полушарий. Способ позволяет за счет последовательного вовлечения все более высоких уровней регуляции влиять на состояние нервных центров в отдельных полушариях, активизировать межполушарные связи, осуществить интегрирование мозга и вовлечь субдоминантное полушарие в восстановление нарушенных корковых функций. 8 ил., 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, восстановительной медицине, нейропсихологии.

Патология высших корковых функций (ВКФ) при нарушениях мозгового кровообращения затрудняет социальные связи и приносит страдания пациентам. Например, нарушения речи вызывают тяжелые эмоциональные реакции в связи с затруднением коммуникации с другими людьми, что не менее важно, чем двигательные функции (Шкловский В.М. Концепция нейрореабилитации больных с последствиями инсульта. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, приложение “Инсульт”, 2003, вып. 8, стр.10-23). Особое внимание уделяется вопросу коррекции этих расстройств при левосторонней локализации очага. Для восстановления ВКФ в первую очередь применяется медикаментозная терапия и различные немедикаментозные методы, важную часть которых составляют различные виды упражнений - неспецифических (лечебная физкультура) и специфических (с использованием специальной тренировки нарушенных функций).

Известен близкий по сути способ, использующий те же механизмы, что и заявляемый, который применяется в сфере образования для улучшения способности к обучению. В нем используется комплекс упражнений, направленных на улучшение межполушарных связей (BRAIN GYM, Educational Kinesiology Foundation, №2.003.128 United States Patent and Trademark Office).

Недостатки: метод не используется в практике восстановления высших корковых функций у больных людей, а применяется в сфере начального и специального школьного образования. Кроме того, в приведенном комплексе бессистемно используются упражнения без учета фило- и онтогенетической организации мозга с ее постепенным усложнением, отсутствуют приемы сочетания глазодвигательных реакций с функциональными нагрузками на оба полушария, к тому же упражнения в нем даны без детального описания, в виде общей рекомендации, и не всегда могут быть понятны пожилым пациентам, особенно после нарушений мозгового кровообращения.

Медикаментозная терапия применяется как в остром, так и в восстановительном периоде нарушения мозгового кровообращения. Для лекарственного воздействия на ткань мозга в арсенале невропатолога имеются корректоры мозгового метаболизма, антигипоксанты, нейропротекторы, вазоактивные препараты и т.д. (Гусев Е.И., Скворцова В.И. Ишемия головного мозга. М.: Медицина, 2001).

Недостаток метода: При медикаментозном лечении, при всей его важности, пациент принимает лишь пассивное участие в процессе восстановления, зачастую у человека появляется надежда на чудо-таблетки, в то время как активное участие личности в осознании своей болезни и соучастие самого больного в восстановительном процессе может принести немалые результаты. Кроме того, многие лекарственные препараты требуют длительного применения, имеют побочные эффекты и непредсказуемые отдаленные последствия. К тому же у пациентов часто нет возможности применять новые эффективные дорогостоящие препараты - особенно тогда, когда острый процесс закончился и требуется многомесячная поддерживающая терапия.

Помимо медикаментозного лечения, применяются методы, активизирующие восстановительные процессы в головном мозге за счет различного вида тренировок.

Большую роль в лечебно-реабилитационных мероприятиях играют различные комплексы лечебной физкультуры. Физические упражнения являются неспецифическим раздражителем, так как они стимулируют физиологические процессы в целом, активизируют нейрогуморально-гормональные механизмы, усиливают афферентацию с сухожилий и мышц, моторно-висцеральную регуляцию вегетативных функций и резервные механизмы кровообращения (Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней. М., Медицина, 1972, стр.43-59).

Недостаток метода: Комплексы упражнений, которые традиционно используются в неврологических отделениях, обычно направлены на восстановление двигательных нарушений (сила и тонус мышц, координация движений). Хотя упражнения приносят несомненные благоприятные физиологические результаты, но они не имеют специфического воздействия на высшие корковые функции. Как правило, в лечебной физкультуре происходит деление тела пациента на пораженную и непораженную стороны, и некоторые упражнения, используемые при односторонних парезах конечностей, могут даже увеличивать межполушарную асимметрию.

Наиболее близкий к заявляемому способ специфической нейропсихологической реабилитации, заключается в целенаправленной тренировке нарушенной функции (Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. Издательство московского университета, 1985, 326 стр. (стр.16-18, 21-24, 120-135). Например, при нарушении счета тренировка сводится к решению задач, при нарушении чтения - к тренировке способности читать. Наряду со специальными логопедическими методами тренировки речи, чтения, письма и счета в реабилитации этих больных находят применение специальные приемы ЛФК с упражнениями для речевой мускулатуры, специальный логопедический массаж, растормаживание речи с помощью средств невербальной коммуникации, электростимуляция оральных мышц, выработка правильной очередности двигательных актов при апраксии, восстановление когнитивных функций - внимания, памяти. В процессе такой работы с пациентами основное внимание обращается на интеллектуально-логические функции. Специальные методы нейропсихологической реабилитации адресованы поврежденным или блокированным участкам коры головного мозга, располагающимся в доминантном полушарии.

Недостаток метода: При этом методе недостаточное внимание уделяется участию субдоминантного полушария в восстановлении нарушенных функций и улучшению взаимодействия и взаимообмена информацией между двумя полушариями. Кроме того, специфическая тренировка требует наличия специалистов, владеющих методикой нейропсихологической диагностики и реабилитации, поэтому в большинстве стационаров больные не получают эту квалифицированную помощь в нужном объеме.

Задача изобретения: улучшение нейропсихологической реабилитации у больных цереброваскулярной болезнью при дисциркуляторной энцефалопатии и после инсультов путем использования комплекса специальных упражнений, направленных на активизацию межполушарных связей.

Поставленная задача достигается тем, что на фоне обычного восстановительного лечения проводится комплекс специальных упражнений, последовательно вовлекающий все более высокие уровни нервной системы. После определения доминантного полушария стандартными методами начинают комплекс с гомолатеральных упражнений для активизации нижних отделов ствола головного мозга и отдельных полушарий. Потом совершают гетеролатеральные движения для вовлечения верхних отделов ствола головного мозга и активизации межполушарных связей - вначале простые, затем более сложные с вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового пояса - в другую и с пересечением средней линии тела. Далее сочетают гетеролатеральные движения с движениями глаз и функциональными нагрузками на полушария - для доминантного полушария - с логической нагрузкой, для субдоминантного - с творческой нагрузкой. После этого выполняют рисование знака бесконечности в воздухе правой рукой, левой рукой и двумя руками вместе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую. Затем рисуют симметричные фигуры одновременно двумя руками, включая оба полушария в выполнение одной задачи. После гимнастики выполняют психологический прием метафорического соединения полушарий.

Новизна изобретения заключается в подборе и последовательности выполнения упражнений, вовлекающих различные отделы ствола головного мозга и его полушарий и улучшающих межполушарные связи.

Совокупность существенных признаков изобретения позволяет получить новый технический результат:

1. С помощью упражнений основное воздействие оказывается на высшие корковые функции и высшие психические процессы, а не только на двигательную систему.

2. Используется целостный подход к деятельности головного мозга с учетом динамической локализации функций, проводится тренировка как пораженной, так и непораженной стороны.

3. Достигается участие субдоминантного полушария в восстановлении нарушенных высших корковых функций.

4. Активизируются межполушарные связи, что улучшает взаимодействия и взаимообмен информацией между двумя полушариями у больных цереброваскулярной болезнью.

5. Достигается физиологичность и естественность упражнений для организма за счет постепенного усложнения и последовательности, разработанной в соответствии с этапами развития мозга в фило- и онтогенезе.

При сосудистой патологии головного мозга наблюдаются как острые нарушения мозгового кровообращения (инфаркты, кровоизлияния), так и хроническая ишемия мозга (дисциркуляторная энцефалопатия). При этом могут возникать очаги нарушения кровообращения в тех зонах мозга, которые участвуют в обеспечении высших корковых функций и психических процессов. Это приводит к развитию нейропсихологических нарушений, среди которых в зависимости от локализации выделяют лобный, височный, теменной, затылочный, синдром поражения глубинных структур мозга, правополушарный синдром “расщепленного мозга” и другие.

Высшие корковые функции в нейропсихологии имеют локальную предпочтительность при взаимодействии всех систем (Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Издательство МГУ, 1973, 374 стр.). Можно рассматривать мозг как единую функциональную систему, состоящую из многих звеньев и отличающуюся не только сложностью, но и подвижностью входящих в ее состав частей. Важно не столько доминирование, сколько специализация каждого полушария в единой функциональной системе мозга.

Исследования последних лет показали, что участие субдоминантного (образного) полушария в интеллектуальной работе не менее важно: ему принадлежит модулирующая и поддерживающая функция, оно обеспечивает мотивацию, узнавание объектов, консолидацию следов памяти, создание прообраза движения и выполненной задачи, преднастройку и эмоциональную окраску (Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. Издательство МГУ, 1985; Popper K.P., Eccles J.C. The Self and It’s Brain, Routleg, L. N.Y., 1993, p.352). В неврологических клиниках наблюдения за правшами с поражением правого полушария показывают, что эти пациенты игнорируют свой дефект, не стремятся к активной самостоятельной работе и в результате медленнее восстанавливаются, потому что выпадают перечисленные выше функции правого полушария. Таким образом, несмотря на то, что центры, отвечающие за интеллектуальную деятельность, в большинстве случаев находятся в левом полушарии, оба полушария вносят свой вклад в сложную умственную деятельность.

Процесс восстановления нарушенных высших корковых функций зависит от степени поражения нервной ткани: в случае блокирования или торможения функции происходит ее растормаживание, а в случае разрушения нервного центра - перестройка всей функциональной системы с включением новых звеньев взамен нарушенных (внутрисистемная и межсистемная перестройка) - (Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1963). Большую роль играет при этом психологическая активация пациентов, усиление мотиваций и установок к выздоровлению, создание эмоционально-образной поддержки со стороны субдоминантного полушария. Поэтому становится понятной важность активизации межполушарных связей и интеграция деятельности правого и левого полушарий.

Связи между правым и левым полушариями мозга осуществляются с помощью волокон, проходящих через мозолистое тело, соединяющее оба полушария. Информация от суставов и мышц, в том числе глазодвигательных мышц, приносит активизирующий поток импульсов, проходящий через мозолистое тело в оба полушария мозга.

В заявляемом комплексе разработана последовательность движений, соответствующая постепенному усложнению двигательных актов в фило- и онтогенезе. Гомолатеральные движения связаны с нижними отделами ствола головного мозга, а гетеролатеральные - со средним мозгом и вышележащими отделами (MacLean P. A Mind of Three Minds: Educating the Triune Brain. Seventy-Seventh Yearbook of the National Society for the Study of Education. - Chicago, 1978). Поэтому в начале комплекса проводятся гомолатеральные движения для активизации нижних отделов ствола головного мозга и отдельных полушарий, затем - гетеролатеральные движения для вовлечения верхних отделов ствола и одновременного воздействия на оба полушария - вначале без пересечения средней линии тела, а потом с пересечением средней линии тела. Размашистые движения со скручиванием туловища и пересечением конечностями средней линии создают вращение тела и обеспечивают усиленный поток проприоцептивной импульсации в оба полушария. Следующие упражнения усложняются за счет сложных перекрестных непривычных движений, требующих внимания и контроля со стороны обоих полушарий - “замочек”. Затем идет дальнейшее усложнение за счет сочетания перекрестных движений с движениями глаз и нагрузкой на доминантное полушарие (логическая нагрузка) и субдоминантное (творческая нагрузка), рисование знака бесконечности и двуручное письмо. Выполнение этих упражнений вызывает поток импульсов от мышечных и сухожильных рецепторов, обеспечение тренировки связей между центрами, управляющими движениями конечностей, глазодвигательными ядрами ствола головного мозга, зрительными центрами и корой головного мозга справа и слева. Завершается комплекс созданием и запоминанием яркого метафорического образа совместно работающих полушарий.

Способ осуществляется следующим образом.

- Упражнения выполняются на фоне обычных восстановительных мероприятий, они просты и не требуют специальных приспособлений или помещения.

- Длительность каждого упражнения 1-2 минуты. Но в то же время полезно ориентироваться на собственные ощущения и выполнять каждый элемент комплекса столько, сколько человек чувствует для себя необходимым. Выполнение комплекса занимает 15-20 минут в день в течение 2 недель и более.

- Перед выполнением упражнений необходимо выпить чистой воды (100-200 мл). Этот подготовительный этап, устраняющий дефицит жидкости в организме, в том числе в ткани мозга, чрезвычайно чувствительной к дегидратации.

- Перекрестые шаги в их различных вариациях можно выполнять в быстром темпе (примерно 1 шаг в секунду), как ритмический танец под музыку. Возможно плавное выполнение в медленном темпе (1 шаг в несколько секунд).

- Исходное положение для всех упражнений - стоя, ноги на ширине плеч. В виде исключения упражнения могут выполняться сидя или даже лежа. При отсутствии самостоятельных движений возможен вариант пассивного выполнения упражнений с помощью инструктора ЛФК или родственников.

- Нейропсихологическая реабилитация проводится на фоне медикаментозного лечения или после него.

- Упражнения выполняются после определения доминантного полушария с помощью стандартных тестов, принятых в нейропсихологии (доминантный глаз, доминантная рука).

Гомолатеральные (односторонние) шаги для активизации нижних отделов ствола головного мозга и отдельных полушарий (фиг.1).

Поднять правую руку и одновременно сделать шаг на месте правой ногой.

Вернуться в исходное положение.

Поднять левую руку сделать шаг на месте левой ногой.

Гетеролатеральные движения для вовлечения верхних отделов ствола, интегрирования мозга и активизации межполушарных связей - вначале проводятся без пересечения средней линии тела (фиг.2-4). Могут выполняться в разных вариантах. Упражнения напоминают движения ползущей ящерицы или бегущей лошади.

"Пистолетик" (фиг.2) - из исходного положения вытянуть перед собой одновременно левую ногу и правую руку до горизонтальной линии. Для сохранения равновесия опорную ногу (в данном описании - правую) согнуть в колене. Вернуться в исходное положение, затем то же самое движение выполнить правой ногой и левой рукой. Опорная нога - левая. Вернуться в исходное положение.

"Ящерица" (фиг.3) Из исходного положения отвести правую ногу в сторону до 45 градусов, одновременно левую руку отвести от туловища и поднять вверх до 45 градусов. Принять исходное положение, затем то же движение выполнить противоположными конечностями (левой ногой и правой рукой).

"Лыжник" (фиг.4) Сделать шаг вперед правой ногой, перенести на нее вес тела, левую руку вытянуть вперед. Левая нога выпрямлена и разогнута в тазобедренном суставе, стопа касается пола. Вернуться в исходное положение, приставив правую ногу к левой, т.е. сделав шаг назад. Затем то же упражнение выполняется противоположными конечностями. При выполнении этого упражнения необходимо следить за вынесением опорной ноги вперед, для этого совершается шаг вперед в сочетании с вытягиванием руки с противоположной стороны.

Гетеролатеральные форсированные движения с пересечением средней линии, вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового - в другую - с той же целью, что и в пункте 2, но с повышением интенсивности сигнала за счет усилий, необходимых для совершения движения и вовлечением большего числа нервных центров.

"Футболист" (фиг.5) - маховым движением левая нога пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность правого бедра. В это же время правая рука маховым движением пересекает среднюю линию тела и переднюю поверхность левого плечевого сустава. Туловище в момент этого движения производит ротацию: таз вращается в одну сторону, а плечевой пояс - в другую. Принять исходное положение и повторить движение противоположными конечностями (правой ногой и левой рукой).

“Замочек” - сложные перекрестные непривычные движения, требующие внимания и контроля со стороны обоих полушарий (фиг.6).

Правую ногу поставить впереди левой, скрестив ноги. Руки вытянуть вперед большими пальцами вниз, тыльной стороной друг к другу. Перенести правую руку над левой и сцепить пальцы в замок. Руки получаются переплетенными. Согнуть руки в локтевых суставах, руки так, чтобы замок оказался на груди. Если гибкость или болезнь суставов не позволяют сделать это движение в полном объеме, то возможен облегченный его вариант, доступный для выполнения конкретным человеком. Сохранять такую позу в течение 1-2 минут.

Сочетание гетеролатеральных движений с движениями глаз и функциональной нагрузкой на оба полушария (для доминантного полушария - логическая нагрузка, для субдоминантного - творческая задача) - для активизации связей между центрами, управляющими движениями конечностей, глазодвигательными ядрами ствола головного мозга, зрительными центрами и корой головного мозга справа и слева.

При доминировании левого полушария упражнения выполняются следующим образом.

Больной смотрит влево, одновременно производя арифметические вычисления в уме. Сложность вычислений зависит от возраста и предварительной подготовки.

Затем больной смотрит вправо, одновременно напевая придуманную мелодию.

При доминировании правого полушария взгляд влево сочетается с напеванием мелодии, а взгляд вправо - с арифметическими действиями в уме. Описанные действия проводятся на фоне гетеролатеральных движений.

Рисование знака бесконечности (фиг.7). Рисование знака бесконечности в воздухе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую - правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе. Точка перекреста линий находится на уровне средней линии тела. В точке перекреста направление движения вверх, по бокам - вниз. При этом упражнении синхронизируются двусторонние гетеролатеральные импульсы от глаз, рук и всего тела.

Двуручное письмо и симметричные рисунки (фиг.8). Рисование симметричных фигур одновременно двумя руками включает оба полушария в выполнение одной задачи.

Разделить лист бумаги пополам вертикальной линией. Рисовать правой и левой руками одновременно, так чтобы движения и выполняемые рисунки получались зеркальными.

Начать можно с рисования простых картинок (бабочка, елочка, геометрические фигуры) и усложнить его до написания слов курсивом. После того, как выполняющий упражнение поймет, что от него требуется, в данном упражнении поощряется творчество, создание собственных картинок, а не следование образцу. Разнообразить выполнение упражнения и приспособить его к выполнению в различных условиях: можно рисованием в воздухе, на доске мелом, на полу, на песке палочками или непосредственно пальцами и ладонями. Раздражение рецепторов кожи ладоней в последнем случае создает дополнительную стимуляцию зон коры полушарий с двух сторон.

После гимнастики выполняют аутотренинг - создание метафорического образа совместно работающих полушарий путем приема мысленного соединения полушарий.

Положить правую ладонь на левую половину головы, затем образно и ярко представить в ладони половину мозга. Положить левую руку на правую половину головы и проделать то же самое.

Медленно соединить руки в замок, создавая воображаемую картину соединения мозга в единое целое.

Примеры.

История болезни 1. Больная К., 59 лет, пенсионерка. Доставлена в неврологическое отделение “скорой помощью” в связи с появлением слабости и онемения в правых конечностях и затруднением речи. АД 150/90. В неврологическом статусе легко выраженный гемипарез с повышением тонуса и рефлексов. Элементы моторной афазии: речь понятна, но бедна глаголами, иногда наблюдается перестановка букв и слогов, неправильное употребление падежей, пропуск предлогов и местоимений, редкие персеверации. При разговоре по телефону дефект речи становится более заметным. Понимание речи, повторение отдельных слогов и слов, чтение и письмо сохранены.

Диагноз: Цереброваскулярная болезнь (ЦВБ), острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу в бассейне средней мозговой артерии слева. Правосторонний гемипарез, гемигипестезия, элементы моторной афазии. Умеренная степень тяжести.

В течение недели получала сосудорасширяющие средства, церебролизин, пирацетам, трентал, массаж левых конечностей. Движения в ноге восстановились, исчезло онемение, слабость в руке и нарушения речи сохранялись.

На фоне продолжающегося медикаментозного лечения больная была принята на курс специальной гимнастики. Перед началом были проведены стандартные пробы на определение доминантности полушарий, больная - правша) В ходе нейропсихологического обследования, кроме легко выраженной моторной афазии, выявлено снижение внимания и кратковременной вербальной памяти.

Курс специальной тренировки мозга проведен в течение 15 дней. После трех занятий улучшилась речь - стала быстрее, увереннее, исчезли персеверации. После окончания курса: стала увереннее говорить по телефону, затруднение с перестановкой букв отмечается лишь в сложных словах (“кораблекрушение, электричество”). Проведено повторное нейропсихологическое исследование, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.
ПоказателиДо курсаПосле курса
Таблицы Шульте:  
лучшее время57 сек45 сек (N)
застревание4 разанет
астенияестьнет
Корректурная проба:  
время3 мин 20 сек3 мин 5 сек
ошибки3210
Ряды Крепелина:  
количество примеров6378
ошибки2нет
Исследование памяти рост запоминания:  
после 1 предъявления45
после 5 предъявлений88
после 10 предъявлений89
псевдозапоминания2нет
лабильность кривойестьнет
персеверации2нет

История болезни 2. Больная Д., 53 года, учительница. Во время консультации у невропатолога жаловалась на снижение памяти: забывает слова во время проведения уроков, иногда с трудом вспоминает имена своих знакомых и часто используемые номера телефонов. Кроме того, беспокоят головные боли, головокружение при перемене положения тела, иногда легкое пошатывание при ходьбе, повышение артериального давления до 170/100. Такое состояние последние 2-3 года, получала сосудорасширяющие препараты, ноотропы, витаминотерапию, отмечала небольшое улучшение, но в целом состояние постепенно ухудшается. В неврологическом статусе: мелкоразмашистый горизонтальный нистагм при крайних отведениях глазных яблок, легкое пошатывание в пробе Ромберга, промахивание при выполнении пальценосовой и коленно-пяточной пробы, стопные патологические знаки Россолимо с 2 сторон. Магнитно-резонансная томография головного мозга: множественные мелкие очаги дисциркуляции преимущественно в задних отделах полушарий мозга. Диагноз: ЦВБ, дисциркуляторная энцефалопатия в вертебробазиллярном бассейне, вестибулоатактический и гипомнестический синдром, умеренная степень выраженности. С целью активизации межполушарных связей и улучшения высших психических функций больная обучена выполнению комплекса упражнений, которые выполнялись под руководством инструктора первые 3 раза, а затем самостоятельно - по 15 минут в день в течение двух недель. От медикаментозного лечения больная отказалась, поскольку получала препараты месяц назад. Результаты нейропсихологического исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2.
ПоказателиДо курсаПосле курса
Таблицы Шульте:  
лучшее время55 сек43 сек (N)
застревание3 разанет
астениянетнет
Корректурная проба:  
время5 мин 12 сек4 мин 17 сек
ошибки61
Ряды Крепелина:  
количество примеров5675
ошибки21
Исследование памяти рост запоминания:  
после 1 предъявления67
после 5 предъявлений58
после 10 предъявлений810
псевдозапоминания1нет
лабильность кривойвыраженнаянет
персеверациинетнет

После проведенного курса тренировки пациентка отметила уменьшение головокружения при перемене положения тела. Что касается нарушений памяти, то субъективно каких-либо изменений она не заметила, но объективное исследование кратковременной вербальной памяти показало, что увеличилась скорость и количество запоминаемых слов, улучшились показатели внимания. Результаты тестирования для пациентки были настолько показательными, что она продолжает заниматься этой тренировкой ежедневно.

Предлагаемый способ использован в неврологическом отделении муниципальной больницы №2 г.Новокузнецка у 90 больных. 18 из них проведено нейропсихологическое исследование, которое показало улучшение кратковременной вербальной памяти, концентрации внимания при счете и чтении, более равномерное выполнение тестов, уменьшение утомляемости по сравнению с результатами, полученными в контрольной группе, выполнявшей обычный комплекс лечебной физкультуры.

Вывод.

Таким образом, предложенный способ нейропсихологической реабилитации больных цереброваскулярной болезнью позволяет за счет последовательного вовлечения все более высоких уровней регуляции влиять на состояние нервных центров в отдельных полушариях, активизировать межполушарные связи, осуществить интегрирование мозга, вовлечь субдоминантное полушарие в восстановление нарушенных корковых функций и, следовательно, улучшить качество и скорость их восстановления.

Способ нейропсихологической реабилитации больных цереброваскулярной болезнью при дисциркуляторной энцефалопатии и инсультах путем проведения на фоне восстановительного лечения комплекса упражнений, отличающийся тем, что вначале определяют стандартными тестами доминантное полушарие; затем выполняют упражнения, которые последовательно вовлекают все более высокие уровни нервной системы, начиная с гомолатеральных движений конечностями, затем совершают гетеролатеральные движения - вначале без пересечения средней линии тела, затем с вращением плечевого пояса в одну сторону, а тазового пояса - в другую и с пересечением средней линии тела, далее сочетают гетеролатеральные движения с движениями глаз и функциональными нагрузками на полушария - для доминантного полушария с логической нагрузкой, для субдоминантного с творческой нагрузкой, после чего выполняют рисование знака бесконечности в воздухе правой рукой, левой рукой и двумя руками вместе, следя глазами за воображаемым рисунком и перенося центр тяжести с одной ноги на другую; затем рисуют симметричные фигуры одновременно двумя руками, после гимнастики выполняют аутотренинг - создают и запоминают образ совместно работающих полушарий.