Способ оборудования универсально-пропашного трактора дополнительными ведущими колесами и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеСпособ заключается в том, что привод дополнительных ведущих колес осуществляют посредством перераспределения силового потока от полуосей заднего моста. Установку дополнительных колес в рабочее положение и возврат их в технологические ниши дисков задних колес для транспортирования производят за счет перемещения задних колес вдоль полуосей, вызванного поперечной составляющей реакции опорной поверхности, возникающей при повороте задних колес относительно продольной оси трактора в процессе поступательного движения, без разрыва кинематической связи в трансмиссии. Устройство для установки дополнительных ведущих колес в рабочее положение и возврат их в технологические ниши дисков задних колес трактора выполнено в виде поворотных бортовых редукторов, корпус каждого из которых представлен двумя шарнирно сочлененными рычагами. Сочленение состоит из двух цилиндров, соединенных между собой по телескопическому типу и перемещение которых относительно друг друга осуществляется по винтовой направляющей. В результате расширяются функциональные возможности и эксплуатационная технологичность колесного трактора. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области транспортного и с.-х. машиностроения, в частности к способам оборудования дополнительными ведущими колесами тяговых колесных машин.
Целью предложенного способа является расширение функциональных возможностей и эксплуатационной технологичности колесного трактора путем оборудования дополнительными ведущими колесами.
Поставленная цель достигается за счет того, что установка дополнительных колес в рабочее положение и возврат их в технологические ниши задних колес осуществляют за счет перемещения последних вдоль полуосей, вызванного поперечной составляющей реакции опорной поверхности, возникающей при повороте задних колес относительно продольной оси трактора в процессе прямолинейного движения, без разрыва кинематической связи в трансмиссии, аналогично работе известного устройства [1].
Устройство для реализации данного способа состоит из поворотных бортовых редукторов, корпус каждого из которых представлен в виде двух шарнирно сочлененных рычагов. Сочленение выполнено из двух цилиндров, соединенных между собой по телескопическому типу и перемещающихся относительно друг друга по винтовой направляющей, которая представляет собой винтовую пару, ограничивающую разворот рычагов сочленения в пределах от 0 до 180°.
Пример конкретного выполнения
Предлагаемый способ оборудования универсально-пропашного трактора дополнительными ведущими колесами реализован следующим образом. В процессе поступательного движения трактора, на колеса 1 (фиг.1, а), (фиг.2, б) действует касательная сила тяги и сила сопротивления качению при условии отсутствия боковой реакции опорной поверхности. При необходимости оборудования трактора дополнительными ведущими колесами, переключают рукоятку гидрораспределителя в положение, при котором масло из гидросистемы подается в гидроцилиндр 2 (фиг.1, б), с помощью которого, воздействуя на полуоси 3, поворачивают колеса 1 симметрично, относительно продольной оси трактора на определенный угол. Возникающая боковая реакция опорной поверхности, которая действуя на задние колеса 1, заставляет их перемещаться относительно полуосей трактора, в результате чего, разъезжаясь, они освобождают из технологических ниш своих дисков дополнительные ведущие колеса, которые вследствие увеличения клиренса машины за счет поворота бортовых редукторов входят в соприкосновение с опорной поверхностью.
Реализация контакта дополнительных ведущих колес 4 (фиг.1, б) с опорной поверхностью, обеспечивают за счет устройства состоящего из поворотных бортовых редукторов 2 (фиг.2, а), корпус каждого из которых выполнен в виде двух шарнирно сочлененных рычагов 3 и 5 (фиг.2, а). Сочленение сделано в виде двух цилиндров, соединенных между собой по телескопическому типу, и перемещение которых относительно друг друга осуществляют по винтовой направляющей 6 (фиг.3, а), выполненной в виде винтовой пары, которая ограничивает разворот рычагов сочленения в пределах от 0 до 180°. Рычаг 5 непосредственно соединен с полуосью трактора, на которой жестко крепят дополнительное колесо 4 (фиг.3, а), а рычаг 3 со ступицей большого колеса 1 (фиг.3, а). Постоянная передача крутящего момента от ведущей полуоси к оси колеса 1, осуществляют за счет использования шлицевых валов 7 (фиг.3), на которых находятся зубчатые колеса 8.
При транспортных работах, в случае отсутствия необходимости использования дополнительных ведущих колес 4 (фиг.3, б), (фиг.1, в), реализуют обратный процесс. С помощью гидроцилиндра 2 (фиг.1, б) осуществляют воздействие на полуоси, поворачивая их под углом к продольной оси трактора, так чтобы боковая реакция опорной поверхности на колесо изменила свое направление на противоположное. В результате чего совершается обратный поворот редукторов, вызывающий увеличение клиренса машины, отрыв дополнительных ведущих колес от опорной поверхности, и возврат их в технологические ниши дисков задних колес.
Источники информации
1. RU, 2113365 C1 В 60 К 17/32. Устройство бесступенчатой регулировки колеи задних колес трактора / Черкасов А.А., Асманкин Е.М., Алексеев В.Н., Соколов В.Ю. (Оренбургский государственный аграрный университет). - №97107103/28; Заявл. 29.04.97 // Изобретения (Заявки и патенты). - 1998. - №17.
1. Способ оборудования универсально-пропашного трактора дополнительными ведущими колесами, при котором их привод осуществляют посредством перераспределения силового потока от полуосей заднего моста, отличающийся тем, что установку дополнительных колес в рабочее положение и возврат их в технологические ниши дисков задних колес для транспортирования производят за счет перемещения задних колес вдоль полуосей, вызванного поперечной составляющей реакции опорной поверхности, возникающей при повороте задних колес относительно продольной оси трактора в процессе поступательного движения, без разрыва кинематической связи в трансмиссии.
2. Устройство для установки дополнительных ведущих колес в рабочее положение и возврат их в технологические ниши дисков задних колес трактора выполнено в виде поворотных бортовых редукторов, корпус каждого из которых представлен двумя шарнирно сочлененными рычагами, отличающееся тем, что сочленение состоит из двух цилиндров, соединенных между собой по телескопическому типу и перемещение которых относительно друг друга осуществляется по винтовой направляющей.
3. Устройство для установки дополнительных ведущих колес по п.2, отличающееся тем, что направляющая представляет собой винтовую пару, которая ограничивает разворот рычагов в пределах от 0 до 180°.