Способ разрушения ледового покрова
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к ледокольной технике. Ледовый покров разрушают ледокольным судном, в качестве которого используют подводную лодку. В носовой части корпуса подводной лодки в плоскости одного из передних шпангоутов устанавливают пару ледорежущих устройств. Ледоразводящий клин прикрепляют к рубке подводной лодки так, чтобы его ребро располагалось вертикально в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки. Между парой ледорежущих устройств и ледоразводящим клином устанавливают среднее ледорежущее устройство в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки. Достигается повышение эффективности разрушения ледового покрова. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к ледокольной технике.
Известно ледоочистительное судно, содержащее установленные на корпусе ножи и ледоразводящий клин (см. а.с. СССР №1004192, МПК В 63 В 35/08, 1983). Наиболее близким к предлагаемому способу является метод разрушения льда при помощи ледокола, содержащего погружаемый корпус и рубку для экипажа, соединенные между собой полупогружаемым ледорежущим пилоном (см. а.с. СССР №1031844, МПК В 63 В 35/12, 1983 - прототип). К недостаткам прототипа следует отнести низкую эффективность работы, связанную с тем, что ледорежущий пилон фактически прокладывает путь для самого себя. Узкий канал после пилона сразу перекрывается сходящимися льдинами и становится несудоходным. Кроме того, для строительства ледокола с погружаемым корпусом необходимы значительные капиталовложения, которые могут не окупиться за время его эксплуатации.
Технической задачей в предлагаемом изобретении является повышение эффективности работы при снижении затрат.
Технический результат достигается тем, что в способе разрушения ледового покрова ледокольным судном с установленными на нем ледорежущими устройствами и ледоразводящим клином, в качестве ледокольного судна используют подводную лодку, при этом в носовой части корпуса подводной лодки в плоскости одного из передних шпангоутов устанавливают пару ледорежущих устройств, а ледоразводящий клин прикрепляют к рубке подводной лодки так, чтобы его ребро располагалось вертикально в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки, причем между парой ледорежущих устройств и ледоразводящим клином устанавливают среднее ледорежущее устройство в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки. Предлагаемое изобретение осуществляют путем использования корпуса подводной лодки, списанной по причине выработки ресурса глубоководного плавания. В то же время прочностные характеристики большинства таких подлодок допускают их безопасную эксплуатацию в полупогруженном положении (когда рубка остается над водой).
Изобретение поясняется чертежами, на которых показано расположение ледорежущих устройств на подлодке: фиг.1 - вид сбоку, фиг.2 - вид сверху. Здесь приняты следующие обозначения: 1 - корпус подлодки, 2 - рубка, 3 - ледоразводящий клин, 4 - пара передних ледорежущих устройств, 5 - кронштейны, 6 - среднее ледорежущее устройство, 7 - шпангоут.
В примере конкретного исполнения в качестве ледорежущих устройств применяют водометы. Водомет представляет собой набор гидромониторов, собранных в пакет. Высота пакета - не менее толщины льда (примерно от 1 до 1,5 м). Водометы 4 устанавливают на кронштейнах 5, которые прикрепляют к силовому поясу шпангоута 7. Расстояние между водометами 4 определяют из требований ширины прокладываемого канала. Ледоразводящий клин 3 устанавливают в плоскости, проходящей через продольную ось подлодки, и прикрепляют к рубке 2. Средний водомет 6 устанавливают в продольной плоскости подлодки перед клином 3, как показано на чертежах. Привод насоса, подающего под давлением забортную воду на водометы, подключают к силовой установке подлодки.
Для разрушения ледового покрова подлодку в полупогруженном состоянии подводят к краю льда и включают водометы. При движении подлодки вперед водометы 4 сначала вырезают пластину льда, которая перемещается вдоль палубы к рубке. Здесь водомет 6 разрезает эту пластину на две полосы, которые разводятся клином 3 в стороны. При этом за подлодкой остается канал чистой воды.
Наибольший экономический эффект достигается в результате использования малых (до 500 тонн) дизельных подлодок на внутренних водоемах страны. Применение таких ледокольных судов на великих русских реках (например, на Волге) позволит ускорить речную навигацию, как минимум, на месяц. При этом списанные на металлолом подлодки получат вторую жизнь, что позволит вернуть значительную часть средств, вложенных в их строительство. Кроме того, решается экологическая проблема по утилизации подлодок на базах ВМФ.
Способ разрушения ледового покрова ледокольным судном с установленными на нем ледорежущими устройствами и ледоразводящим клином, отличающийся тем, что в качестве ледокольного судна используют подводную лодку, при этом в носовой части корпуса подводной лодки в плоскости одного из передних шпангоутов устанавливают пару ледорежущих устройств, а ледоразводящий клин прикрепляют к рубке подводной лодки так, чтобы его ребро располагалось вертикально в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки, причем между парой ледорежущих устройств и ледоразводящим клином устанавливают среднее ледорежущее устройство в плоскости, проходящей через продольную ось подводной лодки.