Способ получения дизельного топлива

Использование: нефтехимия. Сущность: проводят гидроочистку легкой и тяжелой газойлевых фракций на алюмоникельалюмокобальтмолибденовом катализаторе при повышенной температуре и давлении с последующим компаундированием гидроочищенных фракций. При этом гидроочистку легкой газойлевой фракции осуществляют в одну ступень при объемной скорости подачи сырья 5-7 час-1, а гидроочистку тяжелой газойлевой фракции осуществляют в две ступени при объемной скорости подачи сырья 1-1,5 час-1. Преимущественно используют легкую газойлевую фракцию с концом кипения не выше 300°С и тяжелую газойлевую фракцию с температурой начала кипения не ниже 300°С, которые затем компаундируют в соотношении 1-1,7:1 соответственно. Гидроочистку газойлевых фракций осуществляют при температуре 340-360°С и давлении 4 МПа. Технический результат: упрощение технологии получения дизельного топлива и увеличение производительности установок. 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к способу получения дизельного топлива.

Известен способ получения дизельного топлива, заключающийся в том, что из нефти перегонкой выделяют фракции (160-190) - 300°С и (300-310) - 390°С, смешивают их в соотношении 70:30-30:70 мас.%, полученную смесь подвергают гидроочистке в присутствии плотно расположенных по ходу сырья слоев катализаторов: алюмоникельмолибденового и двух слоев алюмокобальтмолибденового при массовом соотношении слоев (1,0-1,5):10:(30-35) при температуре 330-370°С, давлении 2,5-4,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,0-4,5 час-1, а полученный гидрогенизат подвергают стабилизации с получением целевого продукта (Патент РФ №2141994, С 10 G 67/02, 1999 г.).

Однако этот способ при изменении состава сырья не позволяет получать оптимальные результаты по качеству дизельного топлива.

Наиболее близким к заявляемому является способ получения дизельного топлива, согласно которому фракцию с температурой конца кипения не выше 300°С подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10-50 мас.% алюмоникельмолибденового катализатора, активированного этилмеркаптаном, взятым в количестве 10-20% от общей массы каталитической системы, с получением продукта 1, фракцию с температурой начала кипения не ниже 300°С подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10-40 мас.% алюмокобальтмолибденового катализатора, активированного серой, взятой в количестве 5-20% от общей массы каталитической системы, с получением продукта 2, полученные продукты компаундируют соответственно в соотношении 3-4:2-1 с получением целевого продукта с температурами начала кипения не ниже 170°С и конца кипения не выше 370°С.

Причем процесс гидроочистки фракции 175-300°С проводят при температуре 340°С, давлении 3,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 4 час-1, а процесс гидроочистки фракции 300-368°С проводят при 360°С, давлении 3,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,0 час-1.

Недостатком этого способа является необходимость специальной подготовки катализатора и низкая производительность.

Задачей настоящего изобретения является упрощение технологии и повышение производительности способа.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения дизельного топлива, включающий гидроочистку легкой и тяжелой газойлевых фракций на алюмоникель- алюмокобальтмолибденовом катализаторе при повышенной температуре и давлении с последующим компаундированием гидроочищенных фракций, при этом гидроочистку легкой газойлевой фракции осуществляют в одну ступень при объемной скорости подачи сырья 5-7 час-1, а гидроочистку тяжелой газойлевой фракции осуществляют в две ступени при объемной скорости подачи сырья 1-1,5 час-1.

Причем используют легкую газойлевую фракцию с концом кипения не выше 300°С и тяжелую газойлевую фракцию с температурой начала кипения не ниже 300°С, гидроочистку газойлевых фракций осуществляют при температуре 340-360°С и давлении 4 МПа и гидроочищенные легкую и тяжелую газойлевые фракции компаундируют в соотношении 1-1,7:1 соответственно.

Отличием заявляемого технического решения является соотношение скоростей гидроочистки легкой и тяжелой газойлевых фракций.

Заявленное соотношение является результатом проведенных авторами исследований распределения групп сераорганических соединений в легких и тяжелых фракциях дизельного топлива и скоростей гидрообессеривания этих фракций.

Использование предлагаемого способа позволит упростить технологию получения дизельного топлива на предприятиях отрасли и увеличить производительность установок за счет того, что каждая фракция дизельного топлива очищается в оптимальных условиях, т.е. подобранные условия гидроочистки обеспечивают удаление сернистых соединений, наиболее характерных для данных фракций.

Существо предлагаемого способа иллюстрируется приведенными ниже примерами. Для осуществления способа были использованы прямогонные газойлевые фракции, характеристики которых приведены в таблице.

Для более наглядного понимания скорости и глубины гидроочистки каждой из фракций и сравнения их скоростей условия гидроочистки были подобраны таким образом, чтобы были видны их различия, поэтому процесс проводили на никельмолибденовом катализаторе средней активности.

Пример 1.

Фракцию 180-300°С подвергают гидроочистке в одну ступень при температуре 340°С, давлении 4 МПа с объемной скоростью 5 час-1 до содержания серы в гидрогенизате 0,08%, фракцию 300-360°С гидроочищают в две ступени при температуре 340°С, давлении 4 МПа с объемной скоростью 1,0 час-1 до содержания серы в гидрогенизате 0,19%. Гидрогенизаты компаундируют в соотношении 1,7:1, содержание серы в объединенном гидрогенизате составляет 0,12%.

Пример 2.

Фракцию 180-300°С подвергают гидроочистке в две ступени при температуре 340°С, давлении 4 МПа, объемной скорости 1,7 час-1 до содержания серы в гидрогенизате 0,03%, фракцию 300-360°С подвергают гидроочистке при температуре 340°С, давлении 4 МПа, объемной скорости 3,0 час-1 в одну ступень до содержания серы в гидрогенизате 0,46%.

Гидрогенизаты компаундируют в соотношении 1,7:1, содержание серы в объединенном гидрогенизате составляет 0,19%.

Пример 3.

Фракцию 180-300°С подвергают гидроочистке в одну ступень при температуре 340°С, давлении 4 МПа, объемной скорости 5,0 час-1 до содержания серы в гидрогенизате 0,08%, Фракцию 300-360°С подвергают гидроочистке в две ступени при температуре 360°С, давлении 4 МПа, объемной скорости 1,0 час-1 до содержания серы в гидрогенизате 0,14%. Гидрогенизаты компаундируют в соотношении 1:1, содержание серы в объединенном гидрогенизате составляет 0,10%.

1. Способ получения дизельного топлива, включающий гидроочистку легкой и тяжелой газойлевых фракций на алюмоникельалюмокобальтмолибденовом катализаторе при повышенной температуре и давлении с последующим компаундированием гидроочищенных фракций, отличающийся тем, что гидроочистку легкой газойлевой фракции осуществляют в одну ступень при объемной скорости подачи сырья 5-7 ч-1, а гидроочистку тяжелой газойлевой фракции осуществляют в две ступени при объемной скорости подачи сырья 1-1,5 ч-1.

2. Способ получения дизельного топлива по п.1, отличающийся тем, что используют легкую газойлевую фракцию с концом кипения не выше 300°С и тяжелую газойлевую фракцию с температурой начала кипения не ниже 300°С.

3. Способ получения дизельного топлива по пп.1, 2, отличающийся тем, что гидроочистку газойлевых фракций осуществляют при температуре 340-360°С и давлении 4 МПа.

4. Способ получения дизельного топлива по пп.1-3, отличающийся тем, что гидроочищенные легкую и тяжелую газойлевые фракции компаундируют в соотношении 1-1,7:1 соответственно.