Твердотопливный ракетный двигатель
Иллюстрации
Показать всеТвердотопливный ракетный двигатель содержит корпус с размещенным в нем вкладным канальным зарядом и воспламенителем. Воспламенитель расположен в объеме, ограниченном передним днищем двигателя и торцом заряда. Между воспламенителем и торцом заряда установлена мембрана. Мембрана выполнена из сгораемого материала в виде диска с местными вырезами по периферии. Изобретение позволит уменьшить начальный пик давления в твердотопливном ракетном двигателе. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Реферат
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении твердотопливных ракетных двигателей и воспламенительных устройств к ним.
В твердотопливных ракетных двигателях (ТТРД) широко применяются различные конструкции воспламенителей и воспламенительных устройств (пат. RU 2170842, RU 2053401, US 3564845 г.).
Одним из недостатков существующих конструкций ТТРД и устройств, обеспечивающих их запуск, является наличие начального воспламенительного пика давления в камере двигателя, что отрицательно влияет на габаритно-весовые характеристики двигателя и ракеты в целом. Особенно остро этот недостаток проявляется в ТТРД с малым начальным свободным объемом. В этом случае уменьшение навески воспламенителя, с целью снижения начального пика, приводит, как правило, к задержкам воспламенения.
Указанный недостаток в определенной степени устраняется в конструкции по пат. RU 2053401, принятому авторами за прототип. При этом пик давления в конструкции прототипа уменьшается за счет уменьшения пика максимального давления собственно воспламенителя (фиг.1).
Недостатками известных ТТРД и воспламенителей к ним, в т.ч. прототипа, являются сложность конструкции и существенная доля бесполезного, с точки зрения использования в ТТРД, рассеивания энергии воспламенительного устройства в начальный период.
Технической задачей патентуемого изобретения является создание простой и надежной конструкции ТТРД с уменьшенным начальным пиком давления, особенно ТТРД с малым начальным свободным объемом.
Указанная задача в заявляемой конструкции решается за счет последовательного подключения к процессу горения отдельных поверхностей самого заряда.
Сущность изобретения и его отличия от прототипа поясняются следующими графическими материалами.
Фиг.1. Эффективность снижения пика давления в конструкции прототипа.
1 - составляющая зависимости давление - время p(t), определяемая собственно поверхностью заряда;
2 - составляющая p(t), определяемая собственно воспламенителем обычной конструкции;
3 - составляющая p(t) собственно воспламенителя-прототипа;
4 - результирующая зависимость p(t) для воспламенителя обычной конструкции;
5 - результирующая зависимость p(t) для воспламенителя-прототипа;
6 - результирующая зависимость p(t) на установившемся режиме;
7 - уменьшение пика давления при применении воспламенителя-прототипа.
Фиг.2. Эффективность снижения пика давления в заявляемой конструкции.
1 - составляющая p(t), определяемая собственно поверхностью заряда при отсутствии мембраны;
2 - составляющая p(t), определяемая собственно поверхностью заряда при наличии мембраны;
3 - составляющая p(t), определяемая собственно поверхностью заряда при горении всей поверхности (наружной, канала,···);
4 - составляющая p(t) собственно воспламенителя;
5 - результирующая зависимость p(t) для заявляемой конструкции (с мембраной);
6 - результирующая зависимость p(t) без мембраны;
7 - результирующая зависимость p(t) на установившемся режиме;
8 - уменьшение пика давления для заявляемой конструкции воспламенителя.
Фиг.3. Общий вид заявляемой конструкции.
1 - корпус двигателя; 2 - заряд твердого ракетного топлива (ТРТ);
3 - таблетки ТРТ;
4 - навеска воспламенительного состава в оболочке;
5 - мембрана;
Фиг.4. Характер распространения продуктов сгорания в заявляемой конструкции.
1 - корпус;
2 - заряд;
3 - мембрана.
Фиг.5. Характер распространения продуктов сгорания в ТТРД - прототипе.
Фиг.6. Мембрана.
ДМ - наружной диаметр мембраны;
ДДВ - внутренний диаметр камеры сгорания двигателя.
Сущность изобретения заключается в перекрытии, в момент запуска двигателя, канала заряда (со стороны воспламенителя) мембраной, что позволяет направить основную массу воспламеняющих газов вдоль наружной поверхности заряда. Воспламенение канала при этом обеспечивается со стороны соплового торца с запаздыванием по времени по отношению к наружной поверхности. Это позволяет:
- во-первых, уменьшить начальный пик давления, так как максимальное давление, развиваемое собственно воспламенителем, реализуется при существенно меньшей горящей поверхности заряда (фиг.1), чем в случае одновременного воспламенения по каналу и наружной поверхности;
- во вторых, повысить эффективность и надежность воспламенения в двигателях с малым начальным свободным объемом, за счет интенсификации теплоподвода (путем вынужденной конвекции) к локальной, в данном случае только к наружной поверхности заряда. При этом вся масса продуктов сгорания целенаправленно пропускается над наружной поверхностью заряда (фиг.4), а не рассеивается, как в конструкциях аналогов и прототипа, по всему объему камеры сгорания (фиг.5);
- с учетом последнего, представляется возможным уменьшить общую массу воспламенителя в целом.
Для уменьшения влияния мембраны на стационарный режим работы двигателя она может быть выполнена из сгораемого материала, например полиэтилена.
Конструкция патентуемого ТТРД приведена на фиг.3. Конструкция включает в себя навеску воспламенительного состава в пленочной оболочке (4) и таблетки твердого топлива, размещенные в передней крышке двигателя перед торцом заряда и отделенные от него мембраной (5).
Воспламенительное устройство разработано применительно к ТТРД с зарядом, имеющим сквозной канал и горящим по каналу и наружной поверхности. При этом заряд фиксируется в камере двигателя по опорным поверхностям, а проход газов от воспламенительного устройства на наружную поверхность заряда обеспечивается за счет кольцевого зазора между торцом заряда и корпусом двигателя, а также за счет выполнения по периферии мембраны дополнительных вырезов (фиг.6). Это позволяет регулировать начальное давление в локальном объеме между крышкой и торцом заряда и тем самым обеспечить необходимый уровень давления для эффективного зажжения самого воспламенителя.
Отличительными признаками патентуемого изобретения (от прототипа) являются:
- наличие мембраны, перекрывающей (запирающей) канал заряда в момент воспламенения;
- выполнение мембраны из сгораемого материала, например полиэтилена;
- выполнение мембраны в виде кругового диска с вырезами по периферии и диаметром, соответствующим внутреннему диаметру двигателя по месту установки мембраны.
Патентуемая конструкция отработана применительно к разгонному двигателю ПТУРС.
Пример практической реализации конструкции:
- воспламенительное устройство: навеска пороха ДРП-2 по 1 г в 2 пленочных пакетах;
- полиэтиленовая мембрана;
- заряд из баллиститного ТРТ с размерами: длина 100 мм, наружный диаметр 116 мм, диаметр канала 50 мм;
- масса заряда 1,3 кг.
Положительный эффект изобретения - уменьшение начального пика давления в камере сгорания ТТРД, особенно с малым начальным свободным объемом; уменьшение весогабаритных характеристик ТТРД.
1. Твердотопливный ракетный двигатель, содержащий корпус с размещенным в нем вкладным канальным зарядом и воспламенителем, расположенным в объеме, ограниченном передним днищем двигателя и торцом заряда, при этом двигатель снабжен мембраной, установленной между воспламенителем и торцом заряда, отличающийся тем, что мембрана выполнена из сгораемого материала в виде диска с местными вырезами по периферии.
2. Твердотопливный ракетный двигатель по п.1, отличающийся тем, что мембрана выполнена из полиэтилена.