Авиационная интегральная система объективного контроля

Изобретение относится к составным частям учебно-тренировочного комплекса, включающего в себя также учебно-боевой самолет и авиационный тренажер. Система объективного контроля содержит автоматизированное рабочее место оператора и связанное с ним сетевое оборудование, обеспечивающее программное функционирование автоматизированного рабочего места оператора в локальной вычислительной сети совместно с системами объективного контроля авиационного тренажера и учебно-боевого самолета. Имеются также система регистрации и учета наземной и летной подготовки, система планирования наземной и летной подготовки, система контроля, анализа и оценки уровня подготовки и система учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки, связанные с автоматизированным рабочим местом оператора. При работе системы контролируются, в частности, последовательность прохождения подготовки на всех технических средствах обучения и очередность освоения всех задач в соответствии с программой подготовки, оценивают готовность каждого летчика к переходу от одного вида подготовки к другому и к освоению более сложных задач по результатам освоения предыдущих задач. При этом формируется банк данных на каждого летчика и обучаемого. Технический результат - данная интегральная система объективного контроля позволяет существенно повысить приобретаемые летчиками профессиональные навыки и значительно снизить время подготовки летчиков. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к составным частям учебно-тренировочного комплекса, включающего в себя также учебно-боевой самолет типа Як-130 (легкий многоцелевой самолет с двойным управлением из передней и задней кабины) и авиационный тренажер модульной конструкции (специализированного и процедурного типов).

Известны системы контроля и оценки подготовки летчиков, функционирующие совместно с тренажерами либо учебными самолетами и включающие в себя узлы контроля действий курсанта и инструктора, а также базу данных результатов обучения (US 6077077 A, G 09 В 9/08, 20.06.2000; GB 2260304 A, G 09 В 9/08, 14.04.1993; RU 24583 U1, G 09 В 9/08, 10.08.2002; RU 2191432 C1, G 09 В 9/08, 20.10.2002).

Недостатки известных систем определяются ограниченными функциональными возможностями, не позволяющими осуществлять комплексные анализ и оценку процесса обучения, что отрицательно сказывается на эффективности подготовки летчиков.

Наиболее близкой к предложенной является система объективного контроля обучения летчиков, содержащая рабочее место оператора и оборудование для сопряжения рабочего места в локальной вычислительной сети с системами объективного контроля авиационного тренажера и учебно-боевого самолета, а также системы обработки, анализа и оценки летной подготовки обучающихся (RU 2006958 C1, G 09 В 9/08, 30.01.1994).

Недостаток указанной системы также связан с невозможностью осуществления всего комплекса контроля обучения и, в конечном счете, с невысокой эффективностью подготовки летчиков.

Задачей изобретения является создание системы объективного контроля, при использовании которой обеспечивается технический результат, проявляющийся в повышении приобретаемых летчиками профессиональных навыков и снижении времени подготовки летчиков.

Для достижения технического результата авиационная интегральная система объективного контроля учебного процесса при профессиональной подготовке летного состава содержит автоматизированное рабочее место оператора и связанное с ним сетевое оборудование, обеспечивающее программное функционирование автоматизированного рабочего места оператора в локальной вычислительной сети совместно с системами объективного контроля авиационного тренажера модульной конструкции и учебно-боевого самолета, а также систему регистрации и учета наземной и летной подготовки, систему планирования наземной и летной подготовки, систему контроля, анализа и оценки уровня подготовки и систему учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки, связанные с автоматизированным рабочим местом оператора с возможностью осуществления:

контроля последовательности прохождения подготовки на всех технических средствах обучения до подготовки на самолете;

оценки готовности каждого летчика к переходу от одного вида подготовки к другому, включая готовность к отработке задачи на самолете, по уровню соответствующей подготовки в учебном классе и на тренажерах;

контроля очередности освоения всех задач в соответствии с программой подготовки;

оценки готовности летного состава к освоению более сложных задач по результатам освоения предыдущих задач;

формирования банка данных на каждого летчика и обучаемого с учетом натренированности летного состава, его пополнения после каждой тренировки в воздухе и на земле, а также анализа натренированности с учетом достигнутого уровня, опыта работы, индивидуальных качеств и установленных ограничений;

переработки информации, полученной по итогам выполненной летной смены, распределения этой информации в виде учетно-отчетной документации по заданным категориям;

интегральной оценки общего уровня подготовленности каждого летчика и обучаемого по результатам всех тренировок и определения степени готовности к выполнению более сложных упражнений;

накопления статистического материала по качеству выполненных полетов каждым летчиком и систематизации допущенных отклонений, ошибок по этапам полета и группам причин с графической информацией и выводом на печать;

учета допущенных личным составом отклонений, ошибок и предпосылок к летным происшествиям по группам причин, видам и элементам полета, проведения их анализа с целью выработки профилактических мероприятий;

создания базы данных по летным происшествиям с распределением по группам причин, типам самолетов, видам и этапам полетов, метеоусловиям и времени суток, проведения анализа и выработки профилактических мероприятий;

разработки вариантов плановых таблиц полетов с учетом натренированности летного состава и по заданным условиям с выводом их на печать для использования в процессе полетов;

сбора информации об уровне технического состояния авиационной техники в интересах прогнозирования ее отказов, отхода на регламентные работы и в ремонт, расчета потребности обеспечения запасными частями и агрегатами.

Достижению технического результата способствуют также частные существенные признаки изобретения.

В системе автоматизированное рабочее место оператора выполнено в виде рабочей станции с двухпроцессорной материнской платой на базе процессоров Intel Pentium 4 с тактовой частотой не менее 1 ГГц, оперативного запоминающего устройства с емкостью не менее 512 Мбайт, накопителем на жестких магнитных дисках с емкостью не менее 80 Гбайт, видеокартой для подключения двух мониторов, мониторами 19’ с разрешением не менее 1280×1024 пиксель, сетевой картой 100 Мбит/с, принтером и устройством бесперебойного питания.

В системе программное математическое обеспечение выполнено в среде сетевой операционной системы Windows 2000.

В системе использован управляющий сервер баз данных MS SQL Server 2000.

На чертеже представлена структура построения предложенной интегральной системы объективного контроля, представляющей собой единый информационный центр.

На чертеже обозначены: автоматизированное рабочее место (АРМ) 1 оператора и связанное с ним сетевое оборудование в виде модулей сопряжения 2 и 3 в локальной вычислительной сети с системами объективного контроля соответственно авиационного тренажера модульной конструкции и учебно-боевого самолета, а также система 4 регистрации и учета наземной и летной подготовки, систему 5 планирования наземной и летной подготовки, систему 6 контроля, анализа и оценки уровня подготовки и систему 7 учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки, связанные с АРМ оператора.

Интегральная система объективного контроля предназначена для обеспечения постоянного, формализованного автоматизированного контроля действий курсанта и инструктора в процессе обучения и тренировки по всему комплексу задач учебно-боевого самолета Як-130.

При работе системы, как уже указывалось, решаются следующие функциональные задачи:

контроль последовательности прохождения подготовки на всех ТСО (теоретическая и тренажерная подготовки) до подготовки на самолете;

оценку готовности каждого летчика к переходу от одного вида подготовки к другому, включая готовность к отработке задачи (упражнения) на самолете по уровню соответствующей подготовки в учебном классе и на тренажерах;

контроль очередности освоения всех задач (упражнений КУЛП и КПБ) в соответствии с программой подготовки;

оценку готовности летного состава к освоению более сложных задач по результатам освоения предыдущих задач;

формирование банка данных на каждого летчика и обучаемого с учетом натренированности летного состава (общий, по видам летной подготовки, метеоусловиям, времени суток и срокам давности), его пополнение после каждой тренировки в воздухе и на земле, а также анализ натренированности с учетом достигнутого уровня, опыта работы, индивидуальных качеств и установленных ограничений;

переработку информации, полученной по итогам выполненной летной смены (времени полета каждого летчика, видам выполненных им полетов и номерам упражнений, метеоусловиям и времени суток и т.д.), распределение этой информации в виде учетно-отчетной документации по заданным категориям (от летчика до полка включительно);

интегральную оценку общего уровня подготовленности каждого летчика и обучаемого по результатам всех тренировок и определение степени готовности к выполнению более сложных упражнений;

накопление статистического материала по качеству выполненных полетов каждым летчиком и возможность систематизации допущенных отклонений, ошибок по этапам полета и группам причин с графической информацией и выводом на печать;

учет допущенных личным составом отклонений, ошибок и предпосылок к летным происшествиям по группам причин, видам и элементам полета, обеспечивать проведение их анализа с целью выработки профилактических мероприятий;

создание базы данных по летным происшествиям с распределением по группам причин, типам самолетов, видам и этапам полетов, метеоусловиям и времени суток с возможностью проведения анализа и выработки профилактических мероприятий;

разработку вариантов плановых таблиц полетов с учетом натренированности летного состава и по заданным условиям с выводом их на печать для использования в процессе полетов;

сбор информации об уровне технического состояния авиационной техники в интересах прогнозирования ее отказов, отхода на регламентные работы и в ремонт, расчета потребности обеспечения запасными частями и агрегатами.

Область применения интегральной системы объективного контроля охватывает планирование и управление учебно-тренировочным процессом подготовки летного состава с применением авиационных тренажеров модульной конструкции и УБС типа Як-130.

АРМ 1 оператора выполнено в виде рабочей станции с двухпроцессорной материнской платой на базе процессоров Intel Pentium 4 с тактовой частотой не менее 1 ГГц, оперативного запоминающего устройства с емкостью не менее 512 Мбайт, накопителем на жестких магнитных дисках с емкостью не менее 80 Гбайт, видеокартой для подключения двух мониторов, мониторами 19’ с разрешением не менее 1280×1024 пиксель, сетевой картой 100 Мбит/с, принтером и устройством бесперебойного питания.

Программное математическое обеспечение выполнено в среде сетевой операционной системы Windows 2000.

В системе использован управляющий сервер баз данных MS SQL Server 2000.

В состав АРМ оператора ИСОК также входят принтер и устройство бесперебойного питания, обеспечивающие работоспособность ПМО ИСОК при кратковременном отключении электросети.

ПМО ИСОК может быть реализовано в среде сетевой операционной системы Windows 2000.

Система баз данных ИСОК функционирует под управлением сервера баз данных MS SQL Server 2000.

Применение интегральной системы объективного контроля по назначению организуется специально подготовленным инструктором (оператором).

Общая схема организации работ включает следующие этапы:

включение и подготовка системы объективного контроля к работе;

работу в режиме ведения базы данных по летному составу;

работу в режиме ведения базы данных по авиационной технике;

работу в режиме планирования учебно-тренировочного процесса;

работу в режиме “Разбор полета” и оценки уровня подготовки летного состава;

завершение сеанса работы и выключение системы.

Общий порядок включения и подготовки к работе:

включить АРМ 1 оператора;

загрузить операционную систему АРМ 1;

загрузить ПМО ЕИЦУ и ОК.

Порядок включения АРМ 1 оператора:

включить устройство бесперебойного питания;

включить питание мониторов;

включить питание системного блока;

включить принтер.

Порядок работы в режиме ведения базы данных по летному составу:

загрузить ПМО системы регистрации и учета уровня подготовки летного состава;

используя систему меню ПМО, выполнить необходимые операции по ведению базы данных летного состава (ввод данных, поиск данных, редактирование данных);

при необходимости подготовки отчетов выбрать соответствующий тип отчета в меню генератора отчетов.

Порядок работы в режиме ведения базы данных по авиационной технике:

загрузить ПМО системы учета и анализа состояния авиационной техники;

используя систему меню ПМО, выполнить необходимые операции по ведению базы данных о состоянии AT (ввод данных, поиск данных, редактирование данных);

при необходимости подготовки отчетов выбрать соответствующий тип отчета в меню генератора отчетов.

Порядок работы в режиме планирования учебно-тренировочного процесса:

загрузить ПМО системы планирования учебно-тренировочного процесса;

используя систему меню ПМО, выполнить необходимые операции по ведению базы данных системы планирования (ввод данных, поиск данных, редактирование данных);

при необходимости подготовки отчетов выбрать соответствующий тип отчета в меню генератора отчетов.

Порядок работы в режиме “Разбор полета” и оценки уровня подготовки летного состава:

загрузить ПМО системы контроля, анализа и оценки уровня подготовки летного состава;

выполнить импорт данных из базы данных СОК тренажеров либо с ЗБН УБС Як-130;

используя систему меню ПМО, выполнить необходимые операции по воспроизведению ранее зарегистрированных полетов (средствами системы объективного контроля тренажеров либо средствами бортовой системы объективного контроля УБС Як-130);

используя меню режима ведения электронных летных книжек, ввести необходимые данные о результатах тренировочного полета (на тренажере либо на реальном УБС Як-130);

при необходимости подготовки отчетов выбрать соответствующий тип отчета в меню генератора отчетов.

Порядок выключения системы объективного контроля:

завершить выполнение ПМО;

завершить сеанс работы операционной системы АРМ;

выключить АРМ оператора.

Порядок выключения АРМ 1 оператора:

выключить питание принтера;

выключить питание системного блока;

выключить питание мониторов;

выключить устройство бесперебойного питания.

Данная интегральная система объективного контроля позволяет существенно повысить приобретаемые летчиками профессиональные навыки и значительно снизить время подготовки летчиков.

1. Авиационная интегральная система объективного контроля учебного процесса при профессиональной подготовке летного состава, содержащая автоматизированное рабочее место оператора и связанное с ним сетевое оборудование, обеспечивающее программное функционирование автоматизированного рабочего места оператора в локальной вычислительной сети совместно с системами объективного контроля авиационного тренажера модульной конструкции и учебно-боевого самолета, а также систему регистрации и учета наземной и летной подготовки, систему планирования наземной и летной подготовки, систему контроля, анализа и оценки уровня подготовки и систему учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки, связанные с автоматизированным рабочим местом оператора с возможностью формирования банка данных на каждого летчика и обучаемого с учетом натренированности летного состава, его пополнения после каждой тренировки в воздухе и на земле, а также анализа натренированности с учетом достигнутого уровня, опыта работы, индивидуальных качеств и установленных ограничений по уровню подготовленности к выполнению полетов, накопления статического материала по качеству выполненных полетов каждым летчиком и систематизации допущенных отклонений, ошибок по этапам полета и группам причин с графической информацией и выводом на печать, создания базы данных по летным происшествиям с распределением по группам причин, типам самолетов, видам и этапам полетов, метеоусловиям и времени суток, проведения анализа и выработки профилактических мероприятий, разработки вариантов плановых таблиц полетов с учетом натренированности летного состава и по заданным условиям, с выводом их на печать для использования в процессе полетов, сбора информации об уровне технического состояния авиационной техники в интересах прогнозирования ее отказов, отхода на регламентные работы и в ремонт, расчета потребности обеспечения запасными частями и агрегатами.

2. Система по п.1, в которой автоматизированное рабочее место оператора выполнено в виде рабочей станции с двухпроцессорной материнской платой на базе процессоров Intel Pentium 4 с тактовой частотой не менее 1 ГГц, оперативного запоминающего устройства с емкостью не менее 512 Мбайт, накопителем на жестких магнитных дисках с емкостью не менее 80 Гбайт, видеокартой для подключения двух мониторов, мониторами 19` с разрешением не менее 1280×1024 пиксель, сетевой картой 100 Мбит/с, принтером и устройством бесперебойного питания.

3. Система по п.1, в которой программное математическое обеспечение выполнено в среде сетевой операционной системы Windows 2000.

4. Система по п.1, в которой использован управляющий сервер баз данных MS SQL Server 2000.