Способ лечения нарушений психического развития у детей

Изобретение относится к медицине, точнее к психоневрологии, и может найти применение в комплексной терапии аномалий развития психики. Производят транскраниальные микрополяризации (ТКМП) 1 раз в неделю в течение 4-6 недель сеансами по 15-20 мин током 80-200 мкА через 2 электрода. В течение первых 1-3 сеансов анод накладывают на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, затем в последующие сеансы анод накладывают на границу нижнелобной области и передних отделов верхневисочной извилины и на проекцию моторной области коры левого полушария, катод в течение всего курса лечения накладывают на нижние отделы левой затылочной области. При этом логопедические занятия сочетаются с психологическими во время и между сеансами ТКМП. Курсы лечения повторяют при необходимости не чаще 2-3 раз в год. Способ позволяет повысить эффективность лечения и расширяет возможности коррекционной терапии.

Реферат

Изобретение относится к медицине, точнее к психоневрологии, и может найти применение при лечении детей с аномалиями психического развития.

Нарушения психического развития, как проявления психического дизонтогенеза, в настоящее время классифицируют по следующим основным вариантам аномалий (Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003):

- недоразвитие и задержанное развитие, вызванные отставанием в развитии;

- поврежденное развитие и дефицитарное развитие, вызванные поломкой в развитии;

- искаженное развитие и дисгармоническое развитие, вызванные асинхронией развития.

Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения, умственная отсталость. Причиной его многие авторы считают влияние генетического фактора. Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью коры больших полушарий, в первую очередь лобных и теменных ее отделов. Сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении: тотальность недоразвития всех нервно-психических функций и иерархичность недоразвития в виде меньшего проявления недостаточности гнозиса, праксиса, речи, эмоций и памяти по сравнению с недоразвитием мышления. Низкие интеллектуальные возможности таких детей исходно затрудняют усвоение новой информации, создают ситуацию изоляции их от сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, что способствует культуральной и социальной депривации.

При задержке психического развития (ЗПР) речь идет о замедлении темпов развития. Это проявляется недостаточностью общего запаса знаний, незрелостью мышления, быстрой интеллектуальной пресыщаемостью и малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладанием игровых интересов. В рамках происхождения задержанного психического развития выделяют конституциональный фактор, соматогенный, психогенный и церебрально-органический. Для структуры ЗПР характерна не тотальность (как при умственной отсталости), а мозаичность нарушений, особенно в отношении высших корковых функций. Так, одни из них могут быть негрубо повреждены, другие функционально неустойчивы вследствие нейродинамических расстройств, третьи - незрелы. Явления незрелости наиболее типичны для регуляторных систем, обладающих более длительным периодом развития. В одних случаях незрелость регуляторных систем определяет специфическое замедление темпа эмоционального развития (длительное сохранение аффективных форм реагирования, характерных для инфантильной психики), в других - касаться регуляции интеллектуальной деятельности (целенаправленности, программирования, контроля).

Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция вследствие перенесенных инфекций, интоксикаций, травм и т.п. Отличительной особенностью ее от умственной отсталости является динамика развития: так, при органической деменции часто имеются указания на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до перенесенного повреждения мозга вследствие вышеуказанных причин. При деменции имеет место большая грубость поражения мозга, разлаженность деятельности, грубая некритичность и большая тяжесть выпадения отдельных функций. Возможности психического развития в плане социальной адаптации резко ограничены.

Дефицитарное психическое развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и др. Первичный дефект, с одной стороны, способствует возникновению сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих нарушения развития ребенка в целом. С другой стороны, гетерохрония развития, которая у здорового ребенка является стимулом к образованию новых функциональных систем, у ребенка с аномалией развития способствует формированию несоответствия в развитии отдельных систем, которые, в свою очередь, тормозят общее развитие. Однако при сохранности других анализаторов и интеллектуальных возможностей в целом может быть достигнут высокий уровень компенсации. При общемозговом поражении в зависимости от его интенсивности аномалия развития, обусловленная дефектом данного анализатора, сочетается с выраженным общим нарушением развития: либо функциональным по типу своеобразной задержки психического развития, либо более грубым органическим по типу олигофрении.

Искаженное психическое развитие в виде синдрома раннего детского аутизма отличается от вышеописанных аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью как клинической картины, как и психологической структуры нарушений. Аналогии между ними прослеживаются в этиологии, включающей наследственные и экзогенно обусловленные причины. Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов с окружающими, “уходе в себя”, нарушении эмоциональной сферы за счет отсутствия эмоционального резонанса на внешние события, с одной стороны, в сочетании с гиперстезией на обычные сенсорные раздражители, страхи и связанный с этим эмоциональный дискомфорт - с другой стороны. Значительно нарушена также коммуникативная функция речи. Даже при потенциально сохранном интеллекте аутисты находятся вне реальной ситуации и на предъявляемые требования часто дают реакции негативизма, с частым отказом от уже существующих навыков. Связанное с аутизмом недоразвитие социальных контактов резко искажает весь ход психического развития ребенка.

Показательной моделью дисгармонического развития являются психопатии и патологическое развитие личности, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы. Даже первично сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу, а часто находится от него в большей зависимости, чем это наблюдается в норме. Дисгармония личности лежит в основе нередких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении привычных условий.

В соответствии с современными представлениями при одном и том же психическом нарушении могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Число детей с нарушениями нервно-психического развития неуклонно растет год от года, что требует использования дифференцированного подхода к выявлению и анализу ведущих, первичных нарушений психического развития детей, подбора соответствующих методов реабилитации.

Данное изобретение касается способов коррекции нарушений психического развития детей, а именно грубой задержки психического развития, умственной отсталости, раннего детского аутизма. В настоящее время широко применяемыми способами коррекции этих нарушений является сочетание медикаментозной терапии с психотерапевтическими, педагогическими, логопедическими методами, а также транскраниальные микрополяризации (ТКМП) (Илюхина В.А. и др. “Способ лечения темповой задержки нервно-психического развития у детей” - Патент РФ №2180245, 2002, МКИ A 61 N 1/20).

Этот метод является наиболее близким к предлагаемому и взят нами в качестве прототипа. Способ заключается в том, что у детей с темповой задержкой нервно-психического развития после проведения курса фармакотерапии (антиоксидантами, антигипоксическими средствами, микроэлементами, ферментами и аминокислотами) дополнительно проводят ТКМП, помещая анод на границу левой нижнелобной и переднего отдела верхневисочной извилины в течение 3-6 сеансов, катод на нижние отделы затылочной области левого полушария, а затем анод помещают на проекции моторной коры того же полушария. Эффект достигается в течение нескольких недель и проявляется в существенном повышении уровня психоречевого развития детей, что приводит к повышению их обучаемости во время проведения психолого-логопедических занятий во время и после курса, с возможностью последующего освоения возрастных нагрузок.

Однако при более тяжелых формах нарушений психического развития (грубые задержки психоречевого развития, умственная отсталость, ранний детский аутизм) использование ТКМП на указанные области коры продемонстрировало более низкую их эффективность в отношении понимания обращенной речи, установления вербального контакта, необходимого для проведения коррекционно-развивающих занятий, что делает лечение более тяжелых нарушений психического развития у детей недостаточно эффективным.

Технический результат настоящего изобретения состоит в расширении возможностей коррекционной терапии нарушений психического развития у детей за счет расширения области воздействия ТКМП.

Этот результат достигается тем, что в известном способе, включающем неврологическое и логопедическое обследования, фармакотерапию, логопедические занятия и транскраниальные микрополяризации, которые проводят не чаще 1 раза в неделю в течение 4-6 недель сеансами по 15-20 мин через 2 электрода, накладывая анод на границу нижнелобной области и передних отделов верхневисочной извилины и на проекции моторной области коры левого полушария, катод - на нижние отделы левой затылочной области, продолжая логопедические занятия в течение всего курса лечения, согласно изобретению транскраниальные микрополяризации проводят силой тока от 80 до 200 мкА, при этом в течение 1-3 сеансов анод накладывают на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, логопедические занятия сочетают с психологическими во время и между сеансами, и такие курсы лечения повторяют при необходимости не чаще 2-3 раз в год.

Занимаясь в течение многих лет обследованием и лечением детей с нарушениями психического развития, мы использовали в коррекционной терапии возможности ТКМП, логотерапию для развития мелкой и артикуляционной моторики, проведение артикуляционной гимнастики у детей с задержкой речевого развития.

Опираясь на накопленный нами опыт, при работе с детьми с более грубыми психическими нарушениями на первом этапе мы попробовали разработанные нами ранее режимы ТКМП со схемой положения анода на границе нижнелобной и переднего отдела верхневисочной извилины левого полушария. Однако мы столкнулись с тем, что данное воздействие, которое давало быстрый положительный эффект системного характера у детей с задержкой речевого развития, не оказывало заметного влияния на коммуникативные функции у детей с грубой задержкой или отставанием в психическом и речевом развитии, а также у детей с синдромом раннего детского аутизма, что создавало значительные сложности в осуществлении психолого-логопедических занятий в связи с трудностями установления контакта с ребенком.

В связи с этим мы решили расширить область воздействия ТКМП. Сохранив расположение катода на нижних отделах затылочной области левого полушария, мы пробовали перемещать анод в пределах левой височной, нижнетеменной, заднелобной областей. Наилучший эффект был получен при положении его на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области коры левого полушария. Он проявлялся в виде быстрого появления способности к пониманию обращенной речи - сначала более простых, затем и более сложных ее форм, и соответственно пониманию инструкций-заданий во время занятий с психологом и логопедом, что приводило к выраженному повышению продуктивности коррекционных занятий, направленных на развитие психических функций.

Последовательное проведение сеансов ТКМП с наложением анода на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария в течение 1-3 сеансов и затем следующих сеансов на области моторной коры способствовало ускоренному развитию различных сторон вербальных функций и связанных с ними психомоторных функций.

Сила тока определялась нами опытным путем и варьировала от 80 до 200 мкА. Количество сеансов и интервал между ними определяли по данным наблюдений, результатам неврологического и психолого-логопедического обследования.

Проведение психолого-логопедических занятий в ходе и между сеансами ТКМП объективизировало ускоренное формирование социальной адаптации и развития психических процессов у детей с нарушениями психического развития.

Сущность способа заключается в следующем. У ребенка с нарушением психического развития на основе неврологического и психолого-логопедического обследования устанавливают степень выраженности отставания его от возрастной нормы и в зависимости от этого назначают ТКМП силой тока 80-200 мкА в виде сеансов по 15-20 мин, не чаще 1 раза в неделю, через 2 электрода: анод в течение 1-3 сеансов накладывают на границу заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - на нижние отделы затылочной области левого полушария, затем анод перемещают на границу левой нижнелобной и переднего отдела верхневисочной извилины или моторную область коры. Такие курсы при необходимости повторяют 2-3 раза в год. ТКМП проводят с помощью серийного медицинского аппарата ПОТОК-1 (включенного в Государственный реестр медицинской техники) в режиме постоянного тока. Используют два стандартных металлических дисковых электрода диаметром 27 мм, которые устанавливают на кожные покровы головы через 6-8 слоев увлажненной фланелевой прокладки. Электроды фиксируют на голове с помощью резинового шлема по координатам схемы Кронляйна, используемой для уточнения проекций внутримозговых ориентиров на поверхности головы. Во время и между сеансами ТКМП в течение всего курса продолжаются занятия с логопедом и психологом-дефектологом.

Сущность способа поясняется следующими примерами.

ПРИМЕР 1. Даша М., 4 года 9 мес. Поступила для обследования и лечения 11.12.2002 г. с жалобами на отставание в психоречевом развитии, низкую эффективность логопедических занятий.

Данные анамнеза: ребенок от 4 беременности, протекавшей на фоне угрозы прерывания. Роды по счету 2, срочные, первый крик новорожденной после стимуляции. Вес при рождении 3250 г, к груди приложена на 2-е сутки, была вялой, сосала слабо, плохо набирала в весе. Домой выписана на 8-е сутки. Психомоторное развитие до 1 года: держит голову с 1, 5 мес, сидит с 6-7 мес, стоит с 5-6 мес, ходит с 1 года. В я/с пошла в 11.5 мес, адаптировалась быстро. Речевое и коммуникативное развитие: начало гуления с 2-3 мес. В 1 год перенесла коклюш, после этого стала меньше говорить. В 2.8 года обратились к неврологу. Обследована по поводу сенсорной алалии. Проведен курс лечения церебролизином, кавинтоном.

По данным осмотра невролога: девочка контакту доступна. Речь - лепетная, присутствуют простые слова. Обращенную речь не всегда понимает. Присутствует гиперсаливация. ЧМН: легкая сглаженность правой носогубной складки. Хоботковый рефлекс (+). Язык напряжен, малоподвижен. Объем движений в левых конечностях ограничен, больше - в руке, гипотрофия левой верхней и нижней конечностей. Мышечный тонус повышен в левых конечностях по пирамидному типу. Сухожильные и периостальные рефлексы выше слева. С-м Бабинского (+) с 2-х сторон. Брюшные рефлексы симметричные. Чувствительность сохранена. Координаторные пробы: есть интенционный тремор слева. Осанка вялая. Походка неустойчивая..

По данным логопеда: ребенок в контакт вступает хорошо. Не всегда понимает обращенную речь, нет внимания к речи говорящего. Иногда, услышав знакомое понятие, пытается выполнить действие или повторить слово. Просьбу показать предмет, игрушку не выполняет. Бедный словарный запас (набор лепетных слов), одним словом обозначает несколько понятий. Грамматически фразы не оформлены. Значительно нарушены лексико-грамматические компоненты языка, понятийный словарь. Присутствуют страхи, плохо спит ночью. В д/с почти не разговаривает. Игровые действия примитивные. Заключение: общее недоразвитие речи (ОНР) I уровня речевого развития, задержка речевого и психического развития.

По данным психолога, контакт с девочкой постепенный. На обследовании речи нет, только звукокомплексы. Поведение в ситуации обследования адекватное, речевые инструкции понимает и выполняет частично и только наглядно-действенного характера. Ведущая рука правая. Темп работы - медленный, работоспособность низкая. Ведущий тип мотивации - игровой, интерес к предложенным заданиям есть. Восприятие цвета: не соотносит с образцом, не показывает по слову, геометрические фигуры не называет, в “почтовый ящик” играет хаотично, используя силовые пробы, пирамиду собирает без учета величины, матрешку собирать не умеет. Графическая деятельность не сформирована. Внимание достаточно устойчиво при работе с объемным материалом, есть трудности переключения, концентрации. Память зрительная непроизвольная - 0 картинок из 10 предложенных, произвольная - 0, слуховая - отказ от выполнения пробы “10 слов”. Мыслительные операции анализа-синтеза не сформированы. Обобщений нет, не выделяет 4-го лишнего. Разрезные картинки не собирает даже из 2-х частей. Классификации по 2-м признакам нет. Причинно-следственные связи (последовательные картинки) не устанавливает. Нет подражания деятельности. Эмоционально-личностные особенности: девочка доброжелательная, отзывчива на ласку и похвалу. Заключение: задержка психического развития (ЗПР), пограничная с умственной отсталостью.

По данным электроэнцефалографии (ЭЭГ) имеет место замедление корковой ритмики, с тенденцией к “ускорению” ритмов ЭЭГ при функциональных нагрузках. Признаки ирритации в покое и при нагрузках акцентированы в правой теменно-височной области коры мозга. Проявлений дисфункции стволовых неспецифических структур в покое и при небольших нагрузках не выявлено.

По данным реоэнцефалографии (РЭГ) выявлены признаки умеренного дефицита пульсового кровенаполнения, более отчетливые в каротидном бассейне. Имеют место умеренные ангиодистонические проявления с повышением тонуса сосудов мелкого калибра, компенсаторная фаза затруднения венозного оттока. Отмечены умеренные вертеброгенные влияния на позвоночные артерии при ротации головы.

На основании результатов клинического неврологического и дополнительных методов обследования был поставлен диагноз: органическое поражение головного мозга перинатального генеза, левосторонний гемисиндром, задержка психомоторного развития, общее недоразвитие речи (ОНР) I-II уровня речевого развития, дизартрия стертой формы. Рекомендован курс ТКМП.

Курс ТКМП проведен в период с 11.12.2002 г. по 26.02.2002 г.

Первая ТКМП проведена 11.12.2002 г. током 150 мкА в течение 20 минут, анод - на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - на нижних отделах левой затылочной области. Во время сеанса ТКМП при коррекционно-развивающем занятии с психологом-дефектологом отмечено: ребенок неконтактен, работоспособность крайне низкая. Поведение близко к полевому: на короткое время привлекается внимание с помощью ярких игрушек и предметов, к которым интерес очень быстро утрачивается). Наблюдаются хаотичные, бесцельные манипуляции с предметами. Перцептивные пробы на соотношение предметов по цвету, форме не выполнила, раскладывала хаотично, словесное обозначение отсутствует. Смогла сложить лишь простые картинки из 2-х частей.

Вечером того же дня после сеанса ТКМП мама отметила, что дома девочка была очень активной, энергичной. В течение последующей недели в д/с также отметили, что девочка стала активной, задает много вопросов, появились новые слова, Даша стала выполнять задания на физические упражнения.

Следующая ТКМП проведена через 3 недели 5.02.2003 г. (позднее назначенного в связи с перенесенным ОРЗ) током 120 мкА в течение 20 минут, местоположение анода и катода то же, что и при первой ТКМП. При коррекционно-развивающем занятии во время сеанса отмечены позитивные сдвиги: повысилась общая речевая активность, улучшилось качество высказывания, появились 2-3-сложные слова; появилась простая фразовая речь, увеличился активный словарь. Девочка стала давать односложные ответы на вопросы, выполнять задания на зрительное соотнесение (складывать пазлы). Девочка редко смотрит в глаза, присутствуют стереотипии в речи, шаблонные высказывания.

Далее ТКМП проведена 12.02.2003 г. током 120 мкА в течение 20 минут, анод перемещен на границу нижнелобной и переднего отдела верхневисочной области левого полушария, местоположение катода то же, что и при предыдущей ТКМП. На коррекционно-развивающем занятии во время сеанса девочка на контакт пошла сразу, стала более раскованной, эмоционально позитивной, часто улыбается. В ходе занятия девочка достаточно активна, проявляет интерес к различным формам деятельности. Внимание стало более устойчивым. Все действия оречевляет (но тихо, шепотом), отвечает на вопросы. Понимает простые фразы, инструкции, задания выполняет на наглядно-действенном уровне. Дифференцирует и соотносит фигуры по цвету, форме, размеру (цветовые фоны, доски с вкладышами и т.п.). Задания выполняет на ярком, объемном дидактическом материале, затруднения испытывает при заданиях плоскопечатного характера..

Во время последующих ТКМП, проведенных 12.02.2003 г. и 19.02.2003 г. по вышеуказанным схемам, на коррекционно-развивающих занятиях отмечено: ребенок на протяжении всего занятия активен, целеустремлен. Проявляется устойчивый познавательный интерес. После каждого задания спрашивала “а еще?”. В процессе занятия идет постоянное речевое сопровождение (тихим голосом), нередко не связанное с выполнением задания (“мама, купи”, “папа едет” и т.п.). - отставленные эхолалии. При заданиях на развитие графической деятельности выявлено недоразвитие мелкой моторики (замедленность, неточность, дискоординация ручной моторики).

Курс ТКМП проведен из 5 сеансов.

В целом после курса ТКМП положительные сдвиги представлены прежде всего в отношении общей и речевой активности. Девочка стала более внимательной, увеличилось время сосредоточения на выполняемой деятельности, улучшились показатели работоспособности и продуктивности деятельности. Появился стойкий познавательный интерес к окружающему, различным формам деятельности на коррекционных занятиях. Девочка принимает помощь обучающего характера. Улучшилось качество высказываний, звуковое, слоговое оформление слов. Увеличился словарный запас (существительные, глаголы, прилагательные). Значительные улучшения наблюдаются в сенсорно-перцептивной сфере. Необходимо продолжить работу по развитию памяти, мышления и речи, общей и мелкой моторики.

Рекомендовано повторение следующего курса ТКМП через 4-6 мес.

По данным катамнеза: девочку перевели в д/с из группы умственно отсталых в группу детей с задержкой психического развития.

ПРИМЕР 2. Дмитрий Ю., 7 лет. Поступил на обследование и лечение 25.12.2003 г. с жалобами на грубое отставание в развитии, отсутствие речи. Данные анамнеза: ребенок от первой беременности, протекавшей на фоне угрозы прерывания. Роды срочные, крик новорожденного сразу, Апгар 8/9, вес при рождении 3160 г, к груди приложен в 1 сутки, характер сосания без нарушений, выписан на 5 сутки. Психомоторное развитие: держит голову с 1 мес, сидит с 8 мес, стоит с 10 мес, ходит с 1 года. Начало гуления - 3 мес, появление лепета до 1 года. В 1 г. 3 мес перенес мононуклеоз с высокой температурой, после чего появились серии сильных криков. До 2 лет к врачам не обращались. На УЗИ - атрофические изменения: в правом полушарии более выраженные, чем в левом. С 3-х лет наблюдался у психиатра с диагнозом: органическое поражение головного мозга, синдром аутизма. В амбулаторной карте также значатся следующие записи специалистов: слабоумие, выраженная имбецильность, petit-mat, моторная алалия. Последний курс терапии включал ноотропил, церебролизин, пантогам.

По данным осмотра невролога: контакту недоступен. Обращенную речь не понимает. Поведение близко к полевому. Произносит отдельные звуки, кричит (мычит). Речи нет. Двигательно расторможен. Язык в полости рта по средней линии. Носогубная складка слева слегка сглажена. Рефлексы орального автоматизма (+ -). На коже щек “сосудистая сеточка”. Объем движений в суставах полный. Парезов нет. Мышечный тонус - тенденция к гипотонии. Сухожильные и периостальные рефлексы высокие, симметричные. Брюшные рефлексы симметричные. С-м Бабинского (+ -). Мелкая моторика резко нарушена. Координаторные пробы (берет предметы в руки) выполняет удовлетворительно. Ходит самостоятельно, неустойчиво, осанка вялая.

По данным ЭЭГ имеют место диффузные изменения средней степени, преимущественно резидуально-органического характера. Патологические формы активности не выявлены. Замедлено формирование основного ритма мозга. За два года наблюдения в динамике ЭЭГ- без положительных сдвигов.

По данным РЭГ имеют место умеренные ангиодистонические проявления с повышением тонуса сосудов мелкого калибра. Компенсированная фаза затруднения венозного оттока. Отмечены признаки исходного дефицита пульсового кровенаполнения в ВББ с тенденцией к усилению на вертеброгенные воздействия при ротации головы.

По данным логопеда: мальчик в контакт не вступает. Дома самостоятельно ест, одевается, обувается. Со слов родителей, обращенную речь понимает. Хорошо реагирует на интонацию. Очень подвижен, с интересом рассматривает комнату. Речи нет. Одобрение высказывает улыбкой, неудовольствие криком. Со слов родителей, есть несколько лепетных слов. Заключение: анартрия.

По данным психолога: в контакт вступает постепенно. Взгляд в глаза скользящий. Поведение в ситуации обследования - неадекватное, близкое к полевому. Ведущая рука правая. Темп работы быстрый (вкладыши). Ведущий тип мотивации игровой. Зрительное восприятие не сформировано: не выполняет простейшие пробы на цвет, форму, размер. Мелкая моторика крайне неловкая. Внимание истощаемо, трудности привлечения, концентрации, переключения. Задания на анализ-синтез - не собирает разрезные картинки из 2-х частей. Обобщения и 4-й лишний - не выделяет. Мышление наглядно-действенное в стадии формирования (использует силовые пробы). Заключение: умственная отсталость.

На основании данных клинического неврологического и дополнительных методов обследования поставлен диагноз: органическое поражение головного мозга смешанного генеза (нейроинфекция). Отставание в психоречевом и моторном развитии. Анартрия. После курса фармакотерапии (диакарб с аспаркамом, нейромультивит, магне В-6) назначен курс ТКМП.

Курс ТКМП проведен в период с 25.12.2002 г. по 5.02.2003 г.

Первая ТКМП проведена 25.12.2002 г. током 120 мкА в течение 20 мин, анод - на границе заднего отдела верхневисочной извилины и нижнетеменной области левого полушария, катод - на нижних отделах левой затылочной области. Во время коррекционно-развивающего занятия в ходе сеансов ТКМП отмечено: ребенок не активен, не работоспособен, импульсивен. Поведение полевое. Концентрация внимания на 2-3 секунды только на ярких предметах и игрушках. Предложенные задания практически не выполнял. При манипуляциях с предметами, игрушками отсутствует зрительный контроль (взгляд отведен в сторону - смотрит на стену). Эмоционально возбудим, наблюдается уплощение эмоциональных реакций, лишь в отношении с отцом присутствуют адекватные эмоциональные проявления (ласков, обращается за поддержкой, слушается его). У ребенка отмечаются выраженные стереотипные вокализации в виде мычания, криков.

После ТКМП в течение недели близкие отмечают, что мальчик стал более активным, “смышленым”, стал смотреть домашний фотоальбом, лучше понимает инструкции взрослых, вкладывает “матрешки”, режет ножницами. Настроение стало более ровным. Мальчик пытается рисовать, собирать картинки животных в “раскладке”, ведет маму за руку позаниматься - с пластилином, ножницами и клеем. Раньше за стол было не усадить, теперь пробует с охотой, но если не получается, бросает занятие.

Вторая ТКМП проведена 8.01.2003 г. по той же схеме, что и первая ТКМП током 180 мкА. Во время занятий с психологом-дефектологом в ходе сеансов ТКМП отмечено: в поведении сохраняется импульсивность, хаотичность, но появились зачатки интереса к предлагаемым заданиям. Ребенок стал выполнять задания на наглядно-действенном уровне (“Доска Сегена”, “Почтовый ящик” “Разрезные картинки из 2-х частей” и т.п.). Манипуляции выполняет, ощупывая предметы, но стал появляться и зрительный контроль. Активно принимал помощь отца, психолога. Наблюдается положительная эмоциональная реакция на похвалу. Движения рук стали более координированы.

В течение последующей недели родители впервые смогли определить мальчика на короткие занятия с дефектологом (ранее им отказывали в этом даже в специализированных учреждениях).

Следующая ТКМП проведена 15.01.2003 г. током 190 мкА в течение 20 минут, анод перемещен на границу нижнелобной и переднего отдела верхневисочной области левого полушария, катод - на нижних отделах левой затылочной области. В процессе коррекционно-развивающего занятия с психологом в ходе ТКМП отмечено: работоспособность низкая, внимание крайне истощаемо, через 10 минут наступило утомление (стал манипулировать предметами наощупь, без зрительного контроля, взгляд переводил на стену). Ребенок стал успешнее выполнять знакомые задания. Самостоятельно сложил “Доску Сегена”, объемные разрезные картинки, остальные задания выполнял с помощью психолога. В целом в процессе занятия наблюдались полярные эмоциональные реакции (радость - слезы). При ограничении действий и запретах ребенок проявлял агрессивность к психологу (пытался ущипнуть). У ребенка уменьшились непроизвольные вокализации, более четко стал произносить гласные звуки, появились слогосочетания (типа “га-га”).

Далее ТКМП проведена 22.01.2003 г. по той же схеме, что и предыдущая. Во время коррекционно-развивающего занятия в ходе сеансов ТКМП отмечено: работоспособность низкая, внимание крайне истощаемо (время оптимальной работы в пределах 10 минут - затем решительно отказался выполнять задания). Знакомые задания и аналогичные выполняет успешно, но те дидактические упражнения, которые вызывали раньше наибольшую трудность, отказывается выполнять. Новые предметы с интересом ощупывает, рассматривает. Концентрация внимания на объектах увеличилась с 2-3 сек до 5-6 сек. Задания выполняет на наглядно-действенном уровне. При затруднениях стал “просить помощь”: вкладывает в руку психолога вкладыш, чтобы тот помог найти нужный пазл.

Последние ТКМП курса проведены 29.01.2003 г. и 5.02.2003 г. по тем же схемам, что и предыдущие. Во время занятий по ходу сеансов ТКМП психолог отмечает: квадрат, круг Юра вложил уже сам, остальные геометрические фигуры вкладывал с помощью психолога. Долго исследовал на ощупь части фигур. Был явно выражен интерес к разноцветным ежикам. Внимание было достаточно устойчиво в пределах 5 секунд. Кубик Сегена складывал с помощью психолога, но сам начал крутить детали. Работоспособен в пределах 10 минут.

Всего проведено 6 сеансов ТКМП.

Сразу после курса ТКМП логопед отмечает: мальчик стал смотреть в глаза, обращать внимание на картинки. Выполняет просьбы “подними”, “пой” (стал гудеть). Следит за движениями губ, пытается повторять хлопки. Есть интерес к буквам. Отмечаются также позитивные сдвиги в устойчивости и сосредоточении внимания к ярким предметам. Присутствует память на прошлые задания, мальчик дольше стал манипулировать с предметами, ощупывать.

Рекомендовано повторить курс ТКМП через 4-6 мес.

По данным катамнеза: через 3 мес после окончания 1 курса ТКМП бабушка сообщила, что мальчик занимается с дефектологом уже не 1, а два раза в неделю индивидуально по 1.5 часа. Стал более спокойным, адекватным, больше понимает, ездит хорошо в общественном транспорте: перестал бросаться к каждому автобусу, узнает свой маршрут.

ПРИМЕР 3. Лиза К. Поступила на обследование и лечение в возрасте 6 лет 10 мес. с жалобами на грубое отставание в психическом развитии, отсутствие речи.

Данные анамнеза: ребенок от 3-й беременности, протекавшей без особенностей. Роды вторые, срочные, со стимуляцией, ягодичное предлежание плода, асфиксия в родах, Апгар 6/8. К груди приложена на 2-е сутки, не сосала, выписана из роддома на 7 сутки. Психомоторное развитие: голову держит с 3 мес, сидит с 2 лет, стоит с 3 лет, ходит с 4 лет с поддержкой. Д/с посещает с 4-х лет. Фразовая речь отсутствует. Наблюдалась неврологом с 8 мес с диагнозом: антенатальное поражение ЦНС с задержкой психомоторного развития и поражением краниальных нервов, подозрение на микроцефалию. Сопутствующий диагноз: детская экзема, миопический астигматизм. В неврологическом статусе отмечалось изменение мышечного тонуса по смешанному типу: с гипертонусом флексоров и гипотонией конечностей, двустороннее поражение VI пары ЧМН, периферический парез VII пары, парез IX пары. Получала дегидратационную, нейрообменную терапию, проводилась также нейрореабилитация. В 4 г. поставлен диагноз: органическое поражение ЦНС, микроцефалия, грубая задержка нервно-психического развития, умственная отсталость, сколиоз.

По данным электромагнитного сканирования мозга в мае 2003 г. выявлено органическое уменьшение тканей головного мозга, остаточная вентрикулодилатация, нейрональная атрофия, перивентрикулярная дегенерация, атрофия белого вещества, более выраженная в правой гемисфере вследствие перинатальной энцефалопатии смешанного генеза.

По данным осмотра невролога: имеет место микроцефалия. ЧМН: диплопия, реакция на свет живая, двустороннее поражение VI пары ЧМН, левосторонний периферический парез VII пары. Мышечный тонус - дистония с гипертонусом проксимальных мышц (торсионная дистония), есть контрактуры. Сколиоз шейно-грудного отдела позвоночника. Рефлексы с конечностей высокие, выше в ногах, справа больше, чем слева. Чувствительность в норме. В позе Ромберга неустойчива, промахивается при пальценосовой пробе. Походка спастико-атаксическая.

По данным ЭЭГ от 18.03.2003 г. имеют место выраженные диффузные изменения биоэлектрической активности в виде низкого уровня электрогенеза (амплитуда не более 5 мкВ), дизритмии. При функциональных нагрузках отмечено повышение уровня активности в моторной области коры мозга. Пароксизмальные формы активности не выявлены. ЭЭГ от 12.11.2003 г. после курса фармакотерапии - с положительной динамикой в виде повышения уровня электрогенеза в целом с “ускорением” корковой ритмики, в том числе в диапазоне основного (альфа) ритма. Имеет место неустойчивость функционального состояния коры больших полушарий с тенденцией к периодическому его снижению. На фоне повышения уровня биоэлектрической активности в лобно-теменных отделах обоих полушарий периодически появляются эпи-эквиваленты.

По данным РЭГ от 18.03.2003 г. имеют место умеренные ангиодистонические проявления с повышением тонуса сосудов мелкого калибра, нерезко выраженная венозная дисгемия, более отчетливая в ВББ. Признаки умеренного исходного дефицита пульсового кровенаполнения в ВББ, умеренные вертеброгенные влияния на позвоночные артерии при ротации головы, преимущественно справа. В динамике от 12.11.2003 г. отмечен прирост интенсивности пульсового кровенаполнения, более отчетливый в ВББ, в сочетании со снижением тонуса сосудов мелкого калибра до значений нормы.

По данным логопеда: (от 19.06.2003 г.): девочка ласковая, быстро вступила в тактильный контакт. При показе звуков внимательно смотрит на рот, нравится ощущать вибрации горла при произнесении звуков. Сопровождает знакомые игры звуком. Получаются слоги “би-би”, звуки “а”, “у”. Пытается повторять движения, звуки, которые ей показывают. Движения языка и губ вялые, много непроизвольных движений. Язык в тонусе. Губы малоподвижные, нет плотной смычки губ. Имеет место слюнотечение. Рука слабая, плохо захватывает в кулак, но игрушки удерживает. Понимает определенные инструкции. Имеются элементарные гигиенические навыки. Пытается сама есть. Быстро схватывает стереотипные движения. Заключение: умственная отсталость в стадии имбецильности. Дизартрия.

По данным психолога: контакт с ребенком ситуативный, кратковременный. Девочка доброжелательная. Поведение при обследовании близко к полевому. Деятельность: неадекватное манипулирование предметами. На картинках взгляд сосредотачивает при интенсивном стимулировании внимания, речевые инструкции не выполняет. Помощь взрослого не принимает, при действиях ее рукой - руку старается отдернуть. Положит