Асфальтовое покрытие

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог, а именно к конструкции дорожного покрытия с армирующим слоем. Технический результат: повышение эксплуатационных качеств асфальтового покрытия за счет увеличения трещиностойкости, морозостойкости и величины упругой деформативности, уменьшения ширины раскрытия трещин, водопроницаемости и ползучести, а также рационального расположения армирующей сетки по толщине покрытия. Асфальтовое покрытие содержит не менее двух армирующих слоев, расположенных у верхней и нижней поверхностей покрытия, каждый из которых состоит не менее чем из двух стеклосеток, пропитанных асфальтовой смесью, с шагом нитей не более четырех диаметров по высоте и ширине слоя.

Реферат

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и может быть использовано при строительстве площадок с асфальтовым покрытием.

Основными недостатками традиционного покрытия являются размягчение битума при нагревании и, как следствие, уменьшение его сдвигоустойчивости и жесткости, а также снижение трещиностойкости при отрицательной температуре [1].

Существует несколько способов укрепления дорожного покрытия, одним из которых является использование армирующего слоя [2] и [3].

Наиболее близким к заявляемому изобретению является асфальтобетонное покрытие, содержащее стеклосетку в качестве армирующего слоя [4].

Недостатком указанных способов является использование одной армирующей сетки с редкими ячейками. Такое армирование не препятствует процессу развития микротрещин и не может повысить трещиностойкость битумной матрицы. Более того, в процессе эксплуатации при знакопеременных температурах растягивающие напряжения могут возникать как на верхней, так и на нижней поверхности покрытия.

Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств асфальтового покрытия за счет увеличения трещиностойкости, морозостойкости и величины упругой деформативности; уменьшения ширины раскрытия трещин, водопроницаемости и ползучести, а также рационального расположения армирующей сетки по толщине покрытия.

Поставленная цель достигается созданием не менее двух армирующих слоев, расположенных у верхней и нижней поверхности покрытия, каждый из которых состоит не менее чем из двух стеклосеток, пропитанных асфальтовой смесью, с шагом нитей не более четырех диаметров по высоте и ширине в каждом слое.

Сущность предлагаемого решения заключается в том, что при соблюдении указанного шага армирующих нитей, в полотне создается конструктивный композитный армирующий слой повышенной трещиностойкости и прочности, обладающий более высокой упругой деформацией и меньшей ползучестью. Шаг нитей выбран на основании теоретических и экспериментальных данных, известных из теории дисперсно-армированного бетона [5].

При ремонте покрытия с трещинами нижний армирующий слой будет воспринимать концентрацию напряжений, возникающую на верхних углах по граням трещины, которая являлась одной из причин разрушения вновь настилаемого неармированного покрытия.

Монолитность армирующего слоя обеспечивается высокой адгезией между стекловолокном и нефтебитумными материалами.

Предлагаемое решение дорожного покрытия обладает высокой эффективностью и может быть широко использовано при строительстве и ремонте дорог, а также площадок с асфальтовым покрытием.

Испытания проводились на балках образцах прямоугольного поперечного сечения размером 4×3×30 см. Всего испытано 9 образцов. Армирующий слой формировался из двух стеклосеток, уложенных друг на друга, предварительно пропитанных асфальтовой смесью. Расстояние между сетками фиксировалось с помощью специальных прокладок толщиной три диаметра нити. После укладки армирующего слоя на дно стальной формы он засыпался горячей асфальтовой смесью заводского приготовления. В горячем состоянии смесь уплотнялась под прессом согласно ГОСТ 12801-98. “Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний”. При этом верхний армирующий слой укладывался на неуплотненную асфальтовую смесь. Перед испытанием образцы охлаждались в морозильной камере в течение нескольких суток. Нагрузка от колеса автомобиля имитировалась одной сосредоточенной силой, приложенной сверху в середине пролета балки (ГОСТ 12801-98).

Эксперименты показали, что нагрузка появления волосяных трещин возросла в среднем на 12% по сравнению с балками, армированными одним слоем, расположенным на нижней грани в растянутой зоне.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Строительство автомобильных дорог. Том 2. Под редакцией проф. В.К. Некрасова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Транспорт, 1980. - 181 с.

2. Заявка РФ на изобретение №999101423, кл. Е 01 С 7/18, 7/32, БИ №1, 2000 г.

3. Патент РФ №2124089, кл. 6 Е 01 С 7/32, БИ №36, 1998 г.

4. Патент РФ №2144106 C1, кл. Е 01 С 7/18, 7/32, 10.01.2000 г.

5. Республиканское совещание. Дисперсно-армированные бетоны и конструкции из них. Тезисы докладов и сообщений. - Рига: ЛатИНТИ, 1975.

Асфальтовое покрытие, содержащее стеклосетку в качестве армирующего слоя, отличающееся тем, что содержит не менее двух армирующих слоев, расположенных у верхней и нижней поверхностей покрытия, каждый из которых состоит не менее чем из двух стеклосеток, пропитанных асфальтовой смесью, с шагом нитей не более четырех диаметров по высоте и ширине слоя.