Способ индикации параметров движения корабля
Изобретение относится к системам индикации параметров движения на пультах корабельных авторулевых. Способ индикации параметров движения корабля заключается в представлении на линейных шкалах пульта авторулевых параметров движения корабля по курсу, крену, дифференту и скорости их изменения. Скорости изменения параметров по курсу, крену и дифференту дополнительно представляются в виде индикатора бегущей строки условных геометрических знаков, направление и скорость перемещения которых пропорциональны скорости и направлению изменения соответствующего параметра. По мере достижения критических значений скорости изменения параметров по курсу, крену и дифференту условные геометрические знаки плавно изменяют цвет с нейтрального на цвет, предупреждающий о критических значениях параметров. Достигается повышение надежности управления движением корабля. 2 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к системам индикации параметров движения на пультах корабельных авторулевых.
Известны способы индикации параметров движения корабельных авторулевых, например, описанные в книге Д.А.Скороходова “Системы управления движением кораблей с динамическим принципами поддержания”, С.-Петербург, 2000 г., издание ГНЦ РФ ЦНИИ “Электроприбор”. На стр.37-39 описана система индикации авторулевого типа “Хризолит”, содержащая индикаторы параметров движения в виде подвижных столбиков для каждого из параметров. Значение предельного параметра кодируется в виде сплошной линии, а допустимые - прерывистой линией.
Основным недостатком известного способа индикации являются:
- трудность одновременного восприятия большого количества линейных шкал индикаторов в условиях дефицита времени для восприятия, обработки информации и принятия решения;
- дискретный характер кодирования допустимых и предельных параметров с помощью прерывистой линии и сплошной линии шкалы, что не обеспечивает раннего выявления предпосылок возникновения аварийной ситуации.
Задачей изобретения является устранение указанных недостатков, препятствующих повышению надежности управления движением корабля.
Это достигается тем, что представление параметров движения корабля, заключающееся в представлении на линейных шкалах пульта авторулевых параметров движения корабля по курсу, крену, дифференту и скорости их изменения, при этом скорости изменения параметров по курсу, крену и дифференту дополнительно представляются в виде индикатора бегущей строки условных геометрических знаков, направление и скорость перемещения которых пропорциональны скорости и направлению изменения соответствующего параметра.
Кроме того, по мере достижения критических значений скорости изменения параметров по курсу, крену и дифференту условные геометрические знаки плавно изменяют цвет с нейтрального на цвет, предупреждающий о критических значениях параметров.
Кроме этого, линейные геометрические размеры индикатора бегущей строки условных геометрических знаков изменяются пропорционально величине отклонения курса, крена и дифферента от заданных значений.
Таким образом, в условии дефицита времени представление параметров движения корабля в виде бегущих строк, направление и скорость перемещения которых пропорционально скорости и направлению изменения соответствующих параметров позволяет улучшить их восприятие.
Для обеспечения раннего выявления предпосылок аварийной ситуации плавно изменяют цвет условных геометрических знаков бегущей строки от нейтрального до цвета, предупреждающего о критических значениях параметров.
Для обеспечения благоприятных условий восприятия линейные геометрические размеры индикатора бегущей строки изменяются пропорционально величине отклонения курса, крена и дифферента от заданных значений.
1. Способ индикации параметров движения корабля, заключающийся в представлении на линейных шкалах пульта авторулевых параметров движения корабля по курсу, крену, дифференту и скорости их изменения, отличающийся тем, что скорости изменения параметров по курсу, крену и дифференту дополнительно представляются в виде индикатора бегущей строки условных геометрических знаков, направление и скорость перемещения которых пропорционально скорости и направлению изменения соответствующего параметра.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что по мере достижения критических значений скорости изменения параметров по курсу, крену и дифференту условные геометрические знаки плавно изменяют цвет с нейтрального на цвет, предупреждающий о критических значениях параметров.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что линейные геометрические размеры индикатора бегущей строки условных геометрических знаков изменяются пропорционально величине отклонения курса, крена и дифферента от заданных значений.