Устройство для обучения и развития пользователя
Изобретение относится к средствам обучения и предназначено для повышения эффективности развития детей за счет упрощения приемов по использованию устройств обучения, обеспечивающих достижение синхронизации считываемой и звучащей тождественной информации. Устройство состоит из носителя считываемой информации в виде книги, на страницы которой нанесена информация и код этой информации, и приспособления для озвучивания считываемой информации. Приспособление включает идентификатор кода, блок дешифрации, блок памяти, сохраняющий звуковую информацию, тождественную считываемой, блок вызова по коду из блока памяти и блок озвучивания. Устройство позволяет ребенку озвучивать ту часть текстовой информации, которая размещена на открытой странице книги, что облегчает процесс обучения и повышает интерес ребенка к процессу обучения. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к устройствам, применяемым для обучения и развития, и может быть использовано для обучения чтению, для развития интеллекта детей, а также для коррекции имеющихся у них нарушений речи и развития.
Известен комплект, состоящий из книги - носителя считываемой информации, и аудиокассеты с записью текста, напечатанного в книге (Журнал “Мир книги”, №8(20), осень 2001, с 16) /1/.
Ребенок, не умеющий читать, рассматривает книгу и одновременно слушает озвученный текст, напечатанный в ней. Однако при использовании ребенком данного комплекта возникают трудности по синхронизации считываемой и звучащей информации. Не умея читать, ребенок чаще всего слушает ту часть звучащей информации, которая не соответствует части считываемой информации, размещенной на открытой перед ним странице книги.
Известна электронная книга - устройство, воспроизводящее звуковую или визуальную информацию, записанную на CD-диске (Патент RU №2180454, кл. G 09 В 17/00, опубл. 2002 г.) /2/.
Однако при использовании данного известного устройства поиск нужной информации обучаемым ребенком затруднен, так как он должен обладать для этого достаточными навыками чтения.
Наиболее близким аналогом предлагаемого устройства является устройство для обучения и развития пользователя, содержащее носитель считываемой информации, состоящий из набора элементов, снабженных кодами тех частей считываемой информации, которые размещены на этих элементах, приспособление для хранения звуковой информации, тождественной считываемой информации, и для озвучивания считываемой информации, содержащее идентификатор кода считываемой информации, блок дешифрации этого кода, блок памяти звуковой информации с элементами ее ввода-вывода, блок вызова по коду необходимой звуковой информации из блока памяти и блок озвучивания считываемой информации (Патент RU №1664401, кл. G 09 В 17/00, опубл. 1991 г.) /3/.
Данное известное устройство обеспечивает синхронизацию считываемой и звучащей информации. Однако эффективность обучения ребенка с применением данного известного устройства недостаточно высока. Это связано с тем, что считываемая и звучащая информация ограничены в объеме и представляют собой ограниченный набор букв, слов и простых фраз, для построения которых ребенок располагает только тридцатью слогами и буквами. Кроме того, информация, которой оперирует ребенок при использовании данного известного устройства, ему мало интересна по ее смыслу. Работа ребенка с использованием данного известного устройства требует предварительного приобретения им определенных навыков пользователя. Кроме того, в настоящее время наблюдается активный процесс компьютеризации обучения, сопровождающийся потерей интереса детей к процессу чтения книги. Данное известное устройство также не прививает детям интерес к книге.
Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является повышение эффективности обучения и развития ребенка за счет упрощения приемов по использованию устройства, упрощения достижения синхронизации считываемой и звучащей тождественной информации, повышение интереса ребенка к процессу обучения и к процессу чтения за счет расширения объема информации и привлекательности для него ее содержания, повышение интереса детей к книге, обеспечение возможности коррекции нарушений развития речи и интеллекта детей.
Указанный технический результат достигается тем, что устройство для обучения и развития пользователя, содержащее носитель считываемой информации, состоящий из набора элементов, снабженных кодами, шифрующими части считываемой информации, приспособление для хранения звуковой информации, тождественной считываемой информации, и для озвучивания считываемой информации, содержащее идентификатор кода считываемой информации, блок дешифрации этого кода, блок памяти звуковой информации с элементами ее ввода-вывода, блок вызова, инициируемого кодом, необходимой звуковой информации из блока памяти и блок озвучивания считываемой информации, имеет ту отличительную особенность, что носитель считываемой информации выполнен в виде книги, набор его элементов - в виде ее страниц, считываемая информация выполнена визуальной или тактильной, коды выполнены цифровыми, буквенными, графическими или штриховыми, звуковая информация в блоке памяти разбита на файлы, каждый из которых соответствует той части считываемой информации, которой отвечает код, инициирующий вызов этого файла, а идентификатор кода установлен с возможностью манипулирования им в пространстве.
Считываемую информацию можно представить буквами, слогами, словами, текстом, абзацами текста или графическими изображениями.
Код считываемой информации может соответствовать тексту на открытой странице, абзацу этого текста, графическому изображению на ней или его части.
Приспособление для хранения звуковой информации и озвучивания считываемой информации может быть скрыто в корешке книги.
Удобно идентификатор кода считываемой информации установить шарнирно на кронштейне.
Целесообразно идентификатор кода считываемой информации снабдить средством его фиксации на книге.
Звуковая информация, тождественная считываемой информации, представленной графическими изображениями, в конкретном случае исполнения является словесным описанием этого изображения или словесным изложением действий, производимых пользователем с этим изображением.
На чертеже представлено устройство для обучения чтению:
а) общий вид; б) фиксатор идентификатора кода.
Устройство для обучения и развития пользователя содержит носитель считываемой информации в виде книги 1, состоящей из страниц 2, на которые нанесена считываемая визуальная или тактильная информация 3 и код 4 этой информации. Кронштейн 5 с фиксатором 6 его на книге 1 несет идентификатор 7 кода 4 считываемой информации, смонтированный на шарнире 8. Фиксатор 6 выполнен в виде подпружиненной планки 9. В состав устройства входит также блок дешифрации 10 кода 4 считываемой информации, блок памяти 11, с элементами ввода и вывода информации, блок вызова 12 необходимой информации по коду 4 из блока памяти 11. Кроме того, в состав устройства входит блок озвучивания 13 считываемой информации. Идентификатор 7 кода 4 считываемой информации, блок дешифрации 10 кода 4 считываемой информации, блок памяти 11, блок вызова 12 необходимой информации и блок озвучивания 13 считываемой информации входят в состав приспособления для хранения и озвучивания информации. Его блоки подключены к источнику питания (не показано). Приспособление для хранения и озвучивания информации может быть скрыто в корешке книги 1 или размещено отдельно от нее, например в игрушке (не показано).
Приспособление для хранения и озвучивания информации может быть собрано из блоков и отдельных элементов, выпускаемых промышленностью.
Устройство для обучения и развития пользователя можно успешно применять, например, для обучения чтению, причем не только для дошкольников с полноценным зрением, но и для слабовидящих или слепых детей. В этом случае на страницы книги 1 наносят не визуальную, а тактильную считываемую информацию 3.
Устройство работает следующим образом. В блок памяти 11 вводят звуковую информацию, разбитую на файлы, соответствующую (тождественную) считываемой информации 3. Объем файла соответствует объему той части считываемой информации 3 на странице 2 книги 1, которой соответствует код 4 идентификации этой информации 3. Кронштейн 5 с фиксатором 9 может быть закреплен на обложке книги 1 или на ее нескольких страницах 2. Идентификатор 7 кода 4 считываемой информации 3 выполнен с возможностью свободного манипулирования им в пространстве. Поэтому его можно подвести к размещенному на странице 2 книги 1 коду 4 считываемой информации 3. Сигнал с идентификатора 7 кода 4 считываемой информации передается в блок дешифрации 10 кода 4 считываемой информации 3. По сигналу блока дешифрации 10 кода 4 из блока памяти 11 блоком вызова 12 вызывается соответствующий файл звуковой информации. Вызванный файл поступает в блок озвучивания 13. Это позволяет пользователю (ребенку) слышать ту часть считываемой информации 3, которая размещена на открытой странице 2 книги 1, что облегчает процесс синхронизации считываемой 3 и звучащей информации, повышает эффективность обучения. Повышению эффективности обучения способствует также размещение в книге 1 устройства только такой считываемой информации 3, которая интересна по содержанию для пользователя (ребенка). При этом данная информация разнообразна, ее объем достаточен, чтобы поддерживать интерес ребенка к ней. Идентификатор 7 кода 4 считываемой информации 3 может срабатывать самопроизвольно при раскрытии книги 1 на определенной странице (на определенном элементе 2, содержащем код 4). Идентификатором 7 кода 4 можно также активно управлять, манипулируя им в пространстве и подводя его к нужному коду 4 считываемой информации 3.
Интерес ребенка к работе с предлагаемым устройством повышается, если приспособление для хранения звуковой информации и озвучивания считываемой информации скрыто от него, например в корешке книги. В этом случае ребенок воспринимает книгу как волшебную, способную разговаривать, способную самостоятельно читать напечатанную в ней сказку. Та информация, которая воспринимается ребенком на фоне положительных эмоций, эффективнее запоминается.
Предлагаемое устройство является хорошим помощником в процессе обучения особенно аутентичным детям - замкнутым, “погруженным” в свой внутренний мир, испытывающим боязнь перед преподавателем, тем детям, которым мешает присутствие кого-либо рядом с ними. Такие дети увлеченно работают с предлагаемым устройством и достигают значительных успехов в обучении и развитии. Тексты, интересные по содержанию, развивают у детей образное мышление, расширяют их кругозор, объем усваиваемой информации. Особый интерес представляет работа ребенка с помещенным на странице книги графическим изображением в сочетании со звучащим его словесным описанием. Это помогает создать игровую ситуацию, расширяет возможности предлагаемого устройства. Дети с нарушениями в развитии речи и интеллекта успешно усваивают приемы работы с устройством и добиваются значительных успехов, работая с ним в спокойной обстановке, без контролеров, без окриков и замечаний, приводящих к потере уверенности в себе.
При размещении на страницах книги считываемой информации в виде графических изображений ребенок, работая с устройством, учится приемам словесного описания изображения, описания его размеров, формы, цвета, сопоставительному анализу частей изображения. Работу в этом случае легко перевести в игровую форму, что повышает интерес ребенка к считываемой и звучащей информации, снижает его утомляемость при работе с устройством по сравнению со считыванием им напечатанного в книге текста.
Таким образом, устройство для обучения чтению доступно ребенку по приемам его использования. Оно повышает эффективность обучения ребенка чтению, развивает его, формирует его интерес к книге.
Использование устройства детьми с признаками нарушения речевых процессов и развития интеллекта способствует коррекции этих нарушений, поскольку технология их обучения с применением устройства (считывание с одновременным прослушиванием синхронно звучащего этого же текста) формирует необходимые связи в мыслительных процессах, ликвидирует признаки дислекции и дистрофии, освобождает ребенка от нервного напряжения при обучении, устраняет или заметно снижает выраженность дефектологических нарушений у детей.
1. Устройство для обучения и развития пользователя, содержащее носитель считываемой информации, состоящий из набора элементов, снабженных кодами, шифрующими части считываемой информации, приспособление для хранения звуковой информации, тождественной считываемой информации, и для озвучивания последней, включающее идентификатор кода считываемой информации, блок дешифрации кода, блок памяти информации с элементами её ввода и вывода, блок вызова из блока памяти инициируемой кодом необходимой звуковой информации и блок озвучивания считываемой информации, отличающееся тем, что носитель считываемой информации выполнен в виде книги, считываемая информация на страницах которой выполнена визуальной или тактильной, а коды выполнены цифровыми, буквенными, графическими или штриховыми, при этом звуковая информация в блоке памяти разбита на файлы, каждый из которых соответствует части считываемой информации в соответствии с кодом, инициирующим вызов этого файла по сигналу блока дешифратора из блока памяти, причем идентификатор кода установлен с возможностью управления им для подвода к нужному коду считываемой информации, а код считываемой информации соответствует информации открытой страницы.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что считываемая информация представлена буквами, слогами, словами, текстом, абзацами текста или графическими изображениями.
3. Устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что приспособление для хранения звуковой информации и озвучивания считываемой информации размещено скрытно в корешке книги.
4. Устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что идентификатор кода снабжен средством фиксации на книге.
5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что идентификатор кода установлен шарнирно на кронштейне.
6. Устройство по любому из пп.1 и 2, отличающееся тем, что звуковая информация, тождественная считываемой информации в виде графических изображений, включает словесное описание изображения или словесное изложение действий, производимых пользователем с этим изображением.