Способ изготовления лечебно-профилактической зубодесневой шины

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии и пародонтологии, и может быть использовано для изготовления лечебно профилактической зубодесневой шины при лечении заболеваний пародонта. Способ изготовления лечебно-профилактической зубодесневой шины, выполненной из вестибулярной и оральной частей, соединенных перемычками из ортодонтической проволоки, расположенной в межзубных промежутках, путем получения слепков с челюстей и отливки рабочей и вспомогательной моделей, заключается в том, что для размещения лечебной повязки предварительно на рабочей модели с помощью параллеломерта выявляют общий клинический экватор всех зубов, включаемых в шину, затем пространство между линией клинического экватора и десной, а также часть десны на расстоянии 7-8 мм от десневых сосочков покрывают слоем зуботехнического воска толщиной до 1,5 мм, затем по этой модели получают дубликатную модель, на которой готовят шину с выемкой на толщину воска 1,5 мм, а замену воска на прозрачную пластмассу, шлифовку и полировку шины проводят общепринятым методом. Технический результат изобретения заключается в том, что способ позволяет изготавливать лечебно-профилактическую десневую шину для комплексного лечения заболеваний пародонта, что повышает эффективность лечения. 2 ил.

Реферат

Область. Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии и пародонтологии, и может быть использовано для изготовления лечебно-профилактической зубо-десневой шины при лечении заболеваний пародонта.

Аналоги. В настоящее время используется способ создания “депо” лекарственных веществ изготовлением капп из термопластических материалов (Т.Г.Кукурузенко, Г.Л.Савчин// Стоматология. - 1987. - №2. - С.70).

Критика аналогов. Каппа, изготовленная известным способом, мешает окклюзионным контактам, что может привести к усугублению патологических процессов в тканях пародонта. "Депо" создается лишь с вестибулярной стороны.

Прототип. Прототипом является способ изготовления зубодесневой фиксирующей съемной шины Вебера для лечения переломов челюсти (Л.Е.Шаргородский “Зубопротезная техника и материаловедение”-Москва. - “Медицина”. - 1966. - С.360-362). Для изготовления такой шины авторы снимают слепки с верхней и нижней челюстей и отливают модели, которые фиксируют в окклюдаторе в положении центральной окклюзии. С целью упрочения шины и предохранения ее от погружения в слизистую оболочку во время жевания по модели изгибают замкнутый проволочный каркас (дугу) из нержавеющей стали диаметром 0,7-0,9 мм. По прототипу каркас изгибают с таким расчетом, чтобы между ним и гипсовыми зубами было расстояние 0,75 мм. Наружную и внутреннюю дуги каркаса соединяют проволочками, которые располагают в виде перекидных кламмеров, т.е. на проксимальных контактных точках зубов, выбирая при этом наиболее выгодные участки, чтобы проволочки не мешали зубам - антагонистам. Проволочки, соединяющие наружную и внутреннюю дуги каркаса, предохраняют его от разрыва в процессе пользования шиной. Затем моделируют воском наружную и внутреннюю поверхности, оставляя открытыми режущие края и жевательные поверхности зубов. Смоделированную шину гипсуют и заканчивают как съемный протез.

Критика прототипа. Существующий способ не предусматривает создания “депо” лекарственное веществ.

Цель изобретения. Целью изобретения является повышение эффективности комплексного лечения заболеваний пародонта путем включения в комплекс лечебных мероприятий предлагаемой шины.

Изобретение поясняется фиг.1 и фиг.2

Сущность изобретения и его отличительные от прототипа признаки.

Поставленная цель достигается тем, что с челюстей снимают слепки и отливают рабочую и вспомогательную модели. На рабочей модели с помощью параллелометра выявляют общий клинический экватор всех зубов, включаемых в шину (1). Пространство между линией клинического экватора и десной (ретенционная зона), а также часть десны на расстоянии 7-8 мм от десневых сосочков покрывают слоем воска толщиной до 1,5 мм (2). Воск наносится для устранения ретенции и создания места под будущей шиной для размещения лечебной повязки. Затем модель смазывают компенсационным лаком и с нее снимают слепок, по которому готовят дубликатную модель (3). На этой модели отмечают границы шины и места расположения перемычек. Перемычки готовят из ортодонтической проволоки диаметром 0,6-0,8 мм так, чтобы они приходились на межзубные промежутки и не мешали смыканию зубов (б). На шину для всего зубного ряда достаточно 7-8 перемычек. После этого из пластичного зуботехнического воска моделируют оральную и вестибулярную части шины и укладывают перемычки так, чтобы их свободные концы были фиксированы в воске в обеих частях шины (а, б). Замену воска на прозрачную пластмассу, шлифовка и полировка шины производят общепринятым методом (4).

В клинике шина припасовывается в полости рта, после чего укладывается лечебная повязка и на повязку накладывается шина на 1-3 - дня (в). Затем шина снимается и после смены повязки надевается вновь. Таким образом, шина используется до окончания курса лечения и может быть сохранена для проведения повторных лечебных мероприятий. Принципиальным отличием предлагаемого способа от известного является то, что предварительно пространство между линией клинического экватора и десной (ретенционная зона), а также часть на расстоянии 7-8 мм от зубных сосочков покрывают слоем воска толщиной до 1,5 мм, модель смазывают компенсационным лаком и с нее снимают слепок, по которому готовят дубликатную рабочую модель.

Пример конкретного выполнения. Больная Ф. 56 лет (МК №01190121) обратилась в клинику с жалобами на кровоточивость десен, подвижность зубов, гнойные выделения из пародонтальных карманов. При осмотре: кровоточивость десен, отложения поддесневого камня и налета, подвижность

II степени, наличие пародонтальных карманов глубиной до 4 мм в области

Пародонтальные индексы (ОН I-S - 2,7; P I-3,7 I R-3,5) указывают на наличие деструктивных изменений, характерных для второй стадии заболевания. Диагноз: генерализованный пародонтит средней степени тяжести. В течение 10 дней больной проводилась комплексная терапия с включением лечебно-профилактической зубодесневой шины на нижнюю челюсть с лечебной экстемпоральной бактерицидной повязкой, состоящей из 0,01% водного раствора иммуномоделирующего антисептика мирамистина, замешанного на стоматологическом водозатворимом кальцийсодержащем цементе для временной фиксации “Ортофикс - Аква” (рац. предл. №00-1114). Через 5 дней после наложения шины исчезла кровоточивость десневого края, десневые сосочки уплотнились, прекратилось гноетечение. К моменту завершения курса лечения ликвидированы пародонтальные карманы, подвижность зубов не отмечается. Пародонтальные индексы в пределах нормы.

Эффективность предлагаемого изобретения. Способ позволяет изготавливать лечебно-профилактическую зубодесневую шину для комплексного лечения заболеваний пародонта, что повышает эффективность лечения.

Способ изготовления лечебно-профилактической зубодесневой шины, выполненной из вестибулярной и оральной частей, соединенных перемычками из ортодонтической проволоки, расположенной в межзубных промежутках, путем получения слепков с челюстей и отливки рабочей и вспомогательной моделей, отличающийся тем, что для размещения лечебной повязки предварительно на рабочей модели с помощью параллеломерта выявляют общий клинический экватор всех зубов, включаемых в шину, затем пространство между линией клинического экватора и десной, а также часть десны на расстоянии 7-8 мм от десневых сосочков покрывают слоем зуботехнического воска толщиной до 1,5 мм, затем по этой модели получают дубликатную модель, на которой готовят шину с выемкой на толщину воска 1,5 мм, а замену воска на прозрачную пластмассу, шлифовку и полировку шины проводят общепринятым методом.