Разводной низководный мост
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к мостостроению и может быть использовано при возведении низководных мостов на судоходных реках. Разводной мост включает судоходный раскрывающийся и несудоходные пролеты с пролетными строениями, двукрылыми в судоходном пролете, механизмы их раскрытия и опускания, постоянные опоры, мостовые ограждения. Новым является то, что мост выполнен низководным и содержит ледоперевал, а раскрывающийся пролет снабжен ростверком, верх которого расположен на уровне или ниже дна реки, причем в ростверке выполнены углубления в виде гнезд, а крылья двукрылого пролетного строения выполнены из набора балок постоянной высоты, преимущественно металлических, при этом одни концы крыльев шарнирно опираются на постоянные опоры, а к другим концам крыльев шарнирно прикреплены стойки дополнительных перемещаемых опор, установленные с возможностью центрирования и фиксирования в гнездах ростверка и обеспечения работы крыльев в наведенном положении, как балок на двух опорах, при этом для предотвращения раскачки от ветровой нагрузки крылья объединены гибкими растяжками, выполненными в виде, например, тросов, концы которых размещаются в анкерных гнездах, а в наведенном положении - в продольных нишах под проезжей частью моста. Технический результат изобретения состоит в расширении границ распространения низководных мостов путем освоения судоходных рек, доступности уширения судоходного габарита, например на 6-10 м, при неизменной высоте балок за счет удлинения консолей. 1 з.п. ф-лы, 4ил.
Реферат
Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при возведении низководных мостов на судоходных реках.
Известен аналог а.с. SU №1151641 А, МПК 7 01 D 19/03. опубликован в бюл. №15 от 23.04.1985. Автор Файко Ю.И. (аналог). Низководный мост, имеющий свайные опоры с насадками и установленное на них пролетное строение с проезжей частью, отличающийся тем, что с целью исключения разборки пролетного строения на период ледохода и последующего его монтажа он снабжен ледоперевальным устройством, выполненным в виде железобетонной балки треугольного сечения, закрепленной на насадках опор с верховой стороны моста и прилегающей одной стороной к пролетному строению, причем проезжая часть выполнена с односторонним уклоном к низовой стороне моста.
Недостатком аналога является - непригодность такого моста к использованию на судоходных реках, малогабаритное подмостовое пространство которого не соответствует по высоте и ширине Стандарту “Мосты на внутренних водных путях. Габариты подмостовые судоходных пролетов”, что ограничивает сферу их распространения и снижает эффективность капиталовложений в мостостроение.
При этом устройство наплавного выводного звена не решает задачу пропуска ледохода, усиливает зависимость от колебания уровней воды, приводит к увеличению простоев транспорта, снижает пропускную способность путей сообщений перекрестных направлений, повышает эксплуатационные затраты.
Наиболее близким прототипом является разводной мост с подвижными пролетными строениями двукрылой конструкции на постоянных опорах, которые применяются для перекрытия малых и средних пролетов (от 20 до 35-40 м), описанные в книге Н.И.Поливанов. Разводные мосты. Москва, Дориздат, 1951 г., стр.5-8 (прототип) и в авторском свидетельстве №949037 E 01 D 15/06 “Механизм раскрытия и опускания разводного моста”. Авторы Ю.М.Сильницкий и др.
Мост с разводными, раскрывающимися пролетами сооружают для пропуска судов в местах пересечения сухопутных и водных путей сообщения, когда местные условия не допускают устройства постоянного моста с достаточной высотой подмостового габарита, причем раскрытие и опускание (наведение) пролетного строения осуществляется с помощью механизма с передачей усилия на пролетное строение (крыло) от электромотора через зубчатую или цевочную дугу, но известен и другой, более современный механизм, передающий усилия через шток гидроцилиндра, работающий от автономной энергоустановки, использующей энергию речного потока. Кроме того, мост оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом для обеспечения безопасности движения как по сухопутному, так и водному путям.
Недостатками прототипа являются - малая жесткость (зыбкость) пролетного строения в наведенном положении, каждое крыло которого работает как консоль, что ухудшает условия движения по мосту, а на пути его “ужесточения” стоят нормативные ограничения строительной высоты (h<0,6м) балок для низководных мостов, слабая сопротивляемость горизонтальным, тем более ледовым нагрузкам, дороговизна сооружения, так как его стоимость в несколько (3-5) раз превышает стоимость строительства низководного моста, непригодность электроприводов и механизмов в условиях затопления высокими водами и т.д.
Технический результат - расширение границ распространения низководных мостов путем освоения судоходных рек, доступность уширения судоходного габарита при неизменной высоте балок (крыльев) за счет удлинения их консолей и при устройстве, например, двух перемещаемых опор, повышение экономической эффективности за счет сокращения затрат на строительство дорогостоящих высоководных и малопродуктивных наплавных мостов, оптимизация режима эксплуатации путем внедрения дистанционного и даже автоматического регулирования движения сухопутного и речного транспорта, сокращения расстояния между сельскими населенными пунктами и объектами.
Указанный технический результат достигается тем, что:
1. Разводной мост, включающий судоходный раскрывающийся и несудоходные пролеты с пролетными строениями, двукрылыми в судоходном пролете, механизмы их раскрытия и опускания, постоянные опоры, мостовые ограждения, отличающийся тем, что мост выполнен низководным и содержит ледоперевал, а раскрывающийся пролет снабжен ростверком, верх которого расположен на уровне или ниже дна реки, причем в ростверке выполнены углубления в виде гнезд, а крылья двукрылого пролетного строения выполнены из набора балок постоянной высоты, преимущественно металлических, при этом одни концы крыльев шарнирно опираются на постоянные опоры, а к другим концам крыльев шарнирно прикреплены стойки дополнительных перемещаемых опор, установленные с возможностью центрирования и фиксирования в гнездах ростверка и обеспечения работы крыльев в наведенном положении, как балок на двух опорах, при этом для предотвращения раскачки от ветровой нагрузки крылья объединены гибкими растяжками, выполнены в виде, например, тросов, концы которых размещаются в анкерных гнездах, а в наведенном положении - в продольных нишах под проезжей частью моста.
2.Разводной мост по п.1, отличающийся тем, что для возможности раскрытия судоходного пролета в подводном - затопленном положении, когда горизонт высокой воды опускается до отметки, при которой не обеспечивается гарантированная глубина судового хода над мостом, мост оборудован установленными на обоих берегах грузовыми лебедками и тяговыми тросами, которые крепятся к крыльям посредством вспомогательной монтажной рамы, а также опорными шарнирными стойками, укладываемыми в продольные ниши вдоль мостовых ограждений с двух сторон моста.
На фиг.1 изображен разводной низководный мост в наведенном положении для пропуска наземного транспорта и пешеходов.
На фиг.2 - то же, после раскрытия судоходного пролета для пропуска речного транспорта. Движение по мосту закрыто.
На фиг.3 - то же, при закрытом движении наземного транспорта по условиям пропуска половодья.
На фиг.4 - поперечный разрез моста по створу перемещаемой опоры.
Разводной низководный мост содержит постоянные опоры 1, судоходный 2 и несудоходные 3 пролеты, мостовые ограждения 4, ледоперевал 5 и механизмы раскрытия и опускания разводного моста. Двукрылый судоходный пролет 2 состоит из набора балок постоянной высоты, преимущественно металлических, концы которых через шарниры 6 и 7 опираются соответственно на постоянные 1 и перемещаемые 8 опоры, свободно устанавливаемые на ростверк 9 и фиксируемые в его гнездах (углублениях) 10.
Механизмы раскрытия и опускания разводного моста представлены гидроцилиндрами 11 с системой трубопроводов и клапанов, с приводом от собственных портативных гидротурбин, использующих кинетическую энергию речного потока, расположенных в подводной части опор 1 (не показано), и грузовыми лебедками 12, которые целесообразно располагать на обоих берегах, на не затапливаемых местах. Тяговые тросы 13 крепятся к пролетному строению судоходного пролета 2 через вспомогательные монтажные рамы 14 и перед пропуском ледохода вместе с шарнирными стойками 15 укладываются в продольные ниши 16 вдоль мостовых сооружений с двух сторон моста. Растяжки 17 мерной длины представляют собой тросы, отягощенные концевыми грузами и пропущенные через ролики в ниши под проезжей частью моста.
Пример осуществления
Движение речного транспорта в судоходном пролете 2 осуществляется следующим образом. С помощью средств оповещения - светового, звукового сигналов, а также шлагбаума, закрывается движение наземного транспорта и запускаются в работу механизмы раскрытия, например, гидроцилиндры 11, которые, опираясь на постоянную опору 1, передают усилия на крылья пролетного строения судоходного пролета 2 и поворачивают его вокруг шарниров 6. Вместе с подъемом крыла выходит из своих гнезд 10, ростверка 9, перемещаемая опора 8, которая за счет шарниров 7, сохраняя свою вертикальность, прижимается к плоскости крыла. При достижении угла поворота, близкого к 90°, подъем прекращается, а положение крыльев фиксируется концевыми выключателями и растяжками 17, которые выходят из своих ниш и после выборки слабины автоматически анкеруются в концевых участках крыльев. После пропуска речного транспорта запускаются механизмы на опускание крыльев пролетного строения 2. При растормаживании гидроцилиндров 11, под воздействием собственного веса пролетное строение 2 (крылья) опускается до полного контакта стоек перемещаемой опоры 8 в гнездах 10 ростверка 9.
Для пропуска судов (речного транспорта) в период половодья, при высокой воде, как правило, никаких манипуляций с разводным пролетом выполнять не требуется, так как водный транспорт может свободно двигаться над мостом. И только на спаде половодья и в любых других случаях, когда глубина воды приближается к 1,5 м над поверхностью моста, выполняется операция по раскрытию пролетного строения 2 в подводном (затопленном) состоянии преимущественно с помощью грузовых лебедок 12 и тяговых тросов 13, что и обусловлено применением двух видов механизмов раскрытия и опускания, которые, кстати, целесообразны и при подстраховке друг друга.
Для осуществления предложенной конструкции разводного низководного моста имеются постоянные опоры 1, судоходный 2 и несудоходные 3 пролеты с соответствующими пролетными строениями, мостовые ограждения 4, ледоперевал 5, шарнирные опорные части 6 и 7, перемещаемые опоры 8, устанавливаемые на ростверк 9 в гнезда 10, а также механизмы раскрытия и опускания - гидроцилиндры 11, грузовые лебедки 12 и тяговые тросы 13, которые в нерабочем состоянии вместе с вспомогательными монтажными рамами 14 и опорными стойками 15 укладываются в ниши 16, растяжки - 17.
1. Разводной мост, включающий судоходный раскрывающийся и несудоходные пролеты с пролетными строениями, двукрылыми в судоходном пролете, механизмы их раскрытия и опускания, постоянные опоры, мостовые ограждения, отличающийся тем, что мост выполнен низководным и содержит ледоперевал, а раскрывающийся пролет снабжен ростверком, верх которого расположен на уровне или ниже дна реки, причем в ростверке выполнены углубления в виде гнезд, а крылья двукрылого пролетного строения выполнены из набора балок постоянной высоты, преимущественно металлических, при этом одни концы крыльев шарнирно опираются на постоянные опоры, а к другим концам крыльев шарнирно прикреплены стойки дополнительных перемещаемых опор, установленные с возможностью центрирования и фиксирования в гнездах ростверка и обеспечения работы крыльев в наведенном положении как балок на двух опорах, при этом для предотвращения раскачки от ветровой нагрузки крылья объединены гибкими растяжками, выполненными в виде, например, тросов, концы которых размещаются в анкерных гнездах, а в наведенном положении - в продольных нишах под проезжей частью моста.
2. Разводной мост по п.1, отличающийся тем, что для возможности раскрытия в подводном – затопленном положении, когда горизонт высокой воды опускается до отметки, при которой не обеспечивается гарантированная глубина судового хода над мостом, мост оборудован установленными на обоих берегах грузовыми лебедками и тяговыми тросами, которые крепятся к крыльям посредством вспомогательной монтажной рамы, а также опорными шарнирными стойками, укладываемыми в продольные ниши вдоль мостовых ограждений с двух сторон моста.