Способ оценки энергетического состояния головного мозга детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях европейского севера
Изобретение относится к области медицины, а именно к функциональной диагностике. У детей-северян младшего школьного возраста активные электроды устанавливают в лобной (Fz), затылочной (Cz), теменной (Oz) и височных (Td, Ts) областях, референтный электрод располагают в области правого запястья. Регистрацию уровня постоянного потенциала (УПП) осуществляют в условиях уменьшенного влияния кожного сопротивления. После чего полученные значения сравнивают с предварительно установленными для данной возрастной группы нормативными значениями. Используют средние величины и среднеквадратические отклонения, при этом, если полученное значение УПП по основным отведениям не выходит за пределы Fz=15.59±3.88 мВ, Cz=25.71±4.56 мВ, OZ=25.92±5.39 мВ, Td-24.18±5.45 мВ, Ts-22.51±6.06 мВ, то распределение УПП испытуемого свидетельствуют о нормальном энергетическом состоянии головного мозга. Способ расширяет арсенал данных о функциональном состоянии головного мозга у детей Европейского Севера.
Реферат
Изобретение относиться к диагностике и может быть использовано в медицине и при научных исследованиях.
Известен способ электроэнцефалографии /1/, который отражает процессы восприятия и обработки информации, но не регистрирует сверхмедленные физиологические процессы головного мозга, характеризующие его энергетику. Известна позитронно-эмиссионная томография головного мозга /2/, включающая введение в организм радиоактивных изотопов, с помощью чего измеряется региональный мозговой кровоток и оценивается метаболизм в отдельных участках головного мозга, но недостатком данного способа является высокая стоимость, трудоемкость и опасность для здоровья пациента. Известен способ реоэнцефалографии /3/, характеризующий центральное кровоснабжение головного мозга, но не выявляющий энергетическое состояние головного мозга у детей.
Прототипом предлагаемого изобретения /4/ является способ оценки энергетического состояния головного мозга, включающий установку активных электродов по саггитальной линии в лобной, затылочной, теменной, а также в правой и левой височных областях и референтного электрода в области правого запястья, регистрацию осуществляют в условиях уменьшенного влияния кожного потенциала, после чего сравнивают полученные значения с предварительно установленными в аналогичных условиях нормативными значениями для соответствующей возрастной группы. Положительное в данном способе - возможность простого информативного исследования энергетического состояния головного мозга человека, проживающего в средней полосе России. Недостатком данного способа является отсутствие характеристики нормального распределения уровня постоянного потенциала (УПП), отражающего энергетические затраты головного мозга ребенка, проживающего в условиях Европейского Севера России.
Задача настоящего изобретения - повышение информативности способа оценки энергетического состояния головного мозга для детей младшего школьного возраста в условиях проживания на Севере.
Сущность изобретения заключается в том, что у детей-северян младшего школьного возраста активные электроды устанавливаются в лобной (Fz), затылочной (Cz), теменной (Oz) и височных (Td, Ts) областях, референтный электрод располагается в области правого запястья, регистрация УПП осуществляется в условиях уменьшенного влияния кожного сопротивления, после чего полученные значения сравнивают с предварительно установленными для данной возрастной группы нормативными значениями; используются средние величины и среднеквадратические отклонения, при этом, если полученное значение по основным отведениям не выходит за пределы Fz==15.59±3.88 мВ, Cz=25.71±4.56 мВ, Oz=25.92±5.39 мВ, Td=24.18±5.45 мВ, Ts=22.51±6.06 мВ, то распределение УПП испытуемого свидетельствует о нормальном энергетическом состоянии головного мозга.
Предлагаемое изобретение выполняется следующим образом. УПП у испытуемого - ребенка 7-8 лет, проживающего в условиях Европейского Севера России - регистрируется монополярно с помощью неполяризуемых хлорсеребряных электродов "ЭВЛ-1 М4" и "EE-G2" и усилителя постоянного тока с входным сопротивлением 10 МОм. До наложения электродов на голову испытуемого производится их предварительное тестирование в физиологическом растворе, при котором измеряется разность потенциалов и сопротивление между электродами в отсутствие биологического объекта, причем разность потенциалов между электродами не должна превышать 20 мВ, а межэлектродное сопротивление 15-20 кОм (контрольное измерение). Дрейф электродного потенциала не должен превышать 1-2 мВ за 10 минут. Затем референтный электрод располагается на запястье, активные - вдоль сагиттальной линии - в лобной, центральной, затылочной областях, а также в правом и левом височных отделах (точки Fz, Cz, Oz, Td, Ts по общепринятой электрофизиологической схеме "10-20"). Регистрация УПП у испытуемого (экспериментальное измерение) осуществляется через 5-7 минут после наложения на точки отведения электродов с контактными тампонами, смоченными гипертоническим раствором NaCl, благодаря которому происходит снижение кожного сопротивления. За это время происходят переходные процессы в коже, исчезают трибоэлектрические явления. Во время экспериментального измерения регистрируются также значения кожного сопротивления в местах отведения УПП, которое не должно превышать 30 кОм. Так как значения кожных потенциалов, искажающих УПП мозга, зависят от кожного сопротивления, для минимизации артефактов кожного происхождения обеспечивается минимизация кожного сопротивления, отсутствие различий сопротивления во всех областях регистрации, стабильность сопротивления в процессе эксперимента. При экспериментальном измерении исследователь получает информацию об истинном значении УПП головного мозга благодаря вычитанию из суммарных регистрируемых значений потенциалов межэлектродной разности потенциалов. Полученные данные автоматически обрабатываются с построением карты распределения уровня постоянного потенциала. Анализ УПП производится путем картирования полученных с помощью монополярного измерения значений УПП. В некоторых случаях информативным является анализ отклонений УПП в каждом из отведении от средних значений, зарегистрированных по всем областям головы. При этом появляется возможность оценки локальных значений УПП в каждой из областей с исключением влияний, идущих от референтного электрода.
Пример конкретного выполнения:
пациент А 7 лет - в результате регистрации УПП головного мозга получены следующие средние значения по отведениям: Fz=18.01 мВ, Cz=27.59 мВ, Oz=22.79 мВ, Td=20.95 мВ, Ts=22.14 мВ. Заключение:
Энергетическое состояние мозга в пределах возрастной нормы.
Пример конкретного выполнения:
пациент В 8 лет - в результате регистрации УПП головного мозга получены следующие средние значения по отведениям: Fz=11.38 мВ, Cz=16.81 мВ, Oz=14.79 мВ, Td=13.45 мВ, Ts=14.01 мВ Заключение:
Энергетическое затраты головного мозга понижены.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М.: “Академия”, 2000. - 400 с.
2. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. - 400 с.
3. Циркин В.И., Трухина С.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. - М.: Н.Новгород: Изд-во НГА, 2001. - 524 с.
4. Патент РФ на изобретение N 2135077, МКИ А 61 В 5/04.
Способ оценки энергетического состояния головного мозга детей младшего школьного возраста, проживающего в условиях Европейского Севера, включающий установку электродов в лобной, затылочной, теменной и височных областях, а референтного электрода в области правого запястья, отличающийся тем, что рассчитывают нормативные значения уровней постоянного потенциала (УПП) возрастной группы детей 7-8 лет младшего школьного возраста и если полученные значения не выходят за пределы УПП для Fz от 11,71 до 19,47 мВ, Cz от 21,15 до 30,27 мВ, Oz от 20,53 мВ, Tz от 18,73 до 29,64 мВ, Ts от 16,45 до 28,57 мВ, то это свидетельствует о нормальном энергетическом состоянии головного мозга, а при снижении этих показателей снижение энергетического состояния головного мозга, при превышении - превышение энергетического состояния головного мозга у младших школьников на Европейском Севере.