Способ погрузки и перевозки крупногабаритных грузов, преимущественно маломерных судов, и транспортное средство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к погрузке и перевозке крупногабаритных грузов, преимущественно маломерных судов, ширина корпуса которых превышает установленные габариты грузов, перевозимых наземным транспортом. Способ погрузки и перевозки крупногабаритных грузов, преимущественно маломерных судов, включает заведение судна 1 на платформу 2 транспортного средства, его крепление на платформе путем сведения дугообразных откидных стоек 3 с последующим поворотом стоек с судном на 90° относительно неподвижных направляющих 6, разъемно закрепляемых на поперечных балках платформы, и перемещением их в поперечном направлении до совмещения центра тяжести судна с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось транспортного средства, и транспортирование к месту разгрузки. Транспортное средство для осуществления данного способа содержит платформу 2, в передней части которой установлена стойка 17 с блоками 18 и 19, в средней - роликовые опоры 22, а в концевой части - блок 23 и торцевой рол 24. Платформа оборудована двумя поясами крепления, каждый из которых выполнен в виде дугообразных откидных стоек 3, шарнирно закрепленных на общем звене 4, подвижно установленном в поперечном направлении относительно платформы. Общее звено и дугообразные стойки снабжены роликами 7, взаимодействующими с желобчатой направляющей 6 радиальной кривизны, разъемно закрепляемой на раме платформы. Платформа снабжена механизмом поперечного перемещения стоек с зафиксированным в них судном. Изобретение расширяет функциональные возможности и упрощает перевозку. 2 с. и 1 з. п. ф-лы, 9 ил.

Реферат

Изобретение относится к погрузке и перевозке крупногабаритных грузов, преимущественно маломерных судов типа “тримаран”, яхт и катеров, ширина корпуса которых превышает установленные габариты грузов, перевозимых наземным транспортом по дорогам общего пользования.

Известен способ погрузки и перевозки судов путем затаскивания их или установки с помощью крана на несущую раму транспортного средства, крепления судна к раме и последующего транспортирования к месту разгрузки [1].

Для транспортирования судна используют две подкатные тележки, на которые с помощью крана поднимают несущую раму с закрепленным на ней судном.

Этот способ погрузки судна требует использования специализированного грузоподъемного механизма, что увеличивает общие затраты на погрузо-разгрузочные работы при перевозке судов к местам их спуска в районы водных акваторий.

Известен способ погрузки и перевозки крупногабаритных грузов, преимущественно судов, включающий заведение судна на платформу транспортного средства с помощью трособлочной системы, его крепление на платформе и транспортирование к месту разгрузки [2].

Транспортное средство для реализации этого способа содержит платформу, в передней части которой установлена стойка с блоками, в средней части закреплены роликовые опоры, а в концевой части - торцевой рол [2], [3].

Данный способ погрузки и перевозки судов и транспортное средство для его реализации предусматривают обычное положение судна на платформе, т.е. днищем вниз, предполагая соблюдение допустимых габаритов грузов, перевозимых наземным транспортом по дорогам общего пользования.

При погрузке судов, ширина корпуса которых выходит за пределы допустимых для перевозки наземным транспортом габаритов грузов, требуется оформление специального разрешения, регламентирующего время перевозки, и организацию сопровождения груза, что вызывает неудобство в организации перевозки и требует привлечения дополнительных технических средств.

Кроме того, это ограничивает номенклатуру крупногабаритных грузов, перевозимых с соблюдением требований к их габаритам при перевозке наземным транспортом по дорогам общего пользования.

Известен способ погрузки и перевозки крупногабаритных грузов, преимущественно маломерных судов, включающий заведение судна на платформу транспортного средства с помощью трособлочной системы, его крепление на платформе путем сведения дугообразных откидных стоек с последующим поворотом стоек с судном на 90° и перемещением их в поперечном направлении до совмещения центра тяжести судна с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось транспортного средства, и транспортирование к месту разгрузки [4].

Известно также транспортное средство для реализации данного способа, содержащее платформу, в передней части которой установлена стойка с блоками, в средней - роликовые опоры, а в концевой части - торцевой рол [4].

Для выполнения операций поворота стоек с судном на 90° и их поперечного перемещения известный способ погрузки и перевозки судов предусматривает использование тягача, оборудованного лебедкой, который устанавливают с боковой стороны платформы. Учитывая недостаточно надежную фиксацию откидных дугообразных стоек относительно рамы платформы - с одной стороны, и направляющих - с другой, представляется достаточно сложным при выполнении этих операций посредством петлевого захвата осуществить конечную фиксацию положения стоек с судном, т.е. совместить центр тяжести судна с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось транспортного средства, что существенно снижает надежность выполнения операций “поворот - поперечное перемещение” при погрузке судна на транспортное средство.

Цель изобретения - повышение надежности выполнения операций поворота дугообразных стоек с судном на 90° и их последующего поперечного перемещения за счет фиксированного взаимодействия дугообразных стоек с жестко закрепленными на раме платформы желобчатыми направляющими.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе погрузки и перевозки крупногабаритных грузов, преимущественно маломерных судов, включающем заведение судна на платформу транспортного средства с помощью трособлочной системы, его крепление на платформе путем сведения дугообразных откидных стоек с последующим поворотом стоек с судном на 90° и перемещением их в поперечном направлении до совмещения центра тяжести судна с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось транспортного средства, и транспортирование к месту разгрузки, дугообразные стойки, шарнирно закрепленные на общем звене, с зафиксированным в них судном поворачивают относительно неподвижных направляющих, разъемно закрепляемых на поперечных балках платформы.

Поставленная цель достигается также тем, что в транспортном средстве для погрузки и перевозки судов, содержащем платформу, в передней части которой установлена стойка с блоками, в средней - роликовые опоры, а в концевой части - торцевой рол, платформа оборудована двумя поясами крепления, дугообразные откидные стойки которых шарнирно закреплены на общем звене, подвижно установленном в поперечном направлении относительно платформы, причем общее звено и дугообразные стойки снабжены роликами, взаимодействующими с неподвижной желобчатой направляющей радиальной кривизны, разъемно закрепляемой на раме платформы, при этом платформа снабжена механизмом поперечного перемещения стоек с зафиксированным в них судном.

Механизм поперечного перемещения выполнен в виде вертикального упора и винтовой пары с тросом, жестко закрепленных на съемной плите, устанавливаемой на поперечных балках платформы, причем стержень винтовой пары соединен с тросом, огибающим дугообразные стойки и закрепленным за скобу вертикального упора, с возможностью независимого вращения его относительно троса.

Поворот дугообразных стоек, шарнирно закрепленных на общем звене, с зафиксированным в них судном относительно неподвижных желобчатых направляющих, разъемно закрепляемых на поперечных балках платформы, обеспечит более четкий и фиксированный перевод судна в положение “на ребро” за счет более надежного контакта сопрягаемых при повороте элементов поясов крепления с неподвижными направляющими и пазами, образованными поперечными балками платформы, что безусловно повышает надежность выполнения этих операций.

Эту же задачу решает и заявляемое транспортное средство.

Выполнение поясов крепления в виде шарнирно закрепленных на общем звене дугообразных откидных стоек с закрепленными на них роликами, взаимодействующими с неподвижными желобчатыми направляющими, обеспечивает плавный и контролируемый поворот стоек с судном на 90°, исключая возможность механических повреждений судна.

Выполнение механизма поперечного перемещения стоек с судном в виде вертикального упора и винтовой пары с тросом, закрепленными на съемной плите, а также возможность независимого вращения стержня винтовой пары относительно троса позволяет производить фиксированное поперечное перемещение повернутого на 90° груза до совмещения его центра тяжести с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось транспортного средства, что позволяет привести уложенный груз к минимальным габаритам и обеспечить равномерную нагрузку на транспортное средство.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен общий вид транспортного средства с зафиксированным на нем судном, на фиг.2 - то же (разрез А-А на фиг.1), на фиг.3 - поперечное сечение судна в створе переднего пояса крепления (разрез Б-Б на фиг.1), на фиг.4 - поперечное сечение судна в створе заднего пояса крепления (разрез В-В на фиг.1), на фиг.5 - общий вид транспортного средства после завершения погрузочных операций и крепления на нем судна (поперечный разрез), на фиг.6 - передний пояс крепления платформы (разрез Г-Г на фиг.2), на фиг.7 - то же (вид Д на фиг.2), на фиг.3 - механизм поперечного перемещения стоек с судном (вид Е на фиг.5), на фиг.9 - то же (вид И на фиг.5).

Способ погрузки судна на транспортное средство осуществляют в следующей последовательности.

Судно 1, относящееся к классу маломерных судов (катер, яхта, "тримаран”), с помощью трособлочной системы заводят на платформу 2 транспортного средства, оборудованную дугообразными откидными стойками 3, закрепленными на общем звене 4 с возможностью поперечных перемещений относительно платформы, при этом дугообразные стойки находятся в раскрытом положении. Затем, между стойками и корпусом судна устанавливают сменные профильные элементы 5, внутренняя поверхность которых сопрягается с профилем корпуса судна, а другая, обращенная к дугообразным стойкам, выполнена по радиальному контуру стоек и общего звена. Монтируют на платформе неподвижные желобчатые направляющие 6, ориентируя их рабочую поверхность к роликам 7 общего звена и дугообразных стоек. Сводят дугообразные стойки, скрепляя их поверху гибкой стяжкой (положение 1 на фиг.2), и отсоединяют трос от скобы 8.

Тем же тросом с подсоединенным к нему инвентарным отрезком троса с двумя различными по длине концами, перекинутыми через горизонтальные блоки 9 и закрепленные за скобы 10 дугообразных стоек, поворачивают стойки вместе с судном относительно неподвижных желобчатых направляющих на 90°, устанавливая их в положение II (фиг.2). После чего устанавливают на раме платформы механизм поперечного перемещения дугообразных стоек с судном и, закрепив трос 11 за серьгу 12 вертикального упора 13, с помощью винтовой пары перемещают дугообразные стойки с зафиксированным в них судном в поперечном направлении, совмещая центр тяжести судна с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось транспортного средства (положение III на фиг.2).

После этого отсоединяют трособлочную систему лебедки и в таком положении судно транспортируют к месту его разгрузки (фиг.5).

Транспортное средство для реализации заявляемого способа содержит платформу 2, оборудованную двумя поясами крепления, каждый из которых выполнен в виде дугообразных откидных стоек 3, шарнирно закрепленных на общем звене 4.

Общее звено и стойки имеют одинаковый профиль, например в виде неравнобокого уголка, большей полкой которого фиксируются в пазу между поперечными балками 14 и 15 платформы.

Общее звено и стойки снабжены роликами 7, взаимодействующими с неподвижной желобчатой направляющей 6, закрепляемой на платформе с помощью стяжных болтов 16. Желобчатая направляющая имеет радиальную кривизну, ее длина соответствует дуге окружности в 120°-130°.

В передней части платформы установлена стойка 17 с блоками 18 и 19 для троса 20 от лебедки 21, в средней части роликовые опоры 22, а в задней части - блок 23 и торцевой рсл 24.

Напротив дугообразных откидных стоек на поперечных балках платформы с одной из сторон установлены горизонтальные блоки 9.

Перед заключительной операцией погрузочных работ на платформе устанавливают механизм поперечного перемещения дугообразных стоек с судном, включающий вертикальный упор 13 с серьгой 12 и винтовую пару, стержень 25 которой имеет возможность перемещений относительно закрепленной на опоре 26 гайки 27. Стержень винтовой пары соединен с тросом 11 с помощью муфты, состоящей из полумуфт 28 и 29. В первой из них зафиксирована головка стержня винтовой пары с шайбой 30, а во второй, имеющей внутреннюю коническую полость, с помощью конической втулки 31 жестко зафиксирован трос. Обе полумуфты жестко скреплены болтами 32. Такая муфта обеспечивает возможность независимого вращения стержня винтовой пары относительно троса.

Вертикальный упор и винтовая пара жестко закреплены на общей съемной плите 33, устанавливаемой на поперечных балках платформы.

С внутренней стороны профилей общего звена и дугообразных стоек предусмотрены ограничительные упоры 34 для фиксации огибающих их тросов при повороте стоек с судном на 90° и их поперечном перемещении.

Для фиксации сведенных дугообразных стоек используют гибкие стяжки 35, а для поворота стоек с судном на 90° - инвентарный отрезок троса 36 с двумя различными по длине концами, которыми он крепится к скобам 10 дугообразных стоек переднего и заднего поясов крепления, а общим концом - к тросу 20, например с помощью самозаклинивающихся втулок (не показано).

Для кормовой части погружаемых на транспортное средство судов характерны, как правило, сменные профильные элементы 37, помещаемые под их днище, а также установка дополнительно фиксирующих их положение сверху элементов, например брусков 38.

При погрузке транспортное средство работает следующим образом.

Судно 1 цепляют тросом 20, перекинутым через блок 18, за скобу 8 и, используя торцевой рол 24 и роликовые опоры 22, заводят на платформу 2 транспортного средства, при этом дугообразные стойки 3 находятся в раскрытом положении. Не опуская судно окончательно на опорные поверхности общих звеньев 4, закрепляют на поперечных балках 14 платформы с помощью стяжных болтов 16 желобчатые направляющие 6, ориентируя их рабочую поверхность под ролики 7.

Опустив судно до полного опирания его днища на общие звенья 4 поясов крепления, сводят дугообразные стойки 3, устанавливая между ними и корпусом судна сменные профильные элементы 5 и 37, изготовленные, например, из древесины, литой резины или полимерных материалов, и скрепляют дугообразные стойки поверху гибкой стяжкой 35 (положение I на фиг.2).

Затем отцепляют трос 20 от скобы 8 и перекидывают его через блок 19. Цепляют к нему инвентарный отрезок троса 36 с двумя различными по длине концами, каждый из которых, огибая соответствующий горизонтальный блок 9, крепится за скобу 10 дугообразной стойки 3 соответствующего пояса крепления. Короткий конец - за скобу дугообразной стойки переднего пояса, длинный - за скобу стойки заднего пояса. Положение концов инвентарного отрезка троса 36 по контуру дугообразных стоек обеспечивается ограничительными упорами 34. Вращением барабана лебедки 21 поворачивают дугообразные стойки с судном относительно неподвижных желобчатых направляющих 6 на 90°, устанавливая их в положение II (фиг.2).

Закрепляют на раме платформы у каждого из поясов крепления механизм поперечного перемещения, устанавливая съемную плиту 33 на поперечных балках 14 и 15 платформы. Тросом 11, огибающим по контуру дугообразных стоек повернутое на 90° судно и закрепленным за серьгу 12 вертикального упора 13, путем вращения стержня 25 винтовой пары, перемещают стойки с судном в поперечном направлении.

При этом обеспечивается независимое вращение стержня 25 винтовой пары относительно жестко зафиксированного полумуфтой 29 троса.

Перемещение производят до совмещения центра тяжести судна с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось транспортного средства (положение III на фиг.2), т.е. до контакта концов дугообразных стоек с вертикальными упорами 13 обоих поясов крепления. При этом стойки с судном несколько приподнимаются по высоте по сравнению с их положением II (фиг.2) вследствие постоянного контакта роликов 7 с желобчатой направляющей 6, имеющей радиальную кривизну. После этого отсоединяют трособлочную систему лебедки и в таком положении судно транспортируют к месту его разгрузки.

Разгрузку судна производят в обратной последовательности, предварительно закрепив на скобах 10 концы инвентарного отрезка троса 36, соединенного с тросом 20 лебедки. Вращая стержень 25 винтовой пары, снимают натяжение троса 11, при этом дугообразные стойки 3 с судном отходят от вертикального упора 13 и занимают положение, определяемое свободным положением роликов 7 в желобчатой направляющей 6. Неизбежно присутствующий в данном случае опрокидывающий момент будет стремиться развернуть дугообразные стойки с судном в их первоначальное положение (I на фиг.2), при этом их верхняя часть будет стремиться отклониться от вертикального упора, а нижняя - упереться в него. Дав натяжение концам инвентарного отрезка троса 36 для удержания дугообразных стоек с судном в заданном положении, демонтируют механизм их поперечного перемещения. Затем, медленно отпускают трос 20. Ролики 7 дугообразных стоек 3 и общего звена 4, взаимодействуя с желобчатой направляющей 6, обеспечивают поворот дугообразных стоек с судном в положение I. В этом положении демонтируют желобчатые направляющие 6, сняв стяжные болты 16, и отсоединяют гибкие стяжки 35. Затем откидывают дугообразные стойки 3 и удаляют сменные профильные элементы 5 и 37. Тросом 20, перекинутым через блок 18, поднимают носовую часть судна. Опираясь днищем кормовой части на торцевой рол 24, судно начинает сползать с платформы.

Когда его центр тяжести переместится за торцевой рол, кормовая часть судна опустится на землю. Поддерживая навесу, носовую часть судна начинают медленно перемещать транспортное средство вперед, синхронно разматывая трос 20 лебедки до тех пор, пока судно полностью не окажется на земле.

Для более надежной разгрузки судов, характерных своей конфигурацией и габаритами, предусмотрен вариант, когда трос 20 перекидывают через блоки 19 и 23, цепляют за скобу 8 и, используя те же роликовые опоры 22 и торцевой рол 24, стаскивают судно с платформы.

Источники

1. SU 796012 A, B 60 P 3/10, 15.01.81.

2. SU 789294 A, B 60 P 3/00, 23.12.80.

3. SU 1728065 A1, B 60 P 3/10, 23.04.92.

1. Способ погрузки и перевозки крупногабаритных грузов, преимущественно маломерных судов, включающий заведение судна на платформу транспортного средства с помощью тросо-блочной системы, его крепление на платформе путем сведения дугообразных откидных стоек с последующим поворотом стоек с судном на 90° и перемещением их в поперечном направлении до совмещения центра тяжести судна с вертикальной плоскостью, проходящей через продольную ось транспортного средства, и транспортирование к месту разгрузки, отличающийся тем, что дугообразные стойки, шарнирно закрепленые на общем звене, с зафиксированным в них судном поворачивают относительно неподвижных направляющих, разъемно закрепляемых на поперечных балках платформы.

2. Транспортное средство для осуществления способа по п. 1, содержащее платформу, в передней части которой установлена стойка с блоками, в средней - роликовые опоры, а в концевой части - торцевой рол, отличающееся тем, что платформа оборудована двумя поясами крепления, каждый из которых выполнен в виде дугообразных откидных стоек, шарнирно закрепленных на общем звене, подвижно установленном в поперечном направлении относительно платформы, причем общее звено и дугообразные стойки снабжены роликами, взаимодействующими с неподвижной желобчатой направляющей радиальной кривизны, разъемно закрепляемой на раме платформы, при этом платформа снабжена механизмом поперечного перемещения стоек с зафиксированным в них судном.

3. Транспортное средство по п. 2, отличающееся тем, что механизм поперечного перемещения стоек с судном выполнен в виде вертикального упора и винтовой пары с тросом, жестко закрепленных на съемной плите, устанавливаемой на поперечных балках платформы, причем стержень винтовой пары соединен с тросом, огибающим дугообразные стойки и закрепленным на вертикальном упоре, с возможностью независимого вращения его относительно троса.