Учебно-тренировочный комплекс авиационный

Изобретение относится к средствам имитационной техники для профессиональной подготовки летного состава. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата учебно-тренировочный комплекс включает учебно-боевой самолет, авиационные тренажеры и интегральную систему объективного контроля и оценки подготовки летного состава. Тренажер содержит органы управления и системы индикации в кабинах курсанта и инструктора, силовую установку и системы ее запуска, контроля и диагностирования, датчики параметров полета, бортовой модуль интегрированной системы объективного контроля и интегрированный комплекс бортового оборудования. Интегральная система объективного контроля и оценки подготовки содержит автоматизированное рабочее место оператора, сетевое оборудование для его программного функционирования в локальной вычислительной сети совместно с системами объективного контроля тренажера и самолета, а также системы регистрации и учета наземной и летной подготовки планирования наземной и летной подготовки контроля, анализа и оценки уровня подготовки учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки летчиков. 1 з.п ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к средствам для профессиональной подготовки летного состава и предназначено для использования при обучении и тренировках летчиков по всему комплексу задач, связанных с пилотированием, навигацией и боевым применением летательного аппарата.

Известны технические решения для учебно-тренировочных комплексов (УТК) летного состава, представляющие в основном реализации их составных частей, а именно учебно-боевых самолетов (УБС) с бортовыми тренажерами (RU 2203200 С1, В 64 С 30/00, 27.04.2003), систем подготовки данных для анализа результатов пилотирования (RU 2179744 С1, G 08 G 5/00, 20.02.2002), авиационных тренажеров (GB 2260304 A, G 09 В 9/08, 14.04.1993).

Недостатки известных технических решений заключаются в ограниченных функциональных возможностях, не позволяющих осуществлять всестороннюю подготовку летчиков.

Известны также УТК с объединением отдельных компонентов, используемых в процессе обучения, с их взаимосвязью для решения задач широкого круга (US 5260874 A, G 09 В 9/10, 09.11.1993; US 6319008 B1, G 09 В 9/08, 20.11.2001).

Наиболее близким к предложенному является указанный выше авиационный УТК для летного состава, в который входят УБС, авиационные тренажеры специализированного и процедурного типа и связанная с самолетом и тренажерами интегральная система объективного контроля (СОК) и оценки подготовки (US 6319008 B1, G 09 В 9/08, 20.11.2001).

Недостаток указанного комплекса определяется неудовлетворительной подготовкой летчиков, обусловленной опять же неполным спектром решаемых в процессе обучения задач.

Технический результат, обеспечиваемый настоящим изобретением, проявляется в повышении эффективности подготовки летчиков, в том числе и для решения некоторых боевых задач.

Для достижения технического результата в авиационном УТК для летного состава, представляющем собой совокупность УБС, авиационных тренажеров модульной конструкции специализированного и процедурного типа и интегральной СОК и оценки подготовки, согласно изобретению, УБС содержит органы управления в кабине курсанта, органы управления в кабине инструктора, комплексную систему индикации в кабине курсанта, комплексную систему индикации в кабине инструктора, силовую установку и системы ее запуска, контроля и диагностирования, датчики параметров полета самолета, а также бортовой модуль интегрированной системы объективного контроля, входы которого подключены к выходам упомянутых органов управления, комплексных систем индикации, силовой установки и ее систем, и интегрированный комплекс бортового оборудования, включающий в себя бортовую цифровую вычислительную систему верхнего уровня, систему отображения информации, интегрированную систему навигации, посадки, связи и опознавания, комплексную систему управления, бортовые средства контроля и устройство выброса расходуемых средств и взаимосвязанный с упомянутыми органами управления, комплексными системами индикации, силовой установкой и ее системами, датчиками параметров полета самолета и бортовым модулем интегрированной системы объективного контроля.

Авиационный тренажер содержит модуль макета кабины летчика с блоком модулей имитаторов средств отображения информации на рабочем месте обучаемого и блоком модулей имитаторов органов управления на рабочем месте обучаемого, модуль рабочего места инструктора с блоком модулей средств отображения информации на рабочем месте инструктора и блоком модулей средств управления на рабочем месте инструктора, блок модулей отображения информации в закабинном пространстве, блок модулей, реализующих имитацию акселерационных ощущений, а также взаимосвязанные блок программных модулей системы объективного контроля, вход которого подключен к одному из выходов модуля рабочего места инструктора, а выходы - к первым входам модулей макета кабины летчика и рабочего места инструктора, и блок программных модулей имитации и управления, вход которого соединен с другим выходом модуля рабочего места инструктора, а выходы - со вторыми входами модулей макета кабины летчика и рабочего места инструктора и входами блока модулей отображения информации в закабинном пространстве и блока модулей, реализующих имитацию акселерационных ощущений.

Авиационная интегральная СОК и оценки подготовки содержит автоматизированное рабочее место оператора и связанное с ним сетевое оборудование, обеспечивающее программное функционирование автоматизированного рабочего места оператора в локальной вычислительной сети совместно с системами объективного контроля авиационного тренажера модульной конструкции и учебно-боевого самолета, а также систему регистрации и учета наземной и летной подготовки, систему планирования наземной и летной подготовки, систему контроля, анализа и оценки уровня подготовки и систему учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки, связанные с автоматизированным рабочим местом оператора.

Дополнительно технический результат достигается тем, что в УБС интегрированный комплекс бортового оборудования взаимосвязан с органами управления, комплексными системами индикации, силовой установкой и ее системами, датчиками параметров полета самолета и бортовым модулем интегрированной системы объективного контроля с возможностью обеспечения:

обучения взлету-посадке в условиях, приближенных к условиям их выполнения на основных самолетах, применяемых в авиационных частях;

обучения и совершенствования навыков пилотирования самолета и навигации днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;

выполнения полетов в сомкнутых боевых порядках днем в условиях визуальной видимости, на групповой пилотаж;

приобретения навыков действий на предельных режимах полета в процессе боевого маневрирования;

обучения действиям в особых случаях полета при отказах авиационной техники, ошибках летчика в пилотировании и навигации;

освоения систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, характерных для основных самолетов, применяемых в авиационных частях и перспективных;

обучения навыкам выполнения наступательных и оборонительных маневров и применения в полете средств бортового комплекса обороны, в том числе при полетах на малых высотах;

имитации работы бортовых обзорно-прицельных систем основных самолетов, применяемых в авиационных частях, подготовки и применения их вооружения;

имитации тактической обстановки с возможностью ее задания и изменения инструктором, в том числе:

имитации обстановки для отработки задач перехвата воздушных целей, применяющих радиопротиводействие в сочетании с различными видами маневра, а также задач поражения наземных целей,

имитации сигналов функционирования типовых средств ПВО противника и

имитации пуска и наведения ракет, бомбометания и стрельбы, имитации противодействия противника;

приобретения навыков прицельного применения оружия по наземным и воздушным целям в условиях информационного и огневого противодействия противника;

отработки навыков перехвата воздушных целей автономно и в системе наземного наведения по командам;

имитации управления средствами постановки активных и пассивных помех;

выдачи в СУО информации для имитации применения штатного оружия и выполнения оборонительного маневрирования;

имитации полета воздушных целей в диапазоне высот 0,05-32 км со скоростями от 0 до 4000 км/ч;

имитации ведения одиночного и группового воздушного боя;

боевого применения самолета при решении возложенных на него задач днем в ПМУ как одиночно, так и в составе группы;

управления системами и комплексами бортового оборудования и вооружения на всех этапах полета самолета;

максимального снижения загрузки экипажа путем автоматизации управления режимами работы систем с учетом реальной обстановки;

обработки и отображения информации, получаемой от датчиков и подсистем бортового оборудования;

обработки и отображения информации экипажу, необходимой для решения всех задач;

встроенного объективного контроля работы всех систем самолета и действий экипажа, а также учебно-боевых и тренажерных режимов функционирования;

применения неуправляемого оружия;

применения управляемого оружия;

определения местоположения самолета, вывода самолета в заданный район и возвращения его на аэродром посадки;

сбора самолетов в группу, безопасного вождения в боевых порядках;

применения смешанных вариантов вооружения.

На чертеже дана структурная схема предложенного учебно-тренировочного комплекса.

УБС 1 содержит органы 2 управления в кабине курсанта, органы 3 управления в кабине инструктора, комплексную систему 4 индикации в кабине курсанта, комплексную систему 5 индикации в кабине инструктора, силовую установку 6 и системы ее запуска, контроля и диагностирования, датчики 7 параметров полета самолета, а также бортовой модуль 8 интегрированной СОК, входы которого подключены к выходам упомянутых 2-7, и интегрированный комплекс 9 бортового оборудования. Последний включает в себя бортовую цифровую вычислительную систему верхнего уровня, систему отображения информации, интегрированную систему навигации, посадки, связи и опознавания, комплексную систему управления, бортовые средства контроля и устройство выброса расходуемых средств (на схеме не показаны) и взаимосвязан с упомянутыми органами 2-7 и бортовым модулем 8 интегрированной СОК.

Авиационный тренажер 10 содержит модуль 11 макета кабины летчика с блоком модулей 12 имитаторов средств отображения информации на рабочем месте обучаемого и блоком модулей 13 имитаторов органов управления на рабочем месте обучаемого, модуль 14 рабочего места инструктора с блоком модулей 15 средств отображения информации на рабочем месте инструктора и блоком модулей 16 средств управления на рабочем месте инструктора, блок модулей 17 отображения информации в закабинном пространстве, блок модулей 18, реализующих имитацию акселерационных ощущений, а также взаимосвязанные блок программных модулей 19 СОК и блок программных модулей 20 имитации и управления. Вход блока программных модулей 19 подключен к одному из выходов модуля 15 рабочего места инструктора, а выходы - к первым входам модулей 11 макета кабины летчика и 14 рабочего места инструктора. Вход блока программных модулей 20 имитации и управления соединен с другим выходом модуля 14 рабочего места инструктора, а выходы - со вторыми входами модулей 11 макета кабины летчика и 14 рабочего места инструктора и входами блока модулей 17 отображения информации в закабинном пространстве и блока модулей 18, реализующих имитацию акселерационных ощущений.

Авиационная интегральная система СОК и оценки подготовки 21 содержит автоматизированное рабочее место 22 оператора и связанное с ним сетевое оборудование 23 (систему сопряжения с модулем 24 сопряжения с бортовым модулем 8 интегрированной СОК УБ 1 и модулем 25 сопряжения с блоком программных модулей 19 СОК тренажера 10), обеспечивающее программное функционирование автоматизированного рабочего места 22 оператора в локальной вычислительной сети совместно с СОК авиационного тренажера 10 и УБС 1, а также систему 26 регистрации и учета наземной и летной подготовки, систему 27 планирования наземной и летной подготовки, систему 28 контроля, анализа и оценки уровня подготовки и систему 29 учета и анализа уровня технического состояния средств подготовки, связанные с автоматизированным рабочим местом 22 оператора.

Авиационный УТК с УБС 1 (легким многоцелевым самолетом с двойным управлением из передней и задней кабины) типа Як-130 предназначен для обучения летного состава решению следующих задач:

взлету и посадке в условиях, приближенных к условиям их выполнения на основных самолетах, применяемых в авиационных частях;

пилотированию самолета и воздушной навигации днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;

выполнению сложных видов маневров в условиях, приближенных к условиям их выполнения на основных самолетах, применяемых в авиационных частях, во всем эксплуатационном диапазоне их высот и скоростей полета;

выполнению полетов в сомкнутых боевых порядках днем в условиях визуальной видимости и на групповой пилотаж;

действиям на предельных режимах полета в процессе боевого маневрирования;

действиям в особых случаях полета при отказах авиационной техники, ошибках летчика в пилотировании и навигации;

выходу на углы атаки до 35 градусов, вводу и исправлению отклонений при выходе на срывные режимы полета, выводу из штопора;

освоению систем бортового оборудования и вооружения, отработку основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, характерным для основных самолетов, применяемых в авиационных частях и перспективных самолетов пятого поколения.

Легкий многоцелевой самолет с двойным управлением из передней и задней кабины УБС 1 обеспечивает выполнение атак наземных объектов с горизонтального полета, с кабрирования и пикирования с углами до 45°, а также выполнения атак наземных объектов с пикирования с углами до 70° и со сложных видов маневров.

Взлетно-посадочные характеристики самолета с нормальной и посадочной массой обеспечивают его эксплуатацию с бетонированной ВПП III класса и грунтовых аэродромов.

Летный экипаж легкого многоцелевого УБС 1 с двойным управлением состоит из двух человек, при этом обеспечена возможность выполнения полета одним членом экипажа.

Для обеспечения максимальной адаптации летного состава к основным самолетам, применяемым в авиационных частях конкретного типа, УБС 1 обладает конструктивным подобием кабин кабинам упомянутых самолетов.

Кроме того, УБС 1 обеспечивает безопасное выполнение фигур простого, сложного и высшего пилотажа, а также оборудован системой управления, в которой предусмотрена возможность включения в нее активной системы обеспечения безопасности полетов, и обеспечивается репрограммируемость для получения характеристик устойчивости и управляемости, близких к характеристикам самолетов типа Су-27 и МиГ-29.

УБС 1 оборудован приборами, системой индикации, пультами управления, формирующими информационно-управляющее поле кабины, идентичное или максимально приближенное к основным самолетам, применяемым в авиационных частях и перспективным самолетам пятого поколения, а также оборудованием, позволяющим имитировать режим работы бортовых обзорно-прицельных систем, режимы подготовки и применения вооружения, входящих в комплексы вооружения упомянутых самолетов.

Оборудование кабины инструктора обеспечивает выполнение полета от взлета до посадки, контроль и дублирующее приоритетное управление взлетно-посадочными устройствами, основными системами, агрегатами самолета и двигателя. Кроме того, оно обеспечивает полный и непрерывный контроль показаний приборов и индикаторов кабины обучаемого, а также контроль действий обучаемого с органами управления самолетом и визуальное наблюдение обучаемого из кабины инструктора.

Передняя кабина УБС 1 оборудована системой изменения видимости (СИВ) (типа “шторка”) с управлением из кабины инструктора для обучения полетам по приборам и полетам при установленном минимуме погоды.

В кабинах УБС 1 установлены катапультируемые кресла, оборудованные устройствами, обеспечивающими длительное пребывание летчиков в рабочей позе без заметного утомления. Кроме того, кабины УБС 1 оборудованы системой кондиционирования, которая работает от автономного бортового источника воздуха, позволяя создавать приемлемую температуру в кабинах перед посадкой экипажа без запуска основных двигателей или использования внешнего источника воздуха. Система кондиционирования автоматически обеспечивает поддержание в кабинах заданной летчиками температуры на всех этапах полета, в том числе и на рулении.

Обзор из кабины инструктора обеспечивает видимость ВПП на всех этапах взлета, предпосадочного планирования, при вводе и исправлении отклонений в расчете на посадку и на посадке. При наличии осадков условия видимости из задней кабины не хуже условий видимости из передней.

На УБС 1 обеспечено открытие фонаря кабины на земле без использования электрических или пневмогидравлических систем, а также доступ в кабину курсанта и инструктора по встроенным устройствам.

Нормальная боевая нагрузка самолета включает:

два управляемых средства поражения класса “воздух-поверхность” малой дальности;

две управляемые ракеты класса “воздух-воздух” малой дальности;

съемную пушечную установку с боезапасом не менее 100 патронов;

устройство выброса расходуемых средств РЭП.

Самолет с нормальной взлетной массой в условиях МСА обладает:

максимальной скоростью полета у земли и на высоте - не менее 900 км/ч;

практическим потолком не менее 10000 м;

тактическим радиусом действий на высоте 200 м - не менее 260 км;

располагаемой перегрузкой на Н 200 м и Vпp 400 км/ч - не менее 3,5 ед.;

максимальной эксплуатационной перегрузкой без подвесок - +8...-3 ед.;

скоростью отрыва при взлете - 190-200 км/ч (без подвесок);

посадочной скоростью - 180-190 км/ч (без подвесок);

длиной разбега и пробега для базирования на аэродроме III класса.

УБС оборудован силовой установкой, включающей два турбореактивных двухконтурных двигателя (ТРДД) и вспомогательный ГТД.

В условиях Н=0, М=0, σвх=1, МСА ТРДД обладает.

Максимальный режим:

тягой не менее - 2500 кгс,

удельным расходом топлива не более - 0,64 кг/кгс·ч.

Учебный режим:

тягой не менее - 2200 кгс.

Малый газ:

тягой не более - 120 кгс.

Силовая установка 6 имеет автономную систему запуска, позволяющую осуществлять надежный запуск двигателей на земле и в воздухе до высоты не менее 6 км, обеспечивает встречный запуск и запуск с режима авторотации, а также запуск от наземного источника. Система запуска двигателей обеспечивает минимум действий летчика при их запуске на земле и в воздухе.

Конструкция воздухозаборника силовой установки 6 обеспечивает предотвращение попадания во входной канал самолета при опробовании двигателя на земле, при рулении, взлете и посадке посторонних предметов размерами более 5×5×5 мм.

Бортовая электронная система контроля и диагностирования силовой установки 6 обеспечивает контроль работоспособности каждого двигателя, а также прогнозирование их технического состояния в соответствии с принятой системой регистрации и отображения информации на самолете.

УБС 1 оборудован 9 узлами крепления внешних подвесных объектов.

УБС 1 оборудован системой управления оружием, которая обеспечивает:

подготовку и пуск (сброс) выбранного оружия;

передачу информации о наличии, типе и готовности к применению АСП, размещаемых на точках подвески;

формирование необходимых блокировок для обеспечения безопасности при эксплуатации и боевом применении АСП;

подачу электропитания от бортовых источников на АСП;

преобразование и передачу из БЦВМ верхнего уровня сигналов целеуказания в АСП.

УБС 1 оборудован комплексом бортового оборудования (КБО), который обеспечивает:

обучение взлету-посадке в условиях, приближенных к условиям их выполнения на основных самолетах, применяемых в авиационных частях;

обучение и совершенствование навыков пилотирования самолета и навигации днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;

выполнение полетов в сомкнутых боевых порядках днем в условиях визуальной видимости, на групповой пилотаж;

приобретение навыков действий на предельных режимах полета в процессе боевого маневрирования;

обучение действиям в особых случаях полета при отказах авиационной техники, ошибках летчика в пилотировании и навигации;

освоение систем вооружения и отработку основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, характерных для основных самолетов, применяемых в авиационных частях и перспективных;

обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных маневров и применения в полете средств бортового комплекса обороны, в том числе при полетах на малых высотах;

имитацию работы бортовых обзорно-прицельных систем основных самолетов, применяемых в авиационных частях, подготовки и применения их вооружения;

имитацию тактической обстановки с возможностью ее задания и изменения инструктором, в том числе:

имитацию обстановки для отработки задач перехвата воздушных целей, применяющих радиопротиводействие в сочетании с различными видами маневра, а также задач поражения наземных целей;

имитацию сигналов функционирования типовых средств ПВО противника;

имитацию пуска и наведения ракет, бомбометания и стрельбы;

имитацию противодействия противника;

приобретения навыков прицельного применения оружия по наземным и воздушным целям в условиях информационного и огневого противодействия противника;

отработку навыков перехвата воздушных целей автономно и в системе наземного наведения по командам;

имитацию управления средствами постановки активных и пассивных помех;

выдачу в СУО информации для имитации применения штатного оружия и выполнения оборонительного маневрирования;

имитацию полета воздушных целей в диапазоне высот 0,05...32 км со скоростями от 0 до 4000 км/ч;

имитацию ведения одиночного и группового воздушного боя;

боевое применение самолета при решении возложенных на него задач днем в ПМУ как одиночно, так и в составе группы;

управление системами и комплексами бортового оборудования и вооружения на всех этапах полета самолета;

максимальное снижение загрузки экипажа путем автоматизации управления режимами работы систем с учетом реальной обстановки;

обработку и отображение информации, получаемой от датчиков и подсистем бортового оборудования;

обработку и отображение информации экипажу, необходимой для решения всех задач;

встроенного объективного контроля работы всех систем самолета и действий экипажа, а также учебно-боевых и тренажерных режимов функционирования;

применение неуправляемого оружия;

применение управляемого оружия;

определение местоположения самолета, вывод самолета в заданный район и возвращение его на аэродром посадки;

сбора самолетов в группу, безопасное вождение в боевых порядках;

применение смешанных вариантов вооружения.

Системы бортового оборудования УБС 1 функционально и алгоритмически увязаны между собой и представляют единый комплекс.

Основными компонентами КБО являются:

бортовая цифровая вычислительная система верхнего уровня;

система отображения информации;

интегрированная система навигации, посадки, связи и опознавания;

комплексная система управления;

бортовые средства контроля;

устройство выброса расходуемых средств.

Бортовая цифровая вычислительная система верхнего уровня обеспечивает решение следующих задач:

автоматический ввод и хранение боевого задания;

сбор информации от подсистем и органов управления;

реализация режимов коррекции навигационных определений от вновь устанавливаемых датчиков и алгоритмов комплексной обработки информации;

решение баллистических уравнений для неуправляемого оружия;

реализация алгоритмов применения вновь устанавливаемого оружия;

комплексная обработка информации, поступающей от датчиков;

постоянный контроль состояния бортовых систем, реконфигурация комплекса при отказах оборудования;

автоматизированное управление МФИ и формирование для него отдельных информационных кадров;

информационный обмен с системами управления средств поражения, находящихся на подвеске;

реализация имитационных режимов работы КБО.

В состав бортовой цифровой вычислительной системы верхнего уровня входят:

универсальные БЦВМ;

устройства ввода информации;

магистральные каналы информационного обмена (МКИО).

Интерфейсные блоки и каналы информационного обмена обеспечивают:

обмен информацией по 2-3 резервированным мультиплексным каналам по ГОСТ 26765.52-87;

последовательный обмен информацией по ГОСТ 18977-79 и РТМ 1495-75;

обмен информацией по магистральному параллельному интерфейсу по ГОСТ 26765.51-86;

прием и выдачу разовых команд по ГОСТ 18977-79;

прием и выдачу аналоговой информации.

Система отображения информации (СОИ) обеспечивает:

отображение карты местности;

отображение пилотажно-прицельных форматов индикации в интересах применения управляемых и неуправляемых средств поражения по воздушным и наземным целям;

отображение навигационно-тактических форматов индикации;

индикацию состояния самолетных систем и подвесок;

индикацию необходимой информации при имитационных режимах работы КБО;

индикацию пилотажных и навигационных параметров полета в резервных режимах.

В состав системы отображения информации входят:

индикатор на лобовом стекле;

многофункциональные цветные индикаторы (МФИ);

многофункциональные пульты управления.

Многофункциональный индикатор системы отображения информации обеспечивает возможность выбора летчиком разных режимов индикации с помощью кнопок, расположенных на обрамлении МФИ.

Комплексная система управления обеспечивает:

управление стабилизатором, элеронами и рулем направления от ручки управления и педалей;

управление носками крыла, закрылками и тормозным щитком;

требуемые характеристики устойчивости и управляемости самолета во всей эксплуатационной области высот и скоростей, углов атаки и перегрузок;

автоматическое ограничение предельных параметров режимов полета;

измерение воздушных параметров и формирование сигналов текущих и предельных значений высотно-скоростных параметров;

автоматическое и директорное управление самолетом;

репрограммирование характеристик устойчивости и управляемости самолета.

Бортовые средства контроля включают:

встроенные средства контроля систем;

бортовую информационно-измерительную систему (ИИС) контроля и диагностики;

систему подготовки данных для анализа результатов пилотирования;

бортовое устройство регистрации;

телевизионную систему объективного контроля.

Бортовые средства контроля обеспечивают:

контроль систем бортового оборудования с момента подачи электропитания;

выполнение оперативных видов подготовок;

прием и регистрацию полетной параметрической информации, содержащей сведения о работе бортовых систем и оборудования;

прием и регистрацию речевой (звуковой) информации, содержащей сведения о переговорах экипажа между собой и наземными службами;

бортовую обработку поступающей информации для контроля соблюдения экипажем летно-эксплуатационных ограничений с регистрацией результатов бортовыми накопителями и выдачи на МФИ при послеполетном (межполетном) анализе и обслуживании;

сохранение информации, регистрируемой защищенным накопителем;

оценку в наземных условиях работоспособности систем и оборудования для контроля и прогнозирования эксплуатационного состояния;

оценку действий экипажа при выполнении полета;

регистрацию информации, индицируемой на коллиматорном авиационном индикаторе;

регистрацию внекабинного пространства при работе по визуально видимой цели;

регистрацию положения органов управления и показаний приборов, расположенных в кабине обучаемого.

Для формирования до полета знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых летному составу для освоения и надежной эксплуатации УБС 1 во всем диапазоне его летне-технических характеристик, в состав учебно-тренировочного комплекса включены авиационные тренажеры модульной конструкции.

Структура авиационных тренажеров 10 основана на современной и перспективной вычислительной и аудиовизуальной технике с соответствующим программным обеспечением. Конструктивно тренажеры 10 и программное обеспечение исполнены по модульному типу.

Тренажер 10 процедурного типа предназначен для ознакомления летного состава с интерьером кабины самолета, формирования концептуальной модели деятельности и привития первоначальных умений и навыков по управлению силовой установкой, системами самолета и использованию комплекса бортового оборудования в ходе подготовки к полету и выполнения полетного задания в соответствии с содержанием упражнений соответствующего курса подготовки.

Тренажер 10 процедурного типа включает следующие компоненты:

рабочее место обучаемого в виде макета кабины самолета с имитаторами органов управления и индикации, формирующими информационно-управляющее поле кабины самолета;

упрощенная система имитации закабинной визуальной обстановки (СИВО);

система имитации акустической информации;

вычислительная система тренажера с пакетом программно-математического обеспечения;

рабочее место инструктора;

система объективного контроля;

общетренажерное оборудование.

Тренажер 10 процедурного типа обеспечивает решение следующих задач:

ознакомление с интерьером рабочего места летчика, расположением в кабине органов управления, средств индикации и сигнализации, используемых для управления силовой установкой, самолетными системами и комплексом бортового оборудования и вооружения;

формирование навыков работы с органами управления и индикации на рабочих местах экипажа (информационно-управляющим полем) при подготовке к полету, различных режимах полета, работы силовой установки, бортового оборудования и систем самолета (чтение показаний средств отображения информации и отработка управляющих действий по управлению самолетом, его системами и оборудованием);

ознакомление с различными режимами и этапами полета, в том числе в нештатных ситуациях, режимами работы бортового оборудования и систем самолета (взаимосвязь значений соответствующих параметров и их допустимые значения) и формирование навыков распознавания полетных ситуаций;

привитие процедурных навыков работы с системами и оборудованием самолета на основных режимах его пилотирования, включая действия в особых случаях в полете;

отработка последовательности действий при выполнении конкретных упражнений (содержание и последовательность элементов упражнений, характер и последовательность управляющих действий при выполнении упражнения, основные контролируемые параметры на каждом этапе упражнения и их оптимальные и допустимые значения).

В управлении учебным процессом тренажер обеспечивает:

задание и изменение начальных условий упражнения;

контроль и оперативное управление действиями обучаемых;

автоматизированный контроль, регистрацию и оценку действий;

базу данных на каждого, тренируемого на тренажере.

Тренажер 10 процедурного типа обеспечивает моделирование следующих бортовых систем и оборудования самолета в штатном и аварийном режимах:

работу силовой установки и общесамолетного оборудования;

систем управления;

пилотажно-навигационного комплекса;

средств связи;

комплекса бортового оборудования;

систем и оборудования, предназначенных для решения боевых задач.

Вычислительная система тренажера 10 обеспечивает моделирование функционирования систем и оборудования самолета. Алгоритмы и логику работы систем, характерные погрешности их работы с учетом имитируемых режимов работы, условий полета и внешних факторов обеспечивают математические модели.

В макете 11 кабины на тренажере 10 размещены соответствующие имитаторы органов управления и индикации, обеспечивающие взаимодействие летчика с системами и оборудованием имитируемого самолета. Кроме того, на рабочем месте размещены подключенные через стандартные разъемы штатные гарнитуры для воспроизведения работы имитаторов радиосвязного оборудования, переговорного устройства, речевого информатора, звуковой сигнализации.

Тренажер 10 включает рабочее место обучаемого, которое представляет собой упрощенный макет кабины самолета.

Состав, внешний вид, геометрические размеры и размещение имитаторов органов управления и индикации в макете кабины ЛА соответствуют информационно-управляющему полю УБС 1.

Имитация средств индикации (как стрелочных приборов, так и индикаторов) осуществляется методом компьютерного синтеза соответствующих приборных панелей на мониторах.

Имитация приборной доски и панелей осуществляется с помощью трафаретных масок с имитаторами органов управления (тумблеры, кнопки и т.д.). Трафаретные маски по форме и габаритам соответствуют приборной доске и панелям кабины УБС.

Геометрические размеры и размещение имитаторов приборов, органов управления, отдельных панелей в основном соответствуют реальному оборудованию. Возможные искажения геометрических характеристик, вызванное выбранным способом их имитации, не вносят ложных навыков работы с информационно-управляющим полем кабины. Не задействованные органы управления и индикации заменены макетами.

Имитатор поста управления (РУС, педали и РУД) по своим размерам и размещению повторяют реальные органы управления самолетом. Имитация нагрузок на РУС и педалях осуществляется с помощью пружинных загружателей с возможностью предварительного регулирования усилий. Для обеспечения имитации триммерного эффекта загружатель РУС управляемый. Имитатор РУД имеет фрикционную систему нагружения, по усилию соответствующую реальной.

Используемое в тренажере кресло по форме, высоте и наклону соответствует реальному креслу УБС 1.

СИВО тренажера 10 процедурного типа обеспечивает формирование стилизованного изображения закабинной визуальной обстановки в соответствии с решаемыми задачами подготовки и имитируемым режимом полета, временем суток в следующем объеме:

пространство в районе аэродрома с видимостью ВПП, РД, светотехнического оборудования, зданий, ландшафта прилегающей местности;

картографированное изображение ландшафта подстилающей поверхности вне района аэродрома с видимостью рельефа местности, участков леса, рек, водоемов, полей, населенных пунктов, а также типовых наземных целей;

облачность, туман, дымка;

взаимодействующий в паре самолет, а также воздушные цели и АСП.

СИВО является одноканальной и обеспечивает поле зрения не менее 60×40° и частоту смены кадров не ниже 50 Гц.

В качестве воспроизводящего устройства СИВО может быть использован телевизионный проектор.

База данных СИВО обеспечивает имитацию полета в районе не менее 150×150 км с возможностью привязки к реальному географическому району с использованием цифровой карты местности.

Система имитации акустической информации обеспечивает воспроизведение аэродинамических шумов, шумов от работы двигателя и систем самолета в соответствии с имитируемым режимом полета.

Воспроизведение акустической информации на тренажере процедурного типа осуществляется с помощью стандартных мультимедийных средств, включающих звуковую карту, соответствующее программное обеспечение и акустические колонки.

Вычислительная система тренажера 10 процедурного типа с пакетом ПМО обеспечивает общее функционирование тренажера, моделирование динамики полета, имитацию работы двигателя, бортовых систем и оборудования самолета, комплекса бортового оборудования (КБО), комплекса авиационного вооружения (КАВ), аэронавигационную и тактическую обстановку, внешние факторы полета. Кроме того, ПМО тренажера обеспечивает управление и контроль процесса подготовки.

Архитектура вычислительной системы и ПМО тренажера 10 предусматривает возможность его сопряжения с другим тренажером для обеспечения совместной подготовки двух летчиков полетам в паре на едином аэронавигационном и тактическом фоне. Сопряжение осуществляется через стандартное сетевое оборудование вычислительной системы (ВС).

Для обеспечения подготовки курсантов полетам в паре в качестве ведомого в ВС тренажера 10 моделируется движение ведущего самолета по траектории, заданной с рабочего места 14 инструктора.

При сопряжении с другим тренажером в качестве ведущего (ведомого) выступает самолет, имитируемый на другом тренажере.

Тактическая обстановка моделируется в объеме, обеспечивающем освоение на тренажере 10 соответствующих задач.

Рабочее мес