Устройство для проведения топографической съёмки местности

Иллюстрации

Устройство для проведения топографической съёмки местности (патент 2251074)
Устройство для проведения топографической съёмки местности (патент 2251074)
Устройство для проведения топографической съёмки местности (патент 2251074)
Показать все

Изобретение относится к области геодезии, а именно к устройствам для проведения геодезической съемки местности с использованием электронных тахеометров, и может быть использовано в труднодоступных частях проездов и автомагистралей с интенсивным движением. Заявленное устройство содержит установленную на крыше автомобиля платформу. Над платформой автомобиля установлен, с возможностью подъемно-опускного перемещения, сетчатый пол для оператора. В отверстия пола свободно устанавливается штатив геодезического прибора. Устройство также содержит четыре вертикальные штанги, жесткую раму, четыре выдвижные лапы и пульт управления гидростанции. Технический результат: повышение функциональных возможностей устройства. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к геодезии, а именно - к устройствам для проведения топографической съемки местности с использованием электронных тахеометров, и может быть использовано в труднодоступных частях проездов и автомагистралей с интенсивным движением.

Известен прибор для выполнения топографических съемок, состоящий из зрительной трубы и счетного механизма, который расположен на штативе [1].

При работе с прибором оператор встает на точку съемочного обоснования, определяет дирекционный угол на твердый пункт, затем выполняет съемку пикетов, причем каждый пикет характеризуется следующими данными: номер пикета, код, измеряемые величины: X. Y. Н.

Затем оператор с прибором переходит на последующие точки съемочного обоснования (теодолитного хода) и набирает необходимые пикеты для съемки местности. На конечной точке хода оператор вновь определяет дирекционный угол на твердое направление для контроля. Однако эта работа возможна в обычных условиях, где нет интенсивного движения, труднодоступных участков местности, скрытых за заборами.

В местах с интенсивным движением транспорта приходится выбирать такие позиции, чтобы не мешать движению, т.е. принимать меры безопасности (договариваться с ДПС и т.д.), обеспечивать максимально возможную видимость, т.е. сокращать количество точек стояния прибора, что ведет к увеличению затрат времени на производство работ.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для проведения топографической съемки местности, содержащее установленную на крыше автомобиля платформу, на которой закреплено основание для измерительного прибора и вешки с отражателями для расстановки на точках исследуемой местности [2].

Данное устройство обеспечивает безопасность работы оператора при съемке в городских условиях труднодоступных территорий (шоссе с интенсивным движением и т.п.), однако в городских условиях при отсутствии видимости, когда оператору необходимо подняться с прибором на платформу автомобиля, она будет при перемещении оператора колебаться и не обеспечит горизонтальность платформы и прибора при проведении съемок.

Основная задача изобретения: при проведении топографической съемки в городских условиях (на труднодоступных участках, скрытых за заборами): обеспечить подъем прибора с оператором при условии горизонтирования площадки и возможности перемещения оператора по площадке с исключением передачи колебаний от площадки к прибору.

Поставленная задача достигается тем, что в известном устройстве для проведения топографической съемки местности, содержащем установленную на крыше автомобиля платформу, на которой закреплено основание для измерительного прибора и вешки с отражателями для расстановки на точках исследуемой местности, новым является то, что оно снабжено установленным над платформой с возможностью подъемно-опускного перемещения относительно последней полом для оператора измерительного прибора, при этом в полу выполнены отверстия для свободного размещения основания измерительного прибора. Кроме того, пол может быть выполнен сетчатым, а также устройство может быть снабжено двумя парами выдвижных опор, установленных у передней и задней осей автомобиля.

Установка пола над платформой (которые размещены автономно) обеспечивает следующее: предотвращает колебание измерительного прибора при перемещении оператора, выполнение пола сетчатым или решетчатым обеспечивает свободное размещение основания штатива на платформе, а выдвижные опоры создают автомобилю жесткость и устойчивость.

Изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг.1 показано размещение автомобиля на шоссе с интенсивным движением при топографической съемке местности;

на фиг.2 показан поперечный разрез автомобиля с площадкой;

на фиг.3 дан вид автомобиля в аксонометрии.

Устройство для проведения топографической съемки местности состоит: из установленной на крыше 1 автомобиля 2 платформы 3, на которой закреплено основание 4 для измерительного прибора 5.

Над платформой 3 с зазором 6 смонтирован пол 7, пол закреплен к платформе 3 по периметру таким образом, что подъемно-опускные перемещения от него не передаются на платформу 3. На платформе 3 выполнены основания 4 для размещения штатива 8 измерительного прибора 5. Пол 7 выполнен в данном случае сетчатым, для того чтобы штатив 8 свободно размещался в отверстия 9 сетки на платформе 3. Платформа 3 установлена на вертикальных штангах 10 в количестве четырех штук, соединенных с гидроцилиндрами 11, которые крепятся в свою очередь к жесткой раме 12 автомобиля 2. Рама установлена на передней 13 и задней 14 осях автомобиля 2.

На раме 12 автомобиля 2 у передней и задней осей 13, 14 закреплены выдвижные лапы 15 в количестве четырех штук, которые кинематически соединены с гидроцилиндрами 11. В автомобиле установлен круглый уровень 16, который дает возможность контролирования горизонтальности платформы 3. По краю платформы 3 крепятся поручни 17 для обеспечения безопасности оператора при проведении работ. В кабине автомобиля 2 установлен пульт управления 18 гидростанции 19, который связан с гидроцилиндрами 11.

Устройство для проведения топографической съемки местности работает следующим образом:

Автомобиль 2 со снаряжением выезжает на исследуемую местность (шоссе с интенсивным движением, труднодоступные участки местности, скрытые за забором, и т.д.). Производится рекогносцировка местности на наличие пунктов планово-высотного обоснования, затем автомобиль 2 устанавливают на точку 20 съемочного обоснования прокладываемого теодолитного хода 21 для передачи координат и высот от известных пунктов планово-высотного обоснования на точку 20 хода, вертикальная проекция которой расположена на платформе 3.

Автомобиль 2 геодезический устанавливают таким образом над точкой 20, чтобы иметь максимальную видимость на пикетные точки 22, на которые в свою очередь устанавливают вешки 23 с отражателями 24.

Используя гидравлические подъемники 11, при помощи пульта управления 18 автомобиль 2 предварительно фиксируют и придают устойчивость при помощи выдвижных лап 15. Затем, используя подъемники, при помощи пульта управления 18 и встроенного круглого уровня 16 платформа 3 автомобиля 2 поднимается на необходимую высоту и горизонтируется, причем каждый подъемный гидроцилиндр 11 работает независимо, перемещая опоры, имеющие направления: переднее - поперечное, заднее - продольное.

После горизонтирования платформы 3 оператор с прибором 5 по лестнице поднимается на пол 7 платформы 3 и устанавливает штатив 8 прибора 5 через отверстие 9 в сетчатом полу 7 на основание 4 платформы 3. На штатив 8 устанавливают трегер с вставленным в него отражателем.

Затем с точки 20 съемочного обоснования, расположенной под прибором, оператор определяет координаты: Х Y и отметку Н. После определения координат и высоты точки 20, вертикальная проекция которой расположена на платформе 3 (под прибором), в трегер вместо отражателя устанавливают электронный тахеометр, который окончательно нивелируют при необходимости и ориентируют по известному дирекционному углу на заднюю точку. На точке 20 съемочного обоснования ведут съемку пикетов 22, на которых расположены вешки 23 с отражателями 24. Для проведения топографической съемки местности используются встроенные геодезические программы, включающие получение, регистрацию данных о номере пикета 22, его коде и условии соединения с другими пикетами, если это необходимо. При выполнении топографической съемки местности оператор свободно перемещается по сетчатому полу 7, причем колебания от пола 7 к прибору 5 не передаются. С целью безопасности проведения работ при топографической съемке местности предусмотрены складывающиеся поручни 17, которые размещены по периметру платформы 3. После завершения работ оператор проводит контроль постоянства положения прибора 5 в начале и в конце работ.

Технико-экономический эффект состоит в том, что представленная технология производства топографических съемок любых труднодоступных территорий реально обеспечивает решение важных задач по автоматизации полевых измерений и их математической обработке для выполнения топографической съемки местности и позволяет:

- повысить уровень безопасности при проведении работ;

- сократить время проведения работ;

- увеличить производительность труда.

Источники информации

1. Геодезические сети специального назначения. Стр.49-66. Москва. "Картгеоцентр"-"Геодезиздат", 1999.

2. Патент США № 5421096, опубликованный 06.06.95 г., НКИ 33/290; МКИ G 01 C 15/00.

1. Устройство для проведения топографической съемки местности, содержащее установленную на крыше автомобиля платформу, на которой закреплено основание для измерительного прибора и вешки с отражателями для расстановки на точках исследуемой местности, отличающееся тем, что оно снабжено установленным над платформой с возможностью подъемно-опускного перемещения относительно последней полом для оператора измерительного прибора, в котором выполнены отверстия для свободного размещения основания измерительного прибора, четырьмя вертикальными штангами, соединенными с гидроцилиндрами, жесткой рамой, к которой крепятся гидроцилиндры, установленной на передней и задней осях автомобиля, четырьмя выдвижными лапами, кинематически соединенными с гидроцилиндрами и пультом управления гидростанции, связанным с гидроцилиндрами.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пол выполнен сетчатым.