Статор электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, касается конструкции статора электрической машины с составным корпусом и направлено на снижение материалоемкости и упрощение конструкции машины. Сущность изобретения состоит в следующем. Статор электрической машины содержит шихтованный сердечник (1), размещенный внутри цилиндрического корпуса (2). С торцов сердечник с помощью нажимных пальцев (3) контактирует с нажимными элементами (4), охватывающими лобовые части обмотки (5), уложенной в пазы сердечника (1). С торцов статор закрыт торцевыми щитами (7). Каждый нажимной элемент 4 с одной стороны скреплен с корпусом (2) статора, с другой стороны - с торцевым щитом (7). Технический результат - снижение материалоемкости и упрощение конструкции статора и электрической машины в целом путем обеспечения надежного крепления элементов статора без использования нажимных колец и стяжных ребер. 1 ил.

Реферат

Предлагаемое техническое решение относится к области электромашиностроения и касается конструкции статора электрической машины с составным корпусом.

Известна конструкция статора электрической машины, в частности турбогенератора, на собранные с помощью стяжных ребер пакеты сердечника которого опираются нажимные элементы - нажимные пальцы и нажимные кольца (см. И.П.Копылов. Электрические машины. М., Энергоатомиздат, 1986, с.235). Недостатком конструкции является наличие массивных нажимных элементов и стяжных ребер, выполняемых, как правило, из немагнитного материала, которые утяжеляют конструкцию и увеличивают ее себестоимость.

За прототип принята конструкция статора электрической машины, в частности турбогенератора, сердечник которого размещен в средней части корпуса (см. Справочник по электрическим машинам под ред. И.П.Копылова и Б.К.Клокова, М., Энергоатомиздат, т.1, 1988, стр. 143, 144, рис. 8.2). С торцов сердечник снабжен нажимными элементами (кольцами и нажимными пальцами). Нажимные кольца охватывают лобовые части обмотки статора. Стягивающие усилия в сердечнике обеспечиваются стяжными ребрами с резьбовыми хвостовыми частями. К торцам средней части корпуса присоединены концевые части корпуса с торцевыми щитами. Наличие нажимных колец в совокупности со стяжными ребрами и с концевыми частями корпуса ведет к усложнению конструкции и увеличению ее материалоемкости и себестоимости, что является недостатком известного решения.

Задачей заявляемого решения является снижение материалоемкости и упрощение конструкции машины.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном статоре электрической машины, содержащем сердечник с обмоткой и нажимными элементами, охватывающими лобовые части обмотки, торцевые щиты и корпус, внутри которого размещен сердечник, нажимные элементы со стороны, обращенной к сердечнику, скреплены с корпусом, а со стороны, обращенной к торцевым щитам, - с упомянутыми щитами.

Новизна заявляемого решения заключается в скреплении нажимных элементов с одной стороны с корпусом, с другой стороны - с торцевыми щитами, в совокупности с известным размещением лобовых частей обмотки под кольцевыми частями нажимных элементов. Таким образом, нажимным элементам придается дополнительная функция, а именно функция концевых частей корпуса, а средней части корпуса - функция стяжных ребер. Конструкция упрощается и становится менее материалоемкой.

Изобретение поясняется чертежом, где представлен продольный разрез статора электрической машины.

Статор электрической машины содержит шихтованный сердечник 1, размещенный внутри цилиндрического корпуса 2. С торцов сердечник с помощью нажимных пальцев 3 контактирует с нажимными элементами 4, охватывающими лобовые части обмотки 5, уложенной в пазы сердечника 1. Для повышения жесткости нажимные элементы 4 снабжены ребрами 6. С торцов статор закрыт торцевыми щитами 7. Каждый нажимной элемент 4 с одной стороны скреплен с корпусом 2 статора, с другой стороны - с торцевым щитом 7.

Крутящий момент от распирающих усилий опрессованного сердечника 1 воспринимается нажимными элементами 4, которые, вместе с тем, выполняют дополнительную функцию, а именно отделяют внутреннее пространство машины от внешнего. В осевом направлении указанное усилие воспринимается корпусом 1, благодаря взаимодействию которого с нажимными элементами 4 отпадает надобность в наличии стяжных ребер.

Технико-экономическая эффективность заявляемого решения состоит в снижении материалоемкости и упрощении конструкции статора, что позволяет уменьшить себестоимость электрической машины в целом.

Статор электрической машины, содержащий сердечник с обмоткой и нажимными элементами, охватывающими лобовые части обмотки, торцевые щиты и корпус, внутри которого размещен сердечник, отличающийся тем, что нажимные элементы со стороны, обращенной к сердечнику, скреплены с корпусом, а со стороны, обращенной к торцевым щитам, с упомянутыми щитами.