Медицинская транспортная шина

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицинской технике, в частности, к устройствам для остановки наружного кровотечения и иммобилизации конечностей. Технический результат выражается в расширении функциональных возможностей за счет обеспечения одновременной надежной иммобилизации и остановки кровотечения из раны и ее закрытии. Медицинская транспортная шина содержит фиксирующий элемент, выполненный пористой гигроскопической ленты с пропущенными внутри продольными спицами, при этом шина снабжена сближающим устройством, соединенным подвижно с фиксирующим элементом и выполненным из двух бранш с шипами, при этом бранши соединены между собой с возможностью перемещения двумя перекрещивающимися планками. Шипы на браншах установлены с возможностью изменения длины рабочей части для наиболее надежной фиксации обломков кости. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к устройствам для остановки наружного кровотечения и иммобилизации конечностей.

Опыт мировой хирургии свидетельствует, что на практике проблема открытого перелома, особенно огнестрельного, продолжает оставаться актуальной. Происходит нарастание не только частоты, но и степени загрязнения и тяжести открытой травмы, а также усложнение путей эвакуации пострадавших (при экстремальных обстоятельствах тем более). В основе этого находится “индустриализация” жизни человечества. Слабым звеном в системе обеспечения раненых является прежде всего первый этап - первой помощи с самопомощью. Правила предусматривают остановку кровотечения и транспортную иммобилизацию, что чаще всего осуществляют с помощью жгута и одной из табельных шин. Конструкции известных шин (Крамера, Дитерихса и др.), аппаратов для внеочагового остеосинтеза (Илизарова, Калнберза и др.) неприменимы для одновременною стабильного обездвиживания обломков и остановки кровотечения при открытых переломах костей (1).

Известна транспортная лестничная шина, состоящая из параллельно расположенных образующих, соединенных в поперечном направлении жесткими стяжками, образующими фигуру в виде лестницы (1, 2). Недостатком данной шины, взятой нами за прототип, является невозможность остановки кровотечения при иммобилизации конечностей, одновременная необходимость которой возникает при открытых переломах костей, а также при сочетанных травмах конечностей: перелом костей - раны, сопровождающиеся сильным кровотечением. Обычно в таких случаях одновременно используют для остановки кровотечения и иммобилизации несколько специальных устройств и подручных средств (жгуты, закрутки, давящие повязки и т.д.), стандартных и импровизированных шин, других устройств.

Кроме того, недостатками прототипа является то. что не исключается дополнительное травмирование мягких тканей при наложении устройств на рану - здесь травма может быть нанесена острыми краями шины; при транспортировке возможно соскальзывание наложенных устройств для остановки кровотечения, развитие вторичного, позднего кровотечения из раны и из дополнительно поврежденных сосудов, что обусловлено сохранением подвижности в ближайших суставах конечности. Имеется постоянная опасность вторичного инфицирования раны, а также развития анаэробной микрофлоры.

Известные спицестержневые аппараты для своей установки требуют специального инструментария (дрели и др.), что делает их неприменимыми на догоспитальном этапе (3).

Шина имеет прямоугольную форму, что ведет к неравномерному охвату конечности, ввиду конической формы последней.

Таким образом, для надежной иммобилизации и остановки кровотечения при открытых переломах, сочетанных или множественных травмах с открытой раной мягких тканей целесообразно наложение транспортной шины с закрепленным на ней устройством для остановки кровотечения.

Целью предлагаемого изобретения является обеспечение надежности иммобилизации и одновременной остановки кровотечения из раны и ее закрытие.

Поставленная цель достигается тем, что медицинская транспортная шина снабжена сближающим устройством, выполненным из 2-х бранш с шипами, соединенными между собой двумя перекрещивающимися планками, причем сближающее устройство подвижно относительно фиксирующего элемента. В вариантах фиксирующий элемент может быть выполнен в виде телескопических трубок или из пористой гигроскопической ленты с пропущенными внутри продольными спицами.

При этом возможно одновременное наложение иммобилизирующей шины и остановка кровотечения только из поврежденного сосуда, без пережатия других неповрежденных сосудов, что обеспечивает увеличение максимального срока возможной дохирургической остановки кровотечения, так как не происходит нарушения кровотечения в конечности в целом. Снижение кислородной недостаточности в зоне повреждения компенсируется за счет рефлекторного усиления регионарного кровотока. Одномоментная полноценная иммобилизация конечности и поврежденных мягких тканей путем сближения их краев, остановка кровотечения создают условия “консервации” раны, что позволяет продлить оптимальное время для радикальной отсроченной первичной хирургической обработки. Кроме того, облегчается динамическое наблюдение за состоянием раны и тканей поврежденной конечности. Устройство но лечебному эффекту превосходит все известные подобные устройства. Следовательно, оно может быть использовано как самостоятельное средство транспортного шинирования и остановки кровотечения на догоспитальном этапе в массовом порядке.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где представлено на:

фиг.1 - общий вид устройства сверху;

фиг.2 - вид А на фиг.1;

фиг.3 - вид устройства на операционном поле в разрезе;

фиг.4 - вариант выполнения устройства:

фиг.5 - второй вариант выполнения устройства.

Медицинская транспортная шина (фиг.1-3) состоит из сближающего устройства и фиксирующего элемента. Сближающее устройство состоит из 2-х бранш 1 с шипами 2, соединенными между собой двумя перекрещивающимися планками 3 из эластического материала. Планки между собой фиксируются винтом 4. Бранши 1 соединены с планками 3 подвижно. Фиксирующий элемент состоит из эластичной пористой гигроскопической ленты 5 с пропущенными внутри продольными спицами 6. По краям лента по всей длине имеет выступы 7 с пазами 8 (в форме ласточкиного хвоста), посредством которого фиксирующий элемент соединяется со сближающим устройством. При этом соединение получается подвижным.

Отличие второго варианта медицинской транспортной шины в том, что в качестве фиксирующего элемента выступают телескопические трубки 9, по которым перемещается сближающее устройство. На телескопических трубках выполнены пружины 10, с помощью которых они фиксируются ремнями или бинтами.

В третьем варианте в качестве фиксирующего элемента используется шина “Крамера” 11, которая крепится со сближающим устройством посредством ремней, стяжек пружины или резины 12.

Устройством работают следующим образом: раздвигают бранши 1 и устанавливают их так, чтобы концы шипов 2 касались кожного покрова на расстоянии 3-4 см от краев раны. Далее на участке повреждения сегмента конечности, на поверхности, противоположной поверхности раны, укладывают фиксирующие элементы и соединяют их между собой. Затем вручную соединяют бранши до остановки кровотечения, при этом шипы внедряются в мягкие ткани 13 и в обломки кости 14. Длина рабочей части каждого шипа регулируется ограничительной шайбой в зависимости от толщины мягких тканей, т.е. расстояние от поверхности кожи до обломков кости. После гемостаза производят дополнительную регулировку длины каждого шипа с тем, чтобы он внедрился в костную ткань обломка. Дополнительно шины фиксируют ремнями и бинтом.

Во время транспортировки пострадавшего производят ослабление или усиление компрессионного эффекта в области раны.

Таким образом, предложенное устройство является надежным внешним фиксатором, создающим оптимальные условия достаточной стабильности перелома и неподвижности конечности, остановки кровотечения, являющихся одними из основных условий быстрой ликвидации осложнений: шока, инфекции. При этом нет необходимости внедрения в поврежденную кость крупных инородных тел для остеосинтеза, применения кровоостанавливающего жгута и травматизации мягких тканей. Сохраняется гемоциркуляция в поврежденной области и ее кровоснабжение. При наличии инфекции предоставляется возможность прямого доступа к ране, перманентного контроля и лечения.

На этапе квалифицированной медицинской помощи возможно проведение первичной хирургической обработки, не ослабляя фиксации обломков. Система фиксации обломков кости и гемостаза может быть дополнена, изменена или усложнена в зависимости от состояния раны, положения костных фрагментов и других особенностей течения патологического процесса.

Источники информации

1. В.И.Стручков “Общая хирургия”. М., Медицина, 1986.

2. Медицинская шина. А.с. №1717132, 1992 г.

3. А.А.Корж, В.Г.Рыденко. Открытые переломы и их этапное лечение // Хирургия. - 1988. - №8.

1. Медицинская транспортная шина, содержащая фиксирующий элемент, отличающаяся тем, что фиксирующий элемент выполнен из пористой гигроскопической ленты с пропущенными внутри продольными спицами, шина снабжена сближающим устройством, соединенным подвижно с фиксирующим элементом и выполненным из двух бранш с шипами, при этом бранши соединены между собой с возможностью перемещения двумя перекрещивающимися планками.

2. Медицинская транспортная шина по п.2, отличающаяся тем, что шипы на браншах установлены с возможностью изменения длины рабочей части для наиболее надежной фиксации обломков кости.