Способ возведения моста, эстакады

Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к способам возведения мостов, эстакад, и может быть использовано при строительстве мостов и эстакад транспортных комплексов крупных городов в условиях тесной городской застройки. Способ возведения моста, эстакады включает возведение опор и, по крайней мере, одного неразрезного по длине пролетного строения из образующих, по крайней мере, одну в поперечном сечении ветвь железобетонных продольных балок, которые выполняют на стапеле из монолитного или сборно-монолитного железобетона путем бетонирования в съемной опалубке посекционно с армированием ненапрягаемой и напрягаемой арматурой с последующей производимой с использованием аванбека продольно-цикловой надвижкой секций до размещения каждой из них в проектном положении, при этом напрягаемую арматуру размещают в закрытых каналах в виде пучков, в том числе образованных из проволочных прядей, и/или стержней, и/или лент из высокопрочного материала, в том числе из металла и/или металлопласта, или высокопрочных углеродосодержащих или полимерных нитей, причем часть каналов выполняют прямолинейными, а часть каналов - криволинейными или полигональными с конфигурацией и расположением преимущественно в вертикальном сечении выпуклостей и вогнутостей, соответствующими или пропорциональными эпюре изгибающих моментов, рабочую арматуру, расположенную в прямолинейных каналах, напрягают в пределах каждой секции перед ее надвижкой и перемещением со стапеля, а арматуру, расположенную в криволинейных, или квазикриволинейных, или полигональных каналах, проталкивают или протягивают в каналах после надвижки всего пролетного строения или надвигаемой ветви его и напрягают после надвижки всех секций, образующих пролетное строение, или его надвигаемую часть, или его ветвь, при этом соотношение площадей поперечного сечения и/или несущих способностей арматуры, напрягаемой посекционно, и арматуры, напрягаемой после надвижки в проектное положение всей надвигаемой части или ветви пролетного строения, принимают составляющим (0,5...0,95):(0,5...0,05). Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в снижении материалоемкости, трудоемкости и энергоемкости возведения, а также сокращении сроков строительства при одновременном обеспечении безопасности производства работ и надежности возводимого сооружения. 20 з.п.ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к способам возведения мостов, эстакад, и может быть использовано при строительстве мостов и эстакад транспортных комплексов крупных городов в условиях тесной городской застройки.

Известен способ возведения моста, эстакады, который включает возведение опор и, по крайней мере, одного неразрезного по длине пролетного строения из образующих, по крайней мере, одну в поперечном сечении ветвь железобетонных продольных балок, которые выполняют на стапеле из монолитного или сборно-монолитного железобетона в опалубке посекционно с армированием ненапрягаемой и напрягаемой арматурой с последующей производимой с использованием аванбека продольной надвижкой секций до размещения каждой из них в проектном положении (ФЕЛЬДМАН М.Б. Некоторые итоги строительства продольно надвигаемых неразрезных железобетонных пролетных строений. Транспортное строительство №8, 1973).

Однако известный способ является достаточно трудоемким и материалоемким, поскольку не учитывает разную степень нагруженности каждого элемента и возникающих при этом напряжений по его длине.

Задачей настоящего изобретения является снижение материалоемкости, трудоемкости и энергоемкости возведения, а также сокращение сроков строительства при одновременном обеспечении безопасности производства работ и надежности возводимого сооружения.

Задача решается за счет того, что способ возведения моста, эстакады согласно изобретению включает возведение опор и, по крайней мере, одного неразрезного по длине пролетного строения из образующих, по крайней мере, одну в поперечном сечении ветвь железобетонных продольных балок, которые выполняют на стапеле из монолитного или сборно-монолитного железобетона путем бетонирования в съемной опалубке посекционно с армированием ненапрягаемой и напрягаемой арматурой с последующей производимой с использованием аванбека продольно-цикловой надвижкой секций до размещения каждой из них в проектном положении, при этом напрягаемую арматуру размещают в закрытых каналах в виде пучков, в том числе образованных из проволочных прядей, и/или стержней, и/или лент из высокопрочного материала, в том числе из металла, или металлопласта, или высокопрочных углеродосодержащих или полимерных нитей, причем часть каналов выполняют прямолинейными, а часть каналов - криволинейными или полигональными с конфигурацией и расположением преимущественно в вертикальном сечении выпуклостей и вогнутостей, соответствующими или пропорциональными эпюре изгибающих моментов, при этом при возведении пролетного строения моста или эстакады с дифференцированной длиной пролетов стапель и опалубку выполняют под технологическую секцию длиной, обеспечивающей перекрытие пролета максимальной длины, а для пролетов меньшей длины выполняют секции соответствующей длины, используя существующую более длинную опалубку, в которой устанавливают дополнительно торцевую перегородку в виде торцевого щита с лицевой поверхностью в плоскости свободного конца секции, при этом технологические секции надвигаемого пролетного строения выполняют с длинами, соответствующими расстояниям между центрами зон нулевых моментов от наиболее невыгодного сочетания расчетных нагрузок или кратными части этих расстояний.

Стапель могут выполнять состоящим из основания, стоек, балочной клетки и опирающейся на домкраты опалубки с бетонными стенками, которые располагают по краям и оси бетонируемой секции пролетного строения, причем по верху стенок укладывают стальные листы, стыки которых сваривают, а верхнюю поверхность листов очищают, шлифуют и покрывают антифрикционной смазкой, преимущественно силиконовой, по верху стальных листов укладывают листы фанеры длиной, меньшей расстояния между опалубкой и дополнительной опорой вблизи нее, и шириной, превышающей ширину стальных листов, причем используют фанеру с малой сжимаемостью и твердой и гладкой поверхностью, обеспечивающей величину трения скольжения в пределах от 2 до 10%, при этом стыки между листами фанеры и местами крепления к подъемной опалубке выполняют герметичными, а монтаж аванбека выполняют до бетонирования первой секции или, по крайней мере, до начала ее надвижки, причем первую секцию образуют впритык к аванбеку с объединением с ним, которое осуществляют путем примоноличивания.

Перед бетонированием секции могут производить размещение каналообразователей в проектное положение на арматурных подкладках, которые располагают на расстоянии друг от друга вдоль каналообразователя, после чего устанавливают в проектное положение анкера, производят формирование пучков высокопрочных прядей в установленных каналообразователях с закреплением прядей в анкерных устройствах, производят соединение каналообразователей с анкерными устройствами с герметизацией всех стыков, в верхних и нижних точках перегиба арматуры на транзитных каналообразователях устанавливают дополнительные дренажные трубки, причем транзитные каналообразователи заполняют пластиковыми трубами для придания большей жесткости каналообразователю и страховки от случайных повреждений при бетонировании секции пролетного строения, обрезку высокопрочных прядей производят преимущественно механическим способом, а после набора бетоном секции пролетного строения проектной прочности производят натяжение высокопрочных пучков, при этом инъектирование натянутой арматуры производят до или непосредственно после надвижки секции пролетного строения.

Каналообразователи могут выполнять гофрированными преимущественно из листового металла толщиной 0,3 - 0,4 мм без механических повреждений, причем натяжение арматуры на стыках секций производят на соединительных элементах - куплерах, корпус каждого из которых опирают на анкерную плиту, при этом формирование продолжения пучка высокопрочных прядей производят путем навинчивания на каналообразователь со стороны куплера муфты длиной 1,5 м, обработки торцов прядей для удобства заправки в куплер, нанесения метки на прядь в 100 мм от ее начала, подачи пряди в каналообразователь преимущественно проталкивателем, после чего прядь заправляют в куплер и проталкивают в него на 100 мм до метки, затем производят контрольный рывок пряди из куплера, а после стыковки всех прядей на куплер насаживают пластиковый конус, на который накручивают муфту каналообразователя, причем все стыки герметизируют.

Натяжение пучков высокопрочных прядей могут производить путем их распрямления, заправки в сепаратор, который после этого проталкивают внутрь анкерной плиты до упора, после чего на анкерную плиту устанавливают анкерную обойму или куплер, на верхнюю прядь надевают цангу, проталкивают обрезком трубы внутрь до обоймы или куплера и заклинивают в отверстия обоймы, затем устанавливают цанги на пряди в произвольном порядке аналогично первой, подъемным устройством или грузоподъемным краном подают домкрат к концу пучка, пряди в котором отличаются по длине, причем самые длинные пряди располагают в центре обоймы, затем на пучок нанизывают гребенку для удобства заправки домкрата, который одевают на пучок и надвигают до упора в анкерную плиту, после чего производят натяжение пучка на 20 - 30% расчетного усилия с назначением величины натяжения для каждой секции индивидуально в соответствии с воспринимаемой нагрузкой, при этом на произвольно выбранной пряди каждого пучка наносят метку для измерения упругого удлинения прядей, а затем производят перехват пучка домкратом и производят натяжение до 100% нагрузки, причем усилия контролируют преимущественно по манометру, а удлинение например, металлической линейкой и выдерживают давление в домкрате на проектной отметке в течение не менее 2 мин.

До начала работ по бетонированию на стапеле секции пролетного строения могут производить заготовку дистанционных прокладок - сухарей для обеспечения требуемой толщины защитного слоя и проектного расположения арматурного каркаса во всех сечениях секции пролетного строения, причем используют прокладки-сухари прочностью не ниже прочности бетона секции, и изготавливают их преимущественно из мелкозернистого бетона с использованием щебня фракции 5-10 мм и конфигурации, соответствующей конструкции арматурного каркаса и толщине защитного слоя, причем внешнюю опорную поверхность прокладок-сухарей, контактирующую с опалубкой, выполняют криволинейной с радиусом 30-50 мм, на стапеле монтируют элементы опалубки секции пролетного строения с выверкой ее проектного положения, очисткой и продувкой сжатым воздухом, после чего производят герметизацию стыков формующей поверхности опалубочных щитов, а затем наносят на формующую поверхность наружной опалубки консистентную смазку, преимущественно солидол, тонким слоем с исключением попадания ее на стержни арматурного каркаса, причем формующие поверхности внутренней опалубки перед установкой на стапель защищают преимущественно синтетической пленкой с закреплением полотнищ пленки по контуру с возможностью освобождения перед извлечением опалубочных щитов после схватывания уложенного бетона, причем в различных сечениях секции пролетного строения к арматурным каркасам укрепляют пробки для образования скважин в забетонированной секции для последующего замера температуры бетона при твердении, причем пробки преимущественно выполняют из дерева точеными коническими и перед установкой в опалубку смазывают консистентной смазкой и оборачивают в 2-3 слоя синтетической пленкой, а после монтажа арматурных каркасов в опалубку устанавливают опорные уголки по всей длине секции с образованием опорных рам.

При выполнении секции плитно-ребристой или коробчатой бетонирование секции пролетного строения на стапеле могут производить в два этапа, на первом из которых бетонируют одновременно два ребра или ребра и нижнее днище коробчатой балки путем подачи и распределения бетонной смеси полосами длиной 5-6 м в средних зонах дна ребра через просвет между боковыми щитами внутренней опалубки, причем уплотнение бетонной смеси производят после подачи и распределения бетонной смеси в первых нижних слоях конструкций, которые выполняют также полосами длиной 5-6 м с виброуплотнением, причем при распределении бетонной смеси в полосах нижнего слоя с отставанием на 1,5-2,0 м производят ее уплотнение преимущественно ручными вибраторами, при этом после проработки уложенной бетонной смеси в первом слое обеих стенок ребра производят виброуплотнение средней зоны, одновременно продолжая уплотнение бетона в стенках с обеспечением надежного заполнения уплотненным бетоном зон под пригрузочными элементами опалубочных щитов, затем переносят бетоноводы и распределяют бетонную смесь во втором слое полосой длиной 3-4 м по всей толщине стенок с виброуплотнением с отставанием на 1,5-2,0 м от места подачи смеси бетоноводом и исключением выдавливания свежеуложенного бетона в первом слое из-под кромок пригрузочных элементов щитов внутренней опалубки, а затем аналогично распределяют и уплотняют бетонную смесь в третьем верхнем слое полосой длиной 1-2 м до уровня опорных уголков сборных железобетонных плит потолочной опалубки, при этом укладку, распределение и уплотнение бетонной смеси в каждой полосе производят в стороны каждой полосы не круче 30° к горизонту, а после укладки и уплотнения бетонной смеси в третьем верхнем слое укладку и распределение бетонной смеси возобновляют полосами с нижнего первого слоя с виброуплотнением зоны примыкания к ранее уложенному бетону, причем последующее бетонирование ведут аналогично горизонтальными полосами, при этом ширину горизонтальных полос в каждом слое выбирают исходя из темпов подачи бетонной смеси на укладку, причем время перерыва до укладки очередного слоя назначают не превышающим срока потери подвижности ранее уложенной бетонной смеси в предыдущем слое, распределение бетонной смеси в укладываемом слое производят бетоноводом бетононасоса, который перемещают преимущественно распределительной стрелой, а в пределах 1,0-1,5 м - вручную; вибрирование бетонной смеси в каждом слое производят до прекращения оседания бетонной смеси, а через 6-8 часов после окончания укладки и уплотнения бетона в стенках ребер на щитах внутренней опалубки отводят и извлекают щиты внутренней опалубки, после чего в опорные уголки укладывают сборные железобетонные плиты потолочной опалубки, затем производят окончательную сборку арматурного каркаса плиты и консолей секции пролетного строения, включая зону примыкания к сборным карнизным блокам с одновременным увлажнением поверхности бетона стенок ребер путем систематического распыления воды для исключения высыхания бетона, после чего начинают второй этап бетонирования, на котором изготавливают верхнюю плиту секции путем подачи, распределения и уплотнения бетонной смеси, которые ведут двумя последовательными горизонтальными слоями - полосами высотой не более 30 см над ребрами и вутовыми зонами и полосами в один слой - на остальной площади плиты секции пролетного строения, причем после подачи, распределения и уплотнения бетонной смеси в первом нижнем слое полосой над ребрами секций, составляющей 5-6 м, подачу, распределение и уплотнение бетонной смеси ведут на всю ширину пролетного строения, включая консоли, полосой длиной по оси секции, составляющей 3-4 м, а после окончания уплотнения бетонной смеси на очередной полосе верхнего слоя производят формирование поверхности плиты преимущественно с использованием виброрейки сразу на всю ширину секции пролетного строения, причем после прохода виброрейки производят отделку и доводку поверхности бетона плиты до проектных параметров, причем в процессе раскладки полотнищ дорнита приподнимают полотнища пленки и удаляют из скважин деревянные пробки.

При выполнении секции пролетного строения плитной бетонирование секции могут производить в один этап, для чего на стапеле монтируют элементы опалубки секции, устанавливают с выверкой по нивелиру и использованием дистанционных прокладок-сухарей арматурный каркас, каналообразователи для преднапрягаемых арматурных пучков, закладные детали, элементы системы водоотвода, крепления мачт освещения, стоек мостового ограждения и пути катания модульной виброрейки и передвижного мостика, закрепляют на арматурном каркасе опалубочные щиты для формирования уступов тротуарной и ограждающей частей плиты секции, а на каналообразователях для преднапрягаемых арматурных пучков укрепляют инъекционные трубки преимущественно из пластмассовых гофрированных шлангов и производят их герметизацию, а выходящие за верх арматурного каркаса части шлангов отгибают и фиксируют к арматурному каркасу для обеспечения свободного прохода модульной виброрейки при формировании поверхностного слоя бетона плиты секции, причем на все наружные поверхности продольных и торцевых щитов опалубки для защиты от неблагоприятных колебаний внешних температур и солнечной радиации прикрепляют теплозащитные маты, по крайней мере, из одного слоя, преимущественно дорнита, при этом перед укладкой бетонной смеси производят инструментальную проверку положения всех установленных элементов и их исправность, а подачу, распределение и уплотнение бетонной смеси ведут преимущественно четырьмя горизонтальными последовательными слоями толщиной не более 40 см полосами на всю ширину поперечного сечения секции пролетного строения, причем подачу и распределение бетонной смеси в каждом горизонтальном слое ведут преимущественно двумя одновременно работающими бетононасосами, при этом в процессе распределения бетонной смеси бетоноводы перемещают стрелами бетононасосов, а в пределах 1,0-1,5 м бетоноводы перемещают, например, вручную, причем укладку каждого горизонтального слоя в полосе ведут с отставанием его от предыдущего слоя не менее чем на 2,0 м, первую полосу нижнего слоя бетонной смеси укладывают длиной по оси пролетного строения, составляющей не менее 8,0 м, первую полосу второго горизонтального слоя укладывают длиной по оси пролетного строения с отставанием от полосы первого слоя не менее чем на 2,0 м, а затем последовательно укладывают первую полосу третьего и четвертого - верхнего слоев длиной соответственно 4,0 и 2,0 м на всю ширину поперечного сечения на каждом уровне расположения укладываемого слоя, причем при укладке четвертого - верхнего слоя бетонную смесь распределяют и за пределами опалубочных щитов для формирования тротуарных и ограждающих уступов плиты секции пролетного строения, а после укладки первой полосы четвертого - верхнего слоя бетоноводы переносят к концу полосы первого слоя, а дальнейшую подачу и распределение бетонной смеси при бетонировании секции пролетного строения ведут путем последовательного наращивания каждого укладываемого горизонтального слоя полосами длиной по продольной оси секции, составляющей не менее 2,0 м, с перемещением параллельно торцовому щиту, при этом длину последовательно укладываемых горизонтальных наращиваемых полос в слое назначают с соблюдением условия отсутствия превышения времени перерыва до укладки очередного слоя бетонной смеси в каждом конкретном месте относительно сроков потери подвижности ранее уложенной смеси в предыдущем слое до 1,0-1,5 см осадки стандартного конуса, при этом уплотнение укладываемого слоя бетонной смеси начинают после равномерного ее распределения по всей поверхности слоя и отсутствия выступов и впадин относительно общего уровня поверхности соответственно высотой и глубиной, большими 10 см, причем уплотнение производят вибрированием бетонной смеси в каждой полосе укладываемого слоя с заходом в нижележащий слой и примыкающую полосу, при этом для исключения расслоения бетонной смеси в конце каждой полосы укладываемого слоя и по краям продольных полос и вытекания цементного раствора наконечник вибратора погружают в бетонную смесь не ближе чем на 50-70 см от края полосы, а проработку зон стыков полос производят после укладки очередной полосы, причем при распределении бетонной смеси в слое с отставанием на 1,0-1,5 м уплотнение ее производят преимущественно ручными вибраторами, а после окончания виброуплотнения бетонной смеси в четвертом - верхнем слое плиты секции пролетного строения производят формирование и отделку поверхности плиты по всей ее ширине в поперечном сечении до уступов тротуарной и ограждающей частей, при этом уплотнение бетонной смеси в тротуарном и ограждающем уступах производят преимущественно одновременно с уплотнением бетонной смеси в полосе четвертого - верхнего слоя плиты, а затем укладывают полотнища влагозащитного покрытия преимущественно из синтетической пленки, поверх которых укладывают теплозащитные маты, преимущественно из дорнита, в один слой на массивные участки секции и в три слоя - на консольные участки в средней части и по боковым сторонам секции, а на теплозащитные маты укладывают второй слой полотнищ влагозащитного покрытия для повышения теплозащитных свойств матов и защиты их от осадков с надежным сопряжением полотнищ в зонах взаимного наложения и местах примыкания к элементам опалубки, а также к влаготеплозащитному покрытию смежной секции, в том числе и примыкающей зоне ранее сдвинутой секции, причем в процессе раскладки полотнищ влагозащитного покрытия и теплозащитных матов извлекают из скважин ранее установленные пробки.

После бетонирования секции пролетного строения могут производить экзотермическое выдерживание бетона, бетонную смесь укладывают с начальной температурой 10-30°С, а натяжение арматуры производят после набора бетоном 65-85% прочности, составляющей не менее 350 кгс/см2, причем для исключения возникновения температурных и усадочных напряжений и, как следствие, трещин влаготеплозащитное покрытие с поверхности плиты снимают не ранее чем через две недели после укладки бетона при условии, что температура поверхностных слоев бетона не превышает наиболее низкую температуру воздуха более чем на 5°С, при этом опалубочные щиты отводят и нижний щит - основание стапеля опускают на предельно возможное минимальное расстояние для выполнения технологических операций по натяжению арматуры и сдвижки секции со стапеля, а все образовавшиеся зазоры между элементами опалубки и бетонной секцией перекрывают синтетической пленкой или прорезиненной тканью, а на открываемые при сдвижке секции поверхности бетона наносят пленкообразующий материал.

В качестве пленкообразующего материала могут использовать вододисперсный пленкообразующий состав ВПС - Д по ТУ 21-33-119-92 или перхлорвиниловую эмаль типа ХВ - 124 или ХВ - 16, причем состав или эмаль наносят с помощью краскораспылителя или валика в один или два слоя из расчета расхода пленкообразующего материала: ВПС - Д - от 300 до 400 г/м2; ХВ - 124 или другой эмали - от 120 до 150 г/м2 поверхности бетона, причем интервал времени от обнажения поверхности бетона секции при сдвижке до нанесения на бетон пленкообразующего материала принимают в пределах 15-45 минут.

Надвижку пролетного строения могут производить четырьмя домкратами, которые устанавливают впереди устоя с возможностью соединения посредством четырех арматурных стержней со стальными балочками, смонтированными в пролетном строении, причем для надвижки первой секции пролетного строения два из четырех стержней прикрепляют к аванбеку, после надвижки на 6 м первые две балочки устанавливают в пролетном строении, а вспомогательную консоль на аванбеке демонтируют, при этом в процессе надвижки осуществляют контроль и регистрацию усилий в начале и конце надвижки каждой секции и регулирование усилий натяжения стержней с обеспечением одинакового давления на всех четырех домкратах, при этом до надвижки последнего метра каждой секции проверяют отметки скользящих опорных частей впереди стапеля и положение боковых направляющих впереди стапеля и у тягового устройства и при превышении более чем на 2 мм уровень пролетного строения корректируют добавлением прокладок во время прохождения последнего метра надвижки, причем при продолжении надвижки обеспечивают на каждой опоре подачу скользящих плиток в скользящие опоры и боковые направляющие, причем при неправильной установке скользящих плиток и увеличении давления в надвижном устройстве надвижку останавливают, приподнимают пролетное строение с помощью домкратов, предназначенных для замены опорных частей, и производят правильную установку скользящих плиток, до достижения концом аванбека опоры домкрат на его конце поднимают и продолжают надвижку с поднятым домкратом до расположения низа аванбека на расстоянии 1-5 см от скользящей опорной части, после чего с помощью гидравлического устройства домкрат выдвигают до достижения его нижней частью уровня нижней полки аванбека и упора в полированную плиту скользящей опоры, после чего надвижку продолжают, подкладывая скользящие плитки под аванбек, причем первые метры последней секции надвигают с помощью балочек, заложенных в предыдущей секции, а после достижения этими балочками тяговых домкратов их переставляют на последнюю надвигаемую секцию, причем для последних метров надвижки балочки прикрепляют к концу последней надвигаемой секции анкерами, при этом при последнем ходе надвижки сравнивают теоретическое расстояние с обеих сторон с остатком расстояния надвижки, причем стержни на этой стадии надвижки натягивают на полную нагрузку, а сразу после последней надвижки и до окончательного натяжения арматурных пучков устанавливают постоянные опорные части, начиная от опор, на которых установлены неподвижные опорные части.

Для замены опорных частей на опоре или устое могут располагать восемь, например, двухсоттонных домкратов, которые устанавливают центрально и симметрично относительно оси пролетного строения, при этом скользящие полосы удаляют путем поднятия пролетного строения на 2-3 мм, при этом замковые кольца домкратов отвинчивают от положения замыкания для возможности хода домкратов, а после окончания надвижки заливают поверху постоянных опорных частей граут, после твердения которого осуществляют передачу нагрузки на опорные части опусканием домкратов.

Пролетное строение могут опирать на отдельно стоящие железобетонные стойки прямоугольного поперечного сечения с оголовочными капителями, которые используют для размещения опорных частей, причем на участках, расположенных в плане на кривой, пролетное строение на опорах бетонируют по отметкам с обеспечением поперечного уклона 2% и отгона виража проезжей части, а дорожную одежду выполняют в виде расположенного на плите слоя гидроизоляции, поверх которого образуют защитный слой из мелкозернистого, преимущественно песчаного, бетона и расположенного поверх него слоя асфальтобетона.

Гидроизоляцию могут выполнять из армированного полиэфирной тканью рулонного материала типа "Изопласт" марок "П" или "К" по ТУ 5774-005-05766480-95, или "Мостопласт", или "Техноэласт".

Перед бетонированием плиты в опалубку могут устанавливать сборные блоки ограждения с обеспечением их свободного скольжения по опалубке под воздействием температурных деформаций - перемещений, возникающих в процессе твердения уплотненного бетона плиты, а заполнение технологических зазоров между блоками выполняют после проектного преднапряжения изготовленного участка пролетного строения.

Укладку слоев асфальтобетона могут производить при достижении бетоном защитного слоя дорожной одежды не менее 80% прочности.

Бетонную смесь для изготовления бетона пролетного строения могут использовать, например, с водоцементным отношением не более 0,45, воздухосодержанием на месте укладки в пределах 3-4% с обеспечением ее удобоукладываемости через 1,5 часа после укладки в опалубку не ниже 1,5-2,5 см осадки стандартного конуса.

При приготовлении бетонной смеси в качестве вяжущего могут использовать портландцемент марки не ниже М500, бездобавочный или содержащий не более 5% минеральных добавок, при этом в бетонную смесь вводят в качестве пластифицирующей и замедляющей схватывание добавки, например, лингосульфиты технические марки "Е" - ЛСТ по ОСТ 13-183-83.

В бетонную смесь вводят воздухововлекающую добавку - смолу нейтрализованную воздухововлекающую СНВ по ТУ 81-05-75-74 или клей таловый пековый КТП по ОСТ 13-145-82.

При изготовлении защитного слоя для получения мелкозернистого бетона в бетонную смесь могут вводить пластифицирующие и воздухововлекающие добавки с обеспечением водоцементного отношения, не превышающего 0,45, и фактического объема вовлеченного воздуха в пределах 5-6%.

При выполнении дорожной одежды укладку гидроизоляции могут выполнять в сухую погоду или под защитой тента при температуре изолируемой поверхности бетона не ниже +5°С, причем наклейку рулонного гидроизолирующего материала ведут на подготовленную поверхность с помощью однофакельных газовых горелок с проглаживанием концевых участков наклеенного материала, а защитный слой выполняют не позже чем через 3-4 дня после укладки гидроизоляции, при этом укладку асфальтобетона производят в два слоя с предварительной прогрунтовкой защитного слоя битумной эмульсией или разжиженным битумом по всей поверхности слоя с расходом материалов 0,4 - 0,6 л/м2, при этом при раскладке асфальтобетонной смеси до ее уплотнения толщину каждого слоя назначают превышающей проектную на 10 - 15%, а в процессе уплотнения асфальтобетонной смеси проверяют поперечный уклон и ровность покрытия шаблонами, трехметровой или двухопорными рейками с приспособлениями для фиксации неровностей.

Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в снижении материалоемкости, трудоемкости и энергоемкости возведения, а также сокращении сроков строительства при одновременном обеспечении безопасности производства работ и надежности возводимого сооружения.

Способ поясняется следующими примерами.

Пример №1

При возведении моста, эстакады возводят опоры и, по крайней мере, одно неразрезное по длине пролетное строение из образующих, по крайней мере, одну в поперечном сечении ветвь железобетонных продольных балок. Балки выполняют на стапеле из монолитного или сборно-монолитного железобетона путем бетонирования в съемной опалубке посекционно с армированием ненапрягаемой и напрягаемой арматурой с последующей производимой с использованием аванбека продольно-цикловой надвижкой секций до размещения каждой из них в проектном положении. При этом напрягаемую арматуру размещают в закрытых каналах в виде пучков, в том числе образованных из проволочных прядей, и/или стержней, и/или лент из высокопрочного материала, в том числе из металла, и/или металлопласта, или высокопрочных углеродосодержащих или полимерных нитей. Часть каналов выполняют прямолинейными, а часть каналов - криволинейными или полигональными с конфигурацией и расположением преимущественно в вертикальном сечении выпуклостей и вогнутостей, соответствующими или пропорциональными эпюре изгибающих моментов. При возведении пролетного строения моста или эстакады с дифференцированной длиной пролетов стапель и опалубку выполняют под технологическую секцию длиной, обеспечивающей перекрытие пролета максимальной длины, а для пролетов меньшей длины выполняют секции соответствующей длины, используя существующую более длинную опалубку, в которой устанавливают дополнительно торцевую перегородку в виде торцевого щита с лицевой поверхностью в плоскости свободного конца секции. При этом технологические секции надвигаемого пролетного строения выполняют с длинами, соответствующими расстояниям между центрами зон нулевых моментов от наиболее невыгодного сочетания расчетных нагрузок или кратными части этих расстояний.

Стапель выполняют состоящим из основания, стоек, балочной клетки и опирающейся на домкраты опалубки с бетонными стенками, которые располагают по краям и оси бетонируемой секции пролетного строения, причем по верху стенок укладывают стальные листы, стыки которых сваривают, а верхнюю поверхность листов очищают, шлифуют и покрывают антифрикционной смазкой, преимущественно силиконовой, по верху стальных листов укладывают листы фанеры длиной, меньшей расстояния между опалубкой и дополнительной опорой вблизи нее, и шириной, превышающей ширину стальных листов, причем используют фанеру с малой сжимаемостью и твердой и гладкой поверхностью, обеспечивающей величину трения скольжения в пределах от 2 до 10%, при этом стыки между листами фанеры и местами крепления к подъемной опалубке выполняют герметичными. Монтаж аванбека выполняют до бетонирования первой секции или, по крайней мере, до начала ее надвижки. Первую секцию образуют впритык к аванбеку с объединением с ним, которое осуществляют путем примоноличивания.

Перед бетонированием секции производят размещение каналообразователей в проектное положение на арматурных подкладках, которые располагают на расстоянии друг от друга вдоль каналообразователя, после чего устанавливают в проектное положение анкера, производят формирование пучков высокопрочных прядей в установленных каналообразователях с закреплением прядей в анкерных устройствах, производят соединение каналообразователей с анкерными устройствами с герметизацией всех стыков, в верхних и нижних точках перегиба арматуры на транзитных каналообразователях устанавливают дополнительные дренажные трубки. Транзитные каналообразователи заполняют пластиковыми трубами для придания большей жесткости каналообразователю и страховки от случайных повреждений при бетонировании секции пролетного строения, обрезку высокопрочных прядей производят преимущественно механическим способом, а после набора бетоном секции пролетного строения проектной прочности производят натяжение высокопрочных пучков, при этом инъектирование натянутой арматуры производят до или непосредственно после надвижки секции пролетного строения.

Каналообразователи выполняют гофрированными преимущественно из листового металла толщиной 0,3-0,4 мм без механических повреждений. Натяжение арматуры на стыках секций производят на соединительных элементах - куплерах, корпус каждого из которых опирают на анкерную плиту, при этом формирование продолжения пучка высокопрочных прядей производят путем навинчивания на каналообразователь со стороны куплера муфты длиной 1,5 м, обработки торцов прядей для удобства заправки в куплер, нанесения метки на прядь в 100 мм от ее начала, подачи пряди в каналообразователь преимущественно проталкивателем, после чего прядь заправляют в куплер и проталкивают в него на 100 мм до метки, затем производят контрольный рывок пряди из куплера. После стыковки всех прядей на куплер насаживают пластиковый конус, на который накручивают муфту каналообразователя, причем все стыки герметизируют.

Натяжение пучков высокопрочных прядей производят путем их распрямления, заправки в сепаратор, который после этого проталкивают внутрь анкерной плиты до упора, после чего на анкерную плиту устанавливают анкерную обойму или куплер, на верхнюю прядь надевают цангу, проталкивают обрезком трубы диаметром 18 мм длиной 1 м внутрь до обоймы или куплера и заклинивают в отверстия обоймы. Затем устанавливают цанги на пряди в произвольном порядке аналогично первой, подъемным устройством или грузоподъемным краном подают домкрат к концу пучка, пряди в котором отличаются по длине на 2-3 см, причем самые длинные пряди располагают в центре обоймы. Затем на пучок нанизывают гребенку для удобства заправки домкрата, который одевают на пучок и надвигают до упора в анкерную плиту, после чего производят натяжение пучка на 20-30% расчетного усилия с назначением величины натяжения для каждой секции индивидуально в соответствии с воспринимаемой нагрузкой, при этом на произвольно выбранную прядь каждого пучка наносят метку для измерения упругого удлинения прядей. Затем производят перехват пучка домкратом и производят натяжение до 100% нагрузки. Усилия контролируют преимущественно по манометру, а удлинение, например, металлической линейкой и выдерживают давление в домкрате на проектной отметке в течение не менее 2 мин.

До начала работ по бетонированию на стапеле секции пролетного строения производят заготовку дистанционных прокладок-сухарей для обеспечения требуемой толщины защитного слоя и проектного расположения арматурного каркаса во всех сечениях секции пролетного строения, причем используют прокладки-сухари прочностью не ниже прочности бетона секции и изготавливают их преимущественно из мелкозернистого бетона с использованием щебня фракции 5-10 мм и конфигурации, соответствующей конструкции арматурного каркаса и толщине защитного слоя. Внешнюю опорную поверхность прокладок-сухарей, контактирующую с опалубкой, выполняют криволинейной с радиусом 30-50 мм. На стапеле монтируют элементы опалубки секции пролетного строения с выверкой ее проектного положения, очисткой и продувкой сжатым воздухом, после чего производят герметизацию стыков формующей поверхности опалубочных щитов. Затем наносят на формующую поверхность наружной опалубки консистентную смазку, преимущественно солидол, тонким слоем с исключением попадания ее на стержни арматурного каркаса. Формующие поверхности внутренней опалубки перед установкой на стапель защищают преимущественно синтетической пленкой с закреплением полотнищ пленки по контуру с возможностью освобождения перед извлечением опалубочных щитов после схватывания уложенного бетона. В различных сечениях секции пролетного строения к арматурным каркасам укрепляют пробки для образования скважин в забетонированной секции для последующего замера температуры бетона при твердении, причем пробки преимущественно выполняют из дерева точеными коническими и перед установкой в опалубку смазывают консистентной смазкой и оборачивают в 2-3 слоя синтетической пленкой. После монтажа арматурных каркасов в опалубку устанавливают опорные уголки по всей длине секции с образованием опорных рам.

При выполнении секции плитно-ребристой или коробчатой бетонирование секции пролетного строения на стапеле производят в два этапа,