Тросовое запорно-пломбировочное устройство

Иллюстрации

Показать все

Изобретение используется для запирания с опломбированием вагонов и контейнеров железнодорожного и других видов транспорта, а также любых объектов, где имеется необходимость контроля за несанкционированным доступом. Фиксирующие трос элементы выполнены в виде спиральных стопорных пружин, размещенных в цилиндрических гнездах корпуса, расположенных вдоль сквозного желоба в корпусе и примыкающих к нему. Свободные концы спиральных стопорных пружин взаимодействуют с отрезком троса, пропущенного через сквозной желоб. Трасса сквозного желоба имеет криволинейную форму. Крышка закрывает сквозной желоб и спиральные стопорные пружины и завальцовывается бортами корпуса, образуя неразъемное соединение. Технический результат - простота конструкции, удобство в эксплуатации, дешевизна и высокая технологичность изготовления. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Предлагаемое тросовое запорно-пломбировочное устройство применяется при запирании с опломбированием вагонов и контейнеров железнодорожного и других видов транспорта, складских и резервных помещений, а также любых объектов, где имеется необходимость контроля за несанкционированным доступом.

Известно гибкое запорно-пломбировочное устройство, описанное в патенте US 3994521, опубл. 30.11.76 г., в котором для запирания используется отрезок троса, один конец которого предварительно жестко закреплен в корпусе, имеющем внутреннюю коническую полость. Второй свободный конец отрезка троса фиксируется в этой полости с помощью обоймы с шариками. При замыкании устройства обратный ход отрезка троса увлекает за собой шарики, которые обкатываются по внутренней конической поверхности и фиксируют трос, зажимая его. Использование в этом устройстве в качестве фиксирующих элементов шариков не обеспечивает высоких значений усилия вскрытия, т.к. при нагружении наблюдается проскальзывание троса относительно корпуса. Кроме того, в запертом состоянии корпус устройства может проворачиваться вокруг отрезка троса вплоть до его снятия, что позволяет использовать запор повторно после его злоумышленного размыкания, факт которого трудно установить.

Известно также гибкое запорно-пломбировочное устройство, описанное в патенте RU 2121090, опубл. 27.10.98 г., содержащее корпус, в котором предварительно жестко закреплен один конец троса, второй конец которого фиксируется в корпусе при замыкании устройства посредством размещенных в нем двух одинаковых фиксирующих элементов в виде кулачков. К недостаткам этого устройства относятся недостаточно высокая нагрузка размыкания, которую могут выдержать кулачки, возможность проворачивания троса под нагрузкой, а также высокая трудоемкость изготовления.

Известна тросовая пломба, описанная в RU 12931 (Описание полезной модели), опубл. 01.10.99 г., содержащая корпус с продольным отверстием под трос, пассивная часть которого размещена в выборке полости корпуса, а рабочий участок троса фиксируется при замыкании устройства с помощью двух стопорных элементов, выполненных в виде подпружиненных тел вращения, расположенных в наклонных пазах корпуса. Корпус устройства выполнен в виде двух пластин, соединенных наглухо между собой с помощью ориентирующих выступов, размещенных на одной из них, для чего на другой имеются отверстия как зеркальное отражение выступов.

Устройство обладает следующими недостатками. В запертом состоянии отрезок троса может проворачиваться или прокручиваться в корпусе, что ослабляет запор и создает возможность его злоумышленного вскрытия и использования повторно, поскольку факт взлома трудно установить визуально. Кроме того, изготовление устройства трудоемко, требует использования сложной оснастки, причем погрешности в точности технологических операций напрямую влияют на взаимодействие сопрягаемых элементов конструкции, что снижает его надежность. Также снижает надежность данного устройства наличие в нем подвижных элементов (роликов).

Техническим результатом, получаемым при использовании предлагаемого тросового запорно-пломбировочного устройства, является простота конструкции, обеспечивающей при этом высокую надежность и максимальную защиту запираемых объектов от несанкционированного вскрытия. Кроме того, предлагаемое устройство не требует прецизионной точности сопрягаемых деталей, обладает высокой технологичностью изготовления, что позволяет обеспечить в кратчайшие сроки массовый его выпуск при низкой себестоимости.

Обеспечение указанного технического результата достигается за счет того, что в предлагаемом устройстве, содержащем корпус с крышкой и отрезок троса, один конец которого предварительно жестко закреплен в выборке корпуса, а другой протягивается сквозь корпус с возможностью фиксации в нем при замыкании устройства с помощью размещенных в специальных гнездах-выборках корпуса одинаковых фиксирующих элементов, выполненных в виде спиральных стопорных пружин, расположенных вдоль сквозного желоба в корпусе, чередуясь по разные его стороны и частично примыкая к нему, причем внешние концы стопорных пружин выступают из полости своих гнезд в полость желоба, взаимодействуя с боковой поверхностью отрезка троса, а внутренние (начальные) концы спиралей стопорных пружин закреплены на опорных выступах корпуса, расположенных в центре гнезд. Крышка корпуса перекрывает все его функциональные выборки, плотно прилегая к внутренней плоскости корпуса и центрируясь на опорных выступах, для чего в крышке имеются соответствующие этим выступам отверстия, причем сама крышка завальцовывается либо запрессовывается по бортам корпуса, составляя с ним неразъемное соединение. Сквозной желоб корпуса имеет криволинейную трассировку, а его боковые стенки, также как и боковые стенки гнезд для стопорных пружин, перпендикулярны внутренней плоскости корпуса. Глубина же сквозного желоба и гнезд для стопорных пружин, а также ширина самих пружин, соизмеримы с диаметром троса и не могут превышать его более чем на 30%, причем опорные выступы возвышаются над внутренней плоскостью корпуса на величину, несколько превышающую толщину крышки. Корпус и крышка выполнены из металла методом порошкового спекания либо горячего прессования. Неразъемность крышки и корпуса обеспечивается завальцовыванием бортов корпуса по его периметру либо запрессовыванием крышки между бортами корпуса. При этом опорные выступы расклепываются на внешней стороне крышки. Одновременно происходит запрессовывание пассивного конца отрезка троса в предусмотренную для этого выборку корпуса. Необходимая пломбировочная информация наносится на внешнюю сторону крышки и/или на противоположную ей плоскость корпуса.

Поясняется предлагаемое тросовое запорно-пломбировочное устройство с помощью графических материалов, где на фиг.1 оно изображено в запертом состоянии (со снятой крышкой), на фиг.2 изображен разрез А-А фиг.1 (вместе с крышкой), на фиг.3 изображена стопорная пружина.

Тросовое запорно-пломбировочное устройство содержит корпус 1, отрезок троса 2, один конец которого - пассивный 3 предварительно жестко закреплен в корпусе 1, другой конец троса - рабочий 4 при замыкании протягивается сквозь корпус по желобу 2 с возможностью фиксации в нем с помощью спиральных стопорных пружин 6, размещенных в своих гнездах - выборках 7 и закрепленных своей начальной частью на опорных выступах 8. Для большей прочности неразъемного соединения крышки 9 с корпусом 1 в нем имеются ориентирующие выступы 10. Глубина желоба 5 и гнезд 7 для стопорных пружин 6 соизмеримы с диаметром троса 2 так, что при закрытой крышке 9 рабочий конец 4 отрезка троса 2 легко (от руки) может проходить через корпус насквозь с образованием внешней запирающей петли. Торцовая часть рабочего конца 4 отрезка троса 2 обрабатывается с образованием конической поверхности посредством спаивания.

Используется предлагаемое тросовое запорно-пломбировочное устройство следующим образом. Предварительно в выборке корпуса жестко фиксируется пассивный конец отрезка троса, на опорные выступы корпуса надеваются своей начальной частью спиральные стопорные пружины, после чего на опорные и ориентирующие выступы надевается крышка, которая завальцовывается бортами корпуса либо запрессовывается ударом пресса. При этом выступы корпуса, прошедшие через соответствующие им отверстия в крышке, расклепываются на внешней ее стороне. В результате образуется неразъемное соединение трех деталей: корпуса, крышки и отрезка троса. При запирании объекта второй (рабочий) конец отрезка троса пропускают через отверстия пружин запираемого объекта, вставляют в отверстие желоба корпуса с той его боковой стороны, откуда выходит пассивный конец троса, проталкивают насквозь и затягивают внешнюю петлю до минимального размера. В своем движении по желобу трос увлекает за собой свободные концы спиральных стопорных пружин, вызывая их упругую реакцию закручивания. Обратное движение троса возвращает пружины в исходное состояние за счет действия упругих сил. При этом свободные концы пружин, ложась на упоры краев выборки на границе с желобом, врезаются в поверхность троса и стопорят его. Изгиб трассы желоба в местах, где к нему примыкают выборки для стопорных пружин, вызывает дополнительный эффект фиксации троса за счет усиления прижатия троса к месту изгиба. В результате образуется силовая пара "трос - край пружины", аналогичная по прочностным критериям паре "вал - шпонка", причем край пружины, внедренный в трос, работает на срез и на снятие, что по условиям прочности допускает высокие значения усилия, прилагаемого к тросу под нагрузкой. Криволинейная трасса желоба, в котором размещается трос в запертом состоянии устройства, полностью исключает возможность проворачивания корпуса вокруг троса, что обеспечивает повышенную надежность устройства от злоумышленного вскрытия и повторного использования. Отсутствие в предлагаемом устройстве каких-либо подвижных элементов в виде роликов, шариков, кулачков и т.п., которые имеются в большинстве известных запорно-пломбировочных устройств, позволяет сделать вывод о его более высокой надежности, чем аналоги.

Таким образом, предложено тросовое запорно-пломбировочное устройство в представленной совокупности признаков, каждый их которых выполняет свою функцию, а вместе во взаимосвязи они решают задачу создания простой и надежной конструкции, удобной в эксплуатации и обладающей высокими охранными свойствами.

1. Тросовое запорно-пломбировочное устройство, содержащее корпус, к внутренней плоскости которого, ограниченной бортами, плотно прилегает крышка, надетая на ориентирующие выступы корпуса, для чего в крышке имеются соответствующие этим выступам отверстия, в корпусе имеется глухой желоб-выборка, в котором предварительно жестко закреплен один, пассивный, конец отрезка троса, другой конец которого, рабочий, протягивается сквозь корпус с образованием внешней петли и фиксируется в корпусе при замыкании устройства с помощью одинаковых фиксирующих элементов, отличающееся тем, что фиксирующие элементы выполнены в виде спиральных стопорных пружин, размещенных в специальных цилиндрических гнездах-выборках, расположенных вдоль сквозного желоба в корпусе, через который протягивается рабочий конец отрезка троса, чередуясь по разные стороны сквозного желоба и частично примыкая к нему, причем внешние концы спиральных стопорных пружин выступают из полости цилиндрических гнезд-выборок в полость сквозного желоба в местах их примыкания, взаимодействуя с боковой поверхностью отрезка троса, а внутренние концы спиральных стопорных пружин закреплены на опорных выступах корпуса, расположенных в центре цилиндрических гнезд-выборок.

2. Тросовое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что сквозной желоб корпуса имеет криволинейную трассировку, а его боковые стенки, также как и боковые стенки цилиндрических гнезд-выборок для размещения спиральных стопорных пружин, перпендикулярны внутренней плоскости корпуса.

3. Тросовое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что глубина сквозного желоба и цилиндрических гнезд-выборок для размещения спиральных стопорных пружин, также как и ширина самих спиральных стопорных пружин, соизмеримы с диаметром троса и не превышают его более чем на 30%.

4. Тросовое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что крышка перекрывает все функциональные выборки корпуса со стороны внутренней его плоскости, центрируясь на опорных выступах корпуса, для чего в крышке имеются соответствующие этим выступам отверстия, причем сама крышка завальцовывается либо запрессовывается по бортам корпуса, составляя с ним неразъемное соединение.

5. Тросовое запорно-пломбировочное устройство по п.1, отличающееся тем, что опорные и ориентировочные выступы корпуса возвышаются над внутренней плоскостью корпуса на величину, несколько превышающую толщину крышки и достаточную для их расклепывания на внешней стороне крышки.