Способ оценки уровня здоровья школьника
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, диагностике. У школьников определяют массу и длину тела, жизненную емкость легких, систолическое и диастолическое артериальное давление, время восстановления пульса после выполнения стандартной нагрузки PWC170. Вычисляют антропометрический показатель как масса/длина тела, вентиляционный показатель как жизненная емкость легких/масса тела, сердечный индекс, удельную работоспособность как динамометрия/масса тела, резервный показатель как время восстановления пульса после нагрузки. Каждый признак оценивают в баллах, суммируют полученные баллы и оценивают уровень здоровья по сумме баллов. Изобретение позволяет объективно оценить здоровье школьников. 2 табл., 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно возрастной физиологии, и может быть использовано в области гигиены детей и подростков, валеологии, педиатрии.
Известен адаптационный потенциал (АП), предложенный Р.М.Баевским [1] для оценки степени напряжения сердечно-сосудистой системы для взрослых при учете возраста, массы и длины тела, уровня артериального давления и частоты сердечных сокращений. Однако этот показатель можно использовать только при состояниях, сопровождающихся значительными изменениями в уровне функционирования систем, участвующих в обеспечении организма кислородом. Для состояний здорового организма, в котором процесс адаптации происходит в границах норм реакций, этот параметр является не чувствительным.
Более чувствительным способом оценки степени напряжения функциональных систем взрослого организма является показатель, предложенный Апанасенко Г.А. [2]. В его основу положены представления о живом организме как термодинамической системе, устойчивость которой определяется ее энергетическим потенциалом. Автором была разработана оценочная шкала соматического здоровья, представляющая собой балльную оценку уровня здоровья по простейшим физиологическим показателям. Формализованная диагностическая шкала физического здоровья основана на расчете следующих параметров, отражающих не только антропометрические характеристики организма, но и работу систем внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы:
1. Масса/длина тела.
2. Жизненная емкость легких/масса тела.
3. Частота сердечных сокращений х систолическое артериальное давление/100.
4. Динамометрия/масса тела.
5. Время восстановления пульса после нагрузки.
Однако предложенный Апанасенко Г.Л. с соавт. коэффициент [2] может быть использован только для взрослых, поскольку нормативы используемых характеристик детей отличаются от взрослых; в опубликованных материалах нет описания и обоснования избранных авторами интервалов изменчивости каждого из этих показателей. Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы выбран показатель (3 в списке, равный ЧСС×АДс/100), не имеющий физиологического обоснования.
Цель изобретения - разработать способ оценки уровня здоровья школьника.
Поставленную цель решают за счет того, что вместо показателя, описывающего состояние сердечно-сосудистой системы, вводят широко используемый в физиологии сердечный индекс; на основе средних значений и среднеквадратичных отклонений возрастных нормативных показателей исследуемых величин определяют их интервалы и интервалы индекса уровня здоровья школьника: при сумме баллов, равных и меньше 2, уровень здоровья оценивают низким; от 3 до 5 - ниже среднего; от 6 до 10 - средним; от 11 до 13 - выше среднего; при сумме баллов 14 и более - высоким.
Способ оценки уровня здоровья осуществляют поэтапно следующим образом.
1 этап. У ребенка определяют следующие параметры:
- масса тела (взвешивание на медицинских весах);
- длина тела (измеряют с помощью ростомера);
- жизненная емкость легких (используют спирометр или спирограф);
- систолическое и диастолическое артериальное давление (измеряют с помощью тонометра по методу Короткова);
- кистевая динамометрия (измеряют с помощью кистевого динамометра, показания снимают со шкалы прибора);
- время восстановления пульса после выполнения стандартной нагрузки PWC170 (дают нагрузку в виде степ-теста или велоэргометра), после чего по секундомеру измеряют и фиксируют время восстановления пульса в минутах.
2 этап. Рассчитывают показатели и на их основе определяют количество баллов по каждой шкале.
- Масса/длина тела (антропометрический показатель) - АП.
По полученному значению ребенку выставляют соответствующее количество баллов - от 0 до -2 - (строка 2 таблицы 1). Например, если ребенок имеет значение первого показателя 180, он получает -1 балл, если 250, то 0 баллов, а если 330 - 2 балла.
- Жизненная емкость легких/масса тела (вентиляционный показатель) - ВП.
По отношению полученных значений (строка 3 таблицы 1) выставляют баллы из строки 4 таблицы 1.
- (АДс-АДд)/ЧСС/поверхность тела (сердечный индекс) - СИ.
Если значение СИ более 5,8 - ребенок получает 0 баллов; при СИ от 5,7 до 5,3 - 1 балл; при СИ в пределах 5,2-4,4 - 2 балла; если СИ от 4,3 до 3,9 - 3 балла; и когда СИ менее 3,9 ребенку выставляют 4 балла (строка 5 таблицы 1).
- динамометрия/масса тела (удельная работоспособность) - УР.
В зависимости от полученного значения ребенок получает либо 0, либо 1, либо 2, либо 3, либо 4 балла (строка 8 таблицы).
- время восстановления пульса после нагрузки (резервный показатель) - РП.
Чтобы выставить баллы за пятый показатель, необходимо провести нагрузочное тестирование ребенка. Баллы присуждают по результату восстановления ЧСС у ребенка после степ теста (строка 10 таблицы 1). Если ЧСС восстанавливается менее чем за 2 минуты, ребенок получает 7 баллов, при времени восстановлении ЧСС 3 минуты - 5 баллов, если ребенку понадобилось, чтобы восстановилась ЧСС 4 минуты, он получает 3 балла, если 5 минут - 1 балл, а если более 5 минут тогда - 2 балла.
3 этап. Определение уровня здоровья по итоговой сумме баллов.
Итоговое количество баллов для данного ребенка получают путем арифметической суммы баллов за каждый показатель, т.е. индекс здоровья конкретного ребенка складывается из следующей суммы:
ИУЗ=АП+ВП+СИ+УР+РП
При этом учитывается знак баллов в каждой колонке. Ребенок по каждому показателю может иметь различное число баллов, что определяется его уровнем здоровья и гармоничностью развития и созревания отдельных функциональных систем. Следовательно, если развитие одной из систем отстает от физиологических нормативов, то итоговый индекс уровня здоровья будет меньше, и чем хуже резервы организма ребенка, тем меньше баллов в итоге он наберет.
Согласно предложенной классификации, ребенок может быть отнесен по итоговой сумме баллов (строка 11 таблицы), полученных им в результате обследования, к одному из выделяемых уровней (строка 12 таблицы):
I. Уровень здоровья низкий (сумма баллов 2 и меньше).
II. Уровень здоровья ниже среднего (сумма баллов от 3 до 5).
III. Уровень здоровья средний (сумма баллов от 6 до 10).
IV. Уровень здоровья выше среднего (сумма баллов от 11 до 13).
V. Уровень здоровья высокий (сумма баллов 14 и больше).
Способ, лежащий в основе составления таблицы 1 по определению уровня здоровья ребенка и подростка.
Для получения коэффициентов, отражающих исследуемые возможности организма, было проведено обследование 425 детей школьного возраста, проживающих в экологически благоприятном районе, относящихся к 1-2 группам здоровья (не имеющих хронических заболеваний и не болевших в течение последних 3 месяцев ОРВИ). Сопоставление изученных показателей с общепринятыми возрастными нормативами [3, 4, 5] показало, что изученные характеристики не отличаются от показателей здоровых детей, проживающих в других регионах России.
По всем 5 используемым параметрам были рассчитаны средние величины и их среднеквадратичные отклонения (σ). Для оценки разброса используемых параметров были определены интервалы изменения каждого из указанных показателей. Таких интервалов (классов) было 5, они рассчитывались с учетом сигмальных отклонений: первый - (М-3σ и более); второй - (М-2σ); третий - (М±σ); четвертый - (М+2σ) и пятый (М+3σ и более). Каждому из интервалом был присвоен свой “вес”, оцениваемый в баллах.
Нами была проведена оценка распределения итогового показателя и его составляющих 5 показателей. Анализ показал, что эти распределения подчиняются гауссовскому закону, это оправдывает подход к анализу данного показателя с использованием сигмальных интервалов отклонения показателей. Согласно единому статистическому подходу к определению норм реакций организма на внешние воздействия нами были определены интервалы для интегрального показателя. Эти значения представлены в таблице 1, правила пользования которой описаны выше.
Пример оценки уровня здоровья школьников.
На основе составленной таблицы 1 нами были проведены обследования здоровых детей, относящихся к 1-2 группам здоровья и проживающих в районах с разными экологическими условиями.
Обследованы 3 группы детей. 1 группа - дети, проживающие в “чистом” районе, находящиеся на обычном двигательном режиме. 2 группа - дети, проживающие в экологически благоприятных условиях и находящиеся на повышенной двигательной активности (занятия в спортивных секциях). 3 группа - дети, проживающие в районе с повышенной антропогенной нагрузкой и находящиеся на обычном двигательном режиме.
На чертеже представлены распределения детей перечисленных групп по уровням их индексов здоровья. По оси ординат отложен процент детей, соответствующий каждому индексу здоровья, по оси абсцисс - индексы здоровья. Количество детей в каждой из указанных групп взято за 100%, что позволило выяснить распределение детей в каждой конкретной группе по обозначенным выше индексам уровня здоровья. Из представленных результатов видно, что в каждой группе практически одинаковый процент детей с низким уровнем здоровья (I по классификации): 1 группа - 2,9%, 2 группа - 2,9%, 3 группа - 3,6%. Однако максимальный процент детей (32,7%) в экологически неблагоприятном районе попадает в класс с уровнем здоровья ниже среднего (сумма баллов от 3 до 5), тогда как для экологически благоприятных районов (1 и 2 группы) максимальное количество детей (38,5% и 40,6% соответственно) имеет средний уровень здоровья (3 класс). Доля детей, имеющих уровень здоровья средний и выше среднего, максимальна в группе, проживающей в экологически чистом районе и занимающейся физическими тренировками (79,7%), далее идет 1-я группа: дети, находящиеся на обычном двигательном режиме и проживающие в условно “чистом” районе (66,4%). 62,9% детей с подобным уровнем развития встречаются в группе детей, проживающих в районе с повышенной антропогенной нагрузкой (таблица 2).
Таким образом, предлагаемый способ оценки уровня здоровья школьника:
- предназначен для детей школьного возраста: все используемые величины получены на контингенте здоровых детей, сопоставлены с региональными нормативами и тем самым позволяют делать адекватную оценку уровня их здоровья;
- физиологичен: используются характеристики, отражающие морфофункциональное состояние, а также состояние и резервные возможности кардиореспираторной системы;
- чувствителен: позволяет оценить состояние и резервные возможности организма детей, не имеющих хронических заболеваний; и обозначить группы риска по кардиореспираторной системе;
- выбор интервалов уровней обоснован: все интервалы составляющих показателя уровня здоровья рассчитаны на основе средних величин и их среднеквадратичного отклонения, а интегральный показатель уровня здоровья имеет гауссовское распределение.
Список литературы
1. Баевский P.M. Прогнозирование здоровья на грани нормы и патологии. - М., - 1979.
2. Апанасенко Г.А., Науменко Р.Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Гигиена и санитария, 1985. - №6. - с.53-56.
3. Межрегиональные нормативы для оценки длины и массы тела от 1 года до 14 лет - М., 1990, - 36 с.
4. Ширяева И.С., Савельев Б.П., Куприянова О.О. Параметры функционального состояния кардиореспираторной системы ребенка//Росс.пед.ж. - 2000. - №1. - с.41-43.
5. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников// Росс.пед.ж. - 1998, - №1. - с.9-11.
Способ оценки уровня здоровья школьника, включающий замер антропометрических и физиологических показателей, расчет относительных величин, их оценку в баллах и определение показателя здоровья по оценочной шкале, отличающийся тем, что у ребенка определяют массу и длину тела, жизненную емкость легких, систолическое и диастолическое артериальное давление, время восстановления пульса после выполнения стандартной нагрузки PWC170, вычисляют антропометрический показатель АП как масса/длина тела, вентиляционный показатель ВП как жизненная емкость легких/масса тела, сердечный индекс СИ, удельную работоспособность УР как динамометрия/масса тела, резервный показатель РП как время восстановления пульса после нагрузки, оценивают каждый признак в баллах, согласно табл. 1, суммируют полученные баллы и при сумме баллов, равной или меньше 2, уровень здоровья оценивают как низкий, от 3 до 5 - ниже среднего, от 6 до 10 - как средний, от 11 до 13 - выше среднего, при сумме баллов 14 и более - как высокий.