Способ получения и сжатия азотно-воздушной смеси и устройство для его осуществления
Изобретение относится к области разработки мобильных компрессорных станций, предназначенных для получения в полевых условиях из атмосферного воздуха азотно-воздушной смеси для использования при проведении технологических операций в нефтедобывающей и газовой отраслях промышленности. Способ получения и сжатия азотно-воздушной смеси заключается в том, что атмосферный воздух подготавливают к частичному отделению кислорода, пропускают через газоразделительную установку и сжимают до рабочего давления. Подготовку газовой смеси к газоразделению осуществляют параллельно двумя малогабаритными многоступенчатыми компрессорами. Частичное отделение кислорода производят после третьей ступени с использованием половолоконной мембранной технологии. Дожатие азотно-воздушной смеси до рабочего давления нагнетания производят на IV ступени компрессоров. Устройство содержит два малогабаритных компрессора, обеспечивающие параллельно действующую многоступенчатую технологию подготовки воздушной смеси к газоразделению, и коллектор. Привод одного компрессора через механическое сцепление и карданный вал осуществляется от дизельного двигателя автомобиля, второго - от двигателя шасси автомобиля. Использование изобретения позволяет значительно уменьшить вес и габариты станции, увеличить ее мобильность. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области разработки мобильных компрессорных станций, предназначенных для получения в полевых условиях из атмосферного воздуха азотно-воздушной смеси для использования при проведении технологических операций в нефтедобывающей и газовой отраслях промышленности.
Известно устройство для приготовления и нагнетания газовых и газожидкостных взрыво-пожаробезопасных смесей на основе азота, описанное в патенте РФ № 2089750, содержащее размещенные на транспортном средстве воздушный компрессор низкого давления, соединенный своим выходом с входом мембранного аппарата, и дожимной аппарат, который выполнен в виде поршневого или плунжерного насоса с газовым и жидкостным входами, причем газовый вход поршневого насоса соединен с выходом мембранного аппарата, жидкостной вход -с насосом для подачи жидкости из емкости, а выход - с входом сепаратора, газовый выход которого является выходом устройства для получения газообразного азота, а жидкостной выход сепаратора соединен с емкостью для жидкости.
Недостатками этого устройства, на наш взгляд, является ненадежная работа при использовании при низких температурах, а также громоздкость из-за наличия большого количества узлов.
Известно также техническое решение по патенту №2107807, в котором описан способ получения газовой инертной смеси из атмосферного воздуха путем его предварительного сжатия, пропускания под давлением через установку, задерживающую кислород и пары воды, и сжатия до рабочего давления подачи в скважину газовой инертной смеси. Предварительное сжатие атмосферного воздуха и сжатие газовой инертной смеси до рабочего давления подачи в скважину осуществляют многоступенчатым компрессором, при этом установку, задерживающую кислород и пары воды, включают между низкоатмосферными и высокоатмосферными ступенями компрессора. В многоступенчатом компрессоре происходит последовательное сжатие атмосферного воздуха. Недостатком этого способа является то, что для разделения воздуха с помощью абсорбера требуется использование баллонов высокого давления, что приводит к значительному увеличению массы и габаритных размеров компрессорной станции и снижению ее мобильности.
Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения является техническое решение по патенту РФ № 2187698, которое представляет собой размещенные на шасси автомобиля многоступенчатый поршневый компрессор, соединенный с входом мембранного газоразделительного аппарата, включает холодильники и водомаслоотделители, установленные после каждой ступени сжатия. Выход второй ступени сжатия первого компрессора через холодильники и водомаслоотделители соединен с входом мембранного газоразделительного аппарата, причем выход второй ступени сжатия воздушного компрессора через холодильник и водомаслоотделитель соединен с входом мембранного газоразделительного аппарата через блок фильтров. Выход мембранного газоразделительного аппарата соединен трубопроводом с входом третьей ступени сжатия воздушного компрессора, которая совместно с четвертой ступенью сжатия выполняет роль дожимного аппарата. Кроме того, на трубопроводе с выхода второй ступени сжатия и на трубопроводе перед входом третьей ступени сжатия воздушного компрессора установлена запорная арматура. На третьей ступени обедненный кислородом воздух сжимается, охлаждается в холодильнике третьей ступени, затем очищается в водомаслоотделителе третьей ступени. После сжатия обедненного кислородом воздуха в четвертой ступени до конечного давления он охлаждается в холодильниках. Далее после отделения капельной влаги и масла в водомаслоотделителе сжатый, обедненный кислородом воздух подается по внешнему воздухопроводу на скважину.
Недостаток ближайшего аналога заключается в том, что в связи с необходимостью получения азотно-воздушной смеси большого давления при использовании всего одного компрессора компрессорная станция представляет собой крупногабаритную и немобильную конструкцию.
Задача изобретения - увеличение мобильности передвижной азотно-компрессорной станции за счет значительного снижения ее габаритных параметров и веса по сравнению с ближайшим аналогом.
Указанная задача решается следующим образом.
Предлагается способ получения и сжатия азотно-воздушной смеси, заключающийся в том, что атмосферный воздух подготавливают к частичному отделению кислорода, пропускают через газоразделительную установку, сжимают до рабочего давления, отличающийся тем, что подготовку газовой смеси к газоразделению осуществляют параллельно двумя малогабаритными многоступенчатыми компрессорами, частичное отделение кислорода производят после третьей ступени с использованием половолоконной мембранной технологии, полученную азотно-воздушную смесь направляют на дожатие до рабочего давления нагнетания на IV ступени компрессоров.
Таким образом, в отличие от известного способа в предлагаемом способе сжатие атмосферного воздуха осуществляется двумя компрессорами одновременно, газоразделение осуществляется после третьей ступени сжатия с использованием нового принципа разделения воздуха - с помощью половолоконной мембранной технологии, позволяющей значительно снизить вес и габаритные размеры передвижной азотно-компрессорной станции.
Первоначально, до поступления сжатого воздуха в половолоконные мембранные модули газоразделительного блока, где происходит частичное отделение кислорода, производится дополнительная очистка сжатого воздуха от влаги и масла в фильтрах предварительной и тонкой очистки.
После частичного отделения кислорода полученная азотно-воздушная смесь поступает сначала на IV ступень первого компрессора, затем - на IV ступень второго компрессора, где дожимается до рабочего давления.
В отличие от известного технического решения в предлагаемом техническом решении используются два малогабаритных компрессора, обеспечивающие параллельно действующую многоступенчатую технологию подготовки воздушной смеси к газоразделению, привод одного компрессора через механическое сцепление и карданный вал осуществляется от дизельного двигателя автомобиля, второго - через коробку передач отбора мощности, карданный вал и редуктор от двигателя шасси автомобиля, содержит коллектор, а газоразделительный аппарат изготовлен на основе половолоконной мембранной технологии.
На чертеже представлена блок-схема работы заявляемого устройства.
1 и 2 - поршневые W-образные шестирядные компрессоры;
3 - коллектор;
4 - газоразделительный блок.
I- IV - ступени сжатия компрессоров 1 и 2.
Все составные части станции смонтированы на раме станции, состоящей из двух частей, и защищены от атмосферных осадков кузовом с открывающимися боковыми и торцевыми щитами и люками на крыше кузова.
Принцип работы устройства следующий.
Атмосферный воздух через воздушные фильтры типа ЯМЗ-236 всасывается в цилиндры I ступени каждого компрессора 1 и 2, сжимается, охлаждается в U-образном трубчатом холодильнике с водяным охлаждением, затем поступает в водомаслоотделитель центробежного типа для отделения капельной влаги и масла; далее - на всасывание во II ступень компрессора.
Процессы сжатия, охлаждения, отделения капельной влаги и масла с I по III ступень одинаковы.
После водомаслоотделителей III ступени воздух, сжатый до 36...38 кгс/см2 от двух компрессоров 1 и 2 через объединяющий коллектор 3 направляется на вход в газоразделительный блок 4.
Сначала, до поступления сжатого воздуха в половоконные мембранные модули газоразделительного блока 4, где происходит частичное отделение кислорода, производится дополнительная очистка сжатого воздуха от влаги и масла в фильтрах предварительной и тонкой очистки.
После частичного отделения кислорода полученная азотно-воздушная смесь поступает на сжатие до рабочего давления сначала на IV ступень первого компрессора, где сжимается до 80 кгс/см2, затем - на IV ступень второго компрессора, где дожимается до рабочего давления нагнетания - 200 кгс/см2, после чего подается потребителю.
Управление компрессорами производится в следующем порядке: поочередно включают приводные двигатели, затем увеличивают число оборотов двигателей с холостых до рабочих, включают сцепление, начинают работать компрессоры, остановка двигателей производится оператором поочередно от двух расположенных рядом щитов управления.
На станции обеспечивается:
- визуальный контроль основных параметров работы станции;
- световая и звуковая аварийная сигнализация и автоматическая аварийная зашита с одновременным отключением двух компрессоров при отклонении основных параметров выше или ниже допустимых значений;
- автоматический контроль концентрации кислорода в закачиваемой азотно-воздушной смеси с отключением процесса закачки при увеличении содержания кислорода выше 13%;
- блокировка (невозможность) запуска двигателя и компрессоров при отключении отдельных параметров ниже нормы.
Изобретение реализовано в передвижной азотной компрессорной станции ПКСА-9/200, представляющей собой перспективную разработку ОАО “Уральского компрессорного завода”, г.Екатеринбург.
Привод одного компрессора через механическое сцепление и карданный вал осуществляется от дизельного двигателя ЯМЗ-238М2, второго - через коробку передач отбора мощности, карданный вал и редуктор от двигателя шасси автомобиля ЯМЗ-238Б.
Все составные части станции смонтированы на раме станции, состоящей из двух частей, и защищены от атмосферных осадков кузовом с открывающимися боковыми и торцевыми щитами и люками на крыше кузова.
Передвижная азотно-компрессорная станция смонтирована на специально разработанном шасси автомобиля повышенной проходимости типа Урал-532661.
Литература
1. Патент РФ № 2089750, МПК F 04 В 35/02.
2. Патент РФ № 2107807, МПК Е 21 В 35/00.
3. Патент РФ № 2187698, МПК F 04 В 41/00.
1. Способ получения и сжатия азотно-воздушной смеси, заключающийся в том, что атмосферный воздух подготавливают к частичному отделению кислорода, пропускают через газоразделительную установку, сжимают до рабочего давления, отличающийся тем, что подготовку газовой смеси к газоразделению осуществляют параллельно двумя малогабаритными многоступенчатыми компрессорами, частичное отделение кислорода производят после третьей ступени с использованием половолоконной мембранной технологии, дожатие азотно-воздушной смеси до рабочего давления нагнетания производят на 1V ступени компрессоров.
2. Устройство для получения и сжатия азотно-воздушной смеси, отличающееся тем, что используются два малогабаритных компрессора, обеспечивающих параллельно действующую многоступенчатую технологию подготовки воздушной смеси к газоразделению, привод одного компрессора через механическое сцепление и карданный вал осуществляется от дизельного двигателя автомобиля, второго - от двигателя шасси автомобиля, содержит коллектор, а газоразделительный аппарат изготовлен на основе половолоконной мембранной технологии.