Устройство для электрической пожарной и тревожной сигнализации
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 74 с, 18
Йвто вк аидетельстм н изоО тение
ОПИСННИЕ устройства для электрической пожарной и тревожной сигнализации.
К авторскому свидетельству Н. П. Годовикова, заявленному 24 августа
1930 года (заяв. свид. М 75140).
О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1931 года.
Предлагаемое изобретение касается а в крайнем правом положении — конустройства для электрической пожарной такты 40, 41 и 45, 46. Стержень 20 и тревожной сигнализации, в котором i снабжен на конце зубом 24, удерживаприменены включенные последовательно ющим прп нерабочем положении реле Б в линейную цепь реле обрыва и реле поворотный контакт 25, а под стержнем короткого замыкания. Изобретение имеет 13 расположен рычаг 27 с зубом 26, целью исключить возможность ложной; замыкающим контакты 29 и 34. В cBQHx тревоги и состоит в конструктивной нижних положениях контакты 25 EI 29 заформе выполнения устройства, при ко- мыкают соответственно контакты 36 и 30. торой для включения сигнала тревоги ) Источникамп тока служат батарея .7 необходимо заставить сработать в опре. и генератор переменного тока Л . Для деленной последовательности реле об- подачи сигналов служат световые трансрыва и реле короткого замыкания., паранты Я, Е, 3, И и звонок постоянНа чертеже изображена схема пред- i ного тока Г. лагаемого устройства. Отправительные сигнальные посты
На центральном пожарном посту имеют ка кдый по коммутатору 1 с конустанавливаются три реле: реле корот- тактами 2 — 10 и звонку переменного кого замыкания Б, реле обрыва А и тока hf. Контакты 2 — 5 включены в лиреле заземления B. Сердечник 18 пер- нию через сопротивление R, а осталоВОГО из них заканчивается стержнем 20, l ные еHPIIocpekcòÂeíío. HpoBoäß сОРди сквозь прорезь 19 в котором пропущен няющие отправительные посты с одним зубчатый стержень 22, подвижный вдоль,полюсом батареи, например, плюсом, своей оси и находящиися под действием заменяются одним общим, а соединяюпружины 23, Реле л имеет, соответ- щие пх с минусом тянутся отдельно ственно, подобные стержни 13 и 16. На: к каждому посту. стержнях 22 и 16, как на осях, сидят Нормально ток батареи .T проходит контактные диски 44 и 33, при чем l последовательно через реле обрыва 1, первый предназначен для замыкания реле короткого замыкания Б, сопроконтактов 48, 47 и 42, 43, будучи тивление Л, контакт 2 и переключатель от них изолирован, а второй †край- коммутатора 1. При этом сердечник 12 нем левом положении контактов 31, 32 i реле А под действием тока втянут и должен замыкать, соединяя их имею- зацепляет нижним концом стерженька 13 щимся на нем контактным мостиком,, с прорезом 14 за зубец 15 стержня 16. благодаря чему удерживает стержень 16, оттягиваемый вправо пружиной 17. Сопротивление R подбирается таким, чтобы реле Б не втягивало свой сердечник 18 при нормальной силе тока. Благодаря этому он зацепляет верхней частью прореза 19 в стержне 20 за зубец 21 стержня 22 и задерживает стержень 22, о гтягиваем ый вправо пружиной 23. При обрыве в линейной цепи ток прекратится, сердечник 12 реле обрыва А отпустится и, действуя нижним концом стерженька 13 на рычажок 27, освободит контакт 29, который, падая на контакт 30, включит световой сигнал 3 и звонок 1.
Так как при опускании сердечника 12 зубец 15 на стерженьке 16 освобождается и стерженек 16 передвинется на один зубец вправо, то для того, чтобы, под влиянием этого движения не про1 изошло размыкания контактов 31 и 32 I опи делаются гибкими и пружинящими. àê как вслед за обрывом провода может произойти замыкание шлейфа, то для того, чтобы не было подано двойного сигнала обрыва и замыкания, контакт 25 соединяется не непосредственно с полюсом оатареи Л, а через
1 контакты 34 и 29. Таким образом, если произошел сначала обрыв линейной цепи, то клапан 29 откидывается, включает сигнал обрыва и отсоединяет, благодаря размыканию с контактом 34, контакт 25 от полюса батареи Л; если теперь произойдет замыкание проводов, двойного сигнала, могущего привести в замешательство дежурного, быть не может. При коротком замыкании в линейной цепи шунтируется сопротивление R, от чего сила тока в цепи увеличивается и достигает величины, достаточной для того, чтобы реле Б сработало. Стержень 20 освободит контакт 25 и последний, падая, соединится с контактом 36, сигнал Е загорится и зазвонит звонок Г. Реле А блокируется на батарею Л через сопротивление R и поэтому, если теперь произойдет обрыв, то вторичный сигнал не будет дан.
При заземлении общего провода через обмотку реле В пойдет ток, который заставит якорь 37 притянуться и замкнуть контакты 38 и 39, вследствие чего зазвонит звонок Г и загорится световой сигнал И. Так как реле Б при этом не сработает, то это и будет указывать на то, что заземлился оощий провод. Так как реле В может притянуть свой якорек 37 от атмосферных разрядов, то для ослабления их действия можно включить параллельно обмотке реле В искровой промежуток.
При заземлении же провода, идущего от реле Б к сопротивлению R, сработает «е только реле В, но и реле Б, вследствие чего получит "i дзойной сигнал „замыкание и „заземлен«е" проводов, что указывает на то, что заземлился не общий провод, а провод шлейфа.
Номер шлейфа указан на откинувшемся контакте 25. Для дачи сигнала тревоги, нужно перевести переключатель коммутатора 1 против часовой стрелки. Вследствие четырехкратного прерывания и последующего возникновения нормального рабочего тока реле 4 четыре раза отпустит и притянет свой сердечник 12, вследствие чего, проходя по одному зубцу через прорез 14 в стержне 13, стержень 16 весь передвинется вправо.
При этом диск 33 разомкнет контакты 31 н 32, замкнет контакт 40 с контактом 41, а контакт 45 с контактом 46, при чем сама п,ластинка 33 остается изолированной от этих контактов. При дальнейшем движении ползунка 1 по контактам 6, 7, 8 и 9 будет происходить попеременное замыкание и размыкание сигнального шлейфа помимо сопротивления R, вследствие чего реле Б будет то втягивать, то отпускать свой сердечник 18, Стержень 22, проходя по одному зубцу через прорез 19 в стержне 20, передвинется весь вправо и пластинка 44 нажмет и заставит замкнуться контакты 42, 43 и 47, 48, при чем зазвонит звонок Г и загорится сигнал Я. Вследствие замыкания контакта 45 с контактом 46 и контакта 47 с контактом 48 переменный ток низкого напряжения от генератора К пойдет в шлейф, Через реле А. и Б, вследствие их большого реактивного сопротивления пойдет ток ничтожной силы. Через посредство же ползунка 1, ставшего на контакт 10 переменный ток пойдет в обмотку звонка 11 и последний зазвонит, давая знать, что сигнал принят.
Прерывистые замыкания, заземление, и обрыв проводов шлейфа не должны, оказывать влияния на передвижение 22, ы 1б вправо, следовательно в этих, случаях контакты 40, 41, 42 и 43 оста- 1 нутся в покое и тревоги быть не может.
При прерывистом замыкании проводов шлейфа, получившемся от ослаоевания и качания проводов замкнутся конта- кты 42 и 43 у реле Б, но контакты 40 и 41, реле А остаются разомкнутыми, следо- вательно сигнала тревоги не будет. При прерывистом замыкании и обрыве шлей- | фа откинется только клапан 29 и после, первого же замыкания дальнейшие обры-; вы и замыкания на реле А действовать; ие будут, так как этот клапан, отки- j нувшись, заставляет замкнуться между собой контакты 35. Реле А втянув при замыкании свой сердечник 12, уже ни при каких последующих обрывах в ли-; нейной цепи его не отпустит, а следо- 1 вательно сигнал тревоги и в этом случае не будет дан. Для того, чтобы замкнулись контакты 40 и 41, нужно, чтооы, обрывы и последующие замыкания про- исходили через сопротивление Я и не должно быть ни одного короткого замы- кания, а так как это при обрывах линейнои цепи произойти почти не может, то, следователено, ложная тревога почти: исключена. (Предмет изобретения. (1. Устройство для электрической по-, жарной и тревожной сигнализации с применением вкгпоченных последова- тельно в линейную цепь реле обрыва и реле короткого замыкания, приходягцих в действие при подаче сигнала тревоги, отличающееся тем, что, с целью избежания приема ложных сигналов тревоги при беспорядочных прерываниях тока от оорыва проводов и беспорядочных коротких замыканий в линии, первые контакты коммутатора каждого передатчика сигналов тревоги присоединены к линии через сопротивлениеЯ, а следующие контакты коммутатора присоединены к линии непосредственно для того, чтооы при подаче сигнала тревоги сначала приходило и действие только реле оорыва А и перемещался на несколько зубцов управляемый этим реле зубчатый стержень 16, замыкающий в конечном положении контакты 40 и 41, а затем приходило в действие только реле короткого замыкания Б и перемещался на несколько зубцов управляемый этим реле зубчатый стержень 22, замыкающий в конечном положении контакты 42, и 43, включающие совместно с контактами 40, и 41 звонок, лампу или ветовую доску, указывающие на прием сигнала тревоги.
2. При охарактеризованном в п. 1 устройстве снабжение реле Б контактами 35, замыкающимися при приведении этого ре Iе в действие и служащими дчя блокирования реле А путем включения его в цепь батареи,7;
3. При охарактеризованном в и. 1 устройстве снабжение реле А контактами 29, и 34, размыкающимися lIpR приведении этого реле в действие и служащими для разъединения цепи того приспособления, которое отмечает короткое замыкание в линии.
4. При охарактеризованном в и. 1 устройстве применение реле заземления В, присоединенного к нулевой точке батареи Л и генератора К, служащего для посылки ответного сигнала яа передатчики.