Способ отметки места падения учебных боеприпасов

Изобретение относится к области боеприпасов, может быть использовано в боеприпасах, преимущественно учебных или ориентирно-сигнальных. Способ заключается в одновременном разрушении головной и хвостовой части боеприпаса при встрече боеприпаса с грунтом, установке на грунт в месте падения боеприпаса сигнального элемента, подающего сначала сигнал переменной силы света - вспышку, а затем сигнал постоянной силы света. Технический результат состоит в повышении точности постановки сигнала, надежности обнаружения места падения учебного боеприпаса и точности координации сигнала относительно мишенной обстановки. 2 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к области боеприпасов, может быть использовано в учебных (практических) или ориентирно-сигнальных боеприпасах.

Известны способы отметки места падения учебных (практических) боеприпасов, заключающиеся в подаче сигналов с места падения.

В зависимости от условий применяются звуковые, дымовые или световые сигналы.

Известен способ отметки точки падения авиабомбы при применении по наземным и морским целям (патент Франции №1544181).

Сигнал обеспечивают дымом различных цветов, красящим составом (на воде) или звуковым сигналом. Недостатком данного способа является невозможность обеспечения координации места падения в ночных условиях.

Известен способ отметки места падения учебного боеприпаса по международной заявке WO 00/73730, F 42 B 12/40 (прототип).

Способ заключается в отстреле из артиллерийского орудия учебного боеприпаса, представляющего собой гильзу и снаряд в виде двух емкостей, разделенных перегородкой и закрытых колпаком, разрушении при встрече с преградой колпака и перегородки между емкостями, смешении составов емкостей с образованием кратковременного сигнала “вспышка” для обозначения точки падения снаряда.

Кроме того, способ предусматривает возможность разрушения перемычки между емкостями в момент выстрела из орудия и выполнение колпака из прозрачного материала, в результате чего обеспечивается продолжительное световое свечение для визуального наблюдения за траекторией полета снаряда.

К недостаткам данного способа отметки места падения учебного боеприпаса следует отнести:

- использование сигнального элемента, подающего только один кратковременный сигнал “вспышка”, что позволяет зафиксировать точку падения боеприпаса только при наличии фона постоянной яркости и не позволяет зафиксировать ее в условиях рассредоточенного расположения дополнительных источников света или освещенных элементов, представляющих собой фон различной интенсивности излучения;

- невозможность обеспечить установку на грунте сигнального элемента непосредственно в точке падения боеприпаса, так как составы емкостей при ударе снаряда о грунт образуют пятно значительных размеров (низкая точность координации места падения боеприпаса).

Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности координации места падения учебного боеприпаса при наличии светового фона различной интенсивности излучения.

Технический результат состоит в повышении точности постановки сигнала относительно места падения, надежности обнаружения места падения учебного боеприпаса и точности координации сигнала относительно мишенной обстановки.

Технический результат достигается за счет одновременного разрушения при встрече боеприпаса с грунтом головной и хвостовой частей, установке на грунт в месте падения боеприпаса сигнального элемента, подающего сначала сигнал переменной силы света (“вспышка”), а затем сигнал постоянной силы света.

Точность постановки сигнала относительно места падения учебного боеприпаса обеспечивается за счет одновременного разрушения головной и хвостовой частей боеприпаса, что позволяет использовать грунт в качестве поршня для вытеснения сигнальных элементов, а следовательно, обеспечить установку на грунте сигнальных элементов непосредственно в точке падения боеприпаса (совмещение места падения учебного боеприпаса и места расположения сигнального элемента после вытеснения его из корпуса боеприпаса).

Повышение точности координации сигнала относительно мишенной обстановки достигается за счет использования сигнального элемента, подающего последовательно сигналы, сначала сигнал переменной силы света (“вспышка”), а затем сигнал постоянной силы света.

Выбор указанной последовательности сигналов определяется тем, что наблюдателю необходимо выделить сигнал учебного боеприпаса из множества сигналов фона. Сигнал “вспышка” функционально обеспечивает привлечение внимания наблюдателя к месту падения учебного боеприпаса и предшествует сигналу постоянной интенсивности излучения.

Повышение надежности обнаружения места падения учебного боеприпаса обеспечивается сигналами различного вида и их последовательностью. Установлено, что источник светового сигнала с постоянной яркостью, находящийся в поле зрения с иными яркостными объектами, не привлекает внимания наблюдателя и, следовательно, быстрота и надежность обнаружения места падения учебного боеприпаса снижаются.

Способ отметки места падения учебного боеприпаса может быть дополнен следующими действиями и порядком их выполнения:

- сигнал переменной силы света обеспечивают продолжительностью 0,1-2,0 с, а постоянной силы света продолжительностью 5-30 с, при этом интервал между сигналами осуществляют с продолжительностью 0,02-2,0 с;

- интенсивность светового потока подаваемых сигналов обеспечивают в интервале 0,4·106-2,8·106 кд, а отношение силы света этих сигналов к силе света фона - в интервале 0,33·102-0,93·106.

Технический результат от выполнения дополнительных действий состоит в снижении времени, необходимого на поиск сигнала, и в улучшении условий наблюдения сигнала при одновременном повышении работоспособности наблюдателя.

Время действия сигналов определялось с учетом решения наблюдателем основных задач - обнаружения сигнала “вспышка” и координации места падения учебного боеприпаса. Уменьшение минимальных значений времен действия сигналов приводит к снижению надежности обнаружения сигнала и координации места падения учебного боеприпаса. Увеличение времен действия сигналов не повышает эффективности в решении задач поиска и отметки места падения учебного боеприпаса, при этом существенно снижается быстродействие в работе наблюдателя и нерационально расходуются материалы сигнальных элементов. Одновременно проявляется негативное влияние мощного источника излучения на зрительную работу наблюдателя, так как световой сигнал остался в поле зрения наблюдателя и стал усиливать негативное воздействие фона.

Экспериментально установлено, что для однозначного и точного выделения поискового сигнала (“вспышка”) необходима задержка времени между двумя видами сигналов.

Время между сигналами менее 0,02 с приводит к их слиянию, что ухудшает работу наблюдателя, снижает быстроту поиска места падения учебного боеприпаса.

Время между сигналами более 2,0 с также снижает быстродействие работы наблюдателя, приводит к необоснованному ожиданию наблюдателем основного сигнала с постоянной силой света.

Повышение работоспособности наблюдателя обеспечивается выбранным интервалом интенсивности световых сигналов.

Световой поток интенсивностью менее 0,4·106 кд в условиях неравномерной яркости фона, наличия в поле зрения иных световых источников излучения или блестящих объектов мишенной обстановки наблюдателем не обнаруживается (особенно с максимальных высот), при этом требует напряженной зрительной работы и, как следствие, приводит к увеличению числа ошибок при определении места падения учебного боеприпаса. Световой поток интенсивностью более 2,8·106 кд ослепляет наблюдателя, что исключает его зрительную работоспособность при поиске сигналов в течение длительного времени, резко снижает быстродействие и увеличивает число ошибок в определении места падения учебной авиабомбы.

Условия наблюдения сигналов с места падения учебного боеприпаса на фоне с различными источниками излучения характеризуются отношением интенсивностей этих сигналов. Уменьшение приведенного соотношения приводит в дневных условиях к невозможности выделить “нужный” сигнал из множества сигналов и, следовательно, обнаружить место падения учебного боеприпаса. Увеличение приведенного соотношения в ночных условиях вызывает слепящее действие, а следовательно, снижает зрительную работоспособность наблюдателя.

ПРИМЕР

Устройством, обеспечивающим выполнение действий способа, может быть, например, учебная (практическая) авиабомба, содержащая корпус, наполненный пиротехническими сигнальными элементами, головную часть с расположенным в ее полости взрывательным устройством с зарядом взрывчатого вещества, хвостовую часть со стабилизирующим устройством.

В момент встречи авиабомбы с грунтом срабатывает взрывательное устройство, которое инициирует заряд взрывчатого вещества, при этом происходит разрушение головной и хвостовой частей, а также задействование сигнальных элементов, при этом корпус авиабомбы продолжает движение в грунте, который является тормозом для сигнальных элементов, скорость которых уменьшается до нуля, т.е. они остаются на грунте в месте падения авиабомбы и последовательно подают световые сигналы различной интенсивности.

1. Способ отметки места падения учебных боеприпасов, заключающийся в разрушении головной части боеприпаса при ударе о грунт и установке сигнального элемента на грунт в месте падения боеприпаса, отличающийся тем, что одновременно с разрушением головной части боеприпаса осуществляют разрушение его хвостовой части, при этом используют сигнальный элемент, подающий сначала сигнал переменной силы света - вспышку, а затем сигнал постоянной силы света.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что сигнал переменной силы света обеспечивают продолжительностью 0,1-2,0 с, постоянной силы света продолжительностью 5-30 с, при этом интервал между сигналами осуществляют продолжительностью 0,02-2,0 с.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что интенсивность светового потока подаваемых сигналов обеспечивают в интервале 0,4·106-2,8·106 кд, а отношение силы света этих сигналов к силе света фона - в интервале 0,33·102-0,93·106.