Санитарный транспорт "академик литвинов"
Изобретение относится к области техники экстремальной медицины и может быть использовано медицинскими службами для эвакуации и оказания экстренной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и т.п. Предлагаемый транспорт содержит технические средства эвакуации, обнаружения, учета, сортировки, диагностики и спасения пострадавших. Эти средства обеспечивают оказание доврачебной, первой медицинской и первой врачебной помощи. Предусмотрены отсеки медицинских отделений со специальным, санитарным и лечебно-диагностическим оборудованием, приборами и медицинским имуществом. Отделение розыска содержит бортовой радиолокационный комплекс обнаружения, переносный и портативный аппараты обозначения и рефлексотерапии общего и индивидуального пользования. Отделение оценки тяжести состояния пострадавших содержит комплекс принятия решения по времени и месту оказания помощи пострадавшим. В него входят автоматизированные системы учета данных пострадавших и сортировки и прогноза выживаемости раненых. Отделение реанимации и оказания интенсивной терапии содержит бортовой комплект телемедицинского абонентского пункта, а также беспроводную систему управления спасением раненых на базе локальной вычислительной сети. Имеются внутренние и внешние средства связи, а также средства диагностики и спасения пострадавших. Все отсеки содержат рабочие места медицинского персонала, подсобные места для питания и отдыха. Спецотсеки оборудованы местами для тяжело- и легкораненых. Технический результат изобретения состоит в сокращении уровня летальности раненых путем увеличения класса одновременно решаемых соответствующих оперативных задач. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области техники экстремальной, войсковой, авиационной, морской и космической медицины, в частности к техническим средствам эвакуации, розыска, обнаружения, обозначения раненых на поле боя, медицинского учета, сортировки, оказания доврачебной помощи, первой медицинской и первой врачебной помощи, диагностики, терапии раненых и может быть использовано медицинскими службами Вооруженных Сил РФ, Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ и Министерства здравоохранения РФ для эвакуации и оказания экстренной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях при ликвидации медицинских последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в особенности раненым на поле боя.
Известно, что главной задачей медицинской службы ВС РФ в мирное и военное время является оказание экстренной помощи с целью сохранения жизни наибольшему числу раненых, пострадавших и больных и быстрейшего возвращения их в строй. Для выполнения этой задачи необходимо повышение технической оснащенности медицинских подразделений, частей, соединений, армий и флотов, за счет создания новых, наиболее эффективных систем, комплексов, комплектов и средств медицинского назначения.
Существующие подвижные технические средства, принятые в качестве аналогов и содержащие индивидуальное медицинское оснащение военнослужащих, носимые комплекты медицинского имущества, санитарные машины, вертолеты, самолеты, морские корабли и другое оборудование медицинского назначения, не в полной мере отвечают современным требованиям военной медицины ВС России.
В частности, близким техническим решением является устройство подвижного медицинского комплекса - мобильный комплекс медицинского пункта полка /1/, содержащий сортировочно-эвакуационную, автоперевязочную установки, аптеку готовых лекарственных средств на базе автомобилей, мобильный поисково-эвакуационный комплекс в составе бронированных медицинских машин на базе бронетранспортеров, боевых машин пехоты и десанта, выполненных в виде санитарно-эвакуационного транспортера, подвижного медицинского пункта батальона, подвижной перевязочной медицинского пункта полка с беспроводной автоматизированной системой управления и тентом - палаткой, состыковывающейся с бронированной медицинской машиной для укрытия раненых, а также медицинский поисково-эвакуационный вертолет для оказания неотложной помощи раненым на его борту.
Основными недостатками этого комплекса являются недостаточная эффективность технических средств розыска и обозначения групп раненых, ограниченность по осуществлению маневра и развертыванию нового этапа медицинской эвакуации, недостаточность скорой доврачебной и первой медицинской и врачебной помощи.
Общим ограничением существующих транспортных медицинских средств являются традиционные двигательные системы. По мнению автора изобретения, это ограничение, в перспективе, можно преодолеть на пути поиска новых принципов движения, опирающихся на некоторые достижения современной теоретической мысли, в частности, в области физики вакуума.
Физический вакуум в состоянии спиновой поперечной поляризации проявляет себя как спинорное поле кручения пространства-времени, связанное с геометрией Риччи. Спинорные (торсионные) поля вводятся Г.И.Шиповым на строго фундаментально-математическом уровне /2/. Причем основу любого генератора спинового излучения составляет поляризованная по спину электрона среда, управляемая электромагнитными полями. Эти ускоренные частицы, обладающие угловым моментом вращения, излучают одновременно как электромагнитные поля, так и поля кручения, которые имеют нулевую потенциальную энергию взаимодействия. Это означает, что спиновое излучение обладает высокой проникающей способностью и легко отделяется от электромагнитного излучения с помощью клетки Фарадея.
Это свойство целесообразно использовать, помимо прочего, при создании бортовых медицинских систем связи, локации и навигации, несмотря на то, что сила электроспинового излучения электрона в ядре атома оказывается слабее электромагнитного (электростатического) и сильнее силы гравитационного взаимодействия, что наблюдается в эксперименте. При этом интересно, что спиновые поля могут самогенерироваться или возникать как неотъемлемая компонента электромагнитного поля.
По мнению автора изобретения, новые теории могут высветить по иному и известное устройство - так называемый инерцоид В.Н.Толчина /2/, включающий спиновой двигатель, использующий в качестве вращения "рабочего тела" управляемые силы инерции, действующие на центр масс инерцоида, блок управления в виде мотора-тормоза, изменяющего параметры вращения "рабочего тела" двигателя с помощью указанных сил инерции и регулирующий направление и скорость движения центра масс всего транспорта при отсутствии внешней опоры или реакции отбрасываемой массы, - без колес, крыльев, пропеллеров, ракетных двигателей и винтов.
В еще более отдаленной перспективе, санитарный транспорт мог бы быть выполнен из ультрадиспергированного металла, полученного при медленном остывании и в объеме слитка в результате действия электроспиновых излучений полей кручения на расплав, и мог бы содержать энергетическую систему в качестве открытого вращательного источника электроэнергии и тепла, имеющего достаточно высокий коэффициент полезного действия и выполненного на базе вращающихся элементов, взаимосвязанных с правыми положительными электроспиновыми (электроторсионными) полями физического вакуума /2/, герметизированную кабину экипажа транспорта с системой аварийного катапультирования, системой жизнеобеспечения, содержащей подсистемы кислородного питания, терморегулирования, вентиляции и очистки воздуха.
Действительно, все вероятные модели спиновых двигателей конструктивно выполнены так, что их основой служит вращение твердых тел, жидкостей, газов, которые являются источником управляющих сил инерции, действующих на центр масс транспортного средства. Изменяя параметры вращения "рабочего тела", можно менять скорость и направление движения центра масс всей системы. Наиболее экономично такой двигатель проявит себя при движении в воздухе и космосе. Эффективность использования "горючего" в этом случае составит 80-90% в отличие от ракетных двигателей, составляющих сейчас всего 2% /2/. Выбранный в качестве прототипа санитарный транспорт может содержать в своей основе катапультируемую парашютную систему с возможностью размещения в нем современной автономной системы жизнеобеспечения, но он не обеспечивает решения требуемой медицинской задачи Вооруженных Сил Российской Федерации.
Существующий парк гражданских медицинских вертолетов типа МИ-17 "Госпиталь" и военных поисково-спасательных вертолетов МИ-8МБ "Биссектриса" с устаревшим медицинским оснащением крайне ограничен и существующие недостатки прототипа препятствуют их широкому производству и применению. Более того, эти вертолеты не являются сертифицированными по международным требованиям, обладают недостаточно современным медицинским оборудованием, имуществом и средствами наземного и надводного развертывания, не обладают требуемой мобильностью и эваковместимостью раненых.
Поэтому задачей изобретения является сокращение уровня летальности раненых путем увеличения класса одновременно решаемых задач оперативного розыска, сбора, индивидуального и обобщенного учета медицинских данных, автоматизированной сортировки, оценки тяжести, прогноза состояния и выживаемости, выдачи оптимальных решений по времени и месту оказания экстренной помощи, непосредственного проведения доврачебной, первой медицинской и первой врачебной помощи на борту санитарного транспорта во время эвакуации раненых.
Поставленную задачу решает санитарный транспорт "Академик ЛИТВИНОВ", включающий перспективный двигатель сверхбыстрого передвижения, блок управления двигателем, регулирующий направление и скорость движения центра масс всего транспорта, высокопроизводительную энергетическую систему электроэнергии и тепла, герметизированную кабину экипажа транспорта с системой аварийного катапультирования, системой жизнеобеспечения, содержащей подсистемы кислородного питания, терморегулирования, вентиляции и очистки воздуха.
Санитарный интенсивно-терапевтический транспорт (СИТ) выполнен в виде экстренного спасателя, передвигающегося по твердой поверхности, по воде, в воздухе, в космическом пространстве, в перспективе без экологически вредного воздействия на окружающую природную среду. Он содержит технические средства эвакуации, обнаружения, учета, сортировки, диагностики, интенсивной терапии, хирургии и спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях путем оказания доврачебной, первой медицинской, первой врачебной и операционно-реанимационной помощи, имеет разделенные перегородками на отсеки герметизированные медицинские отделения, соответствующие своему назначению, с установленным в этих отсеках-отделениях специальным, санитарным, лечебно-диагностическим оборудованием, приборами и медицинским имуществом.
Это бортовые и выходные космические и подводные скафандры для спасателей, бортовые и индивидуальные средства погрузки и разгрузки раненых, бортовые средства стыковки с космическими, наземными и подводными объектами спасения для взятия и эвакуации пострадавших, сопряженные с выходными герметизированными люками санитарного транспорта, в частности средства стыковки с различными типами кораблей, орбитальных станций и в перспективе подводных лодок, атомоходов, члены экипажей которых терпят бедствие. Отсек медицинского отделения розыска осуществляет поиск обозначенных индивидуальными пассивными рассеивателями - электромаркерами собранных групп раненых на поле боя, санитарных объектов - медицинских пунктов батальонов, полков, бригад, экстренных санитарных спасателей, а также морских буев, морских и космических объектов спасения, имеющих пострадавших, содержит бортовой радиолокационный комплекс аппаратуры поиска, обнаружения и ранжирования раненых и объектов розыска. Отсек медицинского отделения оценки тяжести пострадавших, учета и сортировки раненых содержит аппаратно-программный комплекс принятия решений по времени и месту оказания помощи пострадавшим, включающий автоматизированную систему медицинского учета данных пострадавших непосредственно на поле боя и на первом уровне ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, взаимосвязанную с автоматизированной системой сортировки и прогноза выживаемости раненых. Отсек отделения оказания раненым экстренной доврачебной, первой медицинской, первой врачебной помощи по неотложным показаниям содержит бортовой комплект абонентского пункта, включающий технические средства автоматизации сбора, обработки, хранения и радиопередачи медицинских данных для проведения видеотелеконференций в реальном масштабе времени с военно-полевыми, стационарными и тыловыми госпиталями, программные средства общего и специального назначения, аппаратно-программные средства подключения к телекоммуникациям, медицинское имущество, включая комплекты доврачебной, первой медицинской и первой врачебной помощи, а также автономную систему управления спасением раненых, соединенную с локальной вычислительной сетью, связными радиостанциями и внутрипереговорными устройствами.
Санитарный транспорт содержит автоматизированные бортовые и индивидуальные средства погрузки и разгрузки раненых, удобные носилочные и посадочные места для тяжело- и легкораненых, рабочие места для медперсонала-специалистов врачебно-санитарной бригады транспорта, подсобные помещения для питания и отдыха, выходные герметизированные люки-лазы.
В проанализированной литературе не выявлено источников, описывающих данную совокупность отличительных признаков, и предлагаемое техническое решение явным образом не следует для специалиста из уровня современной техники.
Таким образом, оно соответствует критериям изобретения "новизна" и "изобретательский уровень".
Предлагаемое изобретение может быть использовано в экстремальной, войсковой, авиационной, морской и космической медицине, и, таким образом, оно соответствует критерию изобретения "промышленная применимость".
На чертеже приведена функциональная блок-схема санитарного транспорта 1 "Академик ЛИТВИНОВ".
Санитарный транспорт 1 содержит следующие элементы:
2 - двигатель, 3 - блок управления,
4 - энергетическая система,
5 - вращающие элементы двигателя,
6 - герметизированная кабина экипажа,
7 - места пилотов с приборными досками и системой аварийного катапультирования,
8 - система жизнеобеспечения транспорта,
9 - подсистема кислородного питания,
10 - подсистема терморегулирования транспорта,
11 - подсистема вентиляции и очистки воздуха,
12 - технические средства эвакуации,
13 - технические средства обнаружения,
14 - технические средства учета и сортировки,
15 - технические средства диагностики и спасения пострадавших,
16 - герметизированные перегородки отсеков,
17 - отсек медицинского отделения эвакуации,
18 - выходные космические скафандры,
19 - морские подводные скафандры,
20 - бортовые средства погрузки и разгрузки.
21 - индивидуальные средства погрузки и разгрузки раненых,
22 - бортовые средства стыковки с объектами, терпящими бедствие,
23 - выходные герметизированные люки-лазы,
24 - отсек медицинского отделения розыска раненых,
25 - электромаркеры - индивидуальные пассивные рассеиватели,
26 - бортовой радиолокационный комплекс аппаратуры обнаружения раненых,
27 - переносный инфракрасный пеленгатор,
28 - переносный радиолокатор - "индикатор жизни раненого",
29 - переносный аппарат обозначения и рефлексотерапии общего пользования,
30 - портативный аппарат обозначения и рефлексотерапии индивидуального пользования,
31 - отсек медицинского отделения оценки тяжести состояния пострадавших,
32 - аппаратно-программный комплекс принятия решения по времени и месту оказания помощи пострадавшим,
33 - автоматизированная система медицинского учета данных,
33-1 - комплект индивидуальных носителей информации,
33-2 - комплект аппаратуры записи-считывания,
33-3 - прибор первичной оценки состояния поражения раненых,
34 - автоматизированная система сортировки и прогноза выживаемости раненых,
34-1 - прибор оценки тяжести и прогнозирования исходов шока раненых,
34-2 - комплект экстренной медицинской сортировки пострадавших,
35 - отсек медицинского отделения реанимации и оказания интенсивной терапии,
36 - бортовой комплект абонентного пункта,
37 - реанимационное, хирургическое, терапевтическое, санитарное и аптечное медицинское имущество,
38 - автономная система управления спасением раненых,
39 - бортовая локальная вычислительная сеть,
40 - связные радиостанции,
41 - внутрипереговорные устройства,
42 - рабочие места медицинского персонала,
43 - подсобные места для питания и отдыха,
44 - места для тяжелораненых,
45 - места для легкораненых.
Заявленное устройство представляет собой санитарный транспорт 1 "Академик ЛИТВИНОВ", который содержит двигатель 2, соединенный с блоком управления 3, подключенным к энергетической системе 4, связанной с вращающими элементами 5 двигателя 2. В герметизированной кабине 6 экипажа размещены места 7 пилотов с приборными досками и системой аварийного катапультирования, система жизнеобеспечения 8 транспорта, включающая подсистему кислородного питания 9, подсистему терморегулирования 10, подсистему вентиляции и очистки воздуха 11. Санитарный транспорт 1, выполненный в виде спасателя, содержит технические средства эвакуации 12, обнаружения 13, учета и сортировки 14, диагностики и спасения 15 и имеет герметизированные разделенными перегородками 16 отсеки. Отсек медицинского отделения эвакуации 17 содержит технические средства эвакуации 12, включающие выходные космические скафандры 18, морские подводные скафандры 19, бортовые 20 и индивидуальные 21 средства погрузки и разгрузки раненых, бортовые средства стыковки 22 с объектами, терпящими бедствие. Отсек медицинского отделения эвакуации 17 оборудован выходными герметизированными люками-лазами 23. Отсек медицинского отделения розыска раненых 24 содержит технические средства обнаружения 13, включающие индивидуальные пассивные рассеиватели 25, бортовой радиолокационный комплекс аппаратуры обнаружения раненых 26, переносный инфракрасный пеленгатор 27, переносный радиолокатор - "индикатор жизни раненого" 28, переносный аппарат обозначения и рефлексотерапии общего пользования 29 и портативный аппарат обозначения и рефлексотерапии индивидуального пользования 30.
Отсек 31 медицинского отделения оценки тяжести состояния пострадавших оснащен техническими средствами учета и сортировки 14, содержащий аппаратно-программный комплекс 32 принятия решения по времени и месту оказания помощи пострадавшим, включающий автоматизированную систему медицинского учета данных 33, содержащую комплект индивидуальных носителей информации (ИНИ) 33-1 раненых, комплект аппаратуры записи-считывания 33-2, содержащий блоки управления, эталонной памяти, отображения информации, регистры, счетчики, блоки оперативной памяти, блок считывания, блоки сравнения, блок ввода данных, и прибор первичной оценки состояния поражения 33-3 раненых, включающий физиологические датчики, соединенные с аналого-цифровым преобразователем и дисплеем. Автоматизированная система медицинского учета данных 33 взаимосвязана с автоматизированной системой сортировки и прогноза выживаемости раненых 34, содержащей приборы 34-1 оценки тяжести и прогнозирования исходов шоков пострадавших при механических и термических повреждениях, сопряженные с комплектом 34-2 экстренной медицинской сортировки пострадавших. Отсек медицинского отделения реанимации и оказания интенсивной терапии 35 содержит бортовой комплект абонентного пункта 36, реанимационное, хирургическое, терапевтическое, санитарное и аптечное медицинское имущество 37, автономную систему управления спасением раненых 38, соединенную с бортовой локальной вычислительной сетью 39; связными радиостанциями 40, внутрипереговорными устройствами 41, рабочие места медицинского персонала 42, подсобные места для питания и отдыха 43, места для тяжелораненых 44 и легкораненых 45.
Бортовой комплект абонентного пункта содержит сервер доступа, к которому подключен персональный компьютер, сконфигурированный для телемедицины и соединенный с цифровой телекамерой и цифровым видеомагнитофоном диагностической видеосистемы, а также включает источники аналоговых и цифровых видеосигналов и аудиосигнала, блок визуального и звукового отображения информации, беспроводные и проводные средства передачи аналогового, цифрового аудио и видеосигналов, передачи данных, аппаратный интерфейс к медицинской аппаратуре, универсальную клиентскую управляющую оболочку телемедицины с подключением основных и вспомогательных элементов, модуль интерфейса к среде базы данных телемедицины, модуль коммуникационного интерфейса для взаимодействия управляющей оболочки с каналами связи, их тестирования и оптимизации протоколов передачи данных, модуль интерфейса для захвата неподвижных изображений, звука и видеоизображений с последующей возможностью его записи, хранения и передачи по сетям связи, модуль интерфейса для воспроизведения неподвижных изображений, звука и видеоизображений с последующей возможностью их последующего просмотра, прослушивания, записи и хранения, блок связи между объектами телемедицины, маршрутизатор связи, блок беспроводного и проводного доступа в локальную сеть объектов, средства дистанционного обучения медицинских специалистов. При этом в состав бортового комплекта абонентного пункта входят антивирусные и специальные программы, программное обеспечение общего назначения, а его средства коммуникации включают модемы для связи по проводам коммутируемых радиотелефонных и других каналов, например, ISDN, а также сетевые проводные, беспроводные и высокоскоростные адаптеры, модуляторы и радиомодемы.
Санитарный транспорт 1 работает на основе закона сохранения энергии, который для предполагаемых перспективных двигателей допускает, как считает автор изобретения, обмен между поступательным и вращательным импульсами за счет определенного взаимодействия с вакуумом. Это может проявляться в виде феноменов сил инерции в устройствах, подобных инерцоиду В.П.Толчина, изменяющих движение центра масс механической системы - спасателя.
Санитарный интенсивно-терапевтический транспорт «Академик Литвинов» с перспективным двигателем должен быть способен зависать над Землей на любой высоте, свободно парить, почти мгновенно изменять направление движения. Он не будет нуждаться в аэропортах, запускающих устройствах, взлетно-посадочных полосах. Этот транспорт с легкостью будет достигать очень больших скоростей.
Отсеки медицинских отделений эвакуации 17, оценки тяжести состояния 31 пострадавших, реанимации и оказания интенсивной терапии 35 содержат тридцать шесть носилочных мест для тяжелораненых 45, которые размещаются в 2-3 яруса, и сорок четыре посадочных мест для легкораненых 44, причем над секциями носилок устанавливаются флаконодержатели для инфузионной терапии. В передней части всех отсеков 17, 24, 31, 35 оборудованы выходные герметизированные люки-лазы 23 для погрузки-выгрузки раненых на носилках, а внутри отсеков установлены боковые и потолочные тепло - звукоизолирующие панели и настил пола, облицованные влагостойким и устойчивым к дезинфекции отделочным материалом, установлены дополнительное остекление проемов окон и выходы для аварийного покидания транспорта экипажем и членами врачебно-санитарной бригады.
Санитарный транспорт 1 работает следующим образом.
Поиск медицинских объектов и раненых начинают специалисты медицинского отделения розыска в отсеке 24 с помощью бортового радиолокационного комплекса 26 аппаратуры обнаружения /6/ с расстояний 10-15 км. После определения местонахождения объекта поиска и приземления санитарного транспорта 1 непосредственно в очаге санитарных потерь с его борта выходят санитары и санинструкторы, оснащенные переносными инфракрасными пеленгаторами 27, переносными радиолокаторами 28, переносными аппаратами обозначения и рефлексотерапии общего 29 и индивидуального 30 пользования. Последние работают на электромагнитных волнах миллиметрового диапазона (ММД). Розыск раненых на поле боя осуществляют санитары, начиная с расстояния 300-500 м. Непосредственный поиск и обнаружение раненых санитары начинают с помощью переносных радиолокаторов 28, а в темноте с помощью инфракрасных пеленгаторов 27 в радиусе 50-100 м /6/. Найдя раненого, санитар оказывает ему необходимую первую медицинскую помощь при помощи индивидуальных пакетов и аптечек, после чего оставляет раненого в удобном месте, организуя "гнездо" пострадавших, и выставляет около него включенный переносный аппарат 29 обозначения и рефлексотерапии общего пользования, работающий на частоте ММД длин волн 7,1±0,05 мм.
Затем поиск других раненых санитары продолжают аналогичным образом, транспортируя их к первому раненому в образованное "гнездо". При нахождении раненых на расстоянии более 100-120 м от маркированного первого "гнезда", они организуют второе "гнездо" и обозначают его вторым аппаратом 29 обозначения и рефлексотерапии общего пользования. Затем организуют третье "гнездо" раненых и т.д. При обнаружении тяжелораненого с 2-й или 3-й степенью тяжести жизнесостояния непосредственно на месте его обнаружения санитар оказывает ему неотложную доврачебную помощь, дополнительно включая в работу портативный аппарат 30 обозначения и рефлексотерапии индивидуального пользования по методике, указанной в источнике /4/.
Аппараты обозначения и рефлексотерапии общего 29 и индивидуального 30 пользования стимулируют восстановительные процессы в кроветворной системе организма раненых, что увеличивает шансы спасти их жизнь и значительно облегчает дальнейшее лечение полученных механических и термических травм и ранений /5/. Излучение зондирующего сигнала этих аппаратов и их прием поисковыми наземными радиолокаторами 28 и бортовым радиолокационным комплексом 26 аппаратуры обнаружения осуществляют в полосе указанных длин волн. При этом, поскольку отклик различных материальных объектов имеет в каждом случае свой характерный профиль по частотной шкале, то принимаемый радиосигнал является суперпозицией от всех находящихся в зоне поиска объектов и "гнезд" раненых. Причем дискретизацию диапазона выбирают неоднозначной с меньшим шагом, порядка 10 МГц, вблизи пика на частоте 42,06 ГГц и с большим шагом, порядка 100 МГц в диапазоне (42,2-42,7) ГГц, чтобы получить при приеме большее разрешение вблизи характерного для организма раненого пика коэффициента отражения. Это приводит к сокращению времени обработки радиосигналов и повышению, тем самым, экспрессности розыска каждого пострадавшего /4, 5/. В результате сверхсуммарного положительного эффекта применения переносных аппаратов общего 29 и индивидуального 30 пользования для одновременного обозначения и рефлексотерапии раненых, время, затрачиваемое в среднем на розыск каждого раненого и оказание ему первой медицинской помощи, сильно сокращается, что значительно повышает вероятность спасения его жизни как в чрезвычайных ситуациях мирного времени при стихийных бедствиях, катастрофам, пожарах и аварий, так и на поле боя в военных условиях.
Розыск и эвакуацию "гнезд" раненых в дальней зоне на расстояниях 2-3 км осуществляют как с помощью санитарных бронетранспортеров, медицинских вертолетов, так и непосредственно самим санитарным инерциоидным транспортом 1.
С помощью бортового радиолокационного комплекса 26 решают задачи обнаружения одиночных и групповых субгармонических индивидуальных пассивных рассеивателей 25, определения координат последних, распознавания их рангов, например, раненый-солдат, офицер или генерал, и отображения обстановки в районе поиска на его индикаторе. Для выполнения этих задач в радиолокационный комплекс 26 введены индивидуальные пассивные рассеиватели 25 первого, второго и третьего рангов, а также распознаватель ранга объекта розыска в виде идентификатора принимаемых радиосигналов по различной звуковой окраске, выполненного на базе сравнительного компаратора /6/. Индикация о принятии решения по распознаванию ранга пассивных рассеивателей 25 осуществляется световым и звуковым сигналом распознавателя комплекса 26, который позволяет также измерять дальность до цели - рассеивателя 25, размещенного на раненом перед боем или на медицинском объекте-пункте, путем вычисления времени между посылкой отраженного сигнала радиопередатчика и приемом отраженного сигнала, умноженного на половину скорости распространения радиоволн (1 мкс равна или соответствует 149, 85 м). Получение информации о количестве пассивных рассеивателей 25 (раненых) в группе осуществляется на основе оценки числа наблюдаемых значений амплитуды ответных сигналов. Обработка принимаемых сигналов сводится к решению задачи различения их уровней и определения их числа /6/.
Радиус обнаружения лежащего раненого при размещения пассивного рассеивателя 25 в его одежде с помощью бортового радиолокационного комплекса 26 санитарного транспорта составляет не менее 5 км. Точность выхода на объект розыска при регулировке мощности зондирующего сигнала - до 5 м. Точность определения азимута одиночного объекта - 3°. Количество распознаваемых классов объектов розыска - три.
Технические средства учета и сортировки 14, содержащие аппаратно-программный комплекс 32 принятия решения по времени и месту оказания помощи пострадавшим, включающий автоматизированную систему 33 медицинского учета данных, взаимосвязанную с автоматизированной системой 34 сортировки и прогноза выживаемости раненых, осуществляют медицинскую сортировку раненых на первом уровне ликвидации медицинских последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, пожаров и боевых поражений путем оценки и прогноза тяжести психофизиологического состояния, выживаемости, исходов и продолжительности травматического шока при механических и термических (ожоговых) повреждениях, выдачу правильных рекомендаций по проведению инфузионно-трансфузионной терапии с использованием необходимых кровезаменителей, оперативного принятия оптимальных сортировочных решений по спасению и эвакуации пострадавших и оказания им доврачебной, первой медицинской и первой врачебной помощи по неотложным показаниям. Эти средства 14 проводят формирование, запись, считывание, хранение и обработку индивидуальной учетной информации о раненых, а также отображение, регистрацию и выдачу на печать медицинских данных учета, обобщенных справок и сводок о пострадавших. Новым является проведение реанимационных и противошоковых мероприятий, распределение раненых на группы по признаку нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных учреждениях страны в зависимости от медицинских показаний и конкретной обстановки, с учетом вида и установленного объема медицинской помощи на борту суперспасателя 1.
С поля боя раненые доставляются санитарами медицинского отделения 17 с помощью технических средств 12 эвакуации в медицинские пункты батальона, полка при их наличии и на санитарный транспорт 1 при его автономной работе. При поступлении раненых на борт транспорта 1 фельдшеры медицинского отделения оценки тяжести пострадавших 31 с помощью приборов 33-3 первичной оценки состояния поражения осуществляют первичную медицинскую сортировку раненых на три группы: благоприятные, сомнительные и неблагоприятные, путем вычисления и индикации комплексного показателя прогноза состояния каждого раненого. Неблагоприятные раненые остаются под присмотром санитаров в отсеке 31 оценки пострадавших и проходят индивидуальный медицинский учет и получают неотложную помощь, а остальные две группы раненых поступают на вторичную медицинскую сортировку, которая осуществляется с помощью приборов 34-1 оценки тяжести и прогнозирования исходов шока раненых при механических и термических повреждениях и комплектов экстренной сортировки 34-2 пострадавших, с оказанием последующей первичной врачебной помощи.
Все медицинские данные о раненых, полученные с помощью автоматизированных систем медицинского учета данных 33, сортировки и прогноза выживаемости 34 раненых, анализируются аппаратно-программным комплексом 32 принятия решения по времени и месту оказания помощи пострадавшим и передаются с помощью внутрипереговорных устройств 41 в отсек медицинского отделения реанимации и оказания интенсивной терапии 35 и с помощью связных радиостанций 40 в отдельную медицинскую бригаду войскового корпуса, полевую госпитальную базу и стационарный госпиталь специального профиля, в которые будут поступать эти раненые. Аппаратно-программный комплекс 32 принятия решения по времени и месту оказания помощи пострадавшим включает автоматизированную систему 33 медицинского учета данных, которая осуществляет полный учет санитарных потерь на своем участке, проводит оперативный и статистический анализ функционального состояния раненых, выдает оперативную и статистическую информацию в виде справок и сводок о состоянии раненых. Автоматизированная система 33 медицинского учета содержит комплект индивидуальных носителей информации 33-1 о раненых, подключаемый к комплекту аппаратуры записи/считывания 33-2, и прибор 33-3 первичной оценки состояния поражения раненого. ИНИ 33-1 - электронные личные знаки каждого солдата и офицера, изготовленные на элементной базе КМОП - технологии БИС и выполненные в виде жетона электрически стираемого перепрограммируемого постоянного устройства, размещаются на шее или руке пострадавшего. На борту санитарного транспорта 1 при его автономной работе в память каждого ИНИ 33-1 с помощью комплекта 33-2 аппаратуры записи заносится следующая информация о раненом: фамилия, имя, отчество, место и дата рождения, наименование первичного медицинского пункта, какая медпомощь оказана раненому, оценка тяжести его травм, диагноз ранения (поражения), а иногда его физиологические параметры, измеренные комплектом 34-2 экстренной сортировки. Комплект 33-2 служит для подготовки, редактирования, записи учетной информации о каждом раненом в ИНИ 33-1 и считывания из него требуемых медданных. Прибор 33-3 первичной оценки состояния поражения раненого состоит из 5-и переключателей с градуировочной шкалой и преобразователей, сумматора, блока компараторов, источника пороговых напряжений, дешифратора и 3-х световых индикаторов комплексного показателя прогноза: "благоприятный", "сомнительный" и "неблагоприятный". Последний вычисляют на основании пяти величии: кровопотери, частота пульса, уровень систолического артериального давления, число повреждений анатомических областей и возраста пострадавшего. Каждый из 5-ти диапазонов изменения этих параметров разделен на пять градаций, нанесенных на градуировочные шкалы переключателей для ввода в прибор 33-3 исходной информации. Электропитание прибора 33-3 автономное.
Автоматизированная система 34 сортировки и прогноза выживаемости раненых содержит прибор 34-1 оценки тяжести и прогнозирования исходов шока раненых при механических и термических повреждениях и комплекты 34-2 экстренной сортировки пострадавших, включающие приборы измерения физиологических параметров - частоты пульса, частоты дыхания, артериального давления и др. Алгоритм расчета вероятности раненого выжить включает оценку характера, локализации повреждений и оценку функционального состояния организма и его возраст при тупой травме и проникающих ранениях (острой травме). Прибор 34-1 осуществляет интегральную оценку тяжести и прогнозирование исходов шока раненых в баллах при травматическом шоке 1-ой (обратимой), 2-ой (условно-обратимой) и 3-ей (необратимой) степени /7/. Выходные данные после расчета по заданной программе выводятся на жидкостно-кристаллический индикатор прибора 34-1 оценки тяжести травм и прогнозирования исходов шока раненых в следующем порядке: номер сортировочной группы - (1-5), степень тяжести шока - (1-3), степень тяжести ожогового шока - (1-3), длительность шока в часах, продолжительность жизни в часах, потребность крови в литрах, потребность солевых кровезаменителей в литрах, потребность коллоидных кровезаменителей в литрах, прогноз возможного исхода (положительный, отрицательный). Аппаратно-программный комплекс 32, автоматизированные системы учета 33 и экстренной сортировки 34 с помощью модемов взаимосвязаны со связными радиостанциями 40. Комплект 34-2 экстренной сортировки пострадавших содержит прибор измерения физиологических параметров, соединенный с датчиками, одеваемыми на раненого, микропроцессор, блок ввода данных, микропринтер, блок анализа и выдачи архива по запросу, банк архива, модем, соединенный со связной радиостанцией 40, блок видеозаписи - отображения и блок питания. В итоге прогноз служит основой для определения и выработки рекомендаций по количеству кровезаменителей при инфузионно-трансфузионной терапии, - объем лекарственных средств, их композиция, темп вливания.
Примеры практической реализации и работы аппаратно-программного комплекса 32 принятия решения по времени и месту оказания помощи, автоматизированных систем медицинского учета данных 33, сортировки и прогноза выживаемости 34 раненых с определением количества требуемых кровезаменителей приведены в описаниях патентов автора /1, 7, 8/. Вторичную сортировку осуществляют врач-хирург с помощью комплекта 34-2 экстренной медицинской сортировки пострадавших и фельдшер - с помощью прибора 34-1 оценки тяжести травм и прогноза исходов шока раненых одновременно. При этом производятся расчеты по заданным программам и выводятся их результаты на индикатор бегущей строки у фельдшера об одном раненом и на дисплей у врача-хирурга о другом раненом. Так практически одновременно определяется номер сортировочной группы (1-5) у двух раненых; вычисляется степень тя