Тормозной триангель
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается конструкций триангелей рычажных передач тормозов железнодорожного подвижного состава. Тормозной триангель содержит балку со струной, разделенные в средней части распоркой, а по концевым частям соединенные с помощью узла передачи усилия, состоящего из последовательно установленных упорной скобы, закладки, тормозного башмака с колодкой и наконечника, закрепленных от продольных перемещений посредством устройства, содержащего упругий элемент. Упругий элемент выполнен в виде цилиндра и расположен между упорной поверхностью наконечника и клиновым кольцом, внутренняя поверхность которого выполнена в виде усеченного конуса и взаимодействует с наружными поверхностями сухарей, входящих в конический паз, выполненный на концевой цилиндрической поверхности струны. Техническим результатом является обеспечение надежной фиксации тормозного башмака от продольных перемещений и возможность быстрой разборки данного узла. 1 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкций триангелей рычажных передач тормозов железнодорожного подвижного состава.
Известна конструкция триангеля тормозной рычажной передачи тележки железнодорожного транспортного средства [А.с. СССР №1006293, В 61 Н 13/36, В 60 Т 11/04, опубл. 23.03.83, бюл. №11], содержащая соединенные между собой балку с башмаками, струну и распорку с отверстиями для крепления вертикального рычага, выполненными соосно с проушинами башмаков, оси которых совмещены с центром тяжести триангеля.
Недостатком данной конструкции является фиксация башмаков в продольной плоскости с помощью резьбового соединения. В процессе эксплуатации данное соединение ослабевает и требует подтяжки в течение каждого деповского ремонта. В результате этого наблюдается перекос башмака при торможении, что приводит к повышенному износу тормозных колодок.
Также известен триангель тормозной рычажной передачи [Пат. РФ №2199458, В 61 Н 13/34, опубл. 27.02.03, бюл. №6], содержащий балку из швеллера, во внутренней полости концевых частей которой установлена отделенная в средней части от балки распоркой струна с наконечниками, при этом консольные части последней вместе с концевыми частями балки зафиксированы в посадочных отверстиях тормозных башмаков заклепками, поджимающими тормозные башмаки к горизонтальным полкам балки и проходящими через вырез на задней поверхности тормозных башмаков.
Недостаток данной конструкции заключается в том, что в соответствии с требованиями МПС РФ при капитальном ремонте подвижного состава необходимо снятие тормозных башмаков с триангеля и проверка их состояния. Однако заклепочное соединение, даже расположенное в легкодоступном месте, требует больших затрат при разборке, а также специального оборудования при сборке триангеля.
В качестве прототипа выбрана конструкция тормозного триангеля [А.с. СССР №1437281, В 61 Н 13/34, опубл. 15.11.88, бюл. №42], содержащий балку прямоугольного сечения, на каждом конце которого смонтирован узел передачи усилия на тормозную колодку, состоящий из последовательно размещенных ограничительной скобы, закладки, башмака с прямоугольным посадочным пазом, зафиксированного предохранительным наконечником, при этом между двумя из последовательно размещенных деталей расположен упругий элемент с выемкой, выполненной со стороны задней грани балки, а одна из сопряженных с упругим элементом деталей узла передачи усилия выполнена с выступом, размещенным в выемке, причем высота выступа меньше ширины упругого элемента.
Данная конструкция также не обладает должной надежностью при фиксации башмака, т.к. при воздействии боковых усилий на тормозной башмак и при условии обеспечения его наклона посадочное отверстие башмака должно быть больше профильных размеров балки триангеля, что в процессе эксплуатации приведет к разбиванию посадочных отверстий башмака. Вместе с этим, упругий элемент, постоянно работающий при знакопеременных нагрузках, проминается, что приводит к появлению зазоров в узле передачи усилия на тормозную колодку.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание конструкции триангеля, обеспечивающего надежную фиксацию тормозного башмака от продольных перемещений и возможность быстрой разборки данного узла.
Поставленная задача решается следующим образом.
Узел передачи усилия закреплен от продольных перемещений с помощью упругого элемента, расположенного между упорной поверхностью наконечника и клиновым кольцом. Клиновое кольцо зафиксировано от усилия упругого элемента посредством сухарей, вставленных в конический паз на концевой части цилиндрической поверхности струны.
Сущность заявляемого изобретения заключается в том, что тормозной триангель содержит балку со струной, разделенные в средней части распоркой, а по концевым частям соединенные с помощью узла передачи усилия, состоящего из последовательно установленных упорной скобы, закладки, тормозного башмака с колодкой и наконечника, закрепленных посредством устройства, содержащего упругий элемент, выполненный в виде цилиндра и расположенный между опорной поверхностью наконечника и клиновым кольцом. Внутренняя поверхность клинового кольца выполнена в виде усеченного конуса и взаимодействует с наружными поверхностями сухарей, входящих в конический паз, выполненный на концевой цилиндрической поверхности струны. Вместе с этим, все конические поверхности устройства крепления узла передачи усилия выполнены уклоном в сторону центральной оси триангеля, а на торцевых поверхностях струны выполнены резьбовые отверстия.
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где изображены:
на фиг.I - общий вид триангеля;
на фиг.II - узел передачи усилия;
на фиг.III - узел передачи усилия с механизмом для установки / снятия устройства крепления узла;
на фиг.IV - порядок сборки и установки сухарей в узел передачи усилия;
на фиг.V - узел передачи усилия с механизмом для установки / снятия устройства крепления узла в сжатом состоянии.
Тормозной триангель состоит из балки 1, струны 2, которые разделены в средней части распоркой 3, а по концевым частям соединены с помощью узла передачи усилия 4. Узел передачи усилия 4 содержит последовательно установленные упорную скобу 5, закладку 6, тормозной башмак 7 с колодкой 8 и наконечник 9. Данный узел зафиксирован от продольных перемещений с помощью устройства, которое содержит упругий элемент 10, поджимающее его клиновое кольцо 11, фиксируемое сухарями 12 в конических пазах 13. На торцевой поверхности струны 2 триангеля выполнено резьбовое отверстие 14.
Сборка триангеля производится в следующей последовательности. Балку 1 со струной 2, разделенные в средней части распоркой 3, по концевым частям соединяют упорной скобой 5 с помощью сварки. Затем поочередно надевают закладку 6, тормозной башмак 7 с колодкой 8, наконечник 9 и устанавливают упругий элемент 10 и клиновое кольцо 11. В резьбовое отверстие 14 закручивают выжимное приспособление, состоящее из вала 15 с гайкой 16. Между клиновым кольцом 11 и гайкой 16 устанавливают чашу 17. После этого гайку 16 закручивают на валу 15, поджимая упругий элемент 10. При поджатом упругом элементе в конические пазы 13 устанавливают сухари 12, затем ослабляют гайку 16 и снимают выжимное приспособление. Для предотвращения образования ржавчины резьбовое отверстие 14 замазывают густой смазкой.
Устройство для фиксации узла передачи усилия обладает достаточной простотой и надежностью, а также обеспечивает быстрое снятие башмаков или их установку под другую колею путем смены их местами с закладками 6, без выкатки и разборки тележек из-под вагонов, что позволяет проводить данную операцию непосредственно на путях. Выжимное приспособление также просто в изготовлении, что позволяет его изготовить в любом депо.
В настоящее время на заявляемую конструкцию разработана документация и изготовлены опытные образцы, проходящие испытания.
1. Тормозной триангель, содержащий балку со струной, разделенные в средней части распоркой, а по концевым частям соединенные с помощью узла передачи усилия, состоящего из последовательно установленных упорной скобы, закладки, тормозного башмака с колодкой и наконечника, закрепленных от продольных перемещений посредством устройства, содержащего упругий элемент, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде цилиндра и расположен между упорной поверхностью наконечника и клиновым кольцом, внутренняя поверхность которого выполнена в виде усеченного конуса и взаимодействует с наружными поверхностями сухарей, входящих в конический паз, выполненный на концевой цилиндрической поверхности струны.
2. Тормозной триангель по п.1, отличающийся тем, что конические поверхности клинового кольца, сухарей и конического паза выполнены уклоном в сторону центральной оси триангеля.
3. Тормозной триангель по п.1, отличающийся тем, что на торцевой поверхности струны выполнено резьбовое отверстие.