Присадка к углеводородному топливу
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к присадке, предназначенной для улучшения смазывающих свойств углеводородных топлив, в частности дизельных топлив. Присадка к углеводородному топливу содержит 80-99% сложного эфира монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-О-C2H4-N(R1)R2 (1), где R - изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1, R2 - Н, -СН3, -C2H5, -C2H4OH или -C2H4О(О)-C-R; 0,5-19,5% эфирамида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N(R1)C2H4О-(О)C-R (2), где R - изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1 - Н, -C2H4OH или C2H4О(О)-C-R; 0,5-2% амида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N-(R1)(R2) (3), где R - изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1 - Н, R-C(O)- или - C2H4OH; R2 - Н или -C2H4OH. Присадка позволяет получать экологически чистые топлива с низким содержанием серы и обладающие высокими противоизносными свойствами. 4 табл.
Реферат
Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к присадке, предназначенной для улучшения смазывающих свойств углеводородных топлив, в частности дизельных топлив.
Известно, что при снижении содержания серы в углеводородных топливах, в частности дизельных, значительно ухудшаются их смазывающие свойства, и требуется добавление в эти топлива противоизносных присадок.
Отечественных противоизносных присадок, используемых в моторных топливах, нет. В реактивные топлива для этих целей вводится присадка К, представляющая собой нафтеновые кислоты, выделяемые из нефтей месторождений Баку. Среди импортных присадок допущены такие как Hitec-586 (для реактивных топлив) и Paradine-665 (для дизельных топлив).
(А.М. Данилов. «Применение присадок в топливах для автомобилей», Москва, Химия, 2000, с.172-175).
Из патентной документации известно, что для улучшения противоизносных свойств углеводородных топлив, например дизельных, вводят одноатомные C1-С5-алканолы и эффективное количество первичного нормального алифатического амина RNH2, где R-C8-C50 - алкил или - алкенил. (Патент США №4208190, С 10 L 1/18, 1/22, 1980 г.); продукт взаимодействия малеиновой кислоты и 2,5-димеркапто-1,3,4,-триазола в количестве 0,001-2% (Патент США №4880437, C 10 L 1/10, 1989 г.); продукт взаимодействия трет-аминоалканола, например триэтаноламина с соединением формулы R(OH)x, где R - алифатический радикал, х≥1. (Патент США №4599090, С 10 L 1/22, 1986 г.)
Известно также использование противоизносных присадок к дизельным топливам, представляющих собой один или более сложных эфиров монокарбоновой кислоты и моно- или полигидроксиспирта (Патент РФ №2161640, С 10 L 1/18, 2001 г.); смесь эфиров: а) эфир ненасыщенной монокарбоновой кислоты и многоатомного спирта и б) эфир ненасыщенной монокарбоновой кислоты и многоатомного спирта, содержащего по меньшей мере три гидроксильные группы, причем эфиры (а) и (б) различны (Патент РФ №2158750, C 10 L 1/18, 2000 г.); или композицию а) диспергатора парафинов - ацилированного соединения азота и карбоновой кислоты, или монокарбоновую кислоту, или эфир монокарбоновой кислоты и спирта, где кислота содержит 2-50 атомов углерода, а спирт содержит один или более атомов углерода (Патент РФ №2163251, C 10 L 1/18, 1/22, 2001 г.).
Все предлагаемые присадки в качестве компонента, обеспечивающего смазывающие свойства, содержат эфиры многоатомных спиртов, в частности глицерина, который является дорогим дефицитным продуктом. Кроме того, некоторые из предлагаемых присадок имеют неудовлетворительную совместимость с моторными маслами.
Наиболее близкой к заявляемой по составу и достигаемому результату является противоизносная присадка к топливу, представляющая собой смесь, содержащую 5-25% мас. сложного моноэфира глицерина R1-C(О)-О-CH2-CHO-CH2ОH или R1-C(O)-ОСН(СН2ОН)2, где R1 - алкильная цепь, содержащая от 8 до 24 атомов углерода, или моно- или полициклическая группа, содержащая от 8 до 60 атомов углерода; 35-75% мас. соединения формулы R2-C(О)-X, где R2 - линейная или слаборазветвленная насыщенная или ненасыщенная алкильная цепь, содержащая от 8 до 24 атомов углерода, Х - это углеводородный радикал C1-C8, при необходимости замещенный одной или несколькими группами сложного эфира, или производные первичных или вторичных аминов и алканоламинов алифатической углеводородной цепи, содержащей от 1 до 18 атомов углерода и 0,1-20% мас. сложного диэфира глицерина. Для получения указанных компонентов используются природные кислоты растительного или животного происхождения. (Патент РФ №2167919, С 10 L 1/22, 2001 г.)
Недостатками известной присадки является невысокие противоизносные свойства, а также использование при ее получении дорогих дефицитных продуктов: глицерина и карбоновых кислот растительного или животного происхождения.
Задачей изобретения является разработка присадки к малосернистому углеводородному топливу на основе доступных нефтяных или синтетических продуктов, обеспечивающей высокие противоизносные свойства и имеющей хорошую совместимость с моторным маслом.
Для решения поставленной задачи предлагается присадка к углеводородному топливу на основе сложных эфиров органических кислот, отличающаяся от известных тем, что содержит 80-99% мас. сложного эфира монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-С(О)-О-С2Н4-N(R1)R2 (1), где R - изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1, R2 - Н, -СН3, -С2Н5, -С2Н4ОН или C2H4О(О)-C-R; 0,5-19,5% мас. эфирамида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N(R1)C2H4О-(О)C-R (2), где R - изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1 - Н, -С2Н4OН или -C2H4О(О)-C-R; и 0,5-2% мас. амида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N-(R1)(R2) (3), где R - изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1 - H, -С2Н4OH или -C(О)-R, R2 - H или -С2Н4ОН.
Предлагаемое сочетание компонентов, взятых в заявленном соотношении, является новым и позволяет получить эффективную противоизносную присадку к углеводородным топливам, кроме того, обладающую хорошей совместимостью с моторными маслами. Все продукты, используемые для получения компонентов предлагаемой присадки, не являются дефицитными, так как их выпуск освоен в промышленном масштабе.
Для получения продуктов, используемых в качестве компонентов предлагаемой присадки, могут быть взяты такие алкилоламины, как: метилдиэтаноламин, диметилэтаноламин, диэтилэтаноламин, этилдиэтаноламин, триэтаноламин, диэтаноламин, моноэтаноламин. В качестве органических кислот можно использовать кислоты нефтяного происхождения: дистиллированные нафтеновые кислоты с кислотным числом 200-270 мг КОН/1 г (ДНК), асидолы или синтетические кислоты: высшие изомерные кислоты с молекулярной массой 250-450 (ВИК), олеиновую кислоту (ОК) и другие.
Эфиры, эфирамиды и амиды формул 1, 2 и 3 получают известными методами: путем этерификации, переэтерификации или конденсации. Предлагаемая присадка может быть получена путем смешения входящих в ее состав компонентов: эфиров, эфирамидов и амидов монокарбоновой кислоты и алкилоламина в заявляемом соотношении или непосредственно путем конденсации смеси монокарбоновых кислот и смеси алкилоламинов, взятых в соотношениях, обеспечивающих получение присадки заявляемого состава.
Для иллюстрации заявленного технического решения было приготовлено 5 образцов присадки, состав и характеристики которых приведены в таблицах 1 и 2.
Приготовленные образцы были испытаны в малосернистом дизельном топливе, содержание серы в котором составляло 0,034%. Противоизносные свойства образцов присадки оценивали по методу ISO 12156 на приборе HFRR. Результаты испытаний приведены в таблице 3. Как видно из представленных данных, добавление предлагаемой присадки в низкосернистое дизельное топливо в концентрации 0,01-0,02% мас. значительно улучшает его смазывающие свойства.
Совместимость присадки с моторным маслом (SAE 15 w-40cF-4/SF) оценивали по методу DGMK 531 1-А. В таблице 4 приведены результаты оценки совместимости с маслом для образца присадки по примеру 4. Представленные данные показывают, что предлагаемая присадка совместима с моторным маслом. Другие образцы присадки дают аналогичные результаты.
Кроме дизельных топлив, предлагаемая присадка может быть использована для улучшения смазывающих свойств других углеводородных топлив, например судовых маловязких, реактивных и пр.
Использование предлагаемой присадки позволит получать экологически чистые углеводородные топлива с низким содержанием серы, обладающие высокими противоизносными свойствами.
Таблица 1Состав образцов предлагаемых присадок | ||||||
№ | Наименование | Содержание, % мас. | ||||
компонента и его характеристики | Образец по примеру | Образец по примеру | Образец по примеру | Образец по примеру | Образец по примеру | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Моноэфир ОК и метилдиэтаноламина (к.ч.=3,0 мг КОН/г; щ.ч.=110 мг КОН/г) | 99 | - | - | - | - |
2 | Моноэфир ДНК и триэтаноламина (к.ч.=3,9 мг КОН/г; щ.ч.=108 мг КОН/г) | - | 80 | - | - | 95 |
3 | Диэфир ДНК и триэтаноламина (к.ч.=3,4 мг КОН/г; щ.ч.=76 мг КОН/г) | - | - | 90 | - | - |
4 | Моноэфир ВИК и триэтаноламина (к.ч.=2,8 мг КОН/г; щ.ч=98 мг КОН/г) | - | - | - | 90 | - |
5 | Эфирамид ДНК и диэтаноламина (к.ч.=10,2 мг КОН/г; щ.ч=1,5 мг КОН/г) | 0,5 | 18 | 9 | 8 | 4,5 |
6 | Амид ВИК и диэтаноламина (к.ч.=5,3 мг КОН/г, щ.ч.=143 мг КОН/г) | 0,5 | - | - | - | 0,5 |
7 | Амид ДНК и моноэтаноламина (к.ч.=3 мг КОН/г, щ.ч.=167 мг КОН/г) | - | 2 | 1 | 2 | - |
Таблица 3.Результаты оценки противоизносных свойств образцов предлагаемых присадок | |||
№ | Наименование образца | Диаметр пятна износа, мкм | Снижение диаметра пятна износа, % |
1 | Исходное дизельное топливо с содержанием серы 0,034% (ДТ) | 576 | |
2 | Дизельное топливо + 0,02% присадки по примеру 1 | 403 | 30 |
3 | Дизельное топливо + 0,015% присадки по примеру 2 | 376 | 35 |
4 | Дизельное топливо + 0,01% присадки по примеру 3 | 407 | 30 |
5 | Дизельное топливо + 0,01% присадки по примеру 4 | 438 | 24 |
6 | Дизельное топливо +0,015% присадки по примеру 5 | 389 | 34 |
Таблица 4Результаты оценки совместимости с маслом (Моторное масло SAE 15 w-40cF-4/SF) | |||||
№ | Наименование состояния | Исходное дизельное топливо | Исходное дизельное топливо + моторное масло | Исходное дизельное топливо + 0,015% присадка по примеру 4 + масло | Смесь масло/ присадка |
1 | Внешний вид (сразу после перемешивания) | прозрачное | прозрачное без осадка | Прозрачное | цвет масла |
2 | Внешний вид (через 3 дня и охлаждения в течение 1 часа) | - | - | Прозрачное | цвет масла |
3 | Внешний вид (после доливания диз. топлива до 500 мл) | - | - | Прозрачное | - |
4 | Время фильтрации (сек.) по методу SEDAB | 90 | 100 | 110 | - |
5 | Отфильтрованное топливо, см3 | 500 | 510 | 520 |
Присадка к углеводородному топливу на основе сложных эфиров органических кислот, отличающаяся тем, что она содержит 80-99 мас.% сложного эфира монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-О-C2H4-N(R1)R2 (1), где R-изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1, R2- Н, -СН3, -С2Н5, -С2Н4ОН или -C2H4О(О)-C-R; 0,5-19,5 мас.% эфирамида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N(R1)C2H4О-(О)C-R (2), где R-изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1-Н, -С2Н4ОН или C2H4О(О)-C-R; 0,5-2 мас.% амида монокарбоновой кислоты и алкилоламина формулы R-C(О)-N-(R1)(R2) (3), где R-изопарафиновый, олефиновый или алкилциклопарафиновый углеводородный радикал, содержащий от 10 до 30 атомов углерода, R1-Н,-С(О)-R, -С2Н4ОН; R2-Н или -С2Н4ОН.