Способ контроля работоспособности бортового приемоиндикатора спутниковой радионавигационной системы
Иллюстрации
Показать всеПредлагаемое изобретение относится к радионавигации, а именно, к способам контроля работоспособности приемоиндикатора (ПИ) спутниковой радионавигационной системы, установленного на борту летательного аппарата (ЛА). Сущность способа: измеряют высоту НРВ полета ЛА с помощью установленного на нем радиовысотомера, определяют высоту hp местности, над которой находится ЛА в момент измерения высоты, используя для этой цели данные о плановых координатах с выхода приемоиндикатора спутниковой радионавигационной системы и цифровую карту местности, вычисляют абсолютную высоту На=НРВ+hp, сравнивают ее с высотой НПИ, снимаемой с выхода приемоиндикатора, и формируют сигнал его работоспособности, если |На-НПИ| меньше устанавливаемого порога П. Технический результат: использование предлагаемого способа позволяет по сравнению с известными способами уменьшить величину порога П и, тем самым, повысить достоверность контроля ПИ, установленного на ЛА. 2 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к радионавигации, а, именно к методам контроля работоспособности (целостности) приемоиндикаторов (ПИ) спутниковых радионавигационных систем (СРНС), и может быть использовано для повышения достоверности контроля работоспособности ПИСРНС, установленных на летательных аппаратах (ЛА) различного назначения.
Известны [1], с.30-31, ПИ, предназначенные для приема и обработки навигационных сигналов спутников с целью определения координат, направления и скорости движения подвижных объектов, в том числе и ЛА, и способы контроля их работоспособности (целостности) [1], с.455-457, заключающиеся в сравнении информации, выдаваемой ПИ хотя бы об одной координате с информацией об этом же параметре, получаемой с помощью других навигационных систем.
Приборная реализация этого способа поясняется функциональной схемой, приведенной на фиг.1, на которой представлены:
1 - приемоиндикатор спутниковой радионавигационной системы (ПИ СРНС);
2 - навигационная система (НС);
3 - блок сравнения (БС).
Информация ХПИ, снимаемая с выхода ПИ 1, и информация об этой же координате Хэ с выхода НС 2 поступают соответственно на первый и второй входы БС 3, формирующего сигнал работоспособности, если разность
где П - допустимый порог, характеризующий работоспособность ПИ.
Очевидно, что для исключения возможности забракования работоспособного ПИ допустимый порог
где ΔХПИ, ΔХЭ - максимальные погрешности измерения одной и той же координаты ПИ и НС, соответственно.
Из выражения (2) следует, что для повышения достоверности контроля ΔХЭ должна быть минимальной.
Как показано в [1], с.455-457, основными НС, используемыми для оценки работоспособности (целостности) ПИ, могут быть баровысотометрическая (БВС) и инерциальная навигационная (ИНС) системы, а также радионавигационная система дальней навигации (РСДН).
Недостатками этих НС является большая погрешность ΔХЭ измерения навигационного параметра.
Например, БВС позволяет определить высоту полета ЛА с погрешностью ΔХЭБВС=350 м [1], с.455, а погрешность РСДН может достигать ΔХЭРСДН=500 м [1], с.456.
Эти погрешности значительно превышают ошибки определения высоты с помощью ПИ. Например, ПИ типа Навис СН-3301 [1], с.385, обеспечивает ошибку определения координат не более 20 м.
При использовании БВС и РСДН для оценки работоспособности ПИ пороги должны быть выбраны
ПБВС=20+350=370 м, ПРСДН=20+500=520 м.
Столь значительные пороги не позволяют выявить погрешности измерения координат ЛА с помощью ПИ, вызываемые различными факторами, в том числе и воздействием специально организованных помех.
Целью предлагаемого изобретения является повышение достоверности контроля и уменьшение величины выявляемой погрешности ПИ СРНС.
Поставленная цель достигается тем, что в способе контроля достоверности выходной информации приемоиндикатора спутниковой радионавигационной системы, основанном на сравнении информации, полученной с помощью приемоиндикатора спутниковой радионавигационной системы, с внешней информацией от другого навигационного устройства в качестве датчика внешней информации используется радиовысотомер, выходная информация которого увеличивается на высоту рельефа, получаемую с помощью цифровой карты местности по сигналам, снимаемым с выхода приемоиндикатора спутниковой радионавигационной системы.
Сущность предлагаемого способа контроля работоспособности ПИ поясняется фиг.2, на которой представлены:
1 - приемоиндикатор спутниковой радионавигационной системы (ПИСРНС);
2 - цифровая карта местности (ЦКМ);
3 - радиовысотомер (РВ);
4 - блок формирования абсолютной высоты (БФАВ);
5 - блок сравнения (БС).
Связи между блоками соответствуют приведенным на фиг.2.
Формирование сигнала работоспособности ПИ производится следующим образом:
- устанавливают порог П=ΔНПИ+ΔНа,
где Δ НПИ и ΔНа - предельно допустимые погрешности ПИСРНС и РВ+ЦКМ, соответственно;
- с помощью РВ 3 ЛА измеряют относительную высоту полета Н0;
- с помощью ПИСРНС 1 определяют высоту полета НПИ и его плановые координаты Y и Z, поступающие соответственно на 1 вход БС 5, первый и второй входы ЦКМ 2;
- по данным Y и Z определяют относительную высоту рельефа местности hp, над которой измерена высота Н0;
- вычисляют абсолютную высоту
Ha=H0+hp и вводят ее в БС 5;
- вычисляют разность
Δ=(На-НПИ);
- сравнивают разность Δ с порогом П и формируют сигнал работоспособности, если А меньше величины установленного порога П.
Достоинством предлагаемого способа является большая точность измерения На, что позволяет снизить величину порога П и тем самым повысить достоверность контроля ПИ.
Покажем возможность уменьшения порога П.
Погрешность σн определения абсолютной высоты На полета ЛА в этом способе контроля работоспособности может быть вычислена как
где σЦКМ - среднеквадратичная погрешность ЦКМ;
σРВ - погрешность радиовысотомера.
Как показано в [2], с.47-48,
где σК - погрешность первичного картографирования, σК=2-3 м;
σdn - погрешность дискретизации поля, зависящая от шага дискретизации
(Ш) и степени пересеченности поверхности.
Согласно графику, приведенному в [2], с 48, для среднепересеченной местности σdn<1,5 м при Ш=250 м.
В этом случае
Ошибка σРВ зависит от типа радиовысотомера. При использовании, например, РВ малых и больших высот типа А-035 [3].
σРВ=±(0,5+0,005Н) м.
Если, например, полет ЛА проводится на высоте Н=2000 м, то σРВ=11,5 м.
Тогда
или 3σН=36 м.
Эта погрешность значительно меньше погрешностей ВВС и РСДН и позволяет установить порог П=20+36=56 м, который значительно меньше, чем при использовании ВВС и РСДН.
Столь малый порог П позволяет выявить меньшие ошибки ПИ и повысить тем самым полноту контроля.
Достоинством предлагаемого метода является и то обстоятельство, что он позволяет оценить и погрешности определения координат, особенно при полетах над пересеченной местностью.
При значительных погрешностях ПИ определения Y и Z из ЦКМ будет извлекаться иная информация о высоте рельефа, и |На-НПИ| превысит установленный порог П.
Реализация этого способа не потребует значительного увеличения объема и массы. РВ устанавливаются практически на всех типах ЛА, блок сравнения может быть выполнен на одной программируемой логической микросхеме типа ЕРМ7064 [4], а ЦКМ, необходимая для хранения информации о рельефе участка местности 200×200 км, может быть выполнена на одной микросхеме типа LH 28 F 032 SUND [5].
Литература
1. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАС. 2-е издание исправленное. Под редакцией Харисова В.Н., Перова А.И., Болдина В.А - М.: ИПРЖР, 1999, с.30-31, 385, 455-457.
2. Белоглазов И.Н. и другие. Основы навигации по геофизическим полям. - М.: Наука, 1985, с.47-48.
3. Изделие А-035. Руководство по эксплуатации. УПКБ «Деталь», 1985. с.35.
4. WWW. ALTERA. com.
5. SYFRP ELASH Merory LH28F032 8№ГО. Рекламный проспект фирмы SHARP, 2002.
Способ контроля работоспособности бортового приемоиндикатора спутниковой радионавигационной системы, заключающийся в том, что измеряют относительную высоту Нрв полета летательного аппарата с помощью установленного на нем радиовысотомера, определяют относительную высоту рельефа местности hp, над которой находится летательный аппарат в момент измерения высоты Нрв, используя для этого данные о плановых координатах летательного аппарата, получаемые с выхода приемоиндикатора спутниковой радионавигационной системы, и о высоте рельефа местности hp, получаемые с помощью цифровой карты местности по сигналам, снимаемым с выхода приемоиндикатора спутниковой радионавигационной системы, вычисляют абсолютную высоту летательного аппарата На=Нрв+hр, сравнивают ее с относительной высотой летательного аппарата Нпи, снимаемой с выхода приемоиндикатора спутниковой радионавигационной системы, и формируют сигнал его работоспособности, если |На-Нпи| меньше устанавливаемого порога П=ΔНпи+ΔНа, где ΔНпи и ΔНа - предельно допустимые погрешности приемоиндикатора спутниковой радионавигационной системы, радиовысотомера и цифровой карты местности.