Устройство для разрушения затора
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к ледоразрушающей технике, а именно, к устройствам для ликвидации заторов и предназначено для предотвращения наводнений, возникающих при заторообразованиях на реках. Устройство для разрушения затора содержит трос и якорь-пробойник, часть которого - пробойник изготовлен отделяющимся от другой части - якоря. Пробойник является нижней частью якоря-пробойника и способен раскрываться в подводном положении. Внутри пробойника размещена выполненная с отрицательной плавучестью и прикрепленная к якорю при помощи троса конструкция в виде сложенного зонта, раскрывающегося течением реки. Верхний торец якоря-пробойника оснащен ограничительной шайбой, остающейся на поверхности льда затора после его пробивания якорем-пробойником и позволяющей якорю-пробойнику закрепиться в толще затора. Изобретение обеспечивает повышение эффективности разрушения затора на участке реки. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к ледотехнике, в частности к проведению работ по разрушению заторов на участках рек.
Уровень техники известен из устройства для разрушения затора, содержащего трос и якорь-пробойник, часть которого - пробойник изготовлен отделяющимся от другой части - якоря (см.Патент РФ №2113580, МПК Е 02 В 15/02 от 20.06.1988).
Недостатком устройства является его низкая эффективность при применении для разрушения затора, т.к. оно не позволяет использовать при выполнении ледоразрушающих работ энергию течения реки.
Сущность изобретения заключается в предотвращении наводнений в районах заторов.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, состоит в повышении эффективности разрушения затора на данном участке реки.
Существенные признаки, характеризующие изобретение.
Ограничительные: устройство для разрушения затора, содержащее трос и якорь-пробойник, часть которого - пробойник изготовлен отделяющимся от другой части - якоря.
Отличительные: пробойник является нижней частью якоря-пробойника и способен раскрываться в подводном положении, причем внутри пробойника размещена выполненная с отрицательной плавучестью и прикрепленная к якорю при помощи троса конструкция в виде сложенного зонта, раскрывающегося течением реки, при этом верхний торец якоря-пробойника оснащен ограничительной шайбой, остающейся на поверхности льда затора после его пробивания якорем-пробойником и позволяющей якорю-пробойнику закрепиться в толще затора.
Общеизвестно, что при весеннем ледоходе в узкостях, на крутых поворотах руслов рек и перед гидротехническими сооружениями вероятность заторообразований довольно высока, при этом за нижней по течению реки кромкой затора, как правило, образуются чистые ото льда участки воды. Последнее обстоятельство и позволяет эффективно использовать предлагаемое устройство.
Изобретение поясняется чертежами, где: на фиг.1 показан вид на затор и устройство сверху; на фиг.2 - вид на затор и устройство сбоку по сечению А-А на фиг.1; на фиг.3 - увеличенное изображение устройства, установленного на затор; на фиг.4 - вид на якорь-пробойник снизу.
Изобретение осуществляется следующим образом.
В район возникшего затора 1 реки 2 ближе к его нижней кромке 3 (фиг.1) при помощи вертолета (на чертеже не показан) доставляют устройство 4 (фиг.2) для разрушения затора. После этого вертолет зависает над местом установки устройства и с высоты, достаточной для пробивки льда затора устройством, сбрасывает его.
Устройство при этом выполнено в виде якоря-пробойника 4, нижняя часть 5 которого, т.е. пробойник, изготовлен отделяющимся от верхней части 6, т.е. якоря, и способен раскрываться при его погружении в воду. Верхний торец якоря-пробойника 4 оснащают ограничительной шайбой 7, позволяющей якорю-пробойнику после пробивания им льда закрепиться в толще затора, т.е. остаться благодаря ограничительной шайбе 7 на его поверхности (фиг.3). Для обеспечения возможности раскрытия пробойника из положения 5 в положение 8 он выполнен в виде раскрывающихся пластин 8 (фиг.4); пластины 8, образующие его поверхность, закреплены на подпружиненных шарнирах 9, работающих на раскрытие пластин, и зафиксированы в сложенном положении (позиция 5) при помощи замка 10, открывающимся при попадании в воду (для этого, например, его запирающий элемент выполняют растворимым в воде). Якорь-пробойник 4 выполнен в виде снаряда с утяжеленной нижней частью 5 и облегченной верхней частью 11, что обеспечивает его вертикальное положение в момент пробивания льда затора.
Внутри пробойника 5 размещена конструкция в виде сложенного зонта 12, который прикреплен к якорю 11 при помощи троса 13 и выполнен с отрицательной плавучестью с целью погружения после раскрытия пластин 8 пробойника 5. Погружение зонта 12 и течение реки со скоростью V вызовут его перемещение и натяжение троса 13, что приведет к раскрытию зонта 12. Набегающий поток воды со скоростью течения V на раскрытый зонт 12 вызовет появление гидродинамической силы R и дополнительное натяжение троса 13. Это приведет к появлению растягивающих напряжений в тросе и при достаточных размерах зонта 12 - к отрыву части тороса 14 от его основного массива 15 и его сносу вниз по течению реки. Достаточность размеров зонта 12 и расстояния L от места установки 16 устройства 4 от кромки затора 3 (фиг.1) определяют предварительно путем экспериментально-теоретического прогноза. Отрыв части затора за счет течения реки приведет к подвижкам льда основного массива тороса 15 и очистке ото льда реки 2 на данном заторошенном участке. Если же этого не произойдет, то в район затора выше по течению реки доставляют следующее аналогичное устройство и устанавливают его на затор по вышепредложенной схеме.
Устройство для разрушения затора, содержащее трос и якорь-пробойник, часть которого – пробойник - изготовлен отделяющимся от другой части – якоря, отличающееся тем, что пробойник является нижней частью якоря-пробойника и способен раскрываться в подводном положении, причем внутри пробойника размещена выполненная с отрицательной плавучестью и прикрепленная к якорю при помощи троса конструкция в виде сложенного зонта, раскрывающегося течением реки, при этом верхний торец якоря-пробойника оснащен ограничительной шайбой, остающейся на поверхности льда затора после его пробивания якорем-пробойником и позволяющей якорю-пробойнику закрепиться в толще затора.