Способ для защиты акватории водного бассейна от загрязнения нефтепродуктами, вытекающими из танков затонувшего судна

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области экологии и может быть использовано для защиты акватории водного бассейна от загрязнения нефтепродуктами, вытекающими из танков затонувшего судна. Изготавливают полотнище купола из плотной нефтестойкой ткани с поплавками по контуру, кольцами для скольжения по направляющим тросам и фланцами в средней части для подсоединения нефтезаборных шлангов. Опускают с аварийно-спасательного судна полотнище купола на воду и закрепляют на поплавках – бакенах. Заводят на воду над центром купола монтажный плот, имеющий лебедки, и соответствующее монтажное оборудование. Закрепляют его с помощью тросов за корпус затонувшего судна. Подсоединяют к фланцам нефтезаборные шланги и заменяют поплавки по контуру купола на грузила. Отсоединяют полотнище купола от поплавков – бакенов и затапливают под весом грузил купол на дно, накрывая затонувшее судно, одновременно наращивая нефтезаборные шланги. Присоединяют к шлангам нефтеприемники и насосное оборудование и откачивают нефтепродукты в баржу. Повышается надежность изоляции водного бассейна от нефтепродуктов, вытекающих из танков затонувшего судна, и снижается трудоемкость. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к области экологии и может быть использовано для защиты водного бассейна от загрязнения нефтепродуктами.

Известен способ защиты открытых водоемов от нефтяных загрязнений (патент РФ №2144109, Е 02 В 15/10), в котором нефть удаляется с поверхности воды с помощью вращающегося барабана, расположенного на плавающей раме, отжимного ролика и трубопровода для отвода нефти. Недостатком способа является низкая производительность удаления нефти и его практическая непригодность при больших площадях загрязнения.

Известен способ локализации пятен нефти (заявка №98115988/13 от 18.08.1998) путем нанесения на поверхность береговой линии адсорбентов с отрицательной плавучестью, который адсорбирует нефть во время прибойной волны, а затем загрязненный нефтью адсорбент удаляется с берега механизированным способом. Недостатком способа является длительный процесс удаления загрязнения, он практически не защищает фауну в прибрежной зоне.

Общеизвестен способ защиты водоема от вытекающей нефти, когда пробоины в танках затонувшего судна ликвидируют с помощью сварки. Недостатком способа является сложность производства сварочных работ на большой глубине, а также постепенное разрушение танков из-за коррозии металла.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эффективности защиты водного бассейна от загрязнений нефтепродуктами, вытекающими из затонувшего судна. Сопоставление с аналогами показывает существенное отличие. Для сбора вытекающих нефтепродуктов используется полотнище купола, которое якорится на дне по контуру затонувшего судна.

Предлагаемый способ иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-4.

На Фиг.1 изображен план якорей (2), размещаемых на дне по контуру затонувшего судна (1).

На Фиг.2 изображен план купола (5) с поплавками (4), подсоединенного к поплавкам - бакенам (3), а также схема расположения монтажного плота (7).

На Фиг.3 изображен разрез 1-1, где показаны положение купола (5) до погружения на дно, положение монтажного плота (7) и затонувшего судна (1).

На Фиг.4 изображен разрез 1-1, где показано положение купола (5) после погружения на дно, когда купол накрывает затонувшее судно.

Суть способа заключается в следующем: по контуру на некотором расстоянии от затонувшего судна, Фиг.1, опускаются якоря (2). Положение якорей фиксируется бакенами (3), которые крепятся к ним с помощью направляющего троса (8).

Из плотной нефтестойкой ткани изготавливается купол (5), способный накрыть затонувшее судно. Размеры купола в плане и по высоте превышают соответствующие размеры судна. В средней части купол имеет отверстия для пропуска якорных тросов (13) и крепления фланцев (6), имеющих запорные устройства для присоединения шлангов (10). По контуру основания купол имеет поплавки (4).

С аварийно-спасательного судна полотнище купола (5) опускается на воду Фиг.2, где с помощью вспомогательных плавсредств расправляется и крепится к поплавкам-бакенам (3). При этом средняя часть купола под собственным весом и весом фланцев (6) оказывается под водой, Фиг.3.

На поверхность воды над куполом заводится монтажный плот (7), имеющий лебедки и соответствующее монтажное оборудование. Положение плота фиксируется якорными тросами (13), закрепленными на корпусе затонувшего судна.

С помощью лебедок (9) из воды поднимается участок полотнища с фланцами (6), к которым подсоединяются шланги (10).

Последовательно с помощью вспомогательных плавсредств поплавки (4) в основании купола заменяются грузилами. Затем основание купола отсоединяется от поплавков-бакенов (3) и под весом грузил опускается на дно вдоль тросов (8), с которыми оно соединено кольцами (11), Фиг.4.

По мере опускания купола шланги (10) наращиваются. Наращивание прекращается, когда зазор между верхом купола и верхней точкой затонувшего судна составит 2...4 м.

На поверхности водного бассейна к шлангам подсоединяются нефтеприемники и насосное оборудование.

Купол изолирует судно от прямого контакта с водным бассейном акватории. Вытекающие из танков затонувшего судна нефтепродукты, плотность которых ниже плотности воды, поднимаются по заполненным водой шлангам в нефтеприемники, откуда выкачиваются насосами и подаются в баржу.

Последовательность выполнения работ и характеристика конструктивных элементов.

По контуру в 4...6 метрах от затонувшего судна (Фиг.1) с интервалом 20...30 метров опускаются якоря (2) (бетонные или стальные блоки). Положение якорей фиксируется поплавками-бакенами (3), которые крепятся к ним с помощью направляющего троса (8).

Из плотной нефтестойкой ткани изготавливается купол (5), способный накрыть судно. Размеры купола в плане на 8...12 метров превышают размеры судна. Высота купола на 2...4 метра превышает высоту судна с учетом палубных надстроек.

При изготовлении купола в его средней части проделываются отверстия, по контуру которых крепятся фланцы (6), имеющие запорные устройства для подсоединения нефтезаборных шлангов(10). По контуру основания купола закрепляются поплавки (4).

С аварийно-спасательного судна полотнище купола (5) опускается на воду (Фиг.2). С помощью вспомогательных плавсредств оно расправляется и крепится к поплавкам-бакенам (3). При этом средняя часть купола под собственным весом и весом фланцев (6) оказывается под водой (Фиг.3).

На воду над центром купола заводится монтажный плот (7), имеющий лебедки и соответствующее монтажное оборудование, который с помощью тросов (13) крепится за корпус затонувшего судна.

С помощью лебедок (9) из воды поднимается участок полотнища с фланцами (6), к которым подсоединяются нефтезаборные шланги (10).

Последовательно, с использованием вспомогательных плавсредств поплавки (4) в основании купола заменяются грузилами весом 3...5 кг.

Основание купола отсоединяется от поплавков-бакенов и под весом грузил опускается вдоль направляющих тросов (8), с которыми оно соединено монтажными кольцами (11) (Фиг.4).

По мере опускания купола шланги наращиваются. Наращивание прекращается, когда зазор между верхом купола и верхней точкой затонувшего судна составит 2...4 метра.

К шлангам подсоединяются нефтеприемники (12) и насосное оборудование.

Вытекающие из танков затонувшего судна нефтепродукты, плотность которых ниже плотности воды, поднимаются по заполненным водой шлангам в нефтеприемники, откуда выкачиваются насосами и подаются в баржу.

Способ для защиты акватории водного бассейна от загрязнения нефтепродуктами, вытекающими из танков затонувшего судна, включающий монтаж купола, якорных приспособлений и нефтезаборного оборудования, отличающийся тем, что изготавливают полотнище купола из плотной нефтестойкой ткани с поплавками по контуру, кольцами для скольжения по направляющим тросам и фланцами в средней части для подсоединения нефтезаборных шлангов, опускают с аварийно-спасательного судна полотнище купола на воду и закрепляют на поплавках-бакенах; заводят на воду над центром купола монтажный плот, имеющий лебедки и соответствующее монтажное оборудование, и закрепляют его с помощью тросов за корпус затонувшего судна; подсоединяют к фланцам нефтезаборные шланги, заменяют поплавки по контуру купола на грузила; отсоединяют полотнище купола от поплавков-бакенов, затапливают под весом грузил купол на дно, накрывая затонувшее судно, наращивая одновременно нефтезаборные шланги, присоединяют к шлангам нефтеприемники и насосное оборудование и откачивают нефтепродукты в баржу.