Способ мониторинга трассовых объектов
Изобретение относится к области мониторинга и может найти применение при исследовании трассовых и прилегающих к ним объектов. Сущность изобретения: не реже одного раза в три года производят фотосъемку или видеосъемку трассовых объектов. Выявляют дефекты и деструктивные изменения. Составляют ремонтные картосхемы и/или фотокарты. Назначают вид и сроки ремонта трассовых объектов. Производят послеремонтную фотосъемку. Оценивают полноту и качество проведенных ремонтных работ. Технический результат: сокращение затрат средств и времени на мониторинг, повышение оперативности и качества ремонта трассовых объектов, повышение безопасности их эксплуатации. 7 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к области мониторинга участков территории земной поверхности с определением состояния находящихся на них искусственных и природных элементов и может быть использовано при мониторинге и ремонте различных трассовых объектов (автомобильных и железных дорог, водохранилищ и рек, линий электропередачи (ЛЭП), нефтепроводов, газопроводов, каналов и т.п.).
Известен способ мониторинга участков территории, использующий аэрофотосъемку и/или картографические материалы этих участков, согласно которому производят наложение друг на друга соответствующих одному и тому же периоду времени одномасштабных тематических карт и/или аэрофотоснимков участков с совокупностью контуров, отображающих территориальное распределение на них определенного компонента природной среды и/или соответствующих природных ресурсов для определения оптимального варианта их хозяйственного использования (Патент РФ 12036516, 1992 г., G 09 В 29/00).
Известен способ мониторинга обширной территории, включающий ее аэрофотосъемку, камеральную обработку фотоснимков, обновление (актуализацию) по ним устаревших картографических материалов обследуемой обширной территории, наложением на них более поздних по времени фотоснимков (Патент 12217805, 2003 г., G 09 В 29/00, G 01 С 11/00).
Недостатком известных способов является отсутствие в их результатах информации о текущих (происходящих во времени) локальных разрушениях и деструктивных изменениях обследуемых участков территории и расположенных на них и/или в непосредственной близости от них хозяйственных и природоохранных элементов, ландшафтного состояния прилегающей к ним территории, которые оказывают значительное влияние на качество и безопасность эксплуатации обследуемых участков.
Особенно сильно сказывается этот недостаток при мониторинге и эксплуатации участков территории земной поверхности в виде автомобильных и железных дорог, рек и водохранилищ, каналов, газопроводов, нефтепроводов, линий высоковольтной электропередачи, других трассовых объектов, которые подвергаются с течением времени различным механическим и природным разрушающим воздействиям (силовым воздействиям транспортных средств, сезонным перепадам температуры, воздействиям воды, ветра, растительности и т.д.). Плохое состояние этих участков территории (трассовых объектов) приводит к повышенному количеству аварий на них, травматизму и гибели людей, повышенному износу техники.
Для обеспечения эксплуатационной безопасности и сохранности вышеуказанных участков территории земной поверхности (трассовых объектов) периодически выявляют и устраняют разрушения, деструктивные изменения рабочих характеристик самих объектов, расположенных на них и в непосредственной близости от них (в так называемых полосе отвода и в охранной зоне) искусственных элементов (мостов, путепроводов, зданий, сооружений, лесозащитных полос, водоотводных устройств, ограждений и т.п.).
Выбоины, промоины, загромождения, сужения автомобильных и железных дорог, разрушения элементов мостов и путепроводов на них, пороги, мели, разрушения берегов поверхностных водных объектов, зарастание и разрушения опор линий электропередачи, ограждений и поверхности земли над подземными и наземными газопроводами и нефтепроводами, другие мелкие локальные деструктивные изменения состояния и характеристик элементов перечисленных трассовых объектов, в значительной степени определяющие безопасность их эксплуатации, не обнаруживаются аэрофотосъемкой с высоко летящих самолетов. Для их обнаружения и детального обследования проводят специальный наземный визуальный осмотр (так называемые полевые работы) трассовых объектов. Такой специальный наземный визуальный осмотр требует много времени и средств, большого количества опытных специалистов и специальной транспортной техники, не всегда возможен по техническим и природным условиям, в значительной степени зависит от опыта и добросовестности специалистов.
Вышеуказанный визуальный наземный мониторинг трассовых объектов (глазами специалистов) не имеет независимого документального подтверждения (фиксации) обнаруженных мелких локальных дефектов и деструктивных изменений их элементов, так как основан только лишь на индивидуальном зрительном восприятии специалистов.
Вопрос обеспечения безопасности движения по автодорогам уже вышел на уровень Правительств государств, потому что на автотрассах людей гибнет больше, чем в современных локальных войнах. Так, например, только за 2002 год на автомобильных дорогах Земли в авариях погибло более 300 тысяч человек. К этому следует добавить, что в России уровень травматизма на автомобильных дорогах в 4 раз выше, чем в США, несмотря на то, что машин в 10 раз меньше. И причина этого - плохое качество автомобильных дорог, несвоевременный и некачественный их мониторинг и ремонт.
Целью настоящего изобретения является устранение вышеперечисленных недостатков, то есть повышение качества, ускорение и удешевление мониторинга и ремонта, улучшение безопасности эксплуатации трассовых объектов.
Поставленная цель достигается тем, что в предложенном способе, включающем фотосъемку трассовых объектов (участков территории земной поверхности) и актуализацию их картографических материалов, периодически, не реже одного раза в три года, производят фотосъемку требуемых трассовых объектов, то есть автомобильных и железных дорог, рек, каналов, ЛЭЛ, газо- и нефтепроводов, и т.п., фотосъемочной аппаратурой, установленной на транспортных средствах, перемещающихся по обследуемым трассовым объектам, то есть на автомобилях, тепловозах, катерах, вездеходах и т.п., визуальным анализом полученных фотоснимков выявляют дефекты и деструктивные изменения обследуемых трассовых объектов и/или находящихся в непосредственной близости от них хозяйственных, вспомогательных, природоохранных и других сопутствующих объектов, обозначают на картографических материалах условными знаками выявленные дефекты и деструктивные изменения, после чего составляют ремонтные картосхемы и/или фотокарты обследуемых трассовых объектов и назначают вид и сроки их ремонта.
Совокупность существенных признаков предложенного способа проявляет новые свойства, заключающиеся в том, что обеспечивают оперативное обнаружение, документальную фиксацию, картографирование происходящих с течением времени локальных механических и природных разрушений и деструктивных изменений обследуемых участков территории (трассовых объектов) и находящихся в непосредственной близости от них хозяйственных, вспомогательных и природоохранных элементов, состояния прилегающей к ним территории, а также оперативный и качественный их ремонт (восстановление).
Таким образом, предложенное техническое решение соответствует критериям “изобретательский уровень” и “новизна”.
Мониторинг участков территории земной поверхности (трассовых объектов) по предложенному способу производят следующим образом.
Периодически, не реже одного раза в три года (например, ежегодно после весеннего схода снега), производят фотосъемку поверхности трассового объекта и расположенных в непосредственной близости от него (в так называемой полосе отвода и/или в охранной зоне) сопутствующих объектов, то есть хозяйственных и обслуживающих построек, заправок, переездов, кафе, ливневых стоков, стояночных площадок, мостов, виадуков, ограждений и т.п.
Для трассового объекта в виде автодороги или железной дороги под терминами “полоса отвода” и “охранная зона” понимают так называемую “зону отчуждения” (обочину) по обеим сторонам дороги. Для трассового объекта в виде реки, озера, моря, канала, других поверхностных водных объектов под терминами “полоса отвода” и “охранная зона” понимают так называемую “водоохранную зону” по их берегам. Для трассового объекта в виде линии электропередачи, газопровода, нефтепровода, других линий транспортировки энергоносителей по поверхности земли под терминами “полоса отвода” и “охранная зона” понимают так называемую “зону отчуждения” под и/или над этими линиями. Границы охранных зон определяют на основании строительных норм и правил, правил охраны трассовых объектов, других нормативных документов.
Вышеуказанную фотосъемку трассовых объектов каждого очередного мониторинга производят при одинаковых условиях, одинаковой фотосъемочной аппаратурой. Наиболее благоприятным временем для фотосъемки трассовых объектов (с точки зрения выявления и оценки разрушений и деструктивных изменений) является ранняя весна, когда сходит снег, проявляются и еще не скрыты травой и листвой деревьев сезонные разрушения и деструктивные изменения, есть достаточное количество времени для подготовки трассового объекта к интенсивной летней эксплуатации. Визуальным анализом (сравнением) послеремонтных фотоснимков при предыдущем мониторинге трассового объекта и доремонтных фотоснимков его очередного мониторинга выявляют разрушения и деструктивные изменения, вызванные эксплуатацией и природными воздействиями.
Внеплановый (внеочередной) мониторинг участков транспортного объекта фотосъемкой обязательно проводят после стихийных бедствий, например после сильных ливней, оползней, ураганов, наводнений, землетрясений и других природных аномалий, случившихся на этих участках. Мониторинг всего трассового объекта при этом проводить не обязательно. Сравнением фотоснимков этих участков до и после случившихся природных аномалий выявляют разрушения и деструктивные изменения, вызванные этими природными аномалиями.
Фотосъемку трассовых объектов и прилегающих к ним территорий производят двумя вариантами:
- первый вариант - наземная фотосъемка с помощью соответствующих наземных транспортных средств, передвигающихся непосредственно по обследуемому трассовому объекту;
- второй вариант - воздушная фотосъемка (аэрофотосъемка) с помощью низко и медленно проходящего над обследуемым трассовым объектом воздушного транспортного средства, например автожира.
Для выполнения наземной фотосъемки (первый вариант) выбирают соответствующее имеющимся условиям мониторинга и трассовому объекту транспортное средство, например автомобиль для автотрассы, тепловоз для железной дороги, катер для водных объектов, вездеход для линий электропередачи, газопроводов, нефтепроводов и т.п. В соответствующих местах выбранного транспортного средства устанавливают требуемое количество выбранной фотосъемочной аппаратуры (фотокамер или видеокамер) и настраивают ее на требуемый режим фотосъемки (по частоте кадров, по углу наклона к горизонту и к направлению движения транспортного средства и др.). Фотосъемочную аппаратуру устанавливают на наземном транспортном средстве на возможно большей высоте от поверхности земли (например, на специальных складных мачтах на крыше), чтобы уменьшить угол отклонения оси фотосъемочной аппаратуры от вертикали.
Первый вариант мониторинга наиболее применим для автомагистралей, железных дорог, судоходных рек и водохранилищ и практически не применим для газопроводов, нефтепроводов, линий электропередачи, несудоходных рек и водохранилищ.
Для выполнения аэрофотосъемки трассового объекта и прилегающей к нему территории (второй вариант) выбирают низко (например, на высоте 100-200 метров) и медленно (например, со скоростью 50-100 км/час) летающий аппарат, например, автожир, который пролетает вдоль трассового объекта, повторяя все его повороты и петли. Применение второго варианта значительно ускоряет и повышает качество мониторинга трассовых объектов, но требует наличия специального транспортного средства (например, автожира) и специальной подготовки пилота и оператора.
Второй вариант применим для всех трассовых объектов, но практически безальтернативен для фотосъемки нефтепроводов, газопроводов, линий электропередачи, не имеющих сопутствующих дорог и транспортных коммуникаций, несудоходных рек и водохранилищ. Этот вариант наиболее применим и для судоходных поверхностных водных объектов, так как большая ширина полосы водоохранной зоны на их берегах и пышная древесно-кустарниковая растительность на них, служащая защитой от неблагоприятных природных, антропогенных, техногенных явлений, делает фотоснимки с борта плавучего средства малоинформативными.
При необходимости фотосъемочную аппаратуру устанавливают в транспортных средствах на виброгасителях, например на пружинных подвесках, чтобы уменьшить ее вибрацию от движителя и/или колес транспортного средства и повысить качество фотоснимков.
В зависимости от задач фотосъемки, вида трассового объекта, вида транспортного средства, других условий мониторинга на выбранное транспортное средство может быть установлено два, три и более фотосъемочных аппарата. Тип, количество, место, вид крепления фотосъемочной аппаратуры определяют в каждом конкретном случае применительно к виду трассового объекта, условиям фотосъемки, к виду и конструкции транспортного средства, производящего фотосъемку, к задачам мониторинга.
Если уже известны участки трассового объекта, на которых имеются разрушения и/или опасные для эксплуатации деструктивные изменения состояния элементов, то производят локальную фотосъемку только этих участков (и/или их элементов) без фотосъемки всего трассового объекта.
Если нет точных данных о состоянии участков трассового объекта, то производят фотосъемку всего трассового объекта и находящихся в непосредственной близости от него сопутствующих элементов, по результатам которой (при необходимости) производят дополнительную фотосъемку выявленных локальных участков с особо плохим состоянием элементов трассового объекта.
Фотосъемку элементов трассового объекта производят во время суток, когда прямые лучи солнца не попадают в объектив фотосъемочной аппаратуры, то есть не ранним утром и не поздним вечером, а днем.
Для улучшения качества мониторинга и парирования действия возможных помех фотосъемке (например, встречных обгоняющих автомобилей на автотрассе, периодически перекрывающих зону видимости) наземную фотосъемку производят двумя аппаратами: одним - вперед, по ходу движения транспортного средства, производящего фотосъемку, то есть навстречу потоку автомобилей, другим - назад, то есть вслед уходящему встречному потоку автомобилей. При обработке материалов такой двойной наземной фотосъемки “закрытые” помехами фотокадры одного фотосъемочного аппарата заменяют “открытыми” фотокадрами другого фотосъемочного аппарата, так как встречные и обгоняющие автомобили (помехи) перемещаются обязательно с интервалом времени относительно друг друга (всегда имеют между собой определенное расстояние).
На автотрассах с большим грузопассажирским потоком наземную фотосъемку трассового объекта производят с машинами сопровождения, которые устанавливают встречный поток машин на обочину и запрещают обгон транспортного средства, производящего фотосъемку.
Наземную фотосъемку широких многополосных автомобильных трасс и трасс с односторонним движением, разделенных серединной полосой отвода, производят несколькими, например двумя, противоположными по направлению прохождениями транспортного средства, производящего наземную фотосъемку, из крайнего левого ряда в направлении “прямо и направо”, чтобы серединная полоса отвода, вся правосторонняя территория трассового объекта и его правосторонняя полоса отвода, были полно и качественно зафиксированы на фотопленке.
Наземную фотосъемку трассового объекта (автомагистрали), имеющего интенсивное движение автомобилей, также могут выполнять двумя заходами наземного транспортного средства, производящего фотосъемку (в противоположных направлениях), при каждом из которых производят фотосъемку серединной полосы отвода, поверхности трассового объекта и правой полосы отвода, расположенных “прямо и направо” относительно направления движения транспортного средства, несущего фотосъемочную аппаратуру. Этим достигают более полное и более качественное выявление разрушений и деструктивных изменений, так как исключают влияние встречных движущихся или стоящих на обочине автомобилей, перекрывающих видимость фотосъемочной аппаратуре (левую обочину и левую зону отчуждения трассового объекта).
В особых случаях (очень большой грузопассажирский поток, большое количество разрушений и деструктивных изменений элементов трассового объекта, большая протяженность обследуемого участка трассового объекта и т.п.) на время фотосъемки (и наземной и воздушной) полностью перекрывают движение по обследуемому трассовому объекту (автомагистрали) и полностью освобождают его от автотранспорта.
Скорость движения транспортного средства при фотосъемке устанавливают (в зависимости от выбранной частоты кадров фотосъемки) обеспечивающей требуемое качество фотоснимков. Фотосъемку трассового объекта выполняют таким образом, чтобы каждый последующий кадр частично накладывался на предыдущий, а на дважды сфотографированной поверхности находились общие опознаваемые точки, обеспечивающие стыковку соседних фотоснимков (кадров) друг с другом и с картографическими материалами трассового объекта.
Зависимость между скоростью движения транспортного средства и частотой кадров фотосъемки устанавливают из соотношения
где
N - частота кадров фотосъемки (раз/сек);
S - величина захвата длины трассового объекта в кадре фотосъемки (м);
V - скорость движения транспортного средства (м/сек);
К - коэффициент, определяющий величину требуемого наложения последующего кадра фотосъемки на предыдущий (К=1,1-1,3). Коэффициент К выбирают применительно к имеющимся условиям и требованиям фотосъемки (к наличию общих опознаваемых точек на поверхности трассового объекта и в кадрах фотосъемки).
Количество фотосъемочной аппаратуры и угол съемки (как по ходу движения транспортного средства, то есть вперед, так и вслед движения, то есть назад, если это необходимо при наземной фотосъемке) устанавливают обеспечивающим захват всей требуемой ширины трассового объекта с прилегающей к нему полосой отвода.
При необходимости, например при значительных деструктивных изменениях, производят дополнительную (повторную) фотосъемку нужных участков для более детального мониторинга (обследования) элементов трассового объекта, при которой транспортное средство может быть оснащено дополнительной фотосъемочной аппаратурой и двигаться с пониженной скоростью.
После окончания фотосъемки проводят визуальный анализ полученных фотоснимков, которым выявляют дефекты и деструктивные изменения трассового объекта и находящихся в непосредственной близости от него хозяйственных, охранных, природных объектов, определяют необходимость и срочность их восстановления, намечают очередность и технологию их ремонта.
При необходимости (для повышения качества анализа) могут проводить визуальный сравнительный анализ послеремонтных фотоснимков предыдущего мониторинга с фотоснимками проведенного мониторинга.
Участки трассового объекта с деструктивными изменениями и дефектами привязывают по опознаваемым точкам к картографическим материалам, отмечают их условными обозначениями, намечают виды ремонтных работ, очередность и сроки их проведения (составляют ремонтную картосхему трассового объекта). Для удобства и наглядности в условных обозначениях картосхемы вводят разграничение на естественные (природные) и искусственные (эксплуатационные) разрушения и деструктивные изменения.
Состыкованные и ориентированные по опознаваемым точкам фотокадры неблагополучных участков обследуемого трассового объекта при необходимости наклеивают на бумажную основу и изготавливают из них ремонтную фотокарту (ленточную “гармошку”) этих участков.
Для повышения качества и оперативности мониторинга дефекты и деструктивные изменения элементов трассовых объектов выявляют компьютерным сравнением однотипных фотоснимков, полученных при разновременных фотосъемках (предыдущей и текущей). Для этого сканируют последние и предыдущие по времени однотипные фотоснимки трассовых объектов, выводят их на экран компьютера двумя отображениями: предыдущие по времени - в виде непрозрачной основы, последующие - в виде полупрозрачного, подвижного, растягиваемого по фрагментам и изменяемого по масштабу в плоскости экрана компьютера наложения на эту непрозрачную основу, визуально совмещают их и фиксируют относительно друг друга по опознаваемым точкам. После этого отмечают другим цветом, например красным, отсутствующие в непрозрачной основе элементы и изменившиеся размеры и конфигурацию общих для фотоснимков элементов, выявляют и выделяют из них дефекты и деструктивные изменения, влияющие на характеристики и безопасность эксплуатации трассовых объектов, принимают решение о необходимости их устранения и/или ремонта, назначают технологию и сроки проведения ремонтных работ. Полученное на экране суммарное графическое изображение фиксируют в памяти компьютера как отображение актуализированной карты трассовых объектов, которую используют в ГИС как актуализированную цифровую картографическую базу трассового объекта и/или распечатывают ее на графопостроителе или на фотоплоттере в требуемом масштабе как ремонтную карту обследуемого трассового объекта.
Следует иметь в виду, что вышеуказанные ремонтные картосхемы, фотокарты, ремонтные карты трассового объекта, созданные из его наземных фотоснимков, будут отличаться от картографических материалов, созданных из аэрофотоснимков, так как углы отклонения от вертикали оси фотосъемочной аппаратуры при наземной фотосъемке и при аэрофотосъемке разные.
После окончания ремонтных работ проводят послеремонтную фотосъемку отремонтированных участков трассового объекта, которую целесообразно выполнять с помощью транспорта и фотосъемочной аппаратуры, применявшихся для фотосъемки доремонтных работ. Полученные послеремонтные фотоснимки сравнивают с доремонтными и сравнительным анализом (визуальным или компьютерным) оценивают полноту и качество проведенных ремонтных работ.
Послеремонтные фотоснимки могут использовать также для сравнительного анализа с фотоснимками последующего мониторинга трассового объекта (например, весной следующего года).
Для мониторинга трассовых объектов могут использовать также их видеосъемку (произведенную специально для мониторинга или для других целей), кадры которой оцифровывают с использованием видеограббера и используют как фотоснимки.
Следует отметить, что мониторинговую видеосъемку трассового объекта (то есть проведенную с выполнением вышеперечисленных условий фотосъемки) легче и удобнее использовать для просмотра и анализа разрушений и деструктивных изменений, чем обычную фотосъемку. В связи с этим для оперативности и удешевления работ в некоторых случаях (например, при большой протяженности трассового объекта и незначительном количестве разрушений и деструктивных изменений его элементов) предпочтительнее использовать видеосъемку вместо фотосъемки.
При компьютерном сравнительном анализе фотоснимков (кадров видеосъемки) трассового объекта нужно использовать компьютеры, имеющие достаточный объем оперативной памяти и запоминающих устройств (для хранения фотоизображений и другой вводимой информации) и высокую производительность (быстродействие).
Используемые базовые компьютерные программы должны обеспечивать выполнение всего комплекса технологических операций предложенного способа. Конкретные компьютерные программы выполнения технологических операций совмещения и уточнения отображений могут быть различными. В зависимости от используемых общих (базовых) программ и возможностей компьютера, эти конкретные программы могут в каждом конкретном случае специально создавать применительно к имеющимся вариантам технических возможностей каждого конкретного мониторинго-картографического производства.
Предложенный способ мониторинга трассовых объектов (в том числе с применением автожира) опробован разработчиками на трассовых объектах Воронежской области.
Применение предложенного способа (особенно второго варианта) сокращает затраты времени и средств, повышает качество мониторинга трассовых объектов, а также оперативность и качество их ремонта, улучшает безопасность их эксплуатации.
Способ может быть использован не только специализированными мониторинго-картографическими производствами, но и самостоятельно эксплуатационно-ремонтными службами трассовых объектов, для чего в их структуре необходимо организовать специальную службу мониторинга, что дополнительно повысит оперативность, улучшит и удешевит эксплуатационно-технические характеристики трассовых объектов.
1. Способ мониторинга трассовых объектов, включающий их фотосъемку и актуализацию их картографических материалов, отличающийся тем, что периодически, не реже одного раза в три года, производят фотосъемку требуемых трассовых объектов фотосъемочной аппаратурой, установленной на транспортных средствах, перемещающихся по обследуемым трассовым объектам, визуальным анализом полученных фотоснимков выявляют дефекты и деструктивные изменения обследуемых трассовых объектов и/или находящихся в непосредственной близости от них хозяйственных, вспомогательных, природоохранных и других сопутствующих объектов, обозначают на картографических материалах условными знаками выявленные дефекты и деструктивные изменения, после чего составляют ремонтные картосхемы и/или фотокарты обследуемых трассовых объектов и назначают вид и сроки их ремонта.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что фотосъемку требуемых трассовых объектов производят с помощью проходящего над ними на высоте 100-200 м, со скоростью 50-100 км/ч летательного аппарата, например автожира.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что фотосъемку требуемых трассовых объектов производят ежегодно, после весеннего схода снежного покрова.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что наземную фотосъемку автомобильной трассы производят двумя фотосъемочными аппаратами: одним - вперед, по ходу движения транспортного средства, производящего фотосъемку, то есть навстречу потоку движущегося автотранспорта, другим - назад, то есть вслед уходящему потоку автотранспорта.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что наземную фотосъемку широкой многополосной автомобильной трассы и трассы, разделенной серединной полосой отвода, производят несколькими проходами фотосъемочного наземного транспортного средства, захватывающими всю необходимую площадь фотосъемки.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что производят послеремонтную фотосъемку трассовых объектов, а их последующие разрушения и деструктивные изменения выявляют визуальным сравнением послеремонтных фотоснимков предыдущего мониторинга с доремонтными фотоснимками последующего мониторинга.
7. Способ по п.1, отличающийся тем, что дефекты и деструктивные изменения обследуемых трассовых объектов и находящихся в непосредственной близости от них хозяйственных, вспомогательных, природоохранных и других сопутствующих объектов выявляют компьютерным сравнением разновременных однотипных фотоснимков, для чего сканируют предыдущие и последние по времени фотоснимки трассовых объектов, выводят их на экран компьютера двумя отдельными отображениями: предыдущие по времени - в виде непрозрачной основы, последующие - в виде полупрозрачного, подвижного, растягиваемого по фрагментам и изменяемого по масштабу в плоскости экрана компьютера наложения на эту непрозрачную основу, визуально совмещают их и фиксируют относительно друг друга по опознаваемым точкам, отмечают другим цветом, например красным, отсутствующие в непрозрачной основе элементы и изменившиеся размеры и конфигурацию общих для фотоснимков элементов, выявляют и выделяют из них дефекты и деструктивные изменения, принимают решение о необходимости их устранения и/или ремонта, назначают технологию и сроки проведения ремонтных работ, после чего полученное на экране суммарное графическое изображение фиксируют в памяти компьютера как отображение актуализированной карты трассовых объектов, которую используют в ГИС как актуализированную цифровую картографическую базу и/или распечатывают ее на графопостроителе или на фотоплоттере в требуемом масштабе как ремонтную карту обследуемых трассовых объектов.
8. Способ по п.1, отличающийся тем, что фотосъемку обследуемых трассовых объектов производят видеокамерой, кадры которой используют как фотоснимки, которые оцифровывают с помощью видеограббера.