Способ оценки состояния здоровья детей 1 группы здоровья
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и гигиене детей и подростков, и может быть использовано при оценке индивидуального здоровья детей. Способ включает определение уровня содержания химических элементов в волосах детей с установленной 1 группой здоровья. Оценивают результаты с учетом возрастных региональных стандартных значений центильных шкал: при значении концентрации одного или нескольких химических элементов от 25 до 75 центильного значения уровень оценивают как нормальный, ребенка относят к 1 группе здоровья, ниже 25 до 10 или выше 75 до 90 центиля уровень оценивают как сниженный или повышенный и ребенка переводят во 2 группу здоровья. Способ повышает качество диагностики состояния детей 1 группы здоровья, позволяет выявить изменения в организме практически здоровых детей, ранние и скрытые формы нарушений здоровья, которые не выявляются с помощью традиционных методов диагностики, и сохранить детей в 1 группе здоровья путем своевременных коррекционных мероприятий. 12 табл.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и гигиене детей и подростков, и может быть использовано при оценке индивидуального здоровья детей.
Охрана и укрепление здоровья детей - важная медико-социальная задача любого общества. В России эта проблема всегда была приоритетной. Но в течение последнего десятилетия произошло значительное ухудшение состояния здоровья детей (выявляется децелерация физического и биологического развития, нарушения нервно-психического статуса, регистрируется рост показателей заболеваемости по целому ряду классов и нозологических форм, уровней инвалидности и др.). Это определяет важность разработки и внедрения современных информативных диагностических, лечебных, оздоровительных и профилактических технологий [1, 2, 3].
Вместе с тем, центром приложения сил современной медицины, как научно-практической отрасли, должен быть не только больной, но и в полной мере - здоровый человек. Поэтому, проблема здорового ребенка, сохранение здоровья здоровых детей не менее значима [3, 4].
В современный период в России имеет место напряженная эколого-геохимическая ситуация, произошло значительное изменение характера питания, появились новые продукты, биологически активные добавки к пище, лекарственные препараты [1, 5, 6]. Все указанное может обусловить развитие в организме человека нарушения микро- и макроэлементного статуса [7, 8, 9]. Безусловно, детский организм в силу существующих анатомо-физиологических особенностей [10, 11], в большей мере подвержен риску дисбаланса химических элементов.
Роль химических элементов в функционировании живого организма не вызывает сомнения, доказано их участие в большинстве биохимических процессов и разнообразных функциях. При этом каждый макро- или микроэлемент характеризуется определенным оптимальным диапазоном содержания в организме. Отклонения в концентрации химических элементов способны привести к возникновению реакций различной степени выраженности (физиологическим изменениям в пределах обычной регуляции, значительным нарушениям метаболизма, специфическим заболеваниям) [7, 8, 9].
Известно, что Сu, Zn, Ca, Mg входят в состав многих ферментов, выступают в роли регуляторов клеточного роста, Ca, Zn, Сu участвуют в формировании костной ткани. При недостаточности указанных элементов нарушается синтез белка, уменьшается количество остеобластов, формируется дефицит массы тела, задержка физического и биологического развития. Избыточное поступление Рb, являющегося антагонистом Zn, Ca, Mg (в том числе, в отношении регуляции активности энзимов), может вызывать отставание детей в росте и развитии [7, 8, 9, 12, 13]. Доказана многообразная роль микро- и макроэлементов в механизмах иммунного ответа и функционировании иммунной системы. Так, Рb способен нарушать пролиферацию и созревание тимоцитов, вызывать дисплазию и атрофию вилочковой железы, гипоплазию лимфоидных органов [9]. Однако, изменения могут и не достигать тяжелой степени, позволяющей говорить о тяжелом иммунодефиците. Так, вторичная иммунная недостаточность у детей при интоксикации Рb может характеризоваться значительно более выраженными сдвигами в системах интерфероногенеза и фагоцитоза, чем изменениями в системах Т- или В-клеточного звеньев иммунитета [14]. Zn является одним из наиболее многофункциональных элементов в иммунной системе. От обеспеченности организма Zn зависит становление иммунитета. При дефиците этого микроэлемента имеет место атрофия тимико-лимфатической системы, снижение общего количества Т-клеток, нарушения антителокинеза, расстройства фагоцитоза [9, 15]. Для сидеропении (дефицит Fe) характерно уменьшение количества и нарушение функции Т - лимфоцитов, нарушения фагоцитарной деятельности нейтрофилов [9, 10]. Недостаточность Mg обусловливает нарушения взаимодействия и функции Т- и В - лимфоцитов, снижение гуморального ответа, уменьшение количества нейтрофилов и моноцитов [9, 13]. Кроме того, большинство химических элементов через посредничество ферментативных и неферментативных механизмов играют значительную роль в свободно-радикальных реакциях перекисного окисления липидов [8, 9].
Как правило, в практическом здравоохранении для оценки состояния здоровья детей используются клинико-лабораторные методы обследования, направленные на диагностику нозологических форм патологии. В соответствии с требованиями "Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов" (1995), при исследовании и характеристике состояния здоровья детей учитывают 4 критерия здоровья:
- наличие или отсутствие хронических заболеваний;
- функциональное состояние основных систем организма;
- резистетность и реактивность организма;
- уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.
Затем, на основании анализа перечисленных критериев определяют группу здоровья ребенка.
Выделяют 5 групп здоровья:
1 группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
2 группа - здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;
3 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;
4 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;
5 группа - дети, больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
Однако при исследовании и оценке здоровья детей не учитывают состояние микро- и макроэлементного статуса. А это особенно важно для детей, имеющих 1 группу здоровья, так как известно, что даже здоровые дети могут иметь существенные различия в состоянии регуляторных, гомеостатических свойств организма, адаптационных резервов и, в конечном итоге, в величине здоровья [3, 4]. Поэтому, своевременная диагностика донозологических изменений, обусловленных дисбалансом в организме химических элементов, и своевременная коррекция этих изменений позволит сохранить детей в 1 группе здоровья.
Как показал проведенный анализ имеющейся научной и патентной информации, сведений, относящихся к решению проблемы сохранения здоровья здоровых детей на основании исследования и оценки микро- и макроэлементного статуса, нет. В связи с этим, представляется важным разработка способа оценки состояния здоровья детей, имеющих 1 группу здоровья.
Таким образом, задачей изобретения является разработка достоверного способа оценки здоровья, позволяющего выявить и оценить изменения в организме детей 1 группы здоровья на стадии предболезни, а также ранние и скрытые формы нарушений здоровья с последующей коррекцией выявленных нарушений.
Поставленная задача решается способом исследования и оценки микро- и макроэлементного статуса. При этом методом атомно-абсорбционной спектрометрии исследуют содержание химических элементов (Pb, Cd, Zn, Cu, Mn, Fe, Mg, Ca) в организме детей.
Основанием для выбора вышеуказанных химических элементов послужила, с одной стороны, значительная распространенность большинства из них (Pb, Cd, Zn, Сu, Мn) в качестве загрязнителей в природных средах на территории современных индустриально-промышленных регионов России (в том числе, г. Владивостока) [16, 17, 18, 19], с другой стороны, недостаточное содержание Zn, Сu, Mn, Fe, Mg, Са в пищевых рационах детей [7, 20, 21]. Подчеркнем, что при алиментарном недостатке Са, Mg, Zn усиливается поглощение элементов - антагонистов (Pb, Cd) и тогда, даже безопасные их количества способны оказать токсическое воздействие [7, 8, 9].
В качестве диагностической биосреды были использованы волосы. Известно, что волосы, как ткани, вовлеченные в процессы депонирования и аккумуляции, дают наиболее точную информацию о насыщенности организма химическими элементами за длительный отрезок времени. Причем, содержание микро- и макроэлементов в волосах отражает не только их концентрацию в организме, но и состояние метаболизма, а содержание химических элементов, например, в крови может изменяться лишь кратковременно или совсем не изменяться. Важно, что пробу волос можно получить, не травмируя больного, для хранения материала не требуется специального оборудования, волосы не портятся и могут быть оставлены на длительный срок [22, 23].
Допустимый уровень концентрации в волосах Pb и Cd (не более 8 мкг/г и 1 мкг/г, соответственно), известен из литературных источников [24, 25]. Для Mn, Сu, Zn, Fe, Са, Mg установлены и используются на практике нормальные концентрации их содержания в крови и моче. Сведения разных авторов о нормальном диапазоне содержания этих химических элементов в волосах разноречивы. Поэтому, нами разработаны нормативные показатели содержания этих химических элементов у практически здоровых детей, имеющих 1 группу здоровья в зависимости от возраста (3-7 лет, 8-12 лет, 13 -16 лет). Для оценки состояния микро- и макроэлементного статуса детей нами использован центильный метод. На основании исследования и анализа концентрации химических элементов в волосах 458 практически здоровых детей 3-16 лет, разработаны центильные шкалы для оценки уровня содержания Мn, Сu, Zn, Fe, Ca, Mg в волосах детей трех возрастных групп (3-7 лет, 8-12 лет и 13-16 лет), проживающих в г. Владивостоке, который можно отнести к современным индустриально-промышленным центрам России.
Оценка результатов исследования элементного статуса по центильным шкалам зависит от положения полученных фактических данных в центильных интервалах. К вариантам нормы мы отнесли значения показателей, расположенные в зоне от 25 до 75 центиля включительно. Значения в интервале между 25 до 10 центиля включительно указывают на сниженный уровень показателя; выше 75 до 90 центиля включительно - на повышенный уровень показателя (табл. 1, 2, 3).
Интервал между 3-м и 10-м центилями соответствует низкому уровню исследуемого показателя; между 90 и 97 центильными вероятностями - свидетельствует о высоком уровне показателя; до 3-го центиля и выше 97 центиля, соответственно, указывают на очень низкий и очень высокий уровень показателя.
Табл. 1.Центильная шкала для оценки уровня содержания химических элементов в волосах детей 3-7 лет г. Владивостока | |||||
Уровень | Сниженный | Нормальный | Повышенный | ||
Центиль | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 |
Мn | 0,29 | 1,02 | 1,91 | 3,85 | 4,65 |
Сu | 4,28 | 7,83 | 9,45 | 10,82 | 12,56 |
Zn | 77,59 | 110,29 | 134,95 | 171,84 | 210,09 |
Fe | 18,33 | 28,97 | 47,99 | 72,37 | 93,09 |
Са | 286,49 | 371,52 | 490,84 | 748,50 | 1036,82 |
Mg | 18,79 | 27,99 | 45,72 | 58,05 | 83,58 |
Табл.2.Центильная шкала для оценки уровня содержания химических элементов в волосах детей 8-12 лет г. Владивостока | |||||
Уровень | Сниженный | Нормальный | Повышенный | ||
Центиль | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 |
Мn | 0,49 | 1,24 | 2,69 | 4,28 | 6,68 |
Сu | 4,62 | 7,93 | 9,80 | 11,81 | 15,35 |
Zn | 88,46 | 116,60 | 157,50 | 179,92 | 212,02 |
Fe | 15,42 | 26,90 | 57,69 | 83,90 | 109,45 |
Са | 238,54 | 286,78 | 517,50 | 842,26 | 1172,02 |
Mg | 20,38 | 31,69 | 59,91 | 70,35 | 110,02 |
Табл.3.Центильная шкала для оценки уровня содержания химических элементов в волосах детей 13-16 лет г. Владивостока | |||||
Уровень | Сниженный | Нормальный | Повышенный | ||
Центиль | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 |
Мn | 0,79 | 1,92 | 3,02 | 4,98 | 7,38 |
Сu | 5,26 | 8,36 | 9,89 | 11,65 | 15,86 |
Zn | 94,85 | 117,92 | 163,69 | 187,27 | 222,03 |
Fe | 12,59 | 23,91 | 61,95 | 92,03 | 109,25 |
Са | 252,52 | 300,10 | 556,04 | 939,02 | 1264,86 |
Mg | 24,79 | 34,92 | 63,19 | 106,16 | 146,16 |
Величины, определяющие границы перечисленных диапазонов, нами не приведены, так как низкий, высокий, очень низкий, очень высокий уровень содержания химических элементов в волосах характерен для детей с группой здоровье 2 и ниже.
Для решения поставленной задачи провели наблюдение и полное клинико-лабораторное обследование 420 детей, имеющих 1 группу здоровья, в возрасте от 3 до 16 лет. Дети со 2, 3, 4, 5 группой здоровья из исследования исключались. Установлено, что 135 человек (32,14±1,33%) из их числа имели изменения микро- и макроэлементного статуса по 1-3 химическим элементам. Это выражалось в превышении допустимого уровня концентрации в волосах Рb; сниженном уровне Fe, Ca, Mg; по Mn, Cu, Zn диагностирован как сниженный, так и повышенный уровень содержания (табл. 4).
Табл. 4.Количество детей, имеющих изменения микро- и макроэлементного статуса, из числа обследованных детей с 1 группой здоровья (n=420) | ||||
Химический элемент | Количество детей с гиперэлементозом | Количество детей с гипоэлементозом | ||
Абс. | Р±mр, % | Абс. | P±mp, % | |
Рb | 34 | 8,10±1,33 | Не выявлено | |
Cd | Не выявлено | Не выявлено | ||
Mn | 37 | 8,81±1,38 | 42 | 10,0±1,46 |
Сu | 55 | 13,10±1,65 | 39 | 9,29±1,42 |
Zn | 25 | 5,95±1,15 | 30 | 7,14±1,26 |
Fe | Не выявлено | 26 | 6,19±1,18 | |
Ca | Не выявлено | 71 | 16,90±1,80 | |
Mg | Не выявлено | 27 | 6,43±1,20 |
Итак, у каждого третьего ребенка с 1 группой здоровья выявлен дисбаланс химических элементов, что при отсутствии коррекционных мероприятий может привести к нарушению здоровья.
Для подтверждения вывода о взаимосвязи между показателями здоровья обследованных детей и уровнем содержания в их организме химических элементов дополнительно исследовано состояние общей реактивности организма методом интегральных коэффициентов (клеточно-фагоцитарной защиты (КФЗ), специфического иммунного лимфоцитарно-моноцитарного потенциала (СИЛМП)) показателей периферической крови [26]; состояние эндогенных систем антиоксидантной защиты организма по показателю антиокислительной активности слюны (АОА) [27, 28]; интенсивность эндогенной интоксикации по уровню средних молекул мочи (УCM) [29].
Для наблюдения было сформировано 2 группы: 1-я (основная) - дети с изменениями элементного статуса; 2-я (контрольная) - дети, не имеющие отклонений микро- и макроэлементного гомеостаза. В указанные группы было отобрано по 110 детей с 1 группой здоровья.
Одним из общепринятых объективных и обобщающих параметров здоровья растущего человека считают состояние его физического развития [2, 30]. Оценка физического развития детей по региональным стандартам (шкалам регрессии веса по отношению к росту) позволила установить, что в основной группе удельный вес детей, имеющих средний уровень физического развития, был достоверно ниже, а количество детей с уровнем развития ниже среднего - значимо больше, чем в группе сравнения (табл. 5). Кроме этого, выявлена связь концентрации химических элементов в волосах детей и уровня их физического развития. Так, в группе обследованных с уровнем физического развития ниже среднего, содержание Рb в волосах было достоверно выше; содержание Сu, Zn, Ca, Mg - ниже, чем в сравниваемых группах (табл. 6). В этой же группе у каждого третьего ребенка диагностировано превышение допустимого уровня содержания Рb в волосах. Среди детей со средним и выше среднего уровнем физического развития таковых было значительно меньше - 15,1% и 7,1% соответственно. Сниженный уровень Ca определен у 43,5% детей с уровнем развития ниже среднего (у 15,1% детей со средним уровнем физического развития и у 7,1% детей с выше среднего уровнем физического развития). Сниженный уровень Zn - у 26,1%; 5,5%; 7,1% соответственно; сниженный уровень Сu - у 26,1%: 11,0%; 14,3% соответственно; сниженный уровень Mg - у 21,7%; 9,6%; 7,1% соответственно.
Таким образом, при превышении допустимого уровня концентрации в волосах детей Рb, сниженном уровне Сu, Zn, Ca, Mg среди детей с 1 группой здоровья достоверно увеличивается количество лиц с уровнем физического развития ниже среднего. При отсутствии коррекционных мероприятий это может обусловить развитие дисгармоничности морфологического статуса детей.
Табл.5.Оценка уровня физического развития детей | ||||
Уровень физического развития | Основная группа | Контрольная группа | ||
Абс. | P±mp, % | Абс. | P±mp, % | |
Ниже среднего | 23 | 20,91±3,88* | 9 | 8,18±2,61 |
Средний | 73 | 66,36±4,50* | 91 | 82,73±3,60 |
Выше среднего | 14 | 12,73±3,18 | 10 | 9,09±2,74 |
Итого | 110 | 100,0 | 110 | 100,0 |
Примечание: * достоверность различий с контрольной группой р<0,01 (по критерию Стьюдента). | ||||
Табл.6Содержание химических элементов в волосах детей с различным уровнем физического развития (М±m, мкг/г) | ||||
Химический элемент | Уровень физического развития | |||
Ниже среднего | Среднее | Выше среднего | ||
Рb | 5,83±0,49 | 4,58±0,30* | 4,19±0,61* | |
Cd | 0,52±0,06 | 0,40±0,04 | 0,39±0,09 | |
Сr | 1,02±0,12 | 1,12±0,07 | 1,07±0,12 | |
Мn | 2,39±0,23 | 2,59±0,14 | 2,72±0,29 | |
Сu | 8,73±0,33 | 9,94±0,19** | 10,04±0,46* | |
Zn | 138,18±7,53 | 155,99±3,05* | 158,89±12,0 | |
Fe | 50,38±3,10 | 57,42±2,27 | 51,54±5,48 | |
Са | 397,50±26,21 | 539,25±25,18** | 538,06±56,20* | |
Mg | 41,09±3,2б | 55,08±2,21** | 60,11±7,02* | |
Примечание:* достоверность различий с группой детей с физическим развитием ниже среднего р<0,05; ** достоверность различий с группой детей с физическим развитием ниже среднего р<0,01 (по критерию Стьюдента). |
При оценке состояния общей реактивности детей выявлено, что среднее значение КФЗ у детей основной группы было значимо ниже аналогичного у обследованных из контрольной группы. Кроме того, с использованием непараметрического критерия Вилкоксона - Манна - Уитни, в сравниваемых группах установлена существенность различий по показателям СИЛМП (табл. 7).
Определена обратная статистически значимая корреляция между уровнем накопления в волосах обследованных Рb и значением КФЗ (r=-0,197; р<0,05), а также прямая связь между концентрацией Mg и СИЛМП (r=0,225; р<0,05).
Табл.7.Значения интегральных коэффициентов иммунологического потенциала у обследованных детей (М±m, усл. ед.) | ||
Наименование коэффициента | Основная группа | Контрольная группа |
Коэффициент фагоцитарной защиты(усл. ед.) | 0,770±0,01*** | 0,820±0,01 |
Специфический иммунный лимфоцитарно-моноцитарный потенциал (усл. ед.) | 0,631±0,01* | 0,657±0,01 |
Примечание: * - достоверность различий с контрольной группой р< 0,05 (по критерию Вилкоксона - Манна - Уитни); *** - достоверность различий с контрольной группой р< 0,001 (по критерию Стьюдента). |
Итак, у практически здоровых детей с изменениями микро- и макроэлементного статуса (превышение допустимого уровня концентрации в волосах Рb; сниженный уровень Fe, Ca, Mg; сниженный и (или) повышенный уровень содержания в волосах Mn, Cu, Zn) имеет место достоверное снижение интегральных иммунных коэффициентов - КФЗ и СИЛМП, что в дальнейшем, при отсутствии специфических реабилитационных мероприятий, может привести к прорыву защитного барьера на пути инфекции.
При оценке состояния эндогенных систем антиоксидантной защиты организма у детей с нарушениями элементного гомеостаза отмечено снижение АОА (среднее значение изученного показателя составило 51,59±0,59% против 53,21±0,50% в контрольной группе). У 3 детей основной группы фактическая величина исследуемого показателя была ниже нижней границы стандартных значений здоровых детей. Сопоставление выборок с использованием непараметрического критерия Вилкоксона - Манна - Уитни выявило существенную разницу в величине АОА у обследованных основной и контрольной группы (р<0,05). Установлена прямая зависимость между концентрацией Са и АОА слюны (r=0,226; р<0,05).
Полученные материалы указывают на то, что у детей с 1 группой здоровья, при развитии описанных выше отклонений в содержании химических элементов (Pb, Mn, Cu, Zn, Fe, Ca, Mg) в волосах, имеет место значимое снижение показателя эндогенных систем антиоксидантной защиты организма. В последующем, при отсутствии мероприятий по нормализации баланса микро- и макроэлементов это может вызвать истощение компенсаторных возможностей антиоксидантной системы, активацию процессов перекисного окисления липидов и образование в биомембранах большого количества перекисей.
Оценка маркера эндогенной интоксикации (УСМ) осуществлена раздельно в 3 подгруппах: у практически здоровых детей с гиперэлементозами по Рb, Мn, Сu, Zn; у здоровых детей с гипоэлементозами по Mn, Cu, Zn, Fe, Са, Mg; а также у детей, у которых содержание микро- и макроэлементов находилось в пределах физиологической нормы. Обнаружено увеличение среднего значения этого показателя у детей с гиперэлементозами (0,358±0,03 усл. ед.) и у детей с гипоэлементозами (0,356±0,03 усл. ед.). У детей без изменений баланса химических элементов среднее значение УСМ равнялось 0,306±0,03 усл. ед. Критерий Вилкоксона - Манна - Уитни позволил обнаружить достоверность различий коэффициента УСМ в сравниваемых выборках детей с наличием и отсутствием изменений элементного статуса (р<0,01). Установлены обратные корреляции между концентрацией Са, Mg, Fe в волосах обследованных и значением у них УСМ (r=-0,302; r=-0,298; r=-0,223; р<0,01; р<0,01; р<0,05 соответственно); и, одновременно, прямая связь Рb и УСМ (r=0,229; р<0,05). Изложенное свидетельствует, что у практически здоровых детей с изменениями микро- и макроэлементного статуса, выражающимися в превышении допустимого уровня концентрации в волосах Рb; сниженном уровне Fe, Са, Mg; сниженном и (или) повышенном уровне содержания в волосах Mn, Сu, Zn имеет место существенное увеличение показателя эндогенной интоксикации. В дальнейшем при отсутствии специфических коррекционных мероприятий, у этих детей возможно накопление в тканях организма продуктов нарушенного метаболизма и токсинов.
Итак, среди детей с 1 группой здоровья, имеющих отклонения элементного статуса (превышение допустимого уровня биоконцентрации в волосах Рb, сниженный уровень Fe, Ca, Mg; сниженный и (или) повышенный уровень содержания в волосах Mn, Cu, Zn) удельный вес лиц с уровнем физического развития ниже среднего достоверно больше, чем в контрольной группе. Изменения элементного статуса у детей со сниженным физическим развитием выражены значительнее, чем у лиц со средним и повышенным физическим развитием. У обследованных основной группы по сравнению с контрольной группой имеет место достоверное снижение интегральных показателей общей реактивности организма (КФЗ и СИЛМП крови), а также коэффициента антиоксидантной защиты (АОА слюны); статистически значимое увеличение показателя эндогенной интоксикации (УСМ мочи). Определены существенные корреляции между уровнем накопления в волосах обследованных химических элементов и значениями у них интегральных иммунных и неиммунных коэффициентов.
Таким образом, нарушения микро- и макроэлементного статуса у практически здоровых детей могут быть одним из факторов, обусловливающих донозологические изменения в состоянии их здоровья.
Нами проведено динамическое наблюдение в течение 12 месяцев за состоянием здоровья 60 детей основной группы, которые были разделены на 2 подгруппы по 30 человек. В 1 подгруппе были выполнены мероприятия по коррекции элементного статуса, во второй - специальных реабилитационных мероприятий не проводилось. Дети в подгруппах не различались по возрастно-половому составу, социально-экономическим, бытовым условиям, уровню медицинского обслуживания.
Мероприятия по коррекции микро- и макроэлементного статуса осуществлялись в 2 этапа: элиминация избыточных количеств микроэлементов способом энтеросорбционной терапии; восполнение дефицита макро- и микроэлементов методом пищевой коррекции. Контроль за проводимыми мероприятиями, кроме обычной клинико-лабораторной оценки соматического статуса, включал исследование уровня экскреции химических элементов (Рb, Cd, Mn, Сu, Zn, Fe, Ca, Mg) с мочой и содержания их в волосах в динамике. Продолжительность реабилитации определялась на основании результатов контрольных исследований содержания химических элементов в биологических средах детей.
Через 3 месяца после начала коррекции у всех детей 1 подгруппы были получены положительные результаты: уровень содержания химических элементов в волосах и моче соответствовал физиологической норме (зоне 25-75 центилей). При наблюдении за детьми в процессе проведения реабилитации и после ее окончания никаких побочных эффектов не выявлено. Дети чувствовали себя удовлетворительно. Со слов родителей, у детей отмечалось улучшение общего самочувствия и аппетита.
После завершения коррекционных мероприятий родителям детей давались рекомендации, направленные на профилактику развития отклонений элементного статуса (по организации рационального питания, привитию гигиенических навыков и пр.). Катамнестическое наблюдение показало стабильность достигнутых результатов (табл. 8). Через 3 месяца после окончания реабилитации ни у одного ребенка из 1 подгруппы не выявлено отклонений в уровне содержания химических элементов в биопробах. Через 6 месяцев после окончания коррекционных мероприятий у 2 детей имело место незначительное превышение допустимого уровня содержания Рb в волосах (8,09 и 8,19 мкг/г); через 9 месяцев у 3 детей диагностирован уровень концентрации Рb в волосах в диапазоне 8,3-8,6 мкг/г. По другим химическим элементам дисбаланс не определен: фактические уровни содержания их в волосах соответствовали интервалу 25-75 центилей.
Во 2 подгруппе в течение года после начала наблюдения выявлена тенденция к увеличению среднего уровня содержания в волосах Pb, Cd, Mn, a также тенденция к снижению средней концентрации Zn, Fe, Ca, Mg (табл. 9). Количество детей с гиперэлементозом по Pb по окончании наблюдения увеличилось на 3 человека; с дисбалансом Mn, Ca, Mg - на 4 человека; с дисбалансом Сu и Fe - на 3 человека; с дисбалансом Zn - на 2 человека; у 1 ребенка диагностирован гиперэлементоз по Cd. У 7 детей (23,33±7,72%) фактическая концентрация Zn, Ca и Mg в волосах стала ниже значения 10 центиля (низкий уровень содержания химических элементов в волосах, что характерно для детей с группой здоровья 2 и ниже). У такого же числа детей количество химических элементов, вовлеченных в дисбаланс, увеличилось до 4-6.
Оценка физического развития детей, осуществленная через год, позволила установить следующее. В 1 подгруппе число лиц с уровнем физического развития ниже среднего уменьшилось на 3 человека, а со средним и выше среднего уровнем развития - увеличилось, соответственно, на 2 и на 1 человека. Во 2 подгруппе, наоборот, имело место увеличение числа детей с уровнем физического развития ниже среднего и уменьшение количества лиц со средним уровнем развития (табл. 10). Подчеркнем, что в 1 подгруппе удельный вес детей со сниженным уровнем физического развития стал значимо ниже, чем во 2 подгруппе (23,33±7,72% против 50,0±9,13% соответственно, р<0,05). Кроме того, если до начала наблюдения все дети имели гармоничное физическое развитие, то через год у 4 обследованных из 2 подгруппы с уровнем физического развития ниже среднего установлена дисгармоничность морфологического статуса за счет дефицита массы тела.
Анализ интегральных показателей иммунологического потенциала через год после начала наблюдения выявил, что в 1 подгруппе произошел существенный рост КФЗ по сравнению с исходными параметрами, а также имела место тенденция к увеличению СЛМП; во 2 подгруппе - достоверное снижение указанных коэффициентов (табл. 11, 12). Уменьшение КФЗ и СИЛМП свидетельствует о повышении риска прорыва защитного барьера организма на пути инфекции, снижении способности организма чутко и быстро реагировать на проникновение чужеродного антигена (возбудителя) и, в конечном итоге, о снижении неспецифической резистентности организма ребенка, а значит, об увеличении вероятности развития какого-либо заболевания [27].
Кроме того, в 1 подгруппе обнаружено статистически значимое увеличение АОА слюны и уменьшение УСМ мочи (табл. 11), а во 2 подгруппе - наоборот, существенное снижение АОА слюны и повышение значений УСМ мочи (табл. 12). У 5 обследованных 2 подгруппы фактическая величина АОА слюны, спустя год от начала наблюдения, была ниже нижней границы стандартных значений у здоровых детей; у 3 лиц из этой подгруппы фактическая величина УСМ мочи стала выше верхней границы стандартных значений у здоровых детей. Снижение значений АОА указывает на уменьшение резервов биоантиоксидантов в результате их усиленного потребления, истощение компенсаторных возможностей антиоксидантной системы, приводящее к активации процессов перекисного окисления липидов и образованию в биомембранах большого количества перекисей. Увеличение значений УСМ свидетельствует о накоплении в тканях организма продуктов нарушенного метаболизма и токсинов [29].
Итак, при отсутствии мероприятий по нормализации отклонений микро- и макроэлементного статуса у практически здоровых детей в течение 1 года установлено увеличение степени выраженности элементного дисбаланса. Одновременно выявлено ухудшение показателей физического развития, а также существенные изменения иммунных и неиммунных факторов защиты. У 7 детей 2 подгруппы по окончании периода наблюдения вследствие дисгармоничности морфологического статуса за счет дефицита массы тела, снижения реактивности (по кратности острой заболеваемости неспецифическими инфекционно-воспалительными заболеваниями респираторного тракта) с использованием общепринятых критериев определена 2 группа здоровья. Нарушения элементного статуса у этих детей характеризовались дисбалансом 4-6 химических элементов (имело место превышение допустимой концентрации в волосах Рb (свыше 9 мкг/г); пониженный либо повышенный уровень Мn; пониженный уровень Сu, Fe; пониженный или низкий уровень Zn, Ca, Mg).
При осуществлении специальных реабилитационных мероприятий (у детей 1 подгруппы) имела место нормализация элементного гомеостаза и, одновременно, существенный рост показателя иммунологического потенциала организма - КФЗ крови, показателя антиоксидантной системы - АОА слюны, достоверное снижение показателя интоксикации - УСМ мочи. Комплексное клинико-лабораторное исследование, осуществленное через 1 год после начала наблюдения, не выявило нарушений в состоянии здоровья обследованных 1 подгруппы.
Результаты динамического наблюдения при осуществлении мероприятий по коррекции нарушений элементного статуса и без таковых свидетельствуют о том, что отклонения от нормы в уровне содержания химических элементов в волосах практически здоровых детей являются показателем донозологических изменений в состоянии их здоровья, и таких детей необходимо относить к группе "риска" по развитию нарушений здоровья.
При отсутствии коррекционных мероприятий, направленных на восстановление элементного гомеостаза, в течение 1 года дисбаланс химических элементов у таких детей усиливается, имеет место ухудшение показателей физического развития, существенные изменения значений иммунных и неиммунных показателей защиты. Указанный контингент пациентов требует наблюдения врача - педиатра и назначения реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление баланса химических элементов. Выявление отклонений в уровне содержания микро- и макроэлементов в волосах детей в пределах 10-90 центильных вероятностей региональных стандартных значений является основанием для отнесения обследованных ко 2 группе здоровья.
Таким образом, использование дополнительного показателя - оценки микро- и макроэлементного статуса по уровню содержания химических элементов в волосах повышает качество диагностики состояния здоровья детей и позволяет своевременно скорректировать дисбаланс химических элементов, тем самым сохранить детей в 1 группе здоровья.
Литература
1. Здоровье детей России в XXI веке/ Под ред. А.А.Баранова, В.Р.Кучмы. - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. - 159 с.
2. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков// Российский педиатрический журнал. - 2000. - №5. - С.5-12.
3. Вельтищев Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей// Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - Том 45, №1 - С.5-9.
4. Шабров А.В., Маймулов В.Г. Руководство по профилактической деятельности врача общей практики (семейного врача). - СПб: СПбГМА им. И.И.Мечникова, 1997. - 298 с.
5. Социальные факторы, определяющие характер питания школьников Москвы (в 1992-1995 гг.)/ А.Н.Мартинчик, А.К.Батурин, Л.С.Трофименко и др.// Российский педиатрический журнал. - 1998 - №4. - С.39-43.
6. Хотимченко С.А., Алесеева И.А. Подходы к оценке алиментарной нагрузки чужеродными веществами// Гигиена и санитария. - 2001. - №5. - С.25-27.
7. Смоляр В.И. Гипо- и гипермикроэлементозы человека. - Киев: Здоровья, 1989. - 152 с.
8. Микроэлементозы человека: этиология, классификация, органопатология/ А.П.Авцын, А.А.Жаворонков, М.А.Риш, Л.С.Строчкова. - М.: Медицины, 1991. - 496 с.
9. Кудрин А.В., Скальный А.В., Жаворонков А.А. Иммунофармокология микроэлементов. - М.: КМК, 2000. - 537 с.
10. Вельтищев Ю. Е. Экопатология детского возраста// Педиатрия. - 1995. - №4. - с.26-33.
11. Вельтищев Ю.Е. Экологически детерминированная патология детского возраста // Российский вестник перинатологии и педиатрии. -1996. - №2. - с.5-12.
12. Смоляр В.И. Гигиенические проблемы роста детей и подростков. - Киев: Здоровья, 1985. - 128 с.
13. Громова О.А. Его величество магний (клинико-фармакологическая информация): Методическое пособие для врачей и студентов. - М., 2000. - 51 с.
14. Касохов А.В. Нарушение иммунобиологической реактивности в условиях загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами// Рос. вестн. перинатол. и педиатрии. - 1999. - №5. - С.37-41.
15. Лаврова А.Е. Биологическая роль цинка в норме и при заболеваниях// Рос. педиатр. журн. - 2000. - №3. - С.42-47.
16. Окружающая среда и здоровье населения Владивостока/ Под ред. А.Б.Косолапова, Б.В.Преображенского. - Владивосток: Дальнаука, 1998. - 212 с.
17. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1998 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999. - 222 с.
18. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1999 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. - 224 с.
19. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2000 году: Государственный доклад. - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2001. - 192 с.
20. Кудрин А.В. Микроэлементозы человека// Международный медицинский журнал. - 1998. - №11-12. - С.1000-1006.
21. Изучение обеспеченностью цинком и медью детей дошкольного возраста г. Москвы с помощью неинвазивных методов/ М.В.Копытько, М.В. Шагова, Ю.П.Алешко - Ожевский и др.,// Педиатрия. - 2000. - №6. - С.21-25.
22. Мжельская Т.И., Ларский Э.Г. Исследование содержания микроэлементов и ферментов в волосах как новый подход к изучению метаболизма на тканевом уровне// Лабораторное дело. - 1983. - №1. - С.3-10.
23. Скальный А.В., Демидов В.А., Скальная М.Г. Оценка элементного статуса популяции в гигиенической донозологической диагностике// Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. - 2001. - №2-3. - С.64-67.
24. Ревич Б.А. Гигиеническая оценка содержания некоторых химических элементов в биосубстратах человека// Гигиена и санитария. - 1986. - N7. - С.59-62.
25. Ревич Б.А. Свинец в биосубстратах жителей промышленных городов// Гигиена и санитария. - 1990. - №4. - С.28-33.
26. Бондарь Г.Н. Клинические и иммунологические особенности острой пневмонии у детей в зависимости от фаз 28 - суточного индивидуального биоритма Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Владивосток, 1997. - 31 с.
27. Варенко Ю.С., Шевченко В.Г., Шавипренко Л.П. Методика отбора