Способ снижения потерь легких углеводородов от испарения при их хранении и использовании

Изобретение относится к процессам хранения и применения бензинов. Способ снижения потерь лёгких углеводородов от испарения ведут путём ввода в них присадки [CnH2n+1COO]2Zn (где n=10-16) в концентрации 0,000925-0,001%. Изобретение способствует существенному снижению давления насыщенных паров (ДНИ) и потерь бензина от испарения при их хранении и использовании. 2 табл.

Реферат

Изобретение относится к процессам хранения и применения бензинов.

Известно, что введение в бензины присадки [CnH2n+1COO]2Ni (где n=10-16) приводит к уменьшению потерь бензинов от испарения [пат. 2187540 РФ, МПК 7 C 10 D 1/18, опуб. 2002].

Недостатком применения этого ПАВ можно считать относительно невысокую эффективность.

Задачей изобретения является разработка присадки бензина, снижающей давление насыщенных паров.

Поставленная задача решается за счет достижения технического результата, который заключается в сокращении потерь бензинов от испарения, что имеет большое экологическое и экономическое значение.

Указанный технический результат достигается введением в бензин в малых концентрациях [CnH2n+1COO]2Zn (n=10-16).

Влияние действия присадки относительно прототипа видны из примеров 1-3.

Определение давления насыщенных паров бензина проводилось по ГОСТ 1756-75, потери от испарения - по методу Бударова.

Пример 1. Использовали бензин А-76 (температура начала кипения 45°С, 10% выкипает при температуре 72°С).

Пример 2. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Ni - в количестве 0,001% мас.).

Пример 3. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn - в количестве 0,001% мас.).

Результаты исследований приведены в табл. 1. Снижение давления насыщенных паров и, как следствие, снижение потерь бензина от испарения в случае применения [CnH2n+1COO]2Zn выше на 19,7% по сравнению с использованием [CnH2n+1COO]2Ni.

Влияние концентраций вводимой присадки на давление насыщенных паров и испаряемость бензина видны из примеров 4-9.

Определение давления насыщенных паров проводили по ГОСТ 1756-75, потерь бензина в результате испарения проводили по методу Бударова.

Пример 4. Использовали бензин А-76 (Тнк=45°С, 10% выкипает при температуре 72°С).

Пример 5. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn - в количестве 0,0004625% мас.).

Пример 6. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn - в количестве 0,000925% мас.).

Пример 7. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn - в количестве 0,001% мас.).

Пример 8. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn - в количестве 0,00185% мас.).

Пример 9. Использовали тот же бензин с введением в него ПАВ [CnH2n+1COO]2Zn - в количестве 0,002775% мас.).

Результаты определений приведены в табл. 2.

Как видно из полученных данных табл. 2, при введении присадки [CnH2n+1COO]2Zn максимальное снижение потерь бензина от испарения достигается при концентрации ПАВ 0,000925-0,001%.

Таким образом, введение в бензин присадки [CnH2n+1COO]2Zn (где n=10-16) в концентрации 0,000925-0,001% приводит к существенному снижению давления насыщенных паров (ДНИ) и потерь бензина от испарения при их хранении и использовании.

Таблица 1
ПримерВводимое в бензин веществоКонцентрация вводимого в бензин вещества, мас.%Давление насыщенных паров, % отн.Потери от испарения по методу Бударова, % отн.
1- 100100
2[CnH2n+1COO]2Ni0,00185,084,6
3[CnH2n+iCOO]2Zn0,00166,964,9

Таблица 2
Примеры
 456789
Концентрация присадки0,5%0,0004625%0,000925%0,001%0,00185%0,002775%
Давление насыщенных паров, кПа/% отн.54,80/10041,46/75,636,66/66,936,66/66,941,33/75,6953,60/98,0
Потери от испарения бензина, % абс./% отн3,7/1002,8/75,72,4/64,92,4/64,92,7/73,03,6/97,3

Способ снижения потерь легких углеводородов от испарения при их хранении и использовании, отличающийся тем, что в них вводят присадку [CnH2n+1COO]2Zn, где n=10-16, в концентрации 0,000925-0,001%.