Система управления моста двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системе управления моста двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства. Система управления моста двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства содержит колеса, выполненные сферическими, оси сферических колес укреплены на горизонтальных шарнирах наклона сферических колес, а оси горизонтальных шарниров наклона сферических колес расположены в продольной плоскости транспортного средства. Наклон левого и правого сферического колеса каждого из двух мостов осуществляется в поперечной плоскости относительно продольной оси транспортного средства трапециями автомобильного типа, расположенными в вертикальной плоскости. При этом горизонтальный шарнир наклона каждого сферического колеса моста расположен в продольной плоскости транспортного средства и со смещением относительно центра сферического колеса к его внутренней стороне, обращенной к транспортному средству. Технический результат заключается в оптимизации системы управления сферическим колесом, что приводит к увеличению общей поверхности сферы сферического колеса и его объема, используемых для преодоления водных преград. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к системе управления и улучшения ходовых качеств двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства.

Известна “Система управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства и его трансмиссия” по описанию заявленного изобретения №2197403, класс МПК В 62 D 9/04, опубликовано в БИ №3, 27.01.2003.

Данная система управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства и его трансмиссия предназначены для улучшения управления транспортного средства.

Система управления содержит сферические колеса, наклоняющиеся в поперечной плоскости транспортного средства на горизонтальных шарнирах, оси которых расположены в продольной плоскости транспортного средства и со смещением относительно центра сферы колеса к наружной стороне колеса. Наклоны левого и правого колеса каждого из двух мостов осуществляются трапециями автомобильного типа, расположенными вертикально в поперечной плоскости транспортного средства.

Недостатком данной системы управления являются затруднения конструктивного расположения горизонтального шарнира наклона сферического колеса, при его расположении от центра сферы колеса к внешней стороне колеса с учетом выполнения на нем управляющих наклонов колеса.

Целью предлагаемого изобретения является создание системы управления моста двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства свободной от вышеперечисленного недостатка, что повлечет за собой улучшение управления вездеходом.

Указанная цель достигается следующим образом. Горизонтальный шарнир наклона сферического колеса располагается в продольной плоскости вездехода со смещением его относительно центра сферы колеса к внутренней стороне сферы каждого колеса, обращенной к вездеходу, включая сюда и его возможное расположение в продольной плоскости, перпендикулярной опорной поверхности вездехода и проходящей через центр сферы колеса. Такое расположение горизонтального шарнира наклона сферических колес моста дает увеличение рабочих углов наклона сферических колес, а также будет способствовать увеличению общей поверхности сферы колеса и его объема, используемых для преодоления болот, рек и других водоемов.

В качестве аналога предлагаемому изобретению взята “Система управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства и его трансмиссия” по источнику информации (1).

Перечень фигур на чертежах

На фиг.1 изображен мост системы управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства при расположении горизонтальных шарниров A1 и A2 в продольных плоскостях вездехода со смещением O1 A1 и О2 А2 относительно центров сфер колес O1 и О2 к внутренним сторонам сфер колес, обращенных к вездеходу.

На фиг.2 изображен этот же мост при выполнении поворота.

На фиг.3 изображен мост системы управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства при расположении горизонтальных шарниров A1 и А2 в продольных плоскостях, перпендикулярных опорной поверхности вездехода и проходящих через центры сфер колес O1 и О2.

В данном частном случае горизонтальные шарниры A1 и А2 расположены в центрах сфер O1 и О2.

На фиг.4 изображен этот же мост при выполнении поворота.

Предлагаемая система управления моста двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства состоит из следующих узлов, агрегатов и деталей.

На балке 1 моста (фиг.1, 2) расположены сферические колеса с центрами сфер O1 и O2 и осями вращения 2, имеющими возможность при перемещении тяги трапеций 5, через рычаги наклона 4, жестко связанные под углом α с осями 2 сферических колес 3, выполнять угловые перемещения вокруг осей горизонтальных шарниров A1 и А2. Горизонтальные шарниры A1 и А2 (фиг.1) смещены относительно центров сфер O1 и О2 колес 3 к внутренней части сферических колес 3, обращенной к вездеходу на величину O1 A1 и О2 А2.

На фиг.3 и 4 показан частный случай расположения горизонтальных шарниров A1 и А2 моста в продольных плоскостях транспортного средства, проходящих через центры сфер O1 и О2 и перпендикулярных опорной плоскости вездехода и расположенных в центрах этих сфер O1 и О2.

Система управления моста двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства работает следующим образом.

При перемещении, например, тяги трапеции 5 происходит (через рычаги наклона 4) изменение углов наклона осей 2 сферических колес 3. При этом сферические колеса 3 переходят на разные диаметры качения, и мост 1 совершает поворот (фиг.2). В связи с тем, что горизонтальные шарниры A1 и А2 смещены от центров сфер O1 и О2 на величины O1 A1 и O1 A2 к внутренней части сферических колес 3, при изменении наклонов колес происходит изменение наклона балки 1 моста в противоположную от поворота сторону (фиг.2), что вызовет некоторое неудобство при больших смещениях O1 A1 и О2 А2 горизонтальных шарниров и поворотов моста с малыми радиусами, но даст возможность более свободного расположения системы управления сферическим колесом. В этом случае возможно найти компромисс между размерами смещений O1 A1 и О2 А2 горизонтальных шарниров A1 и А2 и возможностью оптимального размещения всех элементов систем наклонов сферических колес 3 так, чтобы угол наклона балки 1 моста был малозаметен. На балке 1 моста на фиг.3 и 4 наклон балки не происходит, так как смещения шарниров A1 и А2 относительно центров сфер колес нет.

Предлагаемое изменение расположения горизонтального шарнира наклона сферического колеса увеличит возможные конструктивные расположения систем управления сферическими колесами, что повлечет за собой улучшение эксплуатационных качеств вездехода.

Литература

1. “Система управления двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства и его трансмиссия” по описанию изобретения №2197403, класс МПК В 62 D 9/04, опубликовано в БИ №3, 27.01.2003.

1. Система управления моста двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства, содержащая колеса, выполненные сферическими, оси сферических колес укреплены на горизонтальных шарнирах наклона сферических колес, а оси горизонтальных шарниров наклона сферических колес расположены в продольной плоскости транспортного средства, при этом наклон левого и правого сферического колеса каждого из двух мостов осуществляется в поперечной плоскости относительно продольной оси транспортного средства трапециями автомобильного типа, расположенными в вертикальной плоскости, отличающаяся тем, что горизонтальный шарнир наклона каждого сферического колеса моста расположен в продольной плоскости транспортного средства и со смещением относительно центра сферического колеса к его внутренней стороне, обращенной к транспортному средству.

2. Система управления моста двухсекционного сочлененного вездеходного транспортного средства, содержащая колеса, выполненные сферическими, оси сферических колес укреплены на горизонтальных шарнирах наклона сферических колес, а оси горизонтальных шарниров наклона сферических колес расположены в продольной плоскости транспортного средства, при этом наклон левого и правого сферического колеса каждого из двух мостов осуществляется в поперечной плоскости относительно продольной оси транспортного средства трапециями автомобильного типа, расположенными в вертикальной плоскости, отличающаяся тем, что горизонтальный шарнир наклона каждого сферического колеса моста расположен в продольной плоскости транспортного средства, проходящей через центр сферы сферического колеса и перпендикулярной опорной плоскости транспортного средства.