Система самообороны транспортного средства "рановит"

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к системам самообороны транспортных средств, преимущественно танков, против нападающих снарядов. Сущность изобретения заключается в том, что в состав системы введен блок наведения антиснаряда в точку подрыва и ориентации его в момент подрыва. В состав антиснаряда введены импульсные двигатели коррекции траектории и нацеливания. При этом импульсные двигатели коррекции траектории расположены в районе центра масс антиснаряда. Импульсные двигатели коррекции траектории в направлениях, перпендикулярных большим боковым сторонам антиснаряда, выполнены в едином блоке, размещенном внутри заряда взрывчатого вещества и выходящем на обе указанные стороны. Каждый двигатель выполнен в виде ствола, содержащего балластный груз, пиротехнический заряд и воспламенитель. Технический результат изобретения состоит в повышении функциональных возможностей системы. 8 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к системам самообороны транспортных средств, преимущественно танков, против нападающих снарядов. Как правило, эти системы содержат осколочный антиснаряд, выбрасываемый навстречу нападающему снаряду и поражающий его круговым или направленным осколочным полем.

Прототипом заявляемого изобретения является система самообороны транспортного средства по патенту №2102678 РФ, F 41 A 23/00, опубл. 20.01.98, КБ машиностроения. Конструкция боеприпаса описана в патенте №2127861 РФ той же фирмы.

Система самообороны содержит радиолокационную станцию обнаружения и измерения траекторных параметров нападающего снаряда. На верхней части транспортного средства, например вокруг башни танка, расположены установленные наклонно пусковые шахты с боеприпасами. Каждый боеприпас имеет метательный заряд и антиснаряд с линией связи. Антиснаряд имеет корпус коробчатой формы с осколочной облицовкой направленного действия, выполненный из неметаллического материала, и разрывной заряд в виде плиты. Нападающий снаряд поражается в непосредственной близости от транспортного средства. Антиснаряд может иметь импульсный двигатель разворота. Система самообороны имеет блок прогнозирования момента входа нападающего снаряда в зону поражения системы и блок выбора номера боеприпаса и выдачи команды на его отстрел и подрыв. Команда на подрыв подается по проводной линии связи на взрыватель антиснаряда.

Основным недостатком прототипа является то, что он обеспечивает защиту только от снарядов, подлетающих к цели на небольшой высоте примерно параллельно поверхности земли. В то же время известны виды оружия, обеспечивающие нападение на танк сверху. К ним в первую очередь относятся кассетные прицеливающиеся боевые элементы, опускающиеся на парашюте и использующие для поражения цели взрывоформируемый снаряд (ударное ядро) (155 мм артиллерийские снаряды типа SADARM (США), BONUS (Швеция), SMART (ФРГ) и др.). Значительную угрозу для танка представляют управляемые снаряды и мины прямого попадания (Copperhead, Merlin, Griffin, Strix).

Настоящее изобретение направлено на устранение этого недостатка. Техническое решение состоит в том, что в состав антиснаряда вводится система импульсных двигателей коррекции траектории и нацеливания, а при необходимости высотного перехвата нападающего снаряда - реактивный твердотопливный двигатель, а в состав танковой бортовой системы управления стрельбой вводится блок наведения антиснаряда в точку подрыва и ориентации его таким образом, чтобы в момент подрыва осколочная пластина была направлена на нападающий снаряд.

Фиг.1 - схема действия системы самообороны, фиг.2 - антиснаряд без реактивного двигателя, фиг.3 - антиснаряд с реактивным двигателем, фиг.4 - продольное сечение блока двигателей коррекции траектории, фиг.5 - различные конструкции стабилизаторов.

Система самообороны включает в себя радиолокационную станцию 1 обнаружения и измерения траекторных параметров нападающего снаряда 2 и антиснаряда 3, набор 4 пусковых шахт с антиснарядами, установленных, например, вокруг башни танка, блок наведения, нацеливания и подрыва 5, проводные линии связи 6 антиснарядов с блоком 5.

Антиснаряд при исполнении без реактивного двигателя (фиг.2) включает в себя неметаллический корпус 7 с расположенными в нем зарядом ВВ 8, осколочной пластиной заданного дробления 9, детонатором 10, блоками двигателей коррекции траектории 11 и 12, блоком двигателей разворота 13.

Антиснаряд, снабженный реактивным двигателем, показан на фиг.3. В данном случае реактивный двигатель 14 установлен в верхней части антиснаряда. Двигатель содержит корпус 15, заряд твердого топлива 16 с осевым каналом, воспламенитель 17, наклонные сопла 18. Ось реактивного двигателя расположена преимущественно параллельно верхнему торцу антиснаряда. Блок двигателей коррекции траектории (фиг.4) установлен в районе центра масс антиснаряда и содержит корпус 19 с расположенными в нем стволами 20. В каждом стволе размещен балластный груз 21, пиротехнический заряд 22 и воспламенитель 23.

Устройство пусковой шахты (ствола-контейнера), порохового заряда выброса антиснаряда, проводной линии связи, узлов крепления и т.п., а также действие системы по нападающим снарядам с настильной траекторией описано в патентах №№2102678, 2127861.

В случае нападения сверху, например, осуществляемого кассетным прицеливающимся боевым элементом 2, опускающимся на парашюте (фиг.1), он обнаруживается радиолокационной станцией 1. Производится измерение параметров его траектории и диаграммы сканирования местности. В случае, если по этим параметрам нападающий снаряд не представляет опасности для данного танка, запуск антиснаряда из шахты не производится. В противном случае производится запуск с помощью порохового заряда с одновременным включением реактивного двигателя (при наличии такового). С этого момента радиолокационная станция (РЛС) начинает одновременно наблюдать за обоими движущимися объектами - нападающим снарядом и антиснарядом. По параметрам их траекторий рассчитываются координаты оптимальной точки подрыва и пространственные углы ориентации антиснаряда в этот момент. Корректировка траектории антиснаряда производится с помощью отстрела балластных масс двигателей 11, 12. При подходе антиснаряда в расчетную точку подрыва подается команда на блок двигателей разворота 13. При этом могут быть реализованы следующие варианты поражения нападающего снаряда:

- на промахе (фиг.1, А); разворот происходит преимущественно вокруг продольной оси Z-Z антиснаряда;

- встречным потоком из упрежденной точки (фиг.1, Б); разворот происходит преимущественно вокруг поперечной оси У-У антиснаряда;

- промежуточный вариант поражения (фиг.1, В); разворот происходит вокруг обеих осей.

Все виды разворотов реализуются за счет различных комбинаций отстреливаемых балластных масс. После того, как РЛС установит, что нацеливание произведено, по проводной линии 6 подается сигнал на подрыв антиснаряда. Для улучшения устойчивости полета антиснаряда предусмотрены варианты оснащения его стабилизаторами (фиг.5; а, б - раскрывающиеся стабилизаторы, в - ленточные стабилизаторы, г - стабилизаторы парашютного типа).

На фиг.1 А, Б, В, показано действие антиснарядов по самоприцеливающимся БЭ типа SADARM, однако эти антиснаряды могут применяться для поражения любых других снарядов, нападающих сверху, в том числе корректируемых артиллерийских снарядов и мин. Совершенно очевидно, что за ними сохраняются и функции уничтожения нападающих снарядов, движущихся по пологим траекториям, например ПТУР и РПГ (фиг.1, Г).

При стрельбе антиснарядом по крупной цели, например, противотанковому вертолету или беспилотному летательному аппарату, когда возможна реализация прямого попадания антиснаряда в цель, подрыв производится с помощью контактного датчика.

Предусмотрено размещение антиснарядов в стандартной шахте системы самообороны “Арена” (“Военный парад”, №4 (28), 1998, изд. ЗАО “Военный парад”, стр.14-15, рекламный проспект Конструкторского бюро машиностроения “Комплекс активной защиты танка “Арена-Э”, Росс. патент №2149337). При этом в общем случае возможна комплектация системы антиснарядами трех типов:

- антиснарядами существующего типа “Арена”, предназначенными для поражения низколетящих нападающих снарядов типа ПТУР и РПГ;

- многоцелевыми маловысотными антиснарядами, не имеющими реактивного двигателя;

- многоцелевыми высотными антиснарядами, снабженными реактивными двигателями.

Заявляемая система самообороны приобретает новое свойство - возможность борьбы со снарядами, нападающими сверху, что существенно повышает шансы выживания танков, БМП и других военных транспортных средств в условиях современного боя.

Следует отметить, что развиваемая концепция системы самообороны основана на идее реализации летающего плоского метательного заряда, впервые предложенного в нашем патенте №2032138 РФ “Управляемый снаряд” (F 42 B 12/32, опубл. 27.04.95).

1. Система самообороны транспортного средства, например танка, содержащая радиолокационную станцию обнаружения и измерения траекторных параметров нападающего снаряда, боеприпасы, расположенные на верхних частях транспортного средства и образующие круговую оборону, каждый боеприпас размещен в пусковом устройстве и имеет метательный заряд и антиснаряд, снабженная блоком прогнозирования входа нападающего снаряда в зону поражения системы самообороны, блоком выбора боеприпаса и выдачи команды на его отстрел и подрыв, при этом боеприпас помещен в пусковую направляющую прямоугольного сечения, а антиснаряд имеет корпус коробчатой формы, предпочтительно из неметаллического материала, в котором размещен разрывной заряд в виде плиты, осколочную облицовку, формирующую направленное поле осколков, причем взрыватель соединен линией связи с блоком выбора боеприпаса и выдачи команды на его отстрел и подрыв, отличающаяся тем, что в состав системы введен блок наведения антиснаряда в точку подрыва и ориентации его в момент подрыва, а в состав антиснаряда введены импульсные двигатели коррекции траектории и нацеливания, при этом импульсные двигатели коррекции траектории расположены в районе центра масс антиснаряда.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что импульсные двигатели коррекции траектории в направлениях, перпендикулярных большим боковым сторонам антиснаряда, выполнены в едином блоке, размещенном внутри заряда взрывчатого вещества и выходящем на обе указанные стороны, причем каждый двигатель выполнен в виде ствола, содержащего балластный груз, пиротехнический заряд и воспламенитель.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что импульсные двигатели нацеливания расположены в блоке, размещенном в верхней части антиснаряда.

4. Система по п.3, отличающаяся тем, что блок двигателей нацеливания выполнен с возможностью как попарного включения двигателей, выходящих на противоположные стороны, оси которых симметрично расположены относительно продольной оси антиснаряда, так и включения двигателей, выходящих на одну сторону антиснаряда.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что антиснаряд содержит реактивный твердотопливный двигатель.

6. Система по п.5, отличающаяся тем, что реактивный двигатель размещен в передней части антиснаряда.

7. Система по п.6, отличающаяся тем, что ось реактивного двигателя расположена параллельно верхнему торцу антиснаряда, а наклонные сопла расположены симметрично относительно продольной оси антиснаряда.

8. Система по п.1, отличающаяся тем, что антиснаряд снабжен аэродинамическими стабилизаторами раскрывающегося, ленточного и парашютного типа.

9. Система по п.1, отличающаяся тем, что она укомплектована антиснарядами трех типов, а именно антиснарядами существующего типа “Арена”, предназначенными для поражения низколетящих маловысотными антиснарядами, не имеющими реактивного двигателя, и многоцелевыми высотными антиснарядами, снабженными реактивными двигателями.