Способ разрушения ледяного покрова

Изобретение относится к судостроению и касается технологии ледоразрушения резонансным способом с помощью судна на воздушной подушке. Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, движущимся с резонансной скоростью, заключается в том, что предварительно, перед началом ледокольных работ, определяют наименее прочные участки ледяного покрова, затем, осуществляя движение судна с резонансной скоростью, вскрывают лед по обнаруженным менее прочным участкам, а после этого осуществляют ломку более прочных участков льда. При этом менее прочные участки льда определяют при помощи устройства, например ультразвукового дефектоскопа, способного определить толщину и структуру льда. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова резонансным способом.

Реферат

Изобретение относится к судостроению, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом (1. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. Владивосток: ДВГУ. - 1988. - 87 с.). При этом эффективность разрушения льда зависит от его толщины и структуры.

Недостатком известного способа является невозможность использования неоднородности льда по его физико-механическим свойствам для облегчения процесса его разрушения.

Известно (2. Агранат Б.А., Дубровин М.Н., Хавский Н.Н. Основы физики и техники ультразвука. М.: Высшая школа. - 1987. - 235 с.), что при помощи ультразвукового импульсного дефектоскопа можно определить толщину льда и его структуру.

Задачей заявляемого изобретения является определение оптимальной траектории движения судна на воздушной подушке при разрушении ледяного покрова резонансным методом.

Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, состоит в повышении эффективности разрушения ледяного покрова резонансным методом.

Требуемый результат достигается путем предварительной ультразвуковой дефектоскопии предполагаемого участка разрушения.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, движущимся с резонансной скоростью.

Отличительные: предварительно, перед началом ледокольных работ, определяют наименее прочные участки ледяного покрова, затем, осуществляя движение судна с резонансной скоростью, вскрывают лед по обнаруженным менее прочным участкам, а после этого осуществляют ломку более прочных участков льда, при этом менее прочные участки льда определяют при помощи устройства, например ультразвукового дефектоскопа, способного определить толщину и структуру льда.

Изобретение реализуют следующим образом. По предполагаемому участку разрушения ледяного покрова начинают перемещать СВП по различным траекториям с прикрепленным за его кормой устройством, способным определить толщину и структуру льда, например ультразвуковым импульсным дефектоскопом. Проведя «ледовую разведку», определяют траекторию движения СВП по наиболее слабым, т.е. менее прочным участкам ледяного покрова. В качестве таковых выбираются, например, участки с наименьшими толщинами и модулями упругости льда. Затем, двигаясь с резонансной скоростью, вскрывают лед по обнаруженным менее прочным участкам ледяного покрова, а после этого осуществляют ломку более прочных участков льда.

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке, движущимся с резонансной скоростью, отличающийся тем, что предварительно, перед началом ледокольных работ определяют наименее прочные участки ледяного покрова, затем, осуществляя движение судна с резонансной скоростью, вскрывают лед по обнаруженным менее прочным участкам, а после этого осуществляют ломку более прочных участков льда, при этом менее прочные участки льда определяют при помощи устройства, например ультразвукового дефектоскопа, способного определить толщину и структуру льда.