Поворотная часть башни башенного крана и способ ее монтажа
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к конструкции башенного крана и способу ее монтажа. Согласно изобретению, в поворотной части башни башенного крана передняя и задняя части системы удержания стрелы выполнены в виде отдельных частей: передней части, состоящей из двух сходящихся в верхней части стоек, жестко соединенных между собой и снабженных пластинами, взаимодействующими со скобами, предусмотренными на заднем конце основания стрелы, а также с двойными проушинами, предусмотренными на поворотной опоре, и задней части системы удержания стрелы, состоящей из двух сходящихся стоек. Передняя и задняя части системы удержания стрелы снабжены на их соответствующих вершинах фигурной пластиной и вильчатой пластиной для штифтового соединения между собой обеих частей. Основание задней части системы удержания стрелы, передний конец противовесной консоли и поворотная опора башни соединены между собой по одной и той же оси штифтового соединения. Основание передней части системы удержания стрелы, задний конец стрелы и поворотная опора башни соединены между собой также по одной и той же оси штифтового соединения. В процессе монтажа осуществляют сборку на земле конструкции, образованной противовесной консолью, ее одной или несколькими тягами и задней частью системы удержания стрелы, и сборку также на земле другой конструкции, образованной стрелой, ее одной или несколькими тягами и передней частью системы удержания стрелы, осуществляют подъем с помощью подъемного агрегата собранных конструкций и их дальнейшую сборку. Изобретение обеспечивает повышение скорости сборки поворотной части башенного крана. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 22 ил.
Реферат
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к способу и устройству для монтажа основных элементов поворотной части башенного крана, в большей степени в этом изобретении уделяется внимание основным элементам и способу монтажа верхней части башни башенного крана.
Уровень техники
Башенные краны большой мощности, используемые при строительстве зданий и общественных работах, в основном «с поворотным верхом», имеют фиксированную мачту, высота которой регулируется посредством дополнительных элементов мачты, и верхнюю поворотную часть, поворачивающуюся вокруг вертикальной оси, которая включает стрелу и противовесную консоль, образующую опору противовесов.
Более точно поворотная часть такого крана содержит обычно поворотную опору, возвышающуюся над ней верхнюю часть башни, называемую также «система удержания стрел», стрелу и противовесную консоль, расположенные с одной и с другой стороны вершины башни. Стрела шарнирно соединена своей задней частью с передней стороной системы удержания стрел и она удерживается в почти горизонтальном положении несколькими стреловыми тягами, соединяющими каждая наклонно вершину системы удержания стрел с какой-либо точкой стрелы. Аналогичным образом противовесная консоль шарнирно присоединена к задней стороне системы удержания стрел и она удерживается в почти горизонтальном положении несколькими тягами противовесной консоли, соединяющими каждая наклонно вершину системы удержания стрел с какой-либо точкой противовесной консоли.
Европейская заявка на изобретение ЕР 0635450 А1 от имени Заявителя описывает способ монтажа стрелы и противовесной консоли подобного башенного крана. Согласно этому способу, элементы стрелы выкладываются вдоль линии и собираются на земле вместе с их тягами, затем приподнимают и вытягивают в линию стреловые тяги и при необходимости тяги противовесной консоли с помощью вспомогательного агрегата, такого как подвижный кран. Затем при помощи того же агрегата стрелу или протиновесную консоль вместе с тягами поднимают на уровень вершины башни, заранее смонтированной таким образом, чтобы свободные концы тяг оказывались бы точно на вершине башни, обеспечивая таким образом непосредственное крепление тяг к вершине башни.
Известен также согласно европейской заявке на изобретение ЕР 0846650 А1 Заявителя способ монтажа стреловых тяг башенного крана рассматриваемого типа, согласно которому:
- в первой фазе собирают при помощи штифтов противовесную консоль на основании вершины башни, смонтированной заранее, затем соединяют свободный конец тяги противовесной консоли с монтажной системой блоков, временно закрепленной на вершине башни, поднимают монтажную систему блоков до выпрямления тяг при помощи монтажного троса, образуя систему блоков между этой монтажной системой и вершиной башни, смонтированной заранее, и при помощи штифтов соединяют тягу противовесной консоли с вершиной оголовка;
- во второй фазе поступают таким же образом со стреловой или стреловыми тягами, т.е. собирают при помощи штифтов стрелу на основании вершины башни, с противоположной от противовесной консоли стороны, соединяют свободный конец со стреловой или стреловыми тягами с монтажной системой блоков, временно закрепленной на вершине башни, поднимают монтажную систему блоков до выпрямления стреловой или стреловых тяг, соединенных друг с другом, при помощи вышеупомянутого монтажного троса, образуя другую систему блоков между этой системой монтажа и вершиной башни, смонтированной заранее, и при помощи штифтов соединяют стреловую или стреловые тяги с вершиной башни.
При применении этого способа так же как и ранее выкладывают по линии и собирают предварительно на земле элементы стрелы и с помощью вспомогательного подъемного агрегата противовесную консоль, затем стрелу поднимают на уровень вершины заранее смонтированной башни.
Такое решение оказывается более выгодным, чем способ по европейской заявке на изобретение ЕР 0636450 А1, в частности для поворотных кранов большой мощности, стрелы которых снабжены несколькими тягами. Однако оно еще сохраняет некоторые неудобства.
В частности, способ по документу ЕР 0846650 A1 требует иметь в распоряжении специальные моторизованные средства со вспомогательными лебедками и талями для вытягивания в линию и штифтового соединения стреловых тяг и тяг противовесной консоли, вследствие чего имеется некоторая конструктивная сложность устройства, применяющегося при данном способе монтажа.
Подготовка системы блоков, необходимых для вытягивания в линию и штифтового соединения стреловых тяг и тяг противовесной консоли, требует достаточно много времени. Этот способ сковывает на относительно длительное время вспомогательный подъемный агрегат, который должен быть использован не только для основных погрузочно-разгрузочных операций, но также во время промежуточных операций, которыми является подъем стрелы и противовесной консоли и стреловых тяг и тяг противовесной консоли с помощью вышеупомянутой системы блоков. Кроме того, рассмотренный способ требует выполнения «в воздухе» большого числа ручных операций сборки при помощи штифтов, с некоторым риском для участвующих, которые должны перемещаться по части крана, временно удерживаемой при помощи вспомогательного подъемного агрегата.
Кроме того, способы монтажа такого типа включают в себя сборку поворотной части крана в три «пакета», а именно: комплект «стрела», комплект «противовесная консоль» и комплект «несущая система стрелы с блоками». Это требует значительного объема для складирования и транспортировки составляющих поворотной части и включает в себя также то, что вспомогательный подъемный агрегат должен последовательно поднимать все три «пакета».
Сущность изобретения
Настоящее изобретение направлено на то, чтобы устранить эти неудобства, и, следовательно, оно имеет своей целью дать способ и устройство для монтажа основных элементов поворотной части башенного крана того типа, о котором шла речь, которые позволяют одновременно:
- уменьшить объем, необходимый для хранения и перевозки основных элементов поворотной части башенного крана, выискивая возможности укладывать элементы друг на друга;
- уменьшить число дополнительных деталей и частей, специфических для операций монтажа крана, в частности отказавшись от системы блоков и их приводов, предназначенных ранее для этих операций;
- упростить и ограничить число операций сборки «в воздухе» основных элементов поворотной части и сделать их более безопасными для участников, уменьшая число грузовых и сборочных операций «в воздухе», в частности, уменьшая число основных узлов;
- уменьшить время использования вспомогательного монтажного агрегата, такого как подвижный кран.
Согласно изобретению, поворотная часть башни башенного крана, содержащая в составе этой поворотной части систему удержания стрелы, стрелу, соединенную своим задним концом с передней частью системы удержания стрелы и соединенную с вершиной этой системы при помощи одной или нескольких тяг, и противовесную консоль, шарнирно соединенную своим передним концом с задней частью системы удержания стрелы при помощи одной или нескольких тяг, выполнена таким образом, что передняя и задняя части системы удержания стрелы содержат жестко соединенные между собой стойки, при этом передняя и задняя части системы удержания стрелы выполнены в виде отдельных частей: передней части, состоящей из двух сходящихся в верхней части стоек, жестко соединенных между собой и снабженных пластинами, взаимодействующими со скобами, предусмотренными на заднем конце основания стрелы, а также с двойными проушинами, предусмотренными на поворотной опоре, и задней части системы удержания стрелы, состоящей из двух сходящихся стоек, жестко соединенных между собой и снабженных расположенными на нижних концах пластинами, взаимодействующими со скобами, предусмотренными на переднем конце противовесной консоли, а также с двойными проушинами, предусмотренными на поворотной опоре башни, при этом передняя и задняя части системы удержания стрелы снабжены на их соответствующих вершинах фигурной пластиной и вильчатой пластиной для штифтового соединения между собой обеих частей, основание задней части системы удержания стрелы, передний конец противовесной консоли и поворотная опора башни соединены между собой по одной и той же оси штифтового соединения, а основание передней части системы удержания стрелы, задний конец стрелы и поворотная опора башни соединены между собой по одной и той же оси штифтового соединения.
В различных вариантах конструкция может быть выполнена следующим образом:
- передняя часть системы удержания стрелы соединена посредством подкоса, состоящего из двух неравных элементов, шарнирно соединенных между собой по оси, с задней частью основания стрелы, причем один элемент подкоса имеет опорную пластину, опирающуюся на основание стрелы таким образом, чтобы ограничивать поворот вперед и назад передней части системы удержания стрелы по отношению к стреле;
- каждая или каждые тяги стрелы состоят из задней части, соединенной штифтами с вершиной передней части системы удержания стрелы, и передней части, отделяемой от задней части и соединенной с соответствующей точкой стрелы, переднего конца задней части, содержащего вилку, и заднего конца передней части, содержащей пластинку, преимущественно с отверстием, или наоборот, для соединения при помощи штифта по оси, соединяющей вилку с пластинкой после сближения задней и передней частей тяг при помощи средства, состоящего из строп и блоков;
- в случае выполнения стрелы с двумя тягами задние части обеих тяг соединяются при помощи двойной серьги, которая закрепляется на выступе, образованном вокруг отверстия фигурной пластины, расположенной на вершине передней части системы удержания стрелы;
- задняя часть системы удержания стрелы содержит удерживающие штанги, предусмотренные для соединения вершины этой задней части с поворотной опорой башни, причем нижний конец каждой штанги, содержащий преимущественно вилку, предусмотренную для взаимодействия с проушинами поворотной опоры, при помощи штифта, проходящего сквозь отверстие, выполненное в каждой проушине;
- задняя часть системы удержания стрелы включает стержень, шарнирно соединенный с ее стойками и предназначенный для отклонения точек крепления грузовых строп при монтаже противовесной консоли с задней частью системы удержания стрелы;
- предусмотрен задний упор, который удерживает положение отклонения задней части системы удержания стрелы, для сохранения предварительного натяжения одной или нескольких тяг противовесной консоли;
- фигурная пластина и вильчатая пластина, предусмотренные на вершине передней и задней частей системы удержания стрелы, имеют переднее и заднее отверстия соответственно, предназначенные для осуществления штифтового соединения сближения посредством штифта с зазором и окончательного штифтового соединения штифтом упомянутых фигурной пластины и вильчатой пластины;
- одна или несколько тяг противовесной консоли содержат на переднем конце две монтажных серьги, а именно двойную серьгу, обеспечивающую связь с боковыми шайбами, установленными на вильчатой пластине, предусмотренной в вершине задней части системы удержания стрелы, и второй серьги, в частности в форме вилки, установленной внутри двойной серьги, причем вторая серьга выполнена с возможностью соединения с задним отверстием фигурной скобы, предусмотренной на вершине передней части системы удержания стрелы, до окончательного штифтового соединения;
- предусмотрен, кроме того, на промежуточной высоте системы удержания стрелы, по меньшей мере, один стержень между передней частью и задней частью системы удержания стрелы.
Согласно изобретению, способ монтажа поворотной части башни башенного крана, которая состоит из системы удержания стрелы, шарнирно соединенной своей задней частью с передней частью системы удержания стрелы, и соединенной с вершиной системы удержания стрелы посредством одной или нескольких тяг, и противовесной консоли, шарнирно соединенной своей передней частью с задней частью системы удержания стрелы, и соединенной с вершиной этой системы посредством одной или нескольких тяг, заключается в том, что систему удержания стрелы выполняют из двух частей, передней и задней, осуществляют сборку на земле конструкции, образованной противовесной консолью, ее одной или несколькими тягами и задней частью системы удержания стрелы, и сборку также на земле другой конструкции, образованной стрелой, ее одной или несколькими тягами и передней частью системы удержания стрелы, осуществляют подъем с помощью подъемного агрегата собранной конструкции, образованной противовесной консолью, ее одной или несколькими тягами и задней частью системы удержания стрелы, и сборку этой конструкции при помощи штифтового соединения с горизонтальной осью с поворотной опорой башни, осуществляют также с помощью подъемного агрегата подъем собранной конструкции, образованной стрелой, ее одной или несколькими тягами и передней частью системы удержания стрелы, и сборку этой конструкции при помощи штифтового соединения с горизонтальной осью с поворотной опорой башни, соединяют между собой при помощи, по меньшей мере, одного штифтового соединения верхних частей соответственно передней и задней частей системы удержания стрелы.
Преимущественно сборка на земле конструкции, образованной стрелой, ее одной или несколькими тягами и передней частью системы удержания стрелы, осуществляется шарнирным соединением основания передней части системы удержания стрелы с задним концом основания стрелы и также соединением передней части системы удержания стрелы с основанием стрелы при помощи подкоса, выполненного из двух неравных звеньев, шарнирно соединенных между собой, и ограничивающего поворот вперед и назад передней части системы удержания стрелы относительно стрелы с возможностью установки передней части системы удержания стрелы в двух предельных положениях.
Целесообразно, чтобы угол между двумя предельными положениями передней части системы удержания стрелы составлял 5°.
Предпочтительно операция сборки на земле конструкции, образованной стрелой, ее одной или несколькими тягами и передней частью системы удержания стрелы включает для одной или для каждой из тяг стрелы крепление задней части тяги на вершине передней части системы удержания стрелы, крепление передней части той же тяги в соответствующей промежуточной точке стрелы, сближение передней и задней частей тяг при помощи стропа, натягиваемого посредством вспомогательного агрегата для погрузочно-разгрузочных работ, и штифтовое соединение переднего конца задней части тяги с задним концом передней части тяги.
Подъем конструкции, образованной противовесной консолью, ее одной или несколькими тягами и задней частью системы (5) удержания стрелы, может осуществляться с помощью строп, подвешенных на крюке подъемного агрегата и включающих передние стропы, соединенные с точкой, расположенной в основании задней части системы удержания стрелы и отклоненные концом стержня, расположенного на этой задней части, и задние стропы, соединенные с конструкцией противовесной консоли в точках, расположенных в хвостовой части конструкции противовесной консоли, с тем, чтобы удерживать конструкцию противовесной консоли горизонтально во время подъема этой конструкции и, ее шарнирного соединения с поворотной опорой башни, причем одна или несколько тяг противовесной консоли вытянуты в линию и натянуты.
Предпочтительно подъем конструкции, образованной противовесной консолью, ее одной или несколькими тягами и задней частью системы удержания стрелы, осуществляется с помощью строп, включающих передние стропы, соединенные с точкой основания задней части системы удержания стрелы, и задние стропы, соединенные с конструкцией противовесной консоли в точках, расположенных в хвостовой части конструкции противовесной консоли, причем длины строп выбраны так, чтобы удерживать конструкцию противовесной консоли в наклонном по отношению к горизонтальному положению во время подъема этой конструкции и ее шарнирного соединения с поворотной опорой башни, причем задняя часть системы удержания стрелы повернута назад по отношению к противовесной консоли до упора так, что одна или несколько тяг остаются ненатянутыми, а после шарнирного соединения этой конструкции с поворотной опорой башни конструкция противовесной консоли приводится в горизонтальное положение и одна или несколько тяг натягиваются.
Противовесная консоль образует по отношению к горизонтали угол (α), равный или превышающий 15°, во время подъема и шарнирного соединения указанной конструкции.
После предварительного натяжения одной или нескольких тяг противовесной консоли при помощи отклонения вперед задней части системы удержания стрелы подъем конструкции, образованной противовесной консолью, ее одной или несколькими тягами задней части системы удержания стрелы, осуществляется с помощью строп, включающих передние стропы и задние стропы, соединенные в точках с конструкцией противовесной консоли так, чтобы удерживать конструкцию противовесной консоли наклонно к горизонтали во время подъема и шарнирного соединения указанной конструкции.
Противовесная консоль образует по отношению к горизонтали угол (α), равный 6°, во время подъема и шарнирного соединения указанной конструкции.
Предпочтительно после операции штифтового соединения по горизонтальной оси конструкции, состоящей из противовесной консоли, задней части системы удержания стрелы, с поворотной опорой башни осуществляют создание временной связи, удерживающей заднюю часть системы удержания стрелы в установленном положении, до осуществления штифтового соединения вершины передней части системы удержания стрелы с вершиной вышеупомянутой задней части путем осуществления соединения задней части системы удержания стрелы с поворотной опорой башни посредством штифтового соединения по оси вилок, расположенных на нижнем конце удерживающих штанг, и проушин, расположенных в верхней части поворотной части башни и выполненных с продолговатым отверстием для образования зазора, обеспечивающего упор штифта в кромку отверстия, осуществляют подъем конструкции, образованной стрелой, ее одной или несколькими тягами и передней частью системы удержания стрелы, с помощью строп, удерживая стрелу горизонтально, до ее штифтового соединения с поворотной частью башни, затем поворачивают стрелу вверх вокруг оси этого штифтового соединения, для выполнения по оси замыкающего штифтового соединения с зазором вершины передней части и вершины задней части системы удержания стрелы, после выполнения штифтом замыкающего штифтового соединения осуществляют поворот стрелы в обратном направлении, увлекая вперед заднюю часть системы удержания стрелы, и выполняют окончательное штифтовое соединение посредством штифта, обеспечивая жесткость системы удержания стрелы, причем окончательное штифтовое соединение осуществляется в точке пересечения дуги окружности с центром на оси штифтового соединения противовесной консоли с поворотной опорой башни, по которой перемещается отверстие для окончательного штифтового соединения вершины задней части системы удержания стрелы, с дугой окружности с центром на оси штифтового соединения стрелы с поворотной частью башни, по которой перемещается отверстие для окончательного штифтового соединения вершины передней части системы удержания стрелы.
В комплексе способ и устройство для монтажа системы удержания стрел башенного крана, объект изобретения обладают следующими преимуществами по отношению к известным техническим решениям.
Нет необходимости предусматривать привод (с его энергопитанием) и систему блоков для осуществления вытягивания в линию и штифтового соединения стреловых тяг и в случае необходимости тяг противовесной консоли, что дает упрощение и экономию.
Благодаря упразднению установки системы блоков для вытягивания в линию и штифтового соединения стреловых тяг и тяг противовесной консоли применение изобретения дает выигрыш во времени при операциях предварительного и окончательного монтажа.
Большинство операций предварительного монтажа, относящихся именно к конструкции, образуемой стрелой, ее тягой или тягами и передней частью системы удержания стрел и к ансамблю, образуемой противовесной консолью, ее тягой или тягами и задней частью системы удержания стрел, осуществляются на уровне земли, следовательно, в полной безопасности, при помощи грузоподъемного агрегата малой мощности.
Только два «пакета», а именно конструкция, образованная стрелой, ее тягой или тягами и передней частью системы удержания стрел и конструкция, образованная противовесной консолью, ее тягой или тягами и задней частью системы удержания стрел, должны быть последовательно подняты и установлены грузоподъемным агрегатом большой мощности (вместо трех «пакетов» в предшествующих решениях).
Операции подъема и установки этих двух конструкций при помощи грузоподъемного агрегата большой мощности осуществляются непосредственно одна за другой, без необходимости выполнять между этими операциями другие промежуточные операции, такие как подъем тяг стрелы и противовесной консоли; следовательно, время простоя грузоподъемного агрегата большой мощности сведено к минимуму.
Все операции выполнения штифтовых соединений, которые остаются для проведения «в воздухе», осуществляются на одной вертикали с башней крана без риска для участников, которым, в частности, нет необходимости передвигаться на высоте по частям крана, удерживаемым только грузоподъемным агрегатом.
Выполненная в двух разделяемых частях, каждая почти плоской формы, система удержания стрел оказывается малозагромождающей для транспортировки и хранения.
Эта конструкция системы для удержания стрел облегчает также изготовление, делая ненужной объемную механизированную сварную сборку, так как каждая часть - это простая плоская стержневая решетка из двух стоек, соединенных траверсами.
Соединение между задним концом стрелы, основанием передней части системы удержания стрел и верхом участка башни для крепления кабины осуществляется только в одной точке, более точно по одной и той же оси штифтового соединения, позволяя таким образом простую триангуляцию и избегая вследствие этого всех внутренних изгибающих моментов.
К тому же, соединение между передним концом противовесной консоли, основанием задней части системы удержания стрел и верхом участка башни для крепления кабины осуществляется только в одной точке, более точно по одной и той же оси штифтового соединения, позволяя таким образом простую триангуляцию и избегая вследствие этого всех внутренних изгибающих моментов.
Перечень фигур чертежей
Изобретение будет более понятно благодаря описанию, следующему ниже, со ссылками на прилагаемые чертежи, которые в качестве примера показывают виды применения способа монтажа верхней части башенного крана и представляют различные формы выполнения устройства для использования этого способа:
фиг.1 - вид сбоку башенного крана в сборе, для которого применим способ настоящего изобретения;
фиг.2 - вид в аксонометрии верха башни и примыкающих к нему частей, в частности стрелы и противовесной консоли;
фиг.3 - вид сбоку с деталями задней части основания стрелы и нижнего отрезка передней части системы удержания стрел;
фиг.4 - вид сбоку с деталями переднего конца противовесной консоли и нижнего отрезка задней части системы удержания стрел;
фиг.5 - вид сбоку с деталями верхних отрезков передней и задней частей системы удержания стрел, соединенных между собой;
фиг.6 - вид сбоку конструкции, образованной стрелой и ее тягами (показанными частично) и передней частью системы удержания стрел, в начальной фазе ее сборки на земле;
фиг.7 и 8 - вид сбоку, подобный представленному на фиг.6, показывающий две последовательные фазы сборки на земле вышеупомянутой конструкции;
фиг.9 - вид сбоку, показывающий принцип монтажа на поворотной опоре конструкции, образованной противовесной консолью, ее тягами и задней частью оголовка;
фиг.10 более детально показывает операцию фиг.9, в частности в плане подъема вышеупомянутой конструкции, при первом варианте исполнения;
фиг.11 - вид, подобный фиг.10, показывающий второй вариант исполнения подъема вышеупомянутой конструкции;
фиг.12, 13 и 14 показывают последовательные фазы третьего варианта исполнения сборки и подъема этой конструкции;
фиг.15 - вид сбоку, показывающий первую фазу монтажа на поворотной опоре конструкции, образованной стрелой, ее тягами и передней частью системы удержания стрел;
фиг.16 и 17 - виды сбоку, подобно виду фиг.15, показывающие две последующие фазы монтажа вышеупомянутой конструкции на участке башни для крепления кабины;
фиг.18 - вид, подобный предыдущим, показывающий заключительную фазу монтажа поворотной части крана;
фиг.19 - вид сбоку, показывающий фазу монтажа по варианту изобретения;
фиг.20 - вид в аксонометрии, с разделенными деталями, верхней части системы удержания стрел, относящийся к этому варианту;
фиг.21 и 22 - виды сбоку, подобные виду фиг.19, показывающие последующие фазы монтажа того же самого варианта.
Некоторые фигуры содержат увеличенные детали, обозначенные буквами А, В, С и т.д.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения
Башенный кран, показанный на фиг.1, состоит из неподвижной или подвижной опоры 1, башни 2 регулируемой высоты, завершающейся неповоротной рамой 3 и поворотной частью 4, поворачивающейся вокруг вертикальной оси, которая, в свою очередь, состоит из вершины башни или «системы удержания стрел» 5, стрелы 6, вдоль которой передвигается грузовая тележка 7, и противовесной консоли 8, несущей противовесы 9. В рассматриваемом примере система удержания стрел 5 возвышается над коротким участком башни 10, называемым «участок башни для крепления кабины», также принадлежащий к поворотной части башни 4, на которой сбоку крепится кабина управления 11 краном.
Также известным способом стрела 6 составляется из многих элементов решетчатой структуры, располагающихся вдоль линии, включая первый элемент 12, называемый «основание стрелы», шарнирно соединенный своим задним концом с основанием системы удержания стрел 5 и с поворотной опорой 10 вокруг горизонтальной оси. Стрела 6 удерживается в почти горизонтальном положении двумя наклонными тягами 13 и 14, соединенными одна и другая с вершиной 15 системы удержания стрел 5, и соединенными также соответственно с двумя промежуточными точками 16 и 17 (отстоящими одна от другой) стрелы 6. Тяги 13 и 14, в свою очередь, образованы несколькими элементами, следующими один за другим, шарнирно соединенными между собой, и которые таким образом могут быть определены как «тяговые линии».
Противовесная консоль 8 расположена по отношению к системе удержания стрел 5 с противоположной от стрелы 6 стороны, причем передний конец противовесной консоли 8 соединен шарнирно горизонтальной осью 18 с основанием системы удержания стрел 5 и с участком башни для крепления кабины 10. Эта противовесная консоль 8 удерживается в почти горизонтальном положении двойной наклонной тягой 19, которая соединяет две симметрично расположенные точки 20 задней части конструкции противовесной консоли 8 с вершиной 15 системы удержания стрел 5. Как и стреловые тяги 13 и 14, тяги 19 противовесной консоли 8 образованы несколькими последовательными элементами, шарнирно соединенными между собой. Противовесная консоль 8 также имеет решетчатую структуру (см. фиг.2).
Система удержания стрел 5 состоит из двух подвижных и отделяемых одна от другой частей, а именно передней части 21 и задней части 22, показанных раздельно одна от другой на фиг.2. В собранном виде передняя 21 и задняя 22 части сходятся на вершине 15 системы удержания стрел 5.
Передняя часть 21 системы удержания стрел 5 соединена со стрелой 6, точнее с основанием стрелы 12. Эта передняя часть 21 состоит из двух сходящихся стоек 23, сходящихся одна с другой в своей верхней части и соединенных между собой у их основания и на промежуточной высоте двумя горизонтальными траверсами 24 и 25 соответственно. Нижние концы обеих стоек 23 снабжены соответственно пластинами 26, в каждой из которых просверлено отверстие 27 под штифт. Верхние сходящиеся концы обеих стоек 23 собраны вместе с фигурной пластиной 28, в которой просверлены два отверстия 29 и 30, одно - переднее, другое - заднее.
Задний конец основания стрелы 12 содержит с каждой стороны двойную скобу 31, открытую книзу, принимающую одну из нижних пластин 26 передней части 21 системы удержания стрел 5. Выступ 32 на каждой из этих пластин 26 и палец безопасности 33 (см. деталь на фиг.3) препятствуют выходу из зацепления каждой скобы 31 и соответствующей пластины 26.
Обращаясь снова к фиг.2 и 3, видим, что передняя часть 21 системы удержания стрел 5 соединена также с основанием стрелы 12 посредством подкоса 34, образованного двумя неравными звеньями 35 и 36, шарнирно соединенными между собой промежуточной осью 37. Первое звено 35 большей длины шарнирно соединено своим концом через проушину 38 с траверсой 25 передней части 21 системы удержания стрел 5; на противоположном конце оно имеет опорную пластину 39, которая должна лежать на верхнем ребре 40 основания стрелы 12. Второе звено 36, более короткое, шарнирно соединено осью 41 с задним концом верхнего ребра 40 основания стрелы 12. На фиг.3 подкос 34 изображен в сложенном состоянии, положение, при котором передняя часть 21 наклонена вперед на предельный угол. В выпрямленном положении тот же подкос ограничивает отклонение назад передней части 21 системы удержания стрел 5. Угол между двумя предельными положениями этой передней части 21 системы удержания стрел 5 равен примерно 5°.
Задняя часть 22 системы удержания стрел 5 соединена с противовесной консолью 8. Эта задняя часть 22 состоит из двух главных сходящихся стоек 42, соединяющихся друг с другом своими вершинами, и соединенными между собой в основании и на промежуточной высоте горизонтальными траверсами соответственно 43 и 44. Нижние концы обеих стоек 42 соответственно имеют пластины 45, каждая с просверленным отверстием 46. Верхние сближенные концы обеих стоек 42 соединены с вильчатой пластиной 47, каждая ветвь которой имеет два отверстия, одно - переднее, другое - заднее. Задняя часть 22 системы удержания стрел 5 содержит еще две удерживающие штанги 48, шарнирно присоединенные своими верхними концами к низу вильчатой пластины 47. Нижний конец каждой штанги снабжен вилкой 49.
Передний конец противовесной консоли 8 содержит с каждой стороны двойную скобу 50, открытую книзу, принимающую одну из нижних пластин 45 задней части 22 системы удержания стрел 5. Утолщение 51 на каждой из пластин 45 и палец безопасности 52 препятствуют выходу из зацепления каждой скобы 50 и соответствующей пластины 45 - см. фиг.2 и 4.
В частном случае выполнения (см. фиг.10) задняя часть 22 системы удержания стрел 5 содержит стержень 53, шарнирно соединенный с главными стойками 42 и предназначенный для смещения точки крепления грузовых строп, как подробнее описано ниже.
Задняя часть 22 системы удержания стрел 5 может включать (не обязательно), по меньшей мере, один связывающий стержень 81, шарнирно соединенный с траверсой 44. Этот стержень закрепляют на передней части 21 системы удержания стрел, после того как кран полностью собран, и он служит укрепляющим стержнем, усиливая связь между передней частью 21 и задней частью 22 системы удержания стрел 5.
Обращаясь снова к фиг.2, видим, что участок башни для крепления кабины 10 содержит на своем верху две двойные проушины 54, расположенные соответственно по обеим сторонам участка башни для крепления кабины и повернутые вперед, две другие двойные проушины 55, расположенные соответственно по обеим сторонам участка башни для крепления кабины и повернутые назад, и две проушины 56, расположенные соответственно по обеим сторонам участка башни для крепления кабины и обращенные вверх. Обе передние двойные проушины 54 участка башни для крепления кабины 10 предусмотрены для приема нижних пластин 26 передней части 21 системы удержания стрел 5, а также задних двойных скоб 31 основания стрелы 12. Обе задние двойные проушины 55 участка башни для крепления кабины 10 предусмотрены для приема нижних пластин 45 задней части 22 системы удержания стрел 5, а также передних двойных скоб 50 противовесной консоли 8. Наконец, обе проушины 56 участка башни для крепления кабины 10, каждая с просверленным отверстием, предусмотрены для приема нижних вилок 49, удерживающих штанг 48 задней части 22 системы удержания стрел 5.
Заметим, что а полностью смонтированном состоянии верхняя вильчатая пластина 47 задней части 22 системы удержания стрел 5 принимает верхнюю фигурную пластину 28 передней части 21 той же системы удержания стрел; наложение этих двух элементов показано на фиг.5, изображающей верхнюю область 15 вершины башни.
Опишем теперь последовательность операций при монтаже башенного крана.
Первый этап состоит в сборке на земле элементов противовесной консоли 8 и соединяемых с ней частей при помощи погрузочно-разгрузочного агрегата малой мощности (максимальная грузоподъемность, например, не превышает 4 тонн). Элементы двойной тяги 19 противовесной консоли 8 устанавливают на место, так же как заднюю часть 22 системы удержания стрел 5, таким образом, чтобы создать конструкцию треугольного вида, образованную противовесной консолью 8, двойной тягой 19 и вышеупомянутой задней частью 22.
Второй этап состоит в сборке на земле элементов стрелы 6 и соединяемых с ней частей также при помощи погрузочно-разгрузочного агрегата малой мощности. Следующие один за другим элементы стрелы 6 выкладывают в линию и собирают между собой, а также устанавливают на место грузовую тележку 7. Устанавливают переднюю часть 21 системы удержания стрел 5, причем ее стержень 34 сложен и опирается своей опорной пластиной 39 на верхнее ребро 40 основания стрелы 12 - см. фиг.6. Устанавливают также обе тяги 13, 14 стрелы 8: задние части 13а или 14а этих тяг объединяют двойной серьгой 82, предварительно зацепленной за выступ 83, образованный вокруг переднего отверстия 29 фигурной пластины 28, расположенной на вершине передней части 21 системы удержания стрел (см. фиг.5), причем двойная серьга удерживается в зацепленном положении при помощи зажимной детали. Передняя часть 13Ь или 14b каждой тяги 13 или 14, еще не соединенная, с задней частью соединена в точках 16 или 17 с верхним ребром 40 стрелы 6. Как это показывают увеличенные детали А и В фиг.6 для более длинной тяги 14, передний конец задней части 14а имеет вилку 57, а задний конец передней части 14b имеет пластинку 58 преимущественно с отверстием или наоборот. Также предусмотрен ролик 59, установленный на переднем конце задней части 14а тяги 14, этот ролик может катиться по верхнему ребру 40.
Для сближения обеих частей тяг 13 или 14 стрелы 6 используют строп 60, проходящий через два перемещаемых блока 61 и крюк 62 ранее упомянутого погрузочно-разгрузочного агрегата - см. деталь С фиг.6.
При помощи стропа 60 сначала сближают обе части 14а и 14b верхней более длинной тяги 14 и соединяют эти части между собой штифтом, соединяющим вилку 57 с пластинкой 58, размеры отверстия в которой обеспечивает наличие зазора - см. фиг.7.
При помощи того же стропа 60 и перемещаемых блоков 61 затем сближают обе части 13а и 13b нижней более короткой тяги 13, причем эти обе части в конце концов соединяют также между собой штифтом - см. фиг.7.
Все операции, описанные до сих пор, осуществляются на земле.
Следующий этап состоит в осуществлении погрузочно-разгрузочной операции, при помощи подъемного агрегата большой мощности (максимальная грузоподъемность, например, не меньше 10 тонн) и специально приспособленных строп, конструкции, образованной противовесной консолью 8, двойной тягой 19 и задней частью 22 системы удержания стрел 5, с целью поднять э