Способ лечения детского церебрального паралича
Изобретение относится к медицине, в частности к лечебной физической культуре, и может быть использовано для лечения детского церебрального паралича. Способ включает массаж, фиксацию частей тела, вестибулярные пассивные и активные упражнения на мяче, диаметром не менее 45 см, гимнастические упражнения, обучение больного двигательным навыкам. Фиксацию частей тела сохраняют в процессе всего массажа, поочередно снимая фиксацию на время массажа лишь с того участка тела, который подвергают массажу, фиксированное тело при массаже сохраняют в положении «лежа на спине» и «лежа на животе» с максимально возможным разгибанием суставов рук и ног при максимально возможном разведении ног. Причем фиксацию этих положений усиливают наложением на руки и ноги мешков с песком, весом 1-5 кг, в зависимости от возраста. Способ позволяет увеличить эффективность и безопасность лечения ДЦП, ускорить формирование лабиринтного выпрямляющего установочного рефлекса. 6 з.п. ф-лы, 1 табл.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии, и может быть использовано для физиотерапии детского церебрального паралича.
Известен способ-аналог [1] лечения детского церебрального паралича на основе физиотерапии, включающий: гимнастические упражнения; с ротационными движениями головы, шеи и туловища больного ребенка, при этом "развитие двигательного контроля" происходит в следующей последовательности; "за движением головы, шеи следует верхняя часть тела - плечи, руки, кисти, пальцы, затем нижняя часть тела - таз, ноги, стопы". Но это направление последовательной передачи движения от головы к нижней части тела пациента недостаточно эффективно.
Известен способ-аналог [2] лечения детского церебрального паралича на основе физиотерапии, включающий: массаж с последующей фиксацией частей тела ребенка в оптимальных физиологических положениях; гимнастические упражнения (сгибательные движения ноги в коленном и тазобедренном суставах, в положении стоя на другой зафиксированной ноге). Однако способ-прототип функционально очень ограничен и недостаточно эффективен.
Известен способ-прототип [3] лечения детского церебрального паралича на основе физиотерапии, включающий массаж с последующей фиксацией частей тела ребенка в оптимальных физиологических положениях; гимнастические упражнения; обучение больного ребенка жизненно необходимым и прикладным двигательным навыкам. Однако способ-прототип функционально ограничен и недостаточно эффективен.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является увеличение эффективности и безопасности способа лечения детского церебрального паралича, ускорение формирования лабиринтного выпрямляющего установочного рефлекса, стимулирующего развитие цепных симметричных рефлексов, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению.
Технический результат достигается тем, что в способе лечения детского церебрального паралича на основе физиотерапии, включающем массаж; фиксацию частей тела ребенка в оптимальных физиологических положениях; вестибулярные пассивные и активные упражнения ребенка на большом надувном мяче, диаметром не менее 45 см; гимнастические упражнения; обучение больного ребенка жизненно необходимым и прикладным двигательным навыкам, согласно изобретению фиксацию частей тела ребенка сохраняют в процессе всего массажа, поочередно снимая фиксацию на время массажа лишь с того участка тела, который подвергают массажу, что обеспечивает максимальное подавление патологических синкенезий; фиксированное тело ребенка при массаже сохраняют в положении «лежа на спине» и «лежа на животе» с максимально возможным разгибанием суставов рук и ног при максимально возможном разведении ног, а фиксацию этих положений усиливают наложением на руки и ноги ребенка мешков с песком, весом 1-5 кг, в зависимости от возраста ребенка.
Мешки с песком весом по несколько килограммов ранее использовали [4] для фиксации положения тела и его частей при лечении положением, но не при проведении массажа.
Технический результат достигается также тем, что массаж проводят в следующем порядке: лицо, голова, грудь, более здоровые плечо, кисть и пальцы, менее здоровые плечо, кисть и пальцы, живот, более здоровые бедро, голень и тыльная часть стопы, менее здоровые бедро, голень и тыльная часть стопы, спина и ягодицы. Для рук и ног проводят массаж только разгибательных мышц, выполняя его по направлению сокращения разгибательных мышц, и биологически активных точек в зонах дистального прикрепления этих мышц, что обеспечивает поток импульсов для ослабления патологических лабиринтных рефлексов (из-за которых у больного ребенка не разгибаются конечности и др.) и патологических синкенезий (содружественных движений, при которых, например, движение глазами приводит к вынужденному движению конечности и др.). Кроме того, при выполнении гимнастических упражнений, пассивных и с помощью терапевта, используют реакции поз тела, головы и рук пациента на движение его бедра в различных плоскостях, при этом бедро приводится в движение терапевтом, что вызывает последующие движения тела, головы и рук; при этом изменение позы ребенка выполняется за движениями бедра в следующей последовательности: перевороты со спины на живот и с живота на спину, присаживание с опорой на более здоровую руку с переходом в положение лежа на спине, присаживание с опорой на менее здоровую руку с переходом в положение лежа на спине, переворот в положение лежа на животе, переход в положение на четвереньках, затем в положения стоя на коленях, стоя на одном колене и стоя на ногах, а затем в обратном порядке, используя при необходимости помощь терапевта, с учетом возраста и возможностей ребенка. А вестибулярные упражнения на большом мяче проводят при следующих исходных положениях ребенка, устанавливаемых в определенном порядке: на животе, на четвереньках, сидя на коленях и сидя ноги врозь, лежа на спине, осуществляя при каждом исходном положении ребенка по 8-12 покачиваний мяча вперед-назад, вправо-влево, по часовой стрелке и против часовой стрелки, вверх и вниз. При этом вышеуказанные вестибулярные упражнения на большом мяче сочетают с гимнастическими упражнениями на большом мяче, в которых используют реакции поз тела, головы и рук на движение бедра в различных плоскостях, при этом бедро приводится в движение терапевтом, что вызывает последующие движения тела, головы и рук и мяча, используя при необходимости помощь терапевта, с учетом возраста и возможностей ребенка. Перед вышеуказанными вестибулярными упражнениями на большом мяче дополнительно проводят тренировку реакции равновесия на качающемся полуцилиндре при различных исходных положениях ребенка, устанавливаемых в определенном порядке: на животе, на четвереньках, сидя на коленях, стоя на коленях, стоя, сидя на корточках, сидя ноги врозь, используя при необходимости помощь терапевта, с учетом возраста и возможностей ребенка.
Известно [5] об использовании больших надувных ортопедических мячей, диаметром не менее 45 см, при лечении детского церебрального паралича для проведения на них гимнастических и вестибулярных упражнений при расположении ребенка на мяче в положении лежа на животе или сидя. Но нет сведений об использовании больших надувных ортопедических мячей для выработки реакции поз тела пациента на движения его бедра в различных плоскостях, и не были известны предлагаемые последовательности выполнения на них упражнений.
Сравнение заявляемых способа и способа-прототипа позволило установить, что заявляемый способ отличается тем, что фиксацию частей тела ребенка сохраняют в процессе всего массажа, поочередно снимая фиксацию на время массажа лишь с того участка тела, который подвергают массажу, что обеспечивает максимальное подавление патологических синкенезий; фиксированное тело ребенка при массаже сохраняют в положении «лежа на спине» и «лежа на животе» с максимально возможным разгибанием суставов рук и ног при максимально возможном разведении ног, а фиксацию этих положений усиливают наложением на руки и ноги ребенка мешков с песком, весом 1-5 кг, в зависимости от возраста ребенка, и сделать вывод, что изобретение соответствует критерию "новизна".
При изучении других известных решений в данной области техники признаки, идентичные признакам, отличающим заявляемое изобретение от прототипа, выявлены не были, и поэтому оно соответствует критерию "изобретательский уровень".
Успешное применение заявляемого изобретения для лечения детского церебрального паралича и использование в нем известных технических средств и технологий обеспечивает ему критерий "промышленная применимость".
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
Фиксируют тело ребенка в оптимальном физиологическом положении. Проводят массаж больному ребенку в следующем порядке: лицо, голова, грудь, более здоровые плечо, кисть и пальцы, менее здоровые плечо, кисть и пальцы, живот, более здоровые бедро, голень и тыльная часть стопы, менее здоровые бедро, голень и тыльная часть стопы, спина и ягодицы. При этом для рук и ног проводят массаж только разгибательных мышц, выполняя его по направлению сокращения разгибательных мышц, и проводят массаж биологически активных точек в зонах дистального прикрепления этих мышц. Вышеуказанную фиксацию частей тела ребенка сохраняют в процессе всего массажа, поочередно снимая фиксацию на время массажа лишь с того участка тела, который подвергают массажу, что обеспечивает максимальное подавление патологических синкенезий; фиксированное тело ребенка при массаже сохраняют в положении «лежа на спине» и «лежа на животе» с максимально возможным разгибанием суставов рук и ног при максимально возможном разведении ног, а фиксацию этих положений усиливают наложением на руки и нога ребенка мешков с песком, весом 1-5 кг, в зависимости от возраста ребенка.
Затем проводят проводят тренировку реакции равновесия на качающемся полуцилиндре при различных исходных положениях ребенка, устанавливаемых в определенном порядке: на животе, на четвереньках, сидя на коленях, стоя на коленях, стоя, сидя на корточках, сидя ноги врозь, используя при необходимости помощь терапевта, с учетом возраста и возможностей ребенка.
Затем проводят вестибулярные пассивные и активные упражнения на большом надувном ортопедическом мяче, диаметром не менее 45 см, при следующих исходных положениях ребенка, устанавливаемых в следующем порядке: на животе, на четвереньках, сидя на коленях и сидя ноги врозь, лежа на спине, осуществляя при каждом исходном положении ребенка по 8-12 покачиваний мяча вперед-назад, вправо-влево, по часовой стрелке и против часовой стрелки, вверх и вниз, используя при необходимости помощь терапевта, с учетом возраста и возможностей ребенка.
Вышеуказанные вестибулярные упражнения на большом мяче сочетают с гимнастическими упражнениями на большом мяче, в которых используют реакции поз тела, головы и рук на движение бедра в различных плоскостях, при этом бедро приводится в движение терапевтом, что вызывает последующие движения тела, головы и рук и мяча, используя при необходимости помощь терапевта, с учетом возраста и возможностей ребенка.
Затем проводят гимнастические упражнения: пассивные упражнения, упражнения с помощью терапевта, рефлекторные упражнения и активные упражнения, а также обучение больного ребенка жизненно необходимым и прикладным навыкам: переворотам с живота на спину и обратно, сидению, вставанию, приседанию, ходьбе. При обучении названным навыкам дополнительно используют реакции поз тела, головы и рук на движение бедра в различных плоскостях, при этом бедро приводится в движение терапевтом, что вызывает последующие движения тела, головы и рук, при этом изменение позы ребенка выполняется за движениями бедра в следующей последовательности: перевороты со спины на живот и с живота на спину, присаживание с опорой на более здоровую руку с переходом а положение лежа на спине, присаживание с опорой на менее здоровую руку с переходом в положение лежа на спине, переворот в положение лежа на животе, переход в положение на четвереньках, затем в положения стоя на коленях, стоя на одном колене и стоя на ногах, а затем в обратном порядке, используя при необходимости помощь терапевта, с учетом возраста и возможностей ребенка. Это способствует формированию лабиринтного выпрямляющего установочного рефлекса, стимулирующего развитие цепных симметричных рефлексов, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению.
Продолжительность занятия 1.0-2.0 часа, независимо от возраста, включая 30-60 минут на массаж и 30-60 минут на другие процедуры. Длительность составляющих частей занятия зависит от возраста и состояния ребенка. Степень нагрузки регулируется изменением интервалов отдыха ребенка. Для детей до 3-летнего возраста занятия проводят ежедневно в течение 15 дней с перерывом в 45-60 дней. Для детей более старшего возраста занятия проводят постоянно по 2-3 раза в неделю.
Пример.
Были выбраны 8 больных детей с тяжелым диагнозом «спастическая форма ДЦП» (ДЦП с повышенным мышечным тонусом) и 2 ребенка с перинатальным поражением ЦНС (ПП-ЦНС), относящиеся к группе риска ДЦП и имеющие повышение мышечного тонуса справа и задержку в развитии статики и моторики, а также наличие рефлекс-запрещающих позиций. Из 8 человек с диагнозом «спастическая форма ДЦП» 5 человек имели самую тяжелую форму заболевания - двойную гемиплегию (ДГ-ДЦП, тетраплегию) и 3 человека имели менее тяжелую форму заболевания - спастическую диплегию (СД-ДЦП). У детей с двойной гемиплегией были значительные нарушения моторики, отставания в психическом развитии, а также наличие контрактур и деформаций в суставах рук и ног. У детей со спастической диплегией тугоподвижность и ограничение движений были выражены для ног в большей степени, чем для рук. При этом интеллектуальное развитие детей соответствовало их возрасту. С каждым больным ребенком проводили следующие лечебные процедуры по предлагаемому способу, изложенному выше.
Эффективность лечения оценивали по уровню развития больного ребенка, достигнутому в результате его лечения. При этом, как общепринято, различали 6 последовательных уровней развития ребенка для положения «стоя»: 1 - он способен стоять при поддержке верхней часта туловища, 2 - он способен переставлять ноги при поддержке верхней части туловища, 3 - он встает у опоры, держась за нее двумя руками, 4 - он стоит у опоры, держась за нее одной рукой, 5 - он стоит самостоятельно, ходит с опорой; 6 - он ходит самостоятельно.
Результаты представлены в таблице.
ТаблицаРезультаты лечебного адаптивного воздействия на больных детей, при регистрации для положения «стоя» | |||||||
Пациент | Достижение уровней развития № | Начальный | |||||
номер | диагноз | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | уровень |
1 | СД-ДЦП | + | + | + | + | + | 1 |
2 | ДГ-ДЦП | + | + | + | 1 | ||
3 | ДГ-ДЦП | + | + | + | 1 | ||
4 | ДГ-ДЦП | + | + | + | + | 1 | |
5 | ПП-ЦНС | + | + | + (в аппаратах для ходьбы) | 1 | ||
6 | СД-ДЦП | + | + | + | + | + | 2 |
7 | ДГ-ДЦП | + | + | + | + | 2 | |
8 | ДГ-ДЦП | + | + | + | + | + | 1 |
9 | ПП-ЦНС | + | + | + (в аппаратах для ходьбы) | 1 | ||
10 | СД-ДЦП | + | + | + | + | + | 1 |
Из данных таблицы следует, что при применении предлагаемого способа лечения детей с тяжелыми формами пастического тетрапореза (пастической диплегией или парапорезом) достигли высоких уровней развития (от 4-го уровня до 6-го). При этом деты возрастом до 5-ти лет достигли 6-го уровня (овладели ходьбой) за 4-6 месяцев, а дета более старшего возраста (7-12 лет) и дети с тяжелой формой спастического тетрапореза (ДГ-ДЦП), с наличием грубых вторичных осложнений, достигли 5-го уровня развития (стали стоять самостоятельно, ходить с опорой) за 2,5-3 года. Это является высоким результатом.
Кроме того, лечение по предлагаемому способу улучшило зрительные, слуховые и вестибулярные реакции, координацию движений, зрительно-моторную координацию, мелкую моторную координацию, внимание, память, речь, повысило физическую силу и выносливость, значительно повысило их самочувствие и комфортность, во всех случаях были устранены синдромы разной длины ног (из-за косого и/или скрученного таза) и сформировались правильные изгибы позвоночника.
Эффективность предлагаемого способа лечения в 2 или более раз выше, чем эффективность способа-прототипа и способов-аналогов. Так, при лечении детей с наиболее тяжелыми спастическими формами ДЦП все они (100%) достигли высоких уровней развития (от 4-го до 6-го), что не достижимо при использовании известных способов-аналогов или способа-прототипа.
Источники информации
1. RU 96120155 А от 1999-06-27 "Способ медико-кондуктивной реабилитации больных церебральными параличами". МПК: А 61 Н 1/00. Автор - Исанова В.А.
2. RU 2076678 С1 от 1997.04.10 "Способ лечения детского церебрального паралича и устройство для его осуществления". МПК: А 61 Н 23/00, автор - Гриценко А.Г.
3. RU 99114734 А от 2001.04.27 "Способ восстановительного лечения больных с поздней стадией резидуальной стадией детского церебрального паралича. МПК А 61 Н 1/00. Авторы: Семенова К.А.. Шварков С.Б.
4. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. / Л.: Медицина, 1986. 182 с.
5. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход. Развитие. Книга для родителей. (Перевод с анг. Ю.В.Лепес, А.В.Снеговской. Под ред. и с предисл. Е.В.Клочковой) / М.: Теревинф. 2001. - 336 с. - Особый ребенок., стр.127.
1. Способ лечения детского церебрального паралича на основе физиотерапии, включающий массаж, фиксацию частей тела, вестибулярные пассивные и активные упражнения на мяче диаметром не менее 45 см, гимнастические упражнения, обучение больного двигательным навыкам, отличающийся тем, что фиксацию частей тела сохраняют в процессе всего массажа, поочередно снимая фиксацию на время массажа лишь с того участка тела, который подвергают массажу, фиксированное тело при массаже сохраняют в положении «лежа на спине» и «лежа на животе» с максимально возможным разгибанием суставов рук и ног при максимально возможном разведении ног, а фиксацию этих положений усиливают наложением на руки и ноги мешков с песком весом 1-5 кг в зависимости от возраста.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что массаж проводят в следующем порядке: лицо, голова, грудь, более здоровые плечо, кисть и пальцы, менее здоровые плечо, кисть и пальцы, живот, более здоровые бедро, голень и тыльная часть стопы, менее здоровые бедро, голень и тыльная часть стопы, спина и ягодицы.
3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что для рук и ног проводят массаж только разгибательных мышц и биологически активных точек в зонах дистального прикрепления этих мышц.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что при выполнении гимнастических упражнений, пассивных и с помощью терапевта, используют реакции поз тела, головы и рук пациента на движение его бедра в различных плоскостях, при этом бедро приводится в движение терапевтом, что вызывает последующие движения тела, головы и рук, при этом изменение позы ребенка выполняется за движениями бедра в следующей последовательности: перевороты со спины на живот и с живота на спину, присаживание с опорой на более здоровую руку с переходом в положение лежа на спине, присаживание с опорой на менее здоровую руку с переходом в положение лежа на спине, переворот в положение лежа на животе, переход в положение на четвереньках, затем в положения стоя на коленях, стоя на одном колене и стоя на ногах, а затем в обратном порядке, используя при необходимости помощь терапевта, с учетом возраста и возможностей ребенка.
5. Способ по п.1, отличающийся тем, что вышеуказанные упражнения на большом мяче проводят при следующих исходных положениях ребенка, устанавливаемых в следующем порядке: на животе, на четвереньках, сидя на коленях и сидя ноги врозь, лежа на спине, осуществляя при каждом исходном положении ребенка по 8-12 покачиваний большого мяча вперед-назад, вправо-влево, по часовой стрелке и против часовой стрелки, вверх и вниз.
6. Способ по п.1, отличающийся тем, что вышеуказанные вестибулярные упражнения на большом мяче сочетают с гимнастическими упражнениями на большом мяче, в которых используют реакции поз тела, головы и рук на движение бедра в различных плоскостях, при этом бедро приводится в движение терапевтом, что вызывает последующие движения тела, головы и рук и мяча, используя при необходимости помощь терапевта, с учетом возраста и возможностей ребенка.
7. Способ по пп.1 и 6, отличающийся тем, что перед вышеуказанными вестибулярными упражнениями на большом мяче дополнительно проводят тренировку реакции равновесия на качающемся полуцилиндре при различных исходных положения ребенка, устанавливаемых в определенном порядке: на животе, на четвереньках, сидя на коленях, стоя, сидя на корточках, сидя ноги врозь, используя при необходимости помощь терапевта, с учетом возраста и возможностей ребенка.