Способ повышения зрительных функций амблиопичного глаза у слабовидящих детей
Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для повышения зрительных функций амблиопичного глаза у слабовидящих. Проводят прямую окклюзию. Амблиопичному глазу определяют порог чтения и предъявляют для чтения текст с размером шрифта, соответствующим порогу чтения, который он читает в течение 10-15 минут. Затем с помощью оптического прибора увеличивают стандартный шрифт в 2-3 раза и продолжают чтение еще в течение 10-20 минут, до наступления зрительного утомления, но не более 30-40 минут за один сеанс. Курс лечения в течение 2-3 месяцев при условии ежедневных занятий. По мере повышения остроты зрения амблиопичного глаза уменьшают размер шрифта в соответствии с понижением порога чтения. Способ позволяет повысить остроту зрения, скорость чтения амблиопичного глаза, улучшить показатели активности сетчатки и зрительного нерва. 1 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и предназначено для повышения зрительных функций у слабовидящих детей с амблиопией.
Функциональная амблиопия встречается в детском возрасте и обусловлена некорригированной аметропией, страбизмом, анизометропией и депривацией. Относительная амблиопия может развиться у слабовидящих с разновысокой остротой зрения в случаях, когда зрительная работа с мелкими объектами, к примеру чтение книжного шрифта, хуже видящему глазу недоступна.
Для лечения амблиопии используется метод, разработанный Campbell, Hess, Watson, Banks, с помощью вращающихся частотно-контрастных решеток для воздействия на разные частотные каналы зрительной системы [Campbell F.W., Hess R.F., Watson P.G., Banks R. Preliminary results of a physiologically based treatment of ambliopia // Br. J. Ophthalmol. - 1978. - Vol.62. - №11. - P.748-755]. Стимуляция амблиопичного глаза контрастными черно-белыми динамически меняющимися рисунками лежит в основе лечебного эффекта прибора «Иллюзион» и некоторых компьютерных программ [Башорун Д.Л. Лечение амблиопии динамическими частотно-контрастными стимулами.// Автореф. дисс. канд. мед. наук. - Одесса. - 1991. - 15 с.; Белозеров А.Е. Компьютерные методы функциональной диагностики и лечения в офтальмологии //В кн.: Клиническая физиология зрения. - М.: Науч.-медиц. фирма МБН. - 2002. - С.234-259 ].
Однако сложность аппаратуры, малодоступность для широкого практического применения в силу высокой стоимости обуславливают продолжение поисков результативных, но в то же время простых, пригодных для лечения в домашних условиях методов.
Принимая во внимание, что буквенные знаки в отвлеченном виде представляют собой тест-объекты, их также можно рассматривать как стимулы для повышения зрительных функций.
Техническим результатом предлагаемого способа является повышение остроты зрения амблиопичного глаза путем создания условий для воздействия на разночастотные каналы механизмов обработки зрительной информации в условиях прямой окклюзии.
Технический результат достигается за счет создания условий для повышения остроты зрения амблиопичного глаза при прямой окклюзии путем чтения текстов, шрифт которых соответствует его порогу чтения, с последующим изменением угловых размеров шрифта с помощью увеличительных средств в 2-3 раза.
Способ осуществляется следующим образом.
Детям с остротой зрения хуже видящего глаза ниже 0,2 и с разницей в остроте зрения двух глаз более чем в 1,5-2 раза, назначают чтение текстов в условиях прямой окклюзии. Размер шрифта соответствует порогу чтения амблиопичного глаза. В случаях, когда шрифт печатного текста меньше порога чтения пациента, используют оптический увеличитель, обеспечивающий требуемое увеличение. Пациенту предлагают в течение 10-15 минут читать связный текст, контроль за четким восприятием буквенных знаков осуществлялся самим читающим при осмыслении прочитанного. Затем с помощью оптического прибора увеличивают читаемый шрифт в 2-3 раза и продолжают чтение текста еще в течение 15-20 минут. Зрительная нагрузка в течение дня составляет до 40 минут при условии ежедневных занятий в течение 2-3 месяцев.
Контроль за состоянием зрительных функций осуществляется через 2-3 месяца. При повышении остроты зрения в процессе лечения курс повторяют с изменением размера шрифта в соответствии с понижением порога чтения, а общее время зрительной работы может быть увеличено до 1 часа.
Конкретные примеры.
Пример 1. Таня С. 9 лет.
Диагноз: Врожденная патология: афакия после экстракции врожденной катаракты на обоих глазах, горизонтальный нистагм, сходящееся косоглазие до 7°, обскурационная амблиопия обоих глаз.
Август 2000 г.
Visus вдаль: OD 0,015 с sph + 11,0 D cyl. + 1,0 D ax 100°- 0,07 с фильтром Ж 1 - 0,08
OS 0,02 с sph + 10,0 D - 0,3, с фильтром Ж 1 - 0,35
Visus вблизи: OD с sph + 15,0 D + Ж 1 - 0,09 Порог чтения - 24 п.
OS с sph + 13,0 D + Ж 1 - 0,35 Порог чтения - 6 п.
Скорость чтения OD - 105 зн/мин, OS - 550 зн/мин.
Характер зрения - зрение монокулярное с 33 см.
Рекомендована лупа 2,5х для чтения учебного шрифта правым глазом в течение 10 минут, и лупа 5х для чтения такого же шрифта в течение 15 минут 2 раза в день. Непрерывная зрительная нагрузка - до 25 минут.
Прямая окклюзия.
Через 4 месяца, декабрь 2000 г.
Visus вдаль: OD 0,02 с sph +11,0 D cyl. +1,0 D ах 100°- 0,1 с фильтром Ж 1 - 0,12
OS 0,02 с sph + 10,0 D - 0,32, с Ж 1 - 0,37
Visus вблизи: OD с sph + 15,0 D + Ж 1 - 0,14 Порог чтения 24 п.
OS с sph + 13,0 D + Ж 1 - 0,37 Порог чтения - 6 п.
Скорость чтения OD 125 зн/мин.
Зрительная нагрузка за один сеанс увеличена на 5 минут с каждой лупой.
Через 5 месяцев, май 2001 г.
Visus вдаль: OD 0,02 с sph + 11,0 D cyl + 1,0 D ax 100° - 0,15, с Ж 1 - 0,17
OS 0,02 с sph + 10,0 D - 0,35 с Ж 1 - 0,37
Visus вблизи: OD с sph + 15,0 D + Ж 1 - 0,17
OS с sph + 13,0 D + Ж 1 - 0,37
Скорость чтения OD - 185 зн/мин. Лупа 2,5х заменена на лупу 1,7х
Зрительный режим прежний.
Август 2001 г. (в каникулы занималась по 40 мин. ежедневно 2 раза в день с двумя лупами).
Visus вдаль: OD 0,02 с sph + 11,0 D cyl. + 1,0 D ax 100° - 0,2, с Ж1 - 0,22,
OS 0,02 с sph + 10,0 D - 0,35, с Ж 1 - 0,38
Visus вблизи: OD с sph + 15,0 D + Ж 1 - 0,23 Скорость чтения - 215 зн/мин. Порог чтения - 10 п.
OS с sph + 13,0 D + Ж 1 - 0,38 Скорость чтения 565 зн/мин
Зрение одновременное вдаль и вблизи.
Рекомендовано 15-20-минутное чтение учебного шрифта правым глазом без лупы и 15-20 минут - с лупой 2,5х увеличения.
За время лечения острота зрения вблизи повысилась с 0,09 до 0,23 (в 2,6 раза). Скорость чтения с 105 до 210 зн/мин. (в 2,05 раза), характер зрения изменился с монокулярного на одновременное зрение.
Пример 2. Катя E. 9 лет.
Диагноз: врожденная патология, дисплазия зрительного нерва, горизонтальный нистагм, гиперметропия слабой степени, сложный гиперметропический астигматизм. Май 1999 г.
Visus вдаль: OD 0,035 csph+ 1,0 D - 0,04
OS 0,25 с sph + 0,5 D - 0,27
Visus вблизи: OD в очках - 0,05 Порог чтения - 40 п.
OS в очках - 0,3 Порог чтения - 6 п.
Скорость чтения OD - 85 зн/мин., OS - 390 зн/мин. Характер зрения - зрение монокулярное вдаль и с 33 см.
КЧСМ на хроматические стимулы: | OD | OS |
красный | 37 | 40 |
синий | 35 | 37 |
зеленый | 38 | 41 |
Учитывая резко сниженную остроту зрения на правом глазу, первоначально назначена лупа 6х для чтения учебного шрифта монокулярно, правым глазом, ежедневно, при прямой окклюзии, по 10-15 минут 2-3 раза в день.
Ноябрь 1999 г.
Visus вблизи: OD 0,09 с sph + 1,0 D - 0,12 Порог чтения- 24 п. Скорость чтения 125 зн/мин.
Visus вблизи: OS 0,3 н/кор. Порог чтения - 6 п. Скорость чтения - 410 зн/мин.
Дополнительно назначена лупа 3х для чтения OD по 15 минут с каждым увеличителем 2-3 раза в день.
Февраль 2000 г.
Visus вдаль: OD - 0,12 с sph + 1,0 D - 0,2
Visus вблизи: OD 0,14 с sph+1,0 D-0,2
Порог чтения OD -10 п. Скорость чтения OD 160 зн/мин.
КЧСМ на хроматические стимулы: | OD | OS |
Красный | 40 | 40 |
Синий | 37 | 38 |
Зеленый | 41 | 42 |
Рекомендовано: чтение учебного шрифта с очковой коррекцией в течение 20 минут и книжного шрифта с лупой 3х в течение 15-20 минут ежедневно, монокулярно, в условиях прямой окклюзии.
За время лечения острота зрения вблизи повысилась с 0,05 до 0,2 (в 4 раза), Скорость чтения с 85 до 160 зн/мин. (на 88%), КЧСМ повысилась на 2-3 периода/сек. Зрение изменилось с монокулярного на одновременное вдаль и вблизи.
Таким образом, применение увеличителей разной мощности при чтении не только создает условия для чтения стандартного шрифта амблиопичному глазу, но и обеспечивает увеличение угловых размеров буквенных знаков, воздействуя таким образом на разные частотные каналы зрительной системы. В результате лечения повышается острота зрения амблиопичного глаза вдаль и вблизи, скорость чтения, улучшаются показатели КЧСМ и характера зрения.
1. Способ повышения зрительных функций амблиопичного глаза у слабовидящих детей, включающий предъявление тест-объектов в условиях прямой окклюзии, отличающийся тем, что определяют порог чтения и предъявляют текст для чтения с размером шрифта, соответствующим порогу чтения в течение 10-15 минут, затем увеличивают размер шрифта в 2-3 раза и предъявляют его для чтения до наступления зрительного утомления, но не более 30-40 мин за один сеанс, всего 2-3 месяца.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что после повышения остроты зрения в период лечения курс повторяют с уменьшением размера шрифта в соответствии с понижением порога чтения.