Способ вакцинации против кори детей с онкологическими заболеваниями в анамнезе
Изобретение относится к медицине, к области вакцинопрофилактики, и может быть использовано для специфической профилактики кори у детей, имеющих онкологические заболевания в анамнезе. Впервые предлагается проводить вакцинацию и ревакцинацию против кори живой вакциной детей, перенесших онкологические заболевания, находящихся в ремиссии, через 3 и более месяцев после окончания химиотерапии, с предварительным определением субпопуляций лимфоцитов CD25+, CD95+, HLA II и серологическим обследованием, включающим выявление наличия специфических противокоревых антител. При значениях субпопуляций лимфоцитов выше возрастной нормы и отсутствии антител проводят вакцинацию живой коревой вакциной, а при значениях субпопуляций лимфоцитов выше возрастной нормы и наличии минимальных защитных противокоревых титров антител вакцинацию не проводят. Преимущество изобретения заключается в возможности предупреждения тяжелых форм коревой инфекции.
Реферат
Изобретение относится к медицине, к области вакцинопрофилактики, и может быть использовано для специфической профилактики кори у детей, имеющих онкологические заболевания в анамнезе.
Актуальность вопроса связана с сохранением циркуляции коревого вируса, вызывающего заболевание корью у лиц, непривитых и утративших специфический иммунитет по различным причинам. Детей с онкологическими заболеваниями до настоящего времени не прививают против инфекций, профилактика которых проводится живыми вакцинами, в том числе против кори, что создает угрозу их заболевания данной инфекцией с неблагоприятным исходом. Современные протоколы лечения солидных опухолей и острых лимфобластных лейкозов у детей включают химио-, радиотерапию в максимально переносимых дозах. Проведение такой терапии способствует формированию у 70-90% пациентов ремиссии более 5 лет. В период ремиссии дети, не имея ограничений в социальном плане, посещают детские, учебные учреждения наравне со своими сверстниками, не защищены от контактов с больными инфекционными болезнями, в том числе и с теми, от которых проводится вакцинация. Это приводит к тому, что на современном этапе основной причиной летальных исходов в период ремиссии у детей, пролеченных от лейкозов и других злокачественных заболеваний, являются тяжелые формы инфекционных заболеваний (в том числе, почти в трети случаев - осложнения кори). Патогенетической основой повышенной восприимчивости к инфекциям является развивающееся при проведении терапии нарушение нормального гемопоэза в сочетании с глубоким угнетением функции Т- и В-лимфоцитов, естественных киллеров, фагоцитов, комплемента, утрата специфического иммунитета после прививок, проводившихся до заболевания.
В настоящее время в нашей стране детей окончивших терапию злокачественных заболеваний прививают лишь против тех инфекций, против которых применяют неживые вакцины - против дифтерии, столбняка, коклюша, вирусного гепатита В, гриппа. Вакцинацию неживыми вакцинами проводят стандартными схемами. Введение большинства из этих препаратов рекомендуют не ранее, чем через 2 года после окончания специфического противоопухолевого лечения.
Введение живых вакцин детям со злокачественными заболеваниями в анамнезе в настоящее время в нашей стране не проводится, несмотря на то, что согласно международным подходам принципиально эти дети могут иммунизироваться живыми вакцинами.
Близким к предлагаемому изобретению является способ, описанный в патенте SU №1801212 A 3, 07.03.1993 и касающийся отбора детей из групп риска для ревакцинации против кори. Способ заключается в непроведении детям повышенного риска развития осложнений ревакцинации против кори, при увеличении антител в 2-4 раза через 40 дней после вакцинации. Данный способ в настоящее время не используется, так как все дети групп риска, за исключением лиц с иммунодефицитными состояниями, получают ревакцинацию против кори вне зависимости от титров антител после вакцинации (Приказ МЗ РФ №229 от 2002 г.). Кроме того, в предшествующие годы (1993 г.) дети с онкологическими заболеваниями являлись не группой риска, а группой, которой была противопоказана и вакцинация, и ревакцинация против кори и вопрос о способах их иммунизации не решался совсем.
Нами разработан способ вакцинации (ревакцинации) живой аттенуированной коревой вакциной детей с онкологическими заболеваниями в анамнезе, основанный на методе дифференцированного отбора на иммунизацию.
Технический результат изобретения - предупреждение тяжелых форм и летальных исходов коревой инфекции.
Способ заключается в том, что детям, находящимся в ремиссии не менее 3-х месяцев после окончания цитостатической терапии, определяют субпопуляции лимфоцитов CD25+, CD95+, HLA II и наличие специфических противокоревых антител и при значениях субпопуляции лимфоцитов, не выходящих за пределы возрастной нормы, и отсутствии антител проводится вакцинация или ревакцинация живой коревой вакциной, при значениях субпопуляций лимфоцитов выше возрастной нормы и наличии минимальных защитных противокоревых титров антител прививка не проводится.
Авторами установлено, что срок более 3-х мес. после окончания химиотерапии обусловлен тем, что восстановление основных иммунологических показателей после завершения химиотерапии происходит не ранее этого времени.
Авторы определили, что иммунологическое обследование необходимо проводить перед прививкой против кори с целью подтверждения иммунологической ремиссии у детей со злокачественными заболеваниями, прошедшими курс терапии. Иммунологическое исследование заключается в определении уровней субпопуляций лимфоцитов CD25+, CD95+ и HLA II как иммунологических критериев готовности к введению живой коревой вакцины. Это связано с тем, что лимфоциты, несущие маркеры CD25+, HLA II, являются показателями процессов пролиферации (размножения) клеток.
Предварительное определение титров AT необходимо для того, чтобы дифференцированно подойти к назначению ревакцинации против кори. В случае сохранности специфических титров антител после вакцинации, проведенной до основного заболевания, в защитном титре (минимальный определяемый любыми лабораторными методами титр), ревакцинация не проводится, при отсутствии противокоревых антител осуществляют ревакцинацию. Ранее не привитым против кори детям серологическое обследование на наличие антител не проводят, перед вакцинацией необходимо иммунологическое исследование, т.е. определение субпопуляций лимфоцитов.
Способ осуществляется следующим образом. Ребенок, перенесший онкологическое заболевание, должен быть ревакцинирован для создания индивидуальной защиты. Для этого необходимо уточнить, что терапия была окончена более 3 мес назад. Перед назначением прививки проводят иммунологическое обследование, включающее определение CD25+, CD95+ и HLA II лимфоцитов, а у детей, вакцинированных против кори до заболевания, определяют также противокоревые антитела. Если ребенок не был привит до заболевания, то осуществляют только иммунологическое обследование. При уровне субпопуляций, не выходящих за пределы возрастной нормы, и отсутствии противокоревых антител (у ранее привитых) проводят вакцинацию или ревакцинацию против кори живой коревой вакциной.
Сущность способа поясняется примерами, приведенными ниже.
Пример 1. Мальчик Ф., 6 лет. Диагноз: Болезнь Хождкина, выявленная в возрасте 2 лет. Состояние после комбинированного XT и РТ лечения - стабильная ремиссия, подтвержденная в условиях стационара. До основного заболевания ребенок прививался по календарю прививок, включая вакцинацию против кори в 13 месяцев. Вакцинацию всегда переносил хорошо. Проведенная терапия в соответствии с протоколом лечения состояла из 2 курсов полихимиотерапии и рентгенотерапии и продолжалась в течение 2 лет, т.е. до 4-х лет. В последующие 2 года ребенок находился на диспансерном учете у онколога с контрольными общеклиническими, рентгенологическим и УЗ исследованиями, прививок не проводили. В связи с необходимостью дальнейшей иммунизации, ревакцинации против кори в возрасте 6 лет проведено обследование.
В результате серологического исследования специфических противокоревых титров антител выявлено их отсутствие, в иммунологическом статусе - уровнь CD25+, HLA II, CD 95+ - лимфоцитов 6%, 6%, 11% соответственно (в пределах возрастной нормы). Это явилось показанием к проведению ревакцинации против кори. Ревакцинацию ребенок перенес удовлетворительно, не отмечено никаких поствакцинальных реакций, выявлено нарастание специфических противокоревых антител до защитного уровня к 30 дню после введения вакцины. Диспансерное наблюдение у онколога на протяжении года не выявило изменений в течении ремиссии
Пример 2. Ребенок К, 12 лет. Диагноз: Острый лимфобластный лейкоз. Стандартный риск. L1-L2. Клиника полилимфоаденопатии, увеличение печени и селезенки, впервые возникла в 7 лет. При анамнестическом обследовании родители отмечали у ребенка в последнее время склонность к экхимозам и повторным носовым кровотечениям. С 7 до 9 лет проходил курс полихимиотерапии по протоколу РЕСО-92, включавшему ПХТ и РТ.
До основного заболевания ребенок прививался по возрасту, в том числе вакцинирован против кори. Вакцинацию переносил хорошо. Инфекционными заболеваниями болел редко.
С 9 лет терапию не получает, находится на диспансерном учете у онколога, посещает среднюю школу, прививок не получал в течение 3-х лет из-за медицинских освобождений. Серологическое обследование на сохранность специфических титров антител выявило их отсутствие. При иммунологическом обследовании выявлены низкие уровни лимфоцитов, несущих маркеры активации: CD25+ до 1,0%, при возрастной норме 8-12%, HLA II 10,0% при возрастной норме 27-38%, CD95+ 1,0%, при возрастной норме 9-15%,
В условиях дневного стационара был ревакцинирован живой коревой вакциной в соответствии с наставлением в дозе 0,5 мл подкожно, коммерческой серией препарата. Ревакцинацию перенес удовлетворительно. Поствакцинальный период протекал гладко, выявлено нарастание противокоревых титров антител с 14 дня после прививки до защитного уровня. При катамнестическом наблюдении в течение 2 лет сохранялась стойкая ремиссия основного заболевания.
К настоящему времени предлагаемый способ апробирован у 40 пациентов в возрасте 6-15 лет (30 с острым лимфобластным лейкозом и 10 с различными, солидными опухолями), находящихся в периоде стабильной ремиссии в течение 1-4 лет. Все дети до выявления злокачественного заболевания получали вакцинацию против кори. При обследовании на сохранность противокоревых антител защитные титры выявлены у 16, остальные 24 ребенка не были защищены от кори. Все 24 пациента, не имевшие противокоревых антител, обследованы иммунологически с определением уровня субпопуляций лимфоцитов CD25+, HLA II, CD95+, содержание которых у 21 из них было низким и соответствовало предъявляемым данному способу требованиям. В результате, с применением предлагаемого способа был ревакцинирован против кори 21 ребенок (16 с ОЛЛ и 5 с СО). Все ревакцинированные имели гладкое течение коревого вакцинального процесса. Ни у одного не было поствакцинальных осложнений. При наблюдении в течение 2-3-х лет после прививки не отмечено изменений в состоянии здоровья, сохранялась стабильная ремиссия. Эффективность ревакцинации против кори подтверждена изучением специфических антител в поствакцинальном периоде.
Способ разработан в НИИ детских инфекций, в отделе специфической профилактики инфекционных заболеваний и прошел апробацию у 21 ребенка с положительным результатом. Ни в одном случаев не наблюдалось рецидива заболевания.
Способ вакцинации против кори детей, включающий серологическое и иммунологическое обследование, отличающийся тем, что у детей, перенесших онкологические заболевания и находящихся в ремиссии не менее 3 мес. после окончания цитостатической терапии, определяют субпопуляции лимфоцитов CD25+, CD95+, HLA II и наличие специфических противокоревых антител и при значениях субпопуляции лимфоцитов, не выходящих за пределы возрастной нормы, и отсутствии антител проводят вакцинацию (ревакцинация) живой коревой вакциной, при значениях субпопуляций лимфоцитов выше возрастной нормы и наличии минимальных защитных противокоревых титров антител прививку не проводят.