Полимербетонная смесь
Изобретение относится к строительным материалам, в частности к полимербетонной смеси, применяемым при изготовлении химически стойких, высокопрочных изделий и конструкций. Смесь включает, мас.%: низкомолекулярный полибутадиен 10,49-10,79; серу 5,24-5,40; тиурам 0,52-0,54; оксид цинка 1,89-1,94; оксид кальция 0,52-0,54; дибутилфталат 0,22-0,42; зола-унос 9,32-9,59; металлические волокна из металлокорда - отхода шинного производства 5,46-8,84; кварцевый песок 62,75-65,53. Технический результат - получение композита, имеющего преимущество по прочностным характеристикам перед известными полимербетонными смесями. Прочность композита и модуль упругости на осевое растяжение имеют соответственно значения 24,1 МПа и 28200 МПа. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к полимерным строительным материалам, используемым при изготовлении химически стойких изделий и конструкций, а именно к составам, содержащим в качестве связующего диеновые олигомеры.
Известны полимербетонные смеси (патент SU №1724623 А1, опубл. 07.04.92, патент RU №2120425 С1, опубл. 20.10.98, патент RU №2135425 С1, опубл. 27.08.99).
Однако указанные смеси характеризуются недостаточной прочностью и модулем упругости при осевом растяжении.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение прочности на осевое растяжение и модуля упругости полимербетонной смеси при эффективной утилизации отходов шинного производства.
Поставленная задача достигается тем, что полимербетонная смесь, включающая низкомолекулярный полибутадиен, серу, тиурам, оксид цинка, оксид кальция, тонкомолотый минеральный наполнитель и кварцевый песок, отличается от прототипа тем, что она дополнительно содержит металлические волокна из металлокорда - отхода шинного производства и дибутил-фталат, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Низкомолекулярный полибутадиен | 10,49-10,79 |
Сера | 5,24-5,40 |
Тиурам | 0,52-0,54 |
Оксид цинка | 1,89-1,94 |
Оксид кальция | 0,52-0,54 |
Дибутилфталат | 0,22-0,42 |
Тонкомолотый минеральный | |
наполнитель - зола-унос ТЭЦ | 9,32-9,59 |
Металлические волокна из | |
металлокорда - отхода шинного | |
производства | 5,46-8,84 |
Кварцевый песок | 62,75-65,53 |
Введение в полимербетонную смесь металлических волокон из металлокорда - отхода шинного производства и дибутилфталата позволяет повысить прочностные показатели, получаемого композита, при одновременном улучшении технологических свойств композиции.
Повышение прочностных показателей происходит из-за того, что металлические волокна из металлокорда - отхода шинного производства, введенные в полимербетонную смесь, препятствуют образованию, раскрытию и развитию микротрещин, а дибутилфталат способствует равномерному распределению и произвольной ориентации всех компонентов в объеме композиции.
Пример.
Характеристика используемых в полимербетонной смеси компонентов:
- низкомолекулярный полибутадиен ПБН (ТУ 38.103641-87) - прозрачная жидкость с динамической вязкостью 1,5 Па·с, плотностью 890 кг/м3;
- сера техническая (ГОСТ 127,4-93) - ярко-желтый порошок плотностью 2070 кг/м3, температура плавления 114°С;
- тиурам (тетраметилтиурамдисульфид, ТУ 6-00-00204197-253-93) -серо-белый порошок, плотностью 1290-1400 кг/м3;
- оксид цинка - ZnO (ГОСТ 10262-73) - белый порошок, плотностью 3700-3800 кг/м3;
- оксид кальция - СаО (ГОСТ 8677-76) - белый порошок, плотностью 2050-2900 кг/м3;
- тонкомолотый минеральный наполнитель - зола-унос Воронежской ТЭЦ, с удельной поверхностью 2500-2700 см2/г, имеющая следующий состав, мас.%:
SiO | 48-52 |
Al2O3 | 18,5-21,5 |
Fe2О3 | 12,5-14,5 |
СаО | 5-5,5 |
MgO | 2-3 |
К2О | 1-2 |
Na2O | 1 |
S2O3 | 0,4-0,3 |
n.n.n. | 6-15 |
Состав золы-унос, которая образуется при сжигании донецкого угля марки A-III постоянен в указанных выше пределах и отвечает требованиям ГОСТ 25818-83;
- дибутилфталат (ГОСТ 8728-77) представляет собой прозрачную жидкость, полученную при взаимодействии ортофталевой кислоты и Н-бутилового спирта. Цвет по идометрической шкале не менее 1,0, плотность при 20°С - 1,045 г/см3.
- кварцевый песок Вольского, Тамбовского и Аннинского карьеров, удовлетворяющий требованиям ГОСТ 8736-93;
- металлические волокна, изготовленные путем рубления на соответствующую длину и последующим роспуском из обрезков металлокорда (ГОСТ 14311-85), перестающих удовлетворять требованиям технологии шинного производства и скапливающихся на предприятиях в качестве отходов. Металлокорд представляет собой канатик из стальных высокопрочных проволок с латунным покрытием, улучшающим сцепные свойства с резиной и защищающим сталь от механических повреждений и агрессивного воздействия внешней среды. Полученные таким образом фибры представляют собой волокна волнообразной формы, так как металлокорд имеет шаг свивки в 2...3 раза меньше длинны волокон.
Приготовление полимербетонной смеси осуществляется следующим образом: низкомолекулярный полибутадиен совмещают с дибутилфталатом и предварительно высушенной и просеянной серой. Затем в композицию последовательно вводят тиурам, оксид цинка, оксид кальция, тонкомолотый минеральный наполнитель - золу-унос ТЭЦ, мелкий заполнитель, после чего добавляют при непрерывном перемешивании композиции металлические волокна из металлокорда - отхода шинного производства. Приготовленную смесь укладывают в специально подготовленные формы, уплотняют на виброплощадке в течение 150 с и подвергают тепловой обработке при температуре 120°С в течение 8 ч.
Для экспериментальной проверки заявляемой смеси были изготовлены образцы - "восьмерки", размером 4×4×40 см, пяти составов (табл. 1).
Таблица 1 | |||||
Наименование | Содержание компонентов, мас.% | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Низкомолекулярный полибутадиен | 10,95 | 10,79 | 10,64 | 10,49 | 10,34 |
Сера | 5,47 | 5,40 | 5,32 | 5,24 | 5,17 |
Тиурам | 0,55 | 0,54 | 0,53 | 0,52 | 0,52 |
Оксид цинка | 1,97 | 1,94 | 1,91 | 1,89 | 1,86 |
Оксид кальция | 0,55 | 0,54 | 0,53 | 0,52 | 0,52 |
Дибутилфталат | 0,11 | 0,22 | 0,32 | 0,42 | 0,52 |
Тонкомолотый минеральный наполнитель - зола-унос ТЭЦ | 9,73 | 9,59 | 9,45 | 9,32 | 9,19 |
Металлические волокна из металлокорда - отхода шинного производства | 3,69 | 5,46 | 7,17 | 8,84 | 10,46 |
Кварцевый песок | 66,98 | 65,52 | 64,13 | 62,76 | 61,42 |
Характеристики полученных композитов и прототипа представлены в табл. 2.
Таблица 2 | ||||||
Свойства | Предполагаемая смесь | Прототип | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Предел прочности на осевое растяжение, МПа | 19,5 | 20,4 | 21,6 | 24,1 | 25,6 | 14,8 |
Модуль упругости при осевом растяжении, МПа | 23000 | 23800 | 24400 | 28200 | 32100 | 20000 |
Из табл. 1 и 2 видно, что введение в полимербетонную смесь металлических волокон из металлокорда - отхода шинного производства и дибутилфталата повышает, по сравнению с прототипом, предел прочности и модуль упругости на осевое растяжение получаемого композита.
Присутствие в предлагаемой композиции волокон позволяет, благодаря их хорошей адгезии к полимербетону (из-за волнообразной формы волокон и их латунного покрытия), высокому модулю упругости и равномерному распределению, воспринимать усилия любого направления, а также препятствовать образованию микротрещин. После образования трещин, которое может произойти либо при разрыве фибр, либо при нарушении их сцепления с матрицей полимера, волокна, охватывая образовавшуюся трещину со всех сторон, препятствуют дальнейшему росту и развитию трещин в материале, тем самым, увеличивая их сопротивление разрушению.
Кроме этого введение в состав композиции дибутилфталата приводит к увеличению механической податливости полимерной системы и изменению ее структуры на надмолекулярном уровне. Происходит данный процесс благодаря тому, что вводимый компонент распределяется между надмолекулярными структурными элементами в виде тонких слоев, сопоставимых по толщине с размерами молекул (своеобразный эффект смазки), облегчая тем самым взаимные перемещения агрегатов макромолекул, а не отдельных ее звеньев. При этом в результате более равномерного распределения компонентов (без образования пор и пустот), а также заметного улучшения взаимодействия активных составляющих полимербетонной смеси, уменьшается общее количество дефектов.
Оптимальное содержание дибутилфталата и металлических волокон из металлокорда - отхода шинного производства в полимербетонной смеси, согласно данным табл. 2, находится в пределах 0,22-0,42% и 5,46-8,84% по массе соответственно. Выход за указанные пределы в меньшую сторону нежелателен, поскольку это не приводит к ощутимому увеличению прочностных показателей. Происходит это потому, что:
- во-первых, металлические волокна из металлокорда - отхода шинного производства, при недостаточном их количестве и неточном выполнении технологических параметров приготовления композиции, неравномерно распределяются в полимерной смеси. В результате чего волокна не эффективно воспринимают усилия различного направления, не препятствуют образованию внутренних первоначальных трещин, дальнейшему их раскрытию и развитию в материале;
- во-вторых, из-за того, что в полимерной композиции присутствует значительное количество мелкодисперсных, мелкозернистых компонентов и металлических волокон из металлокорда - отхода шинного производства, склонных в процессе приготовления к образованию пространственно связанных пучков, при содержании дибутилфталата в полимерной системе менее 0,22% будет происходить повышение вязкости композиции и нарастание в ней дефектов, т.к. пластифицирующее действие дибутилфталата недостаточно.
Выход за предел оптимального содержания дибутилфталата и металлических волокон из металлокорда - отхода шинного производства в сторону увеличения также не желателен, поскольку:
- во-первых, это приводит к комкованию композиции в процессе перемешивания составляющих, что не только усложняет технологический процесс приготовления материала, но и вызывает появление значительных дефектов в его структуре, снижающих прочность композита;
- во-вторых, толщина слоев между надмолекулярными структурными элементами увеличивается и вызывает снижение активного взаимодействия составляющих полимербетонной смеси, поскольку при избыточном количестве дибутилфталата происходит чрезмерная пластификация полимерного связующего, ухудшающая физико-механические характеристики полимерной композиции.
Т.е. нарушение границ оптимального содержания в полимербетонной смеси дибутилфталата и металлических волокон из металлокорда - отхода шинного производства приводит к дисбалансу составляющих композиции, образованию дефектов в структуре композита, снижающих эффективность распределения и взаимодействия компонентов, способствует снижению прочности и модуля упругости на растяжение.
Таким образом, комплексное введение в полимербетонную смесь дибутилфталата и металлических волокон из металлокорда - отхода шинного производства в установленных для них пределах обеспечивает повышение прочностных показателей композита при растяжении и упрощает технологический процесс получения изделий и конструкций, выполненных на его основе и обладающих высокими физико-механическими характеристиками.
Полимербетонная смесь, включающая низкомолекулярный полибутадиен, серу, оксид цинка, оксид кальция, тонкомолотый минеральный наполнитель - зола-унос ТЭЦ, тиурам, кварцевый песок, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит металлические волокна из металлокорда - отхода шинного производства и дибутилфталат, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Низкомолекулярный полибутадиен | 10,49-10,79 |
Сера | 5,24-5,40 |
Тиурам | 0,52-0,54 |
Оксид цинка | 1,89-1,94 |
Оксид кальция | 0,52-0,54 |
Дибутилфталат | 0,22-0,42 |
Тонкомолотый минеральный | |
наполнитель - зола-унос ТЭЦ | 9,32-9,59 |
Металлические волокна из | |
металлокорда - отхода шинного | |
производства | 5,46-8,84 |
Кварцевый песок | 62,75-65,53 |