Способ оптимизации режима охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы

Изобретение относится к области металлургии, конкретно к прокатному производству, и касается технологии охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы. Задача изобретения - повышение стойкости валков, уровня стабилизации их теплового профиля. В соответствии с изобретением контролируют температуру рабочих валков каждой клети ti, сравнивают ее с максимально допустимой tmax, выявляют клети, в которых ti максимально близко к tmax и, в первую очередь, перераспределяют расход охлаждающей жидкости в пользу этих клетей, при этом если хотя бы в одном из коллекторов, охлаждающих валки этих клетей, V11<Vопт, для дополнительного охлаждения таких клетей уменьшают расход охлаждающей жидкости в тех клетях, где разность tmax-ti максимальна, включая и те клети, где V11<Vопт. Для дополнительного охлаждения валков клетей, в которых условие ti<tmax осталось не достигнуто, используют излишки охлаждающей жидкости из коллекторов других систем охлаждения, например системы межклетевого охлаждения полосы. Если в какой-либо клети после выполнения предыдущего действия вновь осталось не достигнуто условие ti<tmax, увеличивают время паузы перед прокаткой следующей полосы. Изобретение обеспечивает оптимизацию режима охлаждения рабочих валков при сохранении неизменным суммарного расхода охладителя на стан. 2 з.п.ф-лы, 4 табл.

Реферат

Изобретение относится к области металлургии, конкретно к прокатному производству, и касается технологии охлаждения рабочих валков листового стана горячей прокатки.

Известен способ оптимизации режима охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы, включающий охлаждение каждого валка путем подачи на его поверхность струй охлаждающей жидкости через форсунки, установленные в коллекторах рядами параллельно оси валка с входной и выходной сторон клети, управление расходом охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью регулирующих клапанов, контроль индивидуального расхода V [м3/ч] охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью расходомеров, определение для каждого коллектора плотности облива как V11=V/F [м3/ч·м2], где F [м2] - фактическая площадь поливаемой охлаждающей жидкостью поверхности каждого валка, сравнение плотности блива V11 с оптимальной Vопт=180-220 [м3/ч·м2], минимизацию разности |Vопт-V11| путем перераспределения плотностей облива между валками разных клетей стана в возможных пределах, определяемых суммарным расходом охлаждающей жидкости, который система охлаждения способна подать на каждую клеть и на стан в целом (патент РФ №2186642, кл. В 21 В 27/06, 2002 г.). Данный способ наиболее близок к изобретению по совокупности существенных признаков и может быть принят за ближайший аналог.

Известный способ оптимизирует режим охлаждения по критерию достижения максимально эффективного теплообмена между валком и охлаждающей жидкостью на единицу расхода последней, но не учитывает индивидуальных для валков каждой клети условий работы, определяющих необходимость или отсутствие необходимости достижения такой максимальной эффективности. Между тем, условия эти могут существенно разниться, особенно на станах горячей прокатки и тем более в случае прокатки особо тонких полос, когда в последних клетях стана теплоотдача от полосы к валкам резко уменьшается. В результате валки одних клетей стана при прокатке могут перегреваться, нарушается стабильность их теплового профиля, снижается стойкость и срок службы валков, а валки других клетей испытывают чрезмерное охлаждение, часть охлаждающей жидкости расходуется на них без необходимости и практически не влияет на их температурный режим.

Задачей изобретения является оптимизация режимов подачи охлаждающей жидкости на валки станов горячей прокатки с учетом индивидуальных температурных условий работы валков всех клетей стана и, тем самым, повышение стойкости валков, уровня стабилизации их теплового профиля, что в конечном счете ведет к улучшению качества проката и повышению производительности стана.

Указанная задача решается тем, что в способе оптимизации режима охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы, включающем охлаждение каждого валка путем подачи на его поверхность струй охлаждающей жидкости через форсунки, установленные в коллекторах рядами параллельно оси валка с входной и выходной сторон клети, управление расходом охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью регулирующих клапанов, контроль индивидуального расхода V [м3/ч] охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью расходомеров, определение для каждого коллектора плотности облива как V11=V/F [м3/ч·м2], где F [м2] - фактическая площадь поливаемой охлаждающей жидкостью поверхности каждого валка, сравнение плотности облива V11 с оптимальной Vопт=180-220 [м3/ч·м2], минимизацию разности |Vопт-V11| путем перераспределения плотностей облива между валками разных клетей стана в возможных пределах, определяемых суммарным расходом охлаждающей жидкости, который система охлаждения способна подать на каждую клеть и на стан в целом, согласно изобретению контролируют температуру рабочих валков каждой клети ti сравнивают ее с максимально допустимой tmax, выявляют клети, в которых ti максимально близко к tmax и, в первую очередь, перераспределяют расход охлаждающей жидкости в пользу этих клетей, при этом если хотя бы в одном из коллекторов, охлаждающих валки этих клетей, V11<Vопт, для дополнительного охлаждения таких клетей уменьшают расход охлаждающей жидкости в тех клетях, где разность tmax-ti максимальна, включая и те клети, где V11<Vопт.

Кроме того, для дополнительного охлаждения валков клетей, в которых условие ti<tmax осталось не достигнуто, используют излишки охлаждающей жидкости из коллекторов других систем охлаждения.

Кроме того, при недостижении в какой-либо клети после выполнения предыдущего действия условия ti<tmax, увеличивают время паузы перед прокаткой следующей полосы.

Сущность способа заключается в следующем.

Проведенные исследования на разработанной математической модели теплового режима рабочих валков во время прокатки показали, что существует такое распределение расхода охладителя по клетям стана, которое гарантирует среднеинтегральную температуру валка не выше 80°С при различных режимах прокатки, в том числе особо тонких полос. На основе полученных результатов исследований разработана технология настройки системы охлаждения стана горячей прокатки, позволяющая привести к оптимальному, с точки зрения температурного режима валков, расход охладителя по клетям стана без увеличения суммарного расхода охладителя на стане и тем самым оптимизировать процесс охлаждения рабочих валков, что приведет к повышению стойкости валков, уровня стабилизации их теплового профиля и, в конечном счете, к улучшению качества проката и повышению производительности стана.

Особенностями способа является то, что для оптимизации теплового режима рабочих валков первых клетей стана на первом этапе используют излишки охладителя, идущего на те клети стана, для рабочих валков которых разность tmax-ti максимальна, на следующем этапе - охладитель, расходуемый ранее для охлаждения полосы в межклетевом промежутке, а на последнем этапе увеличивают время паузы перед прокаткой следующей полосы.

Ниже приводится конкретный пример экспериментальной реализации способа согласно изобретению применительно к работе системы охлаждения рабочих валков действующего шестиклетевого стана 1700 листопрокатного цеха.

Обследование режимов работы системы охлаждения рабочих валков стана показало, что параметр "плотность облива" находится в оптимальном диапазоне для каждого коллектора, однако наблюдается значительная неравномерность в тепловом режиме рабочих валков стана, в частности значительный перегрев валков в первых клетях стана, что отрицательно влияет на стойкость валков, и необходимо перераспределение расхода охладителя по клетям стана при условии сохранения неизменным суммарного расхода охладителя на стан в целом.

Для оптимизации режима охлаждения рабочих валков шестиклетевого стана 1700 были выполнены следующие операции:

1. Был проанализирован температурный режим валков при прокатке тонких полос с паузами 10-60 с (применяемые на стане режимы). Распределение температуры рабочих валков по клетям стана представлено в табл. 1. Было установлено, что температура валков в клетях №№1-3 выше оптимального значения 80°С, а в клетях №№4-6 - ниже 80°С, причем разность tmax-ti максимальна для валков клетей №№4, 5 и 6, поэтому необходимо изменить расход охладителя по клетям стана. Температура опорных валков во всех клетях не превышает 55°С.

Таблица 1
Номер клети123456
Температура валков, °С94-10480-9080-8568-7668-7668-76

2. Были определены фактические расходы охладителя через коллекторы и плотности облива рабочих валков для каждого коллектора (табл. 2). Выявлено, что плотность облива рабочих валков с выходной стороны для клетей №№1-3 соответствует оптимальной, плотность облива с входной стороны клетей №№1-3, а также с входной и выходной сторон клетей №№4-6 ниже оптимальной, что позволяет увеличить ее.

Таблица 2
Номер клети123456
Расход охладителя с входной стороны клети, м3/час213213213142142142
Плотность облива рабочих валков с входной стороны клети, м3/ч·м2949494636363
Расход охладителя с выходной стороны клети, м3/час427427427284284284
Плотность облива рабочих валков с выходной стороны клети, м3/ч·м2189189189126126126

3. Был перераспределен расход охладителя:

- уменьшили расход через коллекторы выходной стороны клетей №№5, 6 до 184 м3/час;

- высвободившиеся излишки расхода охладителя направили на коллекторы входной и, в первую очередь, выходной сторон клетей №№1, 2, поскольку теплосъем с поверхности валка, обращенной к выходной стороны клети, наиболее эффективен.

Полученные в результате перераспределения расходы охладителя по клетям приведены в табл.3.

Таблица 3
Номер клети123456
Расход охладителя с входной стороны клети, м3/час283283213142142142
Плотность облива рабочих валков с входной стороны клети, м3/ч·м212512594636363
Расход охладителя с выходной стороны клети, м3/час457457427284184184
Плотность облива рабочих валков с выходной стороны клети, м3/ч·м22022021891268181

4. По математической модели была определена температура рабочих валков, выявлено, что температура валков клетей №№2, 4, 5, 6 находится в оптимальном диапазоне, а температура валков клетей №№1, 3 все еще выше оптимальной.

5. Дополнительно к перераспределению охладителя по клетям стана, указанному в п.3, для оптимизации теплового режима рабочих валков охладитель, ранее расходовавшийся на охлаждение полосы в межклетевом промежутке, был направлен в коллекторы клетей №№1, 3. Полученные в результате перераспределения расходы охладителя приведены в табл. 4.

Таблица 4
Номер клети123456
Расход охладителя с входной стороны клети, м3/час353283253142142142
Плотность облива рабочих валков с входной стороны клети, м3/ч·м2156125112636363
Расход охладителя с выходной стороны клети, м3/час487457437284184184
Плотность облива рабочих валков с выходной стороны клети, м3/ч·м22152021931268181

6. По математической модели была вновь определена температура рабочих валков на режимах прокатки с разной продолжительностью пауз между прокаткой полос, выявлено, что при малом времени пауз (менее 15 с) температура рабочих валков клетей №№1, 2, 3 выше оптимальной.

7. Было увеличено время пауз между прокаткой полос до величины, большей 15 с.

8. При определении температуры рабочих валков выявлено, что во всех клетях температура валков не превышает 80°С.

В результате выполнения описанных выше операций обеспечена оптимизация режима охлаждения рабочих валков при сохранении неизменным суммарного расхода охладителя на стан.

Таким образом, полностью удалось оптимизировать режимы подачи охлаждающей жидкости на валки станов горячей прокатки с учетом индивидуальных температурных условий работы валков всех клетей стана и, тем самым, повысить стойкость валков, уровень стабилизации их теплового профиля, что, в конечном счете, ведет к улучшению качества проката и повышению производительности стана.

1. Способ оптимизации режима охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы, включающий охлаждение каждого валка путем подачи на его поверхность струй охлаждающей жидкости через форсунки, установленные в коллекторах рядами параллельно оси валка с входной и выходной сторон клети, управление расходом охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью регулирующих клапанов, контроль индивидуального расхода V, м3/ч, охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью расходомеров, определение для каждого коллектора плотности облива как V11=V/F, м3/ч·м2, где F, м, - фактическая площадь поливаемой охлаждающей жидкостью поверхности каждого валка, сравнение плотности облива V11 с оптимальной Vопт=180-220 м3/ч·м2, минимизацию разности |Vопт-V11| путем перераспределения плотностей облива между валками разных клетей стана в возможных пределах, определяемых суммарным расходом охлаждающей жидкости, который система охлаждения способна подать на каждую клеть и на стан в целом, отличающийся тем, что контролируют температуру рабочих валков каждой клети ti, сравнивают ее с максимально допустимой tmax, выявляют клети, в которых ti максимально близко к tmax, и в первую очередь перераспределяют расход охлаждающей жидкости в пользу этих клетей, при этом, если хотя бы в одном из коллекторов, охлаждающих валки этих клетей, V11<Vопт, для дополнительного охлаждения таких клетей уменьшают расход охлаждающей жидкости в тех клетях, где разность tmax-ti максимальна, включая и те клети, где V11<Vопт.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для дополнительного охлаждения валков клетей, в которых условие ti<tmax осталось не достигнуто, используют излишки охлаждающей жидкости из коллекторов других систем охлаждения.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что при недостижении в какой-либо клети после выполнения предыдущего действия условия ti<tmax, увеличивают время паузы перед прокаткой следующей полосы.